Скачать 60.58 Kb.
|
Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология – междисциплинарная наука» по учебнику В. А. Самковой, Л.И.Шурхал «Экология. 7 класс» (в рамках апробации модели непрерывного экологического образования «Экология в системе культуры»). Автор: Носова Галина Александровна, учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска. Цели урока: - формировать знания об экологии как междисциплинарной науке; показать универсальность понятий экологии в жизни планеты; указать на роль технических наук в решении ряда экологических проблем; - способствовать развитию мышления детей; учить строить научные гипотезы и обосновывать свои предположения; - способствовать воспитанию внимательного отношения к экологическим проблемам современности. Ход урока. I. Организационный момент. (запись на доске) – К знанию ведут три пути: Первый – размышление – самый благородный. Второй – подражание – самый легкий. Третий – опыт – самый горький. - Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким путем в познании, в обучении? А подражание – самым легким? - Предлагаю вам использовать все три пути к получению знания, но за основу взять самый благородный путь к знаниям. Какой? Верно, размышление. Давайте размышлять, и, я уверена, у нас все получится! II. Актуализация знаний. Проверка и закрепление пройденного. - Любое размышление строится на имеющихся у человека знаниях. Проверим, как усвоили материал предыдущего урока. Народная мудрость уверяет: «Повторение – мать учения». 1) Задания на карточках. (Способ проверки: фронтальная работа или оценка группой экспертов, выбранной из учеников класса). Карточка №1. Закончи фразу
Карточка №2.
2) Тест (для учащихся всего класса, кроме тех, кто работает по карточкам). Выбери верный ответ
а) теоретический характер, б) практический характер, в) теоретический и практический характер. 2. Первые попытки обобщить различные экологические факты были а) в античном мире, б) в средние века, в) в 20-40-х годах столетия. 3. Современная экология а) изучает закономерности взаимодействия биологических систем со средой обитания, б) занимается накоплением и описанием фактического материала, в) ведет накопление фактического материала и пытается его систематизировать. Проверка: На доске по окончании работы появляются правильные ответы. -Проанализируйте свои результаты.
III. Постановка учебной задачи. - Опирается ли экология на знания из других наук? - Каких? - Связана ли она с науками техническими? Как? (Если учащиеся затрудняются ответить – значит, это нам и предстоит выяснить сегодня. Если учащиеся дают верные ответы, предположения их обоснованы -значит, проверим свои догадки). Вывод: экология связана со многими науками. - Сформулируйте тему урока, определите задачи. На доске появляется тема урока: «Современная экология – междисциплинарная наука». Прочитаем (стр 15) слова Эдуарда Макфедьена. Как их понимаете? -Какие вопросы (задачи) ставит перед нами новый параграф (прочитаем вопросы перед §). IV. Открытие нового знания.
- Рассмотрите таблицу. Перечислите, связь с какими науками отмечена в таблице. - О том, что экология строится на научной основе биологии и географии, мы узнали на предыдущем уроке. Докажите эту связь. - Обсудите с соседом по парте (работа в парах) и предположите, как связаны 1 ряд – астрономия с экологией, 2 ряд – химия с экологией, 3 ряд – физика с экологией. В это время группа теоретиков (3 человека) изучают этот материал по учебнику, каждый получил свое задание: 1 ученик – связь астрономии с экологией, 2 ученик – химии с экологией, 3 ученик – физика с экологией. Выслушав ответы детей, работавших в парах, предоставляем слово теоретикам, каждый из них комментирует ответ одного ряда, добавляя материалом из учебника. - Что нового нашли сами? 2) Мы с вами воспользовались первым, самым благородным путем к знаниям – рассуждением. Сможем ли мы, рассуждая, выявить связь экологии с математикой? - Видимо, сможем Но я предлагаю третий путь – опыт. (Он часто не сразу дает правильный ответ на вопрос, но в нем есть и свои преимущества: любые знания проверяются опытным путем). Работа в группах. Вы можете выбрать любой путь: рассуждение или опыт. Для опыта предоставляются материалы, анализируя которые, сделайте вывод о связи математики и экологии: - справочные материалы (- скорости передвижения животных, - высоты полета различных птиц, - график колебания численности лисицы и зайца, волка и лося т.д., - высота деревьев, продолжительность жизни этих деревьев), - листья одного и того растения, но разные по размеру, с правильной и нарушенной симметрией, - листья с разным видом симметрии и т.д. ) Каждая группа выбирает свой путь познания. - Сделайте предположения о связи математики с экологией или путем рассуждения, или работая с представленными материалами, т.е. опытным путем. Возможно одной группе предложить роль теоретиков. - Изучив материал учебника (стр. 17-20), вы станете нашими орбитрами и консультантами. V. Первичное закрепление. а) Отчет групп о проделанной работе с их выводами. б) Комментарии и дополнения теоретиков (с опорой на учебник). в) Подведение итогов работы учителем. VI. Самостоятельная работа по плану. Экология и технические науки.
а) решение проблем, связанных с развитием промышленности, б) проблема безотходных промышленных технологий, в) переработка бытовых отходов и вторичное использование материалов. VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. а) Заполни таблицу - Какие другие науки? Все ли выявлено на уроке? Можете ли вы продолжить? (при затруднении – это оставить на д/з по желанию) б) Блиц-опрос: - Какие экологические проблемы возникли с развитием промышленности? - Какие бытовые отходы можно использовать вторично? - Что обозначает термин «безотходные промышленные технологии»? в) Объясни основные понятия параграфа (стр 22) VIII. Рефлексия. - Какую задачу ставили? (Доказать, что экология связана с многими науками, т.е. является междисциплинарной). - Удалось решить поставленную задачу? - Что еще нужно сделать (- подумать о связи экологии с другими науками, - познакомиться с дополнительными материалами на стр. 23-24). - Имеют ли знания, полученные на уроке, практическое значение? (Да, убедительно доказывают важность экологии как науки). IX. Д/з 1) § 2 и ответы на вопросы (стр. 22)
|
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая... Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | ||
Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | ||
Контрольная работа для заочников по номеру зачетки Экология как наука. Предмет и методы экологии. Определение, принципы классификации, основные разделы экологии | Урок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды» На уроке, в соответствии с его этапами, используются следующие приемы данной технологии: «Кластер», «Чтение с остановками», «Фишбоун»,... | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» |