Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука»





Скачать 60.58 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука»
Дата публикации18.09.2014
Размер60.58 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Астрономия > Методическая разработка
Методическая разработка урока экологии по теме

«Современная экология – междисциплинарная наука»

по учебнику В. А. Самковой, Л.И.Шурхал «Экология. 7 класс»

(в рамках апробации модели непрерывного экологического образования «Экология в системе культуры»).

Автор: Носова Галина Александровна, учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска.

Цели урока:

- формировать знания об экологии как междисциплинарной науке; показать универсальность понятий экологии в жизни планеты; указать на роль технических наук в решении ряда экологических проблем;

- способствовать развитию мышления детей;

учить строить научные гипотезы и обосновывать свои предположения;

- способствовать воспитанию внимательного отношения к экологическим проблемам современности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(запись на доске) – К знанию ведут три пути:

Первый – размышление – самый благородный.

Второй – подражание – самый легкий.

Третий – опыт – самый горький.

- Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким путем в познании, в обучении? А подражание – самым легким?

- Предлагаю вам использовать все три пути к получению знания, но за основу взять самый благородный путь к знаниям. Какой? Верно, размышление. Давайте размышлять, и, я уверена, у нас все получится!

II. Актуализация знаний.

Проверка и закрепление пройденного.

- Любое размышление строится на имеющихся у человека знаниях. Проверим, как усвоили материал предыдущего урока. Народная мудрость уверяет: «Повторение – мать учения».

1) Задания на карточках.

(Способ проверки: фронтальная работа или оценка группой экспертов, выбранной из учеников класса).

Карточка №1.

Закончи фразу

  1. Экология в переводе с греческого языка означает_______

  2. В развитии экологического учения выделяют______основных этапа.

  3. Как самостоятельная наука экология оформилась в______ веке.

  4. В настоящее время в экологии наибольшее развитие получили такие направления, как________.

Карточка №2.

  1. Что изучает экология?

  2. Сколько этапов выделяют в развитии экологии как науки?

  3. Какие годы называют «золотым веком экологии»?

  4. Какие направления в экологии стали активно развиваться в наше время?


2) Тест (для учащихся всего класса, кроме тех, кто работает по карточкам).

Выбери верный ответ

  1. Первоначально знания по экологии носили:

а) теоретический характер,

б) практический характер,

в) теоретический и практический характер.

2. Первые попытки обобщить различные экологические факты были

а) в античном мире,

б) в средние века,

в) в 20-40-х годах столетия.

3. Современная экология

а) изучает закономерности взаимодействия биологических систем со средой обитания,

б) занимается накоплением и описанием фактического материала,

в) ведет накопление фактического материала и пытается его систематизировать.
Проверка:

На доске по окончании работы появляются правильные ответы.

-Проанализируйте свои результаты.


  1. Используя таблицу «Генеологическое древо экологии», расскажи о науках, которые явились фундаментом экологии.

  2. Опиши один из этапов развития экологии (Задание с правом выбора этапа – ученик выбирает любой этап и его описывает; при затруднении – проводится коллективная работа).

  3. О каких направлениях вы узнали подробнее, готовясь к уроку?


III. Постановка учебной задачи.

- Опирается ли экология на знания из других наук?

- Каких?

- Связана ли она с науками техническими? Как?

(Если учащиеся затрудняются ответить – значит, это нам и предстоит выяснить сегодня.

Если учащиеся дают верные ответы, предположения их обоснованы

-значит, проверим свои догадки).

Вывод: экология связана со многими науками.

- Сформулируйте тему урока, определите задачи.
На доске появляется тема урока:

«Современная экология – междисциплинарная наука».

Прочитаем (стр 15) слова Эдуарда Макфедьена. Как их понимаете?

-Какие вопросы (задачи) ставит перед нами новый параграф (прочитаем вопросы перед §).

IV. Открытие нового знания.

    1. Методическое обучение: побуждающий к гипотезам диалог стр16. Работа по таблице «Связь экологии с другими науками».

- Рассмотрите таблицу.

Перечислите, связь с какими науками отмечена в таблице.

- О том, что экология строится на научной основе биологии и географии, мы узнали на предыдущем уроке.

Докажите эту связь.

- Обсудите с соседом по парте (работа в парах) и предположите, как связаны

1 ряд – астрономия с экологией,

2 ряд – химия с экологией,

3 ряд – физика с экологией.

В это время группа теоретиков (3 человека) изучают этот материал по учебнику, каждый получил свое задание:

1 ученик – связь астрономии с экологией, 2 ученик – химии с экологией,

3 ученик – физика с экологией.
Выслушав ответы детей, работавших в парах, предоставляем слово теоретикам, каждый из них комментирует ответ одного ряда, добавляя материалом из учебника.

- Что нового нашли сами?

2) Мы с вами воспользовались первым, самым благородным путем к знаниям – рассуждением.

Сможем ли мы, рассуждая, выявить связь экологии с математикой?

- Видимо, сможем

Но я предлагаю третий путь – опыт. (Он часто не сразу дает правильный ответ на вопрос, но в нем есть и свои преимущества: любые знания проверяются опытным путем).
Работа в группах.

Вы можете выбрать любой путь: рассуждение или опыт. Для опыта предоставляются материалы, анализируя которые, сделайте вывод о связи математики и экологии:

- справочные материалы (- скорости передвижения животных,

- высоты полета различных птиц,

- график колебания численности лисицы и зайца, волка и лося т.д.,

- высота деревьев, продолжительность жизни этих деревьев),

- листья одного и того растения, но разные по размеру, с правильной и нарушенной симметрией,

- листья с разным видом симметрии и т.д. )
Каждая группа выбирает свой путь познания.

- Сделайте предположения о связи математики с экологией или путем рассуждения, или работая с представленными материалами, т.е. опытным путем.
Возможно одной группе предложить роль теоретиков.

- Изучив материал учебника (стр. 17-20), вы станете нашими орбитрами и консультантами.
V. Первичное закрепление.

а) Отчет групп о проделанной работе с их выводами.

б) Комментарии и дополнения теоретиков (с опорой на учебник).

в) Подведение итогов работы учителем.
VI. Самостоятельная работа по плану.

Экология и технические науки.

  1. Прочитай стр 21-22,

  2. перечисли примеры связи экологии с техническими науками:

а) решение проблем, связанных с развитием промышленности,

б) проблема безотходных промышленных технологий,

в) переработка бытовых отходов и вторичное использование материалов.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
а) Заполни таблицу


- Какие другие науки? Все ли выявлено на уроке? Можете ли вы продолжить?

(при затруднении – это оставить на д/з по желанию)

б) Блиц-опрос:

- Какие экологические проблемы возникли с развитием промышленности?

- Какие бытовые отходы можно использовать вторично?

- Что обозначает термин «безотходные промышленные технологии»?

в) Объясни основные понятия параграфа (стр 22)

VIII. Рефлексия.

- Какую задачу ставили? (Доказать, что экология связана с многими науками, т.е. является междисциплинарной).

- Удалось решить поставленную задачу?

- Что еще нужно сделать (- подумать о связи экологии с другими науками,

- познакомиться с дополнительными материалами на стр. 23-24).

- Имеют ли знания, полученные на уроке, практическое значение? (Да, убедительно доказывают важность экологии как науки).

IX. Д/з 1) § 2 и ответы на вопросы (стр. 22)

    1. дополнительный материал стр.23-24 по желанию

    2. с какими еще науками связана экология?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconЗадачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая...
Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconКонтрольная работа для заочников по номеру зачетки
Экология как наука. Предмет и методы экологии. Определение, принципы классификации, основные разделы экологии
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconУрок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды»
На уроке, в соответствии с его этапами, используются следующие приемы данной технологии: «Кластер», «Чтение с остановками», «Фишбоун»,...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых»
Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи,...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск