Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых»





Скачать 112.53 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых»
Дата публикации04.09.2014
Размер112.53 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Право > Методическая разработка
Учебно-методическая разработка

по теме:

«Современная семья: взгляд молодых»


Подготовила: учитель истории и

обществознания МОУСОШ № 37 г. Буя

Суслова Е.Г.

Название: Современная семья: взгляд молодых.

Противоречие:

с одной стороны, семья выполняет жизненно важные для общества функции. Вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека. Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, основное место в нем принадлежит морали, нравственности.

С другой стороны, увеличивается число молодых людей проживающих так называемым «гражданским браком», увеличивается число разводов, всё большее количество детей воспитываются в неполных семьях или с одним из неродных родителей.

Проблема: Изжила ли семья в современных условиях? Какой видит современную семью молодое поколение?

Цель:

1. Расширение и углубление знаний по теме Семья.

2. Закрепление умений учащихся в проведении учебного исследования.

3. Воспитание уважения к крепким, стабильным семейным отношениям.

Предмет исследования: взгляды старшеклассников

Субъект исследования: учащиеся старших классов образовательного учреждения

Объект исследования: современная семья

План.

1. Формирование на добровольных началах ученической исследовательской группы.

2. Поиск и изучение дополнительной информации в сети Интернет по теме: Семья, её функции и значение.

3. Проведение социологического опроса среди учащихся старших классов образовательного учреждения.

4. Анализ полученных материалов, формулирование выводов.

5. Оформление результатов исследования.

Методы.

1. Теоретические – анализ найденной литературы по данной теме.

2. Эмпирические – социологические методы, анкетирование, наблюдение.

Предполагаемый результат.

Семья, как социальный институт, сохраняет свою ценность, обусловленную «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, формированием индивидуального сознания, духовно-нравственным воспитанием общества среди молодого поколения.

Место реализации проекта: элективный курс «Основы правоведения» среди учащихся 10 класса.

Ход и результаты учебного исследования.

1. Сформирована исследовательская группа среди учащихся 10 класса, занимающихся на занятиях элективного курса «Основы правоведения» - 3 ученицы.(Казакова М., Рыбакова Н., Горелова А.)

2. Найдена и изучена информация по теме: Семья, её функции и значение для развития государства.

3. Проведены индивидуальные беседы учащихся со своими родителями.

4. Проведён социологический опрос среди учащихся школы.

5. Обобщены и проанализированы найденные материалы.

6. Сформулированы и выводы, оформлена презентация.
1 ученица.

У меня бегут года

Скоро восемнадцать

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

2 ученица

Ответить на этот вопрос

коллективный

Уверены, сможет наш курс

элективный.

3 ученица

Юристом можешь ты не быть,

Но знать права свои обязан.

Как их получше изучить

Курс правоведенья укажет.

1 ученица

Семья – всего основа,

Нам это всем знакомо,

Сложились органически

В ней общества обычаи,

Традиции и мнения,

и нормы поведения.

2 ученица

Семья – ячейка общества,

И издавна считается,

Что, словно в капле, общество

В ячейке отражается.

3 ученица

Кто в этом не уверен,

Не верит в эти взгляды,

Мы объяснить намерены

И доказать вам рады.
(Смотри презентацию)

Слайд 1.

Слайд 2.

Актуальность темы:
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, семья выступала и выступает как отчётливо выраженная социальная единица.

Общественно важная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, формированием индивидуального сознания.

Слайд 3.

Семья выполняет жизненно важные для общества функции, однако, она существует не потому, что является необходимостью для общества, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека.

Слайд 4.

Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, основное место в нем принадлежит морали, нравственности.

Мы, учащиеся старших классов, стоим на пороге взрослой, самостоятельной жизни и нас волнует, как она у нас сложится. Сможем ли быть счастливыми?

Большинство людей связывают своё счастье с семьёй. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Слайд 5.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Она даёт в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Слайд 6.

Кризис семьи – проявление кризиса рыночной цивилизации, которая утратила способность мотивировать людей к вступлению в брак и обзаведению детьми. Это конфликт общества и личности, отказывающейся в новых условиях выполнять важнейшие свои функции репродукции и социализации нового поколения. Бытует мнение, что семья, как социальный институт изжила себя: увеличивается число молодых людей проживающих так называемым «гражданским браком», увеличивается число разводов, всё большее количество детей воспитываются в неполных семьях или с одним из неродных родителей и т.д.

Слайд 7.

Развитие современной семьи во многом связано с воз­растанием роли и значения личностного потенциала в семей­ных отношениях. Возникает новая важнейшая функция семьи — персоналитарная (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, где будут созданы условия для твор­ческого развития и самовыражения каждого члена семьи, на основе уважения достоинст­ва личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Человек в информаци­онном обществе будет активно заниматься повышением ин­формированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

Алгоритм “качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни” неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Неуважение к личному достоинству каждо­го отдельного члена семьи — серьезная причина для кон­фронтации и отчуждения.
Слайд 8.

Какая же она, будущая семья?

По данной проблеме мы провели небольшое исследование, основной целью которого выявить образ будущей семьи в представлениях старшеклассников нашей школы.

Цель исследования:

Создать образ будущей семьи в представлениях старшеклассников МОУСОШ № 37 г. Буя Костромской области

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов МОУСОШ № 37 г. Буя

Предмет исследования: представления о будущей семье

Метод исследования: социологический опрос

Практическая значимость.

Практические выводы помогают более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между юношами и девушками, мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы могут быть использованы при изучении темы «семья» в курсах обществознания, правоведения, при планировании социальной работы, работы школьного психолога, при составлении общешкольного плана воспитательной работы: учитываться при работе с родителями, планировании тематических классных часов и т.д.
Слайд 9. Мы составили план социологического исследования.

План исследования:

1. Определение темы, целей, составление плана исследования.

2. Составление анкет и их распространение среди выбранных респондентов.

3. Подсчёт ответов и анализ результатов.

4. Формулировка выводов.

5. Оформление выявленных материалов.

6. Презентация исследования.

7. Рефлексия.
Слайд 10. Разработали вопросы анкетирования.

Реализация плана исследования

1. Вопросы анкеты:


1)

Во сколько лет наступает совершеннолетие?

2)

Во сколько лет разрешено заключать брак?

3)

Вы хотите в будущем иметь семью?

4)

Каким видом брака вы хотите жить?

5)

Вы за или против многоженства?

6)

Как вы думаете должна ли работать жена?

7)

Как вы думаете, должно ли в семье быть равноправие?

8)

В каком возрасте наиболее приемлемо для Вас рождение детей?

9)

Сколько вы хотели бы иметь детей?

10)

Вы будите наказывать своих детей за плохую учёбу в школе?

11)

Какие способы наказания более приемлемы для Вас?

12)

Какие пункты Вы бы внесли дополнительно в Семейный кодекс?


Слайд 11.

2. Определили респондентов (ими стали учащиеся 9,10,11 классов нашей школы), распространили анкеты.

Слайд 12.

Затем подсчитали и проанализировали результаты.
Слайд 13. Представляем вашему вниманию некоторые результаты опроса.
1.Учащиеся школы знают, что совершеннолетие в нашем государстве наступает в 18 лет.

2. Но дополнительно к этому 41% учащихся осведомлены о том, что существуют исключения в случае разрешения брака с 16 лет.

3. По вопросу хотите ли вы иметь семью, ученики придерживаются такого мнения: они хотят иметь семью. Лишь 5% не понимают значения семьи для развития личности,

4. а остальные 46% считают возможным создать семью, после того, как получат образование и устроятся на работу, т.е. будут способны обеспечить семью.

5. Большинство учащихся - 84% считает обязательной официальную семью, но значительная часть молодежи 12% готовы проживать гражданским браком.

6. Многоженство в нашей стране, даже среди молодежи, не приветствуется, лишь 9% считают возможным проживание с двумя партнерами.

7. Большинство старшеклассников считают, что женщине необходимо работать и по материальным причинам тоже (современная молодая семья в настоящее время, как правило, испытывает материальное затруднение). 19% учащихся надеется на благополучную жизнь и считает, что женщине работать не обязательно, она должна заниматься воспитанием детей.

8. За равноправие в семье высказалось большинство молодых людей , лишь 5% против равноправия в семье, женщина должна делать женскую работу, а мужчина мужскую работу.

9. 90% учащихся считают, что первого ребенка надо родить в возрасте от 20 до 25 лет. Лишь 9% из всех опрошенных в связи с пониманием необходимости получения образования и обеспечения на материальном уровне, считают возможным рождение детей то 26 до 35 лет.

10. Сейчас современная семья, как правило, имеет 1 ребёнка. Редкостью стало иметь 2–х детей, а о 3-х и более вообще не приходиться говорить. Это стало исключением из правил. Поэтому очень радует, что возросло число учащихся, желающих иметь 3-х и более детей (26%).

11. Видимо на собственном опыте ученики понимают необходимость получения качественных знаний и целых 35% считают возможным наказывать детей за плохую учёбу в школе. Самыми распространенными видами наказаний среди опрошенных респондентов являются запрет игры на компьютере, лишение возможности общения с друзьями и нравственное воспитание (беседы). Практически все опрошены, считают, что основной закон регулирования семейных отношений отвечает всем современным требованием только 2% учащихся, рассчитывая на уменьшение количества неполных семей, добавили бы в семейный кодекс РФ запрещение разводов, хотя этот вопрос спорный.
Слайд 14. Основные выводы.

Так какая же она, современная семья в представлении старшеклассников нашей школы?

1. Это семья, созданная в 20-23 года.

2. Это семья, официально зарегистрированная в органах ЗАГСа.

3. Это семья, с крепкими супружескими отношениями.

4. Это семья, в которой уважают интересы каждого члена семьи, создаются условия для личностного роста и развития.

5. Это семья, где существует равноправие.

6. Это семья, в которой первый ребёнок рождается до 25 лет.

7. Это семья, в которой воспитываются 2 и более детей.

8. Это семья, в основе которой лежит нравственное воспитание детей.
Это ли не идеальная семья, в которой царит любовь и взаимоуважение, к которой должно стремиться любое общество?

Слайд 15.
Для нас эталонами для подражания являются семьи, в которых живём и воспитываемся мы. У нас дружные, заботливые, любящие родители, готовые всегда придти на помощь, уберечь от опасности, вовремя дать нужный совет.

Только укрепляя семью, помогая ей, государство может стать сильным, устойчивым к разного рода катаклизмам, двигаться по пути прогресса.

И наше правительство, осознавая важность сохранения семейных отношений не оставляет без внимания этот вопрос.

Слайд 16.

Цели и задачи демографической политики правительства РФ изложены в «Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» и Послании президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года.

Основными направлениями по поддержке российской семьи

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет

  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;

  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • увеличение стоимости родовых сертификатов.

  • учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.

  • регулярное повышение МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и пенсий.

Мы со всей ответственностью заявляем: В Российской Федерации - Семье быть!

Выводы.

Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство — человека.

Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях.
Источники и ресурсы.

1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления-М:1990г.

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание /И.С.Артюхова //Педагогика, 1994,№4.

3.Мушинский В.О. Основы правоведения.- М.: Международные отношения, 1997.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1995.

5. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.

6. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года. Послание В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года.

7. Концепция духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности. М. 2009.

8. http://mssolutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=110:2011-11-04-20-11-23&id=2747:2011-11-07-21-17-02&Itemid=206

9.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

10. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/problemy-sovremenoi-semi.html

11. http://kineziolog.bodhy.ru/content/sovremennaya-semya

12. http://agreemodel.ru/9158_sovremennaya_semya_i_ee_problemy/index.html

13. Фото из семейного архива учащихся, проводивших исследование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка» Разработка по теме «Семья»
Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука»
Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора»
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка мероприятия по вд: классный час «Путешествие в страну Экология»
Клуб «История и культура кубанского казачества» Внеурочное занятие: «Понятие «казачья семья». Члены моей семьи»
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconСемья и семейные ценности
Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей....
Методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» iconГодовой отчет о проделанной работе Ассоциации студентов-физиков и молодых ученых Красноярска
Ключевые слова: Ассоциация студентов физиков и молодых ученых Красноярска, Ассоциация студентов физиков и молодых ученых России,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск