Опыт обучения экологии в первом классе





Скачать 254.32 Kb.
НазваниеОпыт обучения экологии в первом классе
страница1/2
Дата публикации18.09.2014
Размер254.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2


Л.Н. Ердаков, О.Н. Чернышова

Опыт обучения экологии в первом классе

Новосибирский государственный педагогический университет

Цели и задачи обучения экологии в первом классе

Непрерывное экологическое образование продолжается в начальной школе. Здесь тоже ребенок проживает своеобразные чувствительные периоды, и у него есть возможность запечатлевания необходимой ему информации (Ердаков,2006). Так что простые экологические правила могут быть им хорошо усвоены и, что самое главное будет сохраняться необходимость следования им на долгий срок. Полученные в детском саду и в семье первичные сведения о разнообразии организмов и особенностях их жизни в первом классе должны упорядочиваться, создавая из этого разнообразия некоторую типологическую картину. При всем разнообразии организмы, оказывается, в своей жизни используют общие правила, с помощью которых и приспосабливаются к изменениям своей жизненной обстановки.

Поэтому цель обучения экологии в первом классе может состоять в познании ребенком этих общих правил, регламентирующих жизнь любого организма (особи). Оно должно сопровождаться применением общих экологических правил к самому себе, выяснении необходимости и удобства использования их в собственной жизни. Так должен появиться личный опыт применения экологических законов и правил. Это приведет к осознанию себя одним из организмов нашей планеты, а не хозяином ее, то есть положит начало формированию биоцентрического мировоззрения и, как следствие его – биосферного мышления* (Ривкин,1995). В более зрелом возрасте все это можно объяснить человеку, но использование этой информации им будет затруднено приматом _______________

* Это мышление основано на глубоком понимании того, что наше существование – это часть планетарного существования.

социального над биологическим в его сознании. Тогда как запечатленные правила вынуждают следовать им и могут преодолевать социальный диктат. Многочисленные исследования показали, что многие важные навыки невозможно приобрести, пропустив тот чувствительный период, когда их нужно было запечатлеть (Boesch, Boesch, 1981; Гуддол,1992).

Особенности подачи материала

Экологический материал в настоящее время, пожалуй, самый сложный для подачи. Наука эта имеет большое число законов, сильно математизирована и имеет свой устоявшийся язык (терминологию). Поэтому самоподготовка учителя начальной школы по экологии осложнена. Трудоемкое изучение экологических законов учитель заменяет более простым популярным и как ему кажется, более насущным материалом популярного изложения охраны окружающей среды. Или известными ему издавна описаниями животных, растений и замечательных уголков природы родного края. Экологический результат такого обучения просто отсутствует.

Наиболее результативно обучать детей именно экологическим правилам в совершенно понятной им форме, опуская всякую терминологию, но при этом, не снижая экологической корректности изложения. Планировка современного урока начальной школы очень располагает к такой подаче материала. Ведь кроме обучения самому предмету «экология», не менее нужны и другие компоненты экологического образования. У учителя нет цели воспитать из своих учеников будущих экологов. Именно обуживание цели преподавания, превращение предмета в теоретический, абстрактный почти полвека не удавалось ни в одной стране мира внедрить экологическое образование в школьное и вузовское обучение (Ван Матр, 1999).

Урок в начальной школе обычно реализует три задачи: обучающую, развивающую и воспитывающую. В случае экологического урока, обучающей задачей в первом классе будет узнать новое экологическое правило (в крайнем случае, два, большее их количество на одном уроке приведет к необходимости заучивания без понимания). Полученное учениками новое экологическое правило должно быть не только максимально понятным, но оно должно побуждать их к стремлению примерить это правило к собственной жизни, употребить его.

Так начинается выполнение второй задачи урока. Развивающим может быть осознание всеобщности этого правила, вариантам употребления его в жизнедеятельности человека. Кроме того, можно проверить и само правило. Последнее приводит к конструированию какого-либо испытания, научного исследования действия этого правила. Исследование может быть заменено общей игрой, в которой проявится и подтвердится эта маленькая экологическая закономерность. Дети примеривают новое знание на себя, это прагматическая компонента экологического образования, без которой оно, как выяснилось за многие годы, не реализуется.

Воспитательная задача такого урока не менее экологически важна. Она обычно вызывает наибольшие затруднения учителя. Это задача воспитания биоцентрического мировоззрения. Нужно убедить учеников в том, что человек не самый главный на планете, что он не хозяин и не распорядитель всего сущего на ней, а только один из существующих здесь видов животных. В силу этого, чтобы выжить он должен соблюдать экологические правила, как и прочие виды. Для него это означает не только необходимых ограничений в своей деятельности, но и уважения к другим совместно с ним обитающим здесь организмам. Главное здесь не смешать этическую и экономическую компоненты. Не убедить учащихся в том, что уважения достойна только полезность для человека. Человек ведь всего лишь один из видов, да и то далеко не самый важный в биосфере.

Подробнее все эти задачи мы рассмотрим далее в примерах построения уроков.

Какой материал стоит давать в первом классе (причины)

В первом классе, по нашему мнению, следует обучать самым общим правилам, регламентирующим жизнь особи любого вида животных. Вне зависимости от того, где живет эта особь, в воде, на земле, в воздухе или под землей, она определенным образом приспосабливается к внешним воздействиям. Кстати эти воздействия влияют сразу на множество животных, где бы они не обитали. Если уж снизилась температура, началась зима, то это повлияет на любых животных этой местности и вынудит их к определенным ответам на снижение температуры. Такие правила хорошо известны и очень просты, мы их назвали «экологическими аксиомами» (Ердаков,2006, Ердаков, Чернышова,2008), потому что особых доказательств они не требуют и лежат в основе приспособительной стратегии и тактики любой особи. Адаптаций в этой группе чрезвычайно много и преподавателю самому придется осуществлять выбор при планировании своей программы по экологии для первого класса.

На одном уроке дается одна, максимум – две таких аксиомы. Они и составляю весь новый материал урока. Новый материал, то есть их объяснение решает обучающую задачу урока. Причина именно такого числа аксиом в возрастных особенностях школьников. Им просто нельзя давать много нового материала из-за легкой утомляемости. Нет смысла и заучивать новый материал (если его много) тогда ведь им не поманипулируешь, не попробуешь его на себе. Все это заставляет строго дозировать новый материал.

Если мы проводим урок экологии или интегрированный с другим предметом экологизированный урок, то на нем должно быть усвоено какое-либо экологическое правило или закон. В ином случае это не экологический урок. Ведь наука экология это свод определенных правил. Давая урок арифметики трудно не коснуться в нем ни одного арифметического правила. Эта веская причина, каждый урок экологии научит хотя бы одному экологическому правилу.

Еще одна причина, по которой необходимо на каждом уроке дать обязательно экологическое правило состоит в том, что только в этом случае можно проверить действие этого правило на самом себе, а также убедиться во всеобщности такого действия. В этом случае без натяжек достигается прагматическое отношение к экологии и понимается необходимость выполнения таких правил. Их выполнение ощутимо помогает организму, создает дополнительные удобства, в обратном случае наблюдается (хорошо чувствуется) дискомфорт. Сознательное выполнение правил не только улучшает условия жизни, но и приучает человека сознательно поступать определенным образом, то есть сознательно ограничивать свои поступки.

Экологические аксиомы в первых приближениях сформулированы и могут служить справочником для учителя, но для их объяснения необходимы разнообразные иллюстрации. Ведь у первоклассника преобладает художественно-чувственное восприятие мира, ему пока неведомо абстрактное. Где же учитель найдет необходимые иллюстрации для такого преподавания?

Обзор иллюстраций возможных для использования

Самые простые иллюстрации целевого экологического плана собраны в специализированном комиксе по экологии для первого класса, «Как Эколобок путешествовал» первый сборник (Ердаков,1996). Это книжка-раскраска с небольшим числом персонажей на каждой странице, зато каждая содержит иллюстрацию одного из экологических правил.

Очень большое число экологических правил иллюстрирую русские народные сказки. Они на удивление экологичны, это мы иллюстрировали и отмечали и в предыдущих публикациях (Ердаков,1992). Сюжеты их хорошо понятны детям, персонажи привычны, остается простое акцентирование внимания ребенка на экологическом правиле. В сказке про двух морозов – это адаптация к низкой температуре в виде мышечных сокращений, а в сказках про медведя в берлоге, уже другая адаптация – строительство теплого жилья. Когда персонаж Мороз-красный нос, то и это адаптация к низкой температуре, результат которой – покраснения носа. И более сложные экологические правила тоже иллюстрируют русские сказки. В одной из них про волшебника и его ученика рассказывается погоня за сбежавшим учеником в виде перевоплощений. Ученик взмывает ласточкой, волшебник за ни ястребом, ученик рассыпается зерном, волшебник становится курицей, ученик ныряет в речку рыбкой, волшебник за ним щукой. Это же конструирование пищевой цепочки из раздела биоценология в 3 или 4 классе!

Число рисунков и фотографий животных, из которых может выбирать иллюстрации учитель необозримо. Особенно расширились эти возможности с появлением Интернета. А ведь любая такая фотография, а тем более, подобранные их серии уже иллюстрация какого-либо экологического правила. Нужна нам теплая шуба, как адаптация к низкой температуре, можно сделать подборку запоминающихся животных. Одни из них будут с длинным, или с длинным и густым мехом, другие – с длинным и редким, с коротким и так далее. Вот и соберем множества реализаций приспособления к различной температуре среды. Нужна подкожная «шуба» – запасы жира, и здесь к нашим услугам яркие и интересные картинки китов и тюленей. Также нетрудно отыскать и разнообразные варианты защитной окраски: маскировочной, предупреждающей, мимикрирующей.

Безусловной и прекрасной иллюстрацией любого экологического правила для особи могут быть рисунки самих учеников на заданную тему. Ведь животное, которому холодно выглядит совсем не так, как изнывающее от жары. Изобразить такое приспособление к температуре можно не только с помощью одежды, но и просто позой животного. Зимой зверек или птичка также выглядят по-разному, и связано это с особенностями выпавшего снега.

Примеры построения планов урока

Выше уже говорилось о трех задачах решаемых на любом уроке начальной школы. Рассмотрим поочередно для каждой из них возможные варианты реализации. Первая задача обучающая, и для ее решения нужно на уроке разъяснить и обсудить одну из экологических аксиом. Их было предложено заметно больше, чем может вместить учебная программа первоклассника. Напомним их:

  • Экологические аксиомы в факторной экологии

  • Общие воздействия среды

- Приспособления, связанные с понижением температуры среды:

– съеживание (уменьшение поверхности тела),

– подъем волос «дыбом» («гусиная» кожа у человека),

– перераспределение крови (покраснение или посинение кожи),

– нерегулируемое сокращение мышц (дрожание),

– отрастание длинных волос (шуба),

– постройка теплого убежища (в снегу, почве).

Приспособления, связанные с повышением температуры среды:

– увеличение поверхности тела (разбрасывание в стороны конечностей),

– потоотделение,

– учащение дыхания,

– уменьшение поверхности обогрева (лист поворачивается ребром к солнцу),

– создание термоизоляционных поверхностей (шерсть, мозоль).

Приспособления, связанные с возрастанием сухости воздуха:

– умение запасать воду (множество способов),

– сокращение расхода воды (различные варианты),

– создание запасов жира (горб верблюда, курдюк овцы).

Возможные приспособления, облегчающие передвижение по снегу и внутри него:

– увеличение поверхности опоры (лыжи (заяц), снегоступы (тетерев), санки (белка)),

– удлинение конечностей (ходули - лось),

– изменение формы тела (клин - кабан).

Приспособления, связанные с маскировкой и защитой от врагов:

Для маскировки зимой: зимняя, совершенно белая окраска (заяц, горностай);

общее осветление покровов на зиму (белка).

Общая защитная окраска:

маскировочная под цвет окружающей среды;

расчленяющая (контрастные полосы и пятна), скрывающая контуры тела;

предупреждающая (о яде – божья коровка, об ужаливании – оса);

мимикрирующая (под опасное животное).

Защитная форма тела:

маскирующая под неживой предмет (камушек, сучок и пр.);

маскирующая под опасное животное (мимикрия).

Пассивная защита: замри и не шевелись; активная: убегай или отбивайся. (Ердаков,2005)

Любое из этих простых правил берется как новый материал для урока. Ученик первого класса юн, и перегружать его не нужно. Необходима строгая дозировка такого материала. Ведь, кроме того, что это новые сведения для школьника, нужно их не только запомнить, но и освоить, научиться применять в своей жизни, удостовериться в их правильности. Если учитель не может подать одно экологическое правило как новый материал урока, то это свидетельство о его слабой педагогической подготовленности.

Обучающая задача

Она представляет собой обучение кому-либо конкретному экологическому правилу. Возьмем в качестве примера самое простое из них, первое в нашем списке. При снижении температуры окружающей среды теплокровное животное, например, зверь, съеживается. Такой ответ на похолодание очень прост и может иллюстрироваться множеством примеров. Например, целая серия двойных картинок животных на первой ему жарко, на второй – холодно. Феномен, таким образом, описан, но теперь нужно какое-то объяснение его механизма. Это несколько сложнее и потребует хорошей риторической подготовленности учителя и очень ясного понимания им механизма этой адаптации. Ведь животное имеет постоянную и довольно высокую температуру тела. Она выше чем температура окружающей среды, но если эта разница невелика, то организм постоянно вырабатывает тепло и ему вполне комфортно. Когда же разница заметно возрастает, потеря тепла с поверхности тела растет тоже. Внешняя низкая температура быстрее охлаждает организм. Если летом теплый пирожок, выставленный на улицу в жаркий день, не остынет целый час, то в зимний день за такой же час он может замерзнуть в камень. Самый простой способ сохранить тепло это уменьшить поверхность, с которой оно рассеивается. Так и поступает организм в ответ на понижение температуры. Это не значит, что, уменьшив свою поверхность, он спасется от холода. Любое приспособление ограниченно по своему действию, и если оно перестает помогать организму справляться с ситуацией, то заменяется более сильным приспособление.

Рассмотрение этого правила (объяснение его, соображения учеников) займут не менее четверти часа и это достаточно для нового материала. Ведь гораздо более трудоемка и продолжительна реализация развивающей задачи урока.

Второе правило из этого же раздела приспособлений к понижению температуры (поднятие волос дыбом) можно тоже представить как новый материал для одного урока, а можно совместить с близкой по действию и смыслу предпоследней аксиомой (отрастание волос, шуба). Сложность его в том, что у человека это правило срабатывает вхолостую, не достигая своего эффекта. Но эта наша особенность позволяет убедить детей в объективности законов, которые они изучают. Не зависимо от нашего желания и даже здравого смысла с нашей точки зрения правило несмотря ни на что выполняется.

Иллюстрациями к новому материалу здесь могут служить картинки птичек, которым тепло и птичек, которым холодно. Последние обязательно максимально распушатся. Вот здесь можно провести аналогию с толщиной шубы. Чем толще шуба, тем лучше она сохраняет тепло. Обратить внимание детей на то, что шуба не греет. Греет организм, а шуба не дает уйти теплу. Опять варианты иллюстраций с разными «шубами» зверей и птиц. Далее подвести детей к универсальной шубе, которая может быть и тонкой и толстой. Воробей сидит на заборе и ему тепло. Его перья прижаты к телу и шубка у него вполне демисезонная. Но вот снижается температура воздуха, и воробьишка поднимает перья. Его демисезонный пиджачок на глазах превратился в толстую зимнюю шубу. Здесь будут уместны картинки с изображениями приглаженных и распушившихся кошек и собак.

Самая трудная часть в объяснении нашей «гусиной» кожи. Ведь у нас, как и у остальных зверей, к каждому волоску на теле подходит маленькая мышца. Она сокращается и поднимает свой волосок вертикально, расслабляется и волосок опять ложится на кожу. Похолодание заставляет наш организм ответить этой привычной адаптацией и мышца в ответ на охлаждение сжимается, поднимая свой волосок. Волосков на селе человека очень немного, а, кроме того, они коротенькие и очень тонкие. Поэтому то, что хорошо помогает от холода кошке или воробью совсем не помогает человеку. Как в жару него голая кожа, так и при охлаждении тоже голая, какое бы положение не занимали редкие и мелкие волоски. Но правило, есть правило, и если создалась определенная ситуация (в нашем случае снижение температуры и охлаждение организма), то оно обязательно реализуется.

Послужить новым материалом для целого урока может и такое приспособление к снижению температуры тела как перераспределение крови внутри организма. Объяснить такой механизм согревания трудно, ведь нужно как-то доказательно продемонстрировать, что чем глубже в организм, тем выше там температура. Однако понятно даже детям, что температура вокруг организма обычно ниже, чем он сам. Организм ведь вырабатывает тепло где-то внутри, а чем ближе к поверхности, тем больше охлаждение. Как, к примеру, горячий пирожок. Вот он лежит горячий на тарелке и остывает. Но остывает только там, где соприкасается с прохладным воздухом, снаружи. Можно взять еще теплый пирожок откусить от него и обжечься его все еще очень горячей начинкой. Пирожок неживой, а организм жив, и эту особенность он использует, как приспособление к снижению окружающей его температуры среды. Ведь это очень простой прием: просто перераспределять температуру, направляя тепло в то место, которое мерзнет. Мерзнет поверхность тела, значит туда из внутренних горячих зон и следует переносить тепло. Для такого переноса используется жидкость, циркулирующая внутри организма – кровь. Чего только она не переносит! Несет она всем клеткам тела кислород, который получает в легких, несет и питательные вещества органам и мышцам. Вот и тепло может переносить. Внутри организма кровь самая горячая и если поверхность сильно остывает, то организм начинает эту горячую кровь перекачивать к замерзающей поверхности, к коже в мерзнущих местах. У человека это легко заметить, ведь кровь у него красная. Точнее она бывает либо красная (артериальная, насыщенная кислородом), либо синяя (венозная, насыщенная углекислым газом). Любая по цвету, кровь может нести тепло, и мы видим, что замерзшие части либо краснеют, либо синеют и даже становятся красно-синими. Это проявляется правило ответа на охлаждение участка тела. Именно поэтому красный нос у деда Мороза, ведь остальная кожа у него защищена от мороза теплой одеждой. И мы, переохладившись (например, перекупавшись), становимся красно-синими. Особенно это заметно на губах, где кожа самая тонкая.

Итак, мы познакомились с тремя-четырьмя простыми правилами, используя которые организм отвечает на понижение температуры и приспосабливается к этим новым условиям. Механизмы таких ответов очень просты. Сами рассмотренные нами адаптации не гарантируют длительной защиты от холода, поэтому действуют друг за другом. Как только приспособление оказывается слабым и уже не справляется с ситуацией, ему на смену приходит другое, более сильное. Но при дальнейшем понижении температуры среды и его организм заменит на более радикальное. Ведь сколько не уменьшай поверхность тела, все равно при дальнейшем охлаждение это перестанет помогать, тогда придется перераспределять кровь. Сколько не перераспределяй тепло, его тоже перестанет хватать и придется прибегнуть к более мощному механизму сохранения тепла. В результате увеличится теплоизоляция: волоски встанут дыбом, шуба станет толще. Когда же и это перестанет помогать, организм реализует следующее правило позволяющее в более экстремальной обстановке сохранить или увеличить тепло. Так что тема следующего урока, это еще одно правило, теперь уже вырабатывание тепла с помощью сокращений мускулатуры.

Последнее, о чем хотелось бы сказать – название урока. Оно на наш взгляд должно отражать цель занятия, но не формулироваться в экологических или педагогических терминах. Оно должно быть понятно детям и привлекать, а не отпугивать их излишней серьезностью. Для первого урока тема, предложенная детям, может звучать как «Котенок-клубок», второго урока – «У кого шуба толще?», а третьего и вообще – «Дед Мороз, красный нос».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт обучения экологии в первом классе iconМетодическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука»
Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким...
Опыт обучения экологии в первом классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления
Опыт обучения экологии в первом классе iconКонспект урока обучения грамоте в первом классе по теме «Письмо прописной...
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности
Опыт обучения экологии в первом классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно требованиям СанПиН 4 2821-10 пункта 10. 10, т к используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии. На изучение...
Опыт обучения экологии в первом классе iconТема занятия
Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Опыт обучения экологии в первом классе iconМетодические рекомендации по организации обучения первоклассников...
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его...
Опыт обучения экологии в первом классе iconТемы рефератОВ: по экологии для специальности
Отечественный опыт управления охраной окружающей средой на промышленном предприятии
Опыт обучения экологии в первом классе icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Сценарий...
Цель проведения игры: развитие интереса к музыкальной деятельности в первом классе
Опыт обучения экологии в первом классе iconМинистерство образования российской федерации письмо
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом...
Опыт обучения экологии в первом классе iconКонспект занятия «Почему болят зубы» в 3 г/х классе
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
Опыт обучения экологии в первом классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Опыт обучения экологии в первом классе iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов»
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
Опыт обучения экологии в первом классе iconРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель...
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы
Опыт обучения экологии в первом классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс программы кружка «Азбука здоровья» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. В первом классе на освоение программы...
Опыт обучения экологии в первом классе iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Опыт обучения экологии в первом классе iconУглы и их виды
В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск