Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
городского округа город Буй Костромской области
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
____________________
| «Утверждаю»
Заместитель директора по учебной работе
________________________
| «Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 2 __________________
Маланова Н.Н.
|
Рабочая программа
Лебедевой Натальи Николаевны,
учителя первой квалификационной категории
МОУ СОШ №2 городского округа
г. Буй Костромской области,
по биологии
6 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. С.В. Суматохин, Г.С. Калинова) - М.: Просвещение, 2009.
№
| Название темы
| Количество часов
| Количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований
| 1
| Введение
| 2
|
| 2
| Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов
| 6
| 4
| 3
| Разнообразие организмов
| 7
| 3
| 4
| Жизнедеятельность организмов
| 10
| 1
| 5
| Размножение, рост и развитие организмов
| 3
| 1
| 6
| Регуляция жизнедеятельности организмов
| 7
| 2
|
| Итого
| 35
| 11
| Методическая и дополнительная литература
Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под. ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 – 127 с.: ил.
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. Биология. 6 класс : рабочая тетрадь / под ред. В.В. Пасечника – М.: Просвещение, 2011
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии 6 класс. Пособие для учителя /под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2008. – 48 с.
Биология 5-11 классы. Развернутое тематическое планирование УМК «Линия жизни» под. ред. В.В. Пасечника / авт.-сост. М.В. Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.
Акимушкин И.И. Занимательная биология / И.И. Акимушкин. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304 с.: ил.
Артамонов В.И. Зеленые оракулы / В.И. Артамонов. – М. : Мысль, 1989. – 185 с.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения Кн. 1 / В.И. Артамонов. – М. : Агропромиздат, 1989. – 383 с. : ил.
Артамонов В.И. Занимательная физиология / В.И. Артамонов. – М. : Агропромиздат, 1991 – 336 с.
Биология и анатомия : универ. энцикл. шк. / сост. А.А. Воротников. – Минск : Валев, 1995. – 528 с. : ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М. : Аванта+, 1994. – С.92-684.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5-е изд., перераб. и доп./ гл. ред. М.Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона : книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста / Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1994. – 218 с.
Гарибова Л.В. Энциклопедия природы России. Грибы / Л.В. Гарибова, И.И. Сидорова. – М.: 1997. – 350 с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений / Б.Н. Головкин. – 2-е изд. – М.: Колос, 1992. – 350 с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание / И.А. Губанов. – М., 1996. – 556 с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н.Ф. Золотницкий. – М. : Дрофа, 2002. – 320 с. : ил.
Мир культурных растений : справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 381 с. : ил.
Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений : кн. для учащихся / В.С. Новиков, И.А. Губанов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 240 с. : ил.
Теремов А. Занимательная зоология : книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с. : ил.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:•
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание курса
6 класс
35 часов/год (1 ч/нед.)
Живые организмы
Введение. Биология как наука (2 ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6ч)
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.
Глава 2. Разнообразие организмов (7 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Глава 3. Жизнедеятельность организмов (10 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение
Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.
Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов (3 ч)
Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение. Рост организмов.
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов (7 ч)
Значение регуляции жизнедеятельности организма. Общее представление о нервной системе. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений
Критерии оценивания по биологии
|
|
|
| |