Скачать 112.53 Kb.
|
Учебно-методическая разработка по теме: «Современная семья: взгляд молодых» Подготовила: учитель истории и обществознания МОУСОШ № 37 г. Буя Суслова Е.Г. Название: Современная семья: взгляд молодых. Противоречие: с одной стороны, семья выполняет жизненно важные для общества функции. Вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека. Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, основное место в нем принадлежит морали, нравственности. С другой стороны, увеличивается число молодых людей проживающих так называемым «гражданским браком», увеличивается число разводов, всё большее количество детей воспитываются в неполных семьях или с одним из неродных родителей. Проблема: Изжила ли семья в современных условиях? Какой видит современную семью молодое поколение? Цель: 1. Расширение и углубление знаний по теме Семья. 2. Закрепление умений учащихся в проведении учебного исследования. 3. Воспитание уважения к крепким, стабильным семейным отношениям. Предмет исследования: взгляды старшеклассников Субъект исследования: учащиеся старших классов образовательного учреждения Объект исследования: современная семья План. 1. Формирование на добровольных началах ученической исследовательской группы. 2. Поиск и изучение дополнительной информации в сети Интернет по теме: Семья, её функции и значение. 3. Проведение социологического опроса среди учащихся старших классов образовательного учреждения. 4. Анализ полученных материалов, формулирование выводов. 5. Оформление результатов исследования. Методы. 1. Теоретические – анализ найденной литературы по данной теме. 2. Эмпирические – социологические методы, анкетирование, наблюдение. Предполагаемый результат. Семья, как социальный институт, сохраняет свою ценность, обусловленную «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, формированием индивидуального сознания, духовно-нравственным воспитанием общества среди молодого поколения. Место реализации проекта: элективный курс «Основы правоведения» среди учащихся 10 класса. Ход и результаты учебного исследования. 1. Сформирована исследовательская группа среди учащихся 10 класса, занимающихся на занятиях элективного курса «Основы правоведения» - 3 ученицы.(Казакова М., Рыбакова Н., Горелова А.) 2. Найдена и изучена информация по теме: Семья, её функции и значение для развития государства. 3. Проведены индивидуальные беседы учащихся со своими родителями. 4. Проведён социологический опрос среди учащихся школы. 5. Обобщены и проанализированы найденные материалы. 6. Сформулированы и выводы, оформлена презентация. 1 ученица. У меня бегут года Скоро восемнадцать Где работать мне тогда? Чем заниматься? 2 ученица Ответить на этот вопрос коллективный Уверены, сможет наш курс элективный. 3 ученица Юристом можешь ты не быть, Но знать права свои обязан. Как их получше изучить Курс правоведенья укажет. 1 ученица Семья – всего основа, Нам это всем знакомо, Сложились органически В ней общества обычаи, Традиции и мнения, и нормы поведения. 2 ученица Семья – ячейка общества, И издавна считается, Что, словно в капле, общество В ячейке отражается. 3 ученица Кто в этом не уверен, Не верит в эти взгляды, Мы объяснить намерены И доказать вам рады. (Смотри презентацию) Слайд 1. Слайд 2. Актуальность темы: Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, семья выступала и выступает как отчётливо выраженная социальная единица. Общественно важная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, формированием индивидуального сознания. Слайд 3. Семья выполняет жизненно важные для общества функции, однако, она существует не потому, что является необходимостью для общества, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека. Слайд 4. Необходимость её сохранения возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, основное место в нем принадлежит морали, нравственности. Мы, учащиеся старших классов, стоим на пороге взрослой, самостоятельной жизни и нас волнует, как она у нас сложится. Сможем ли быть счастливыми? Большинство людей связывают своё счастье с семьёй. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Слайд 5. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Она даёт в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу. Слайд 6. Кризис семьи – проявление кризиса рыночной цивилизации, которая утратила способность мотивировать людей к вступлению в брак и обзаведению детьми. Это конфликт общества и личности, отказывающейся в новых условиях выполнять важнейшие свои функции репродукции и социализации нового поколения. Бытует мнение, что семья, как социальный институт изжила себя: увеличивается число молодых людей проживающих так называемым «гражданским браком», увеличивается число разводов, всё большее количество детей воспитываются в неполных семьях или с одним из неродных родителей и т.д. Слайд 7. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Возникает новая важнейшая функция семьи — персоналитарная (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы. Алгоритм “качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни” неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения. Слайд 8. Какая же она, будущая семья? По данной проблеме мы провели небольшое исследование, основной целью которого выявить образ будущей семьи в представлениях старшеклассников нашей школы. Цель исследования: Создать образ будущей семьи в представлениях старшеклассников МОУСОШ № 37 г. Буя Костромской области Объект исследования: учащиеся 9-11 классов МОУСОШ № 37 г. Буя Предмет исследования: представления о будущей семье Метод исследования: социологический опрос Практическая значимость. Практические выводы помогают более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между юношами и девушками, мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы могут быть использованы при изучении темы «семья» в курсах обществознания, правоведения, при планировании социальной работы, работы школьного психолога, при составлении общешкольного плана воспитательной работы: учитываться при работе с родителями, планировании тематических классных часов и т.д. Слайд 9. Мы составили план социологического исследования. План исследования: 1. Определение темы, целей, составление плана исследования. 2. Составление анкет и их распространение среди выбранных респондентов. 3. Подсчёт ответов и анализ результатов. 4. Формулировка выводов. 5. Оформление выявленных материалов. 6. Презентация исследования. 7. Рефлексия. Слайд 10. Разработали вопросы анкетирования. Реализация плана исследования 1. Вопросы анкеты:
Слайд 11. 2. Определили респондентов (ими стали учащиеся 9,10,11 классов нашей школы), распространили анкеты. Слайд 12. Затем подсчитали и проанализировали результаты. Слайд 13. Представляем вашему вниманию некоторые результаты опроса. 1.Учащиеся школы знают, что совершеннолетие в нашем государстве наступает в 18 лет. 2. Но дополнительно к этому 41% учащихся осведомлены о том, что существуют исключения в случае разрешения брака с 16 лет. 3. По вопросу хотите ли вы иметь семью, ученики придерживаются такого мнения: они хотят иметь семью. Лишь 5% не понимают значения семьи для развития личности, 4. а остальные 46% считают возможным создать семью, после того, как получат образование и устроятся на работу, т.е. будут способны обеспечить семью. 5. Большинство учащихся - 84% считает обязательной официальную семью, но значительная часть молодежи 12% готовы проживать гражданским браком. 6. Многоженство в нашей стране, даже среди молодежи, не приветствуется, лишь 9% считают возможным проживание с двумя партнерами. 7. Большинство старшеклассников считают, что женщине необходимо работать и по материальным причинам тоже (современная молодая семья в настоящее время, как правило, испытывает материальное затруднение). 19% учащихся надеется на благополучную жизнь и считает, что женщине работать не обязательно, она должна заниматься воспитанием детей. 8. За равноправие в семье высказалось большинство молодых людей , лишь 5% против равноправия в семье, женщина должна делать женскую работу, а мужчина мужскую работу. 9. 90% учащихся считают, что первого ребенка надо родить в возрасте от 20 до 25 лет. Лишь 9% из всех опрошенных в связи с пониманием необходимости получения образования и обеспечения на материальном уровне, считают возможным рождение детей то 26 до 35 лет. 10. Сейчас современная семья, как правило, имеет 1 ребёнка. Редкостью стало иметь 2–х детей, а о 3-х и более вообще не приходиться говорить. Это стало исключением из правил. Поэтому очень радует, что возросло число учащихся, желающих иметь 3-х и более детей (26%). 11. Видимо на собственном опыте ученики понимают необходимость получения качественных знаний и целых 35% считают возможным наказывать детей за плохую учёбу в школе. Самыми распространенными видами наказаний среди опрошенных респондентов являются запрет игры на компьютере, лишение возможности общения с друзьями и нравственное воспитание (беседы). Практически все опрошены, считают, что основной закон регулирования семейных отношений отвечает всем современным требованием только 2% учащихся, рассчитывая на уменьшение количества неполных семей, добавили бы в семейный кодекс РФ запрещение разводов, хотя этот вопрос спорный. Слайд 14. Основные выводы. Так какая же она, современная семья в представлении старшеклассников нашей школы? 1. Это семья, созданная в 20-23 года. 2. Это семья, официально зарегистрированная в органах ЗАГСа. 3. Это семья, с крепкими супружескими отношениями. 4. Это семья, в которой уважают интересы каждого члена семьи, создаются условия для личностного роста и развития. 5. Это семья, где существует равноправие. 6. Это семья, в которой первый ребёнок рождается до 25 лет. 7. Это семья, в которой воспитываются 2 и более детей. 8. Это семья, в основе которой лежит нравственное воспитание детей. Это ли не идеальная семья, в которой царит любовь и взаимоуважение, к которой должно стремиться любое общество? Слайд 15. Для нас эталонами для подражания являются семьи, в которых живём и воспитываемся мы. У нас дружные, заботливые, любящие родители, готовые всегда придти на помощь, уберечь от опасности, вовремя дать нужный совет. Только укрепляя семью, помогая ей, государство может стать сильным, устойчивым к разного рода катаклизмам, двигаться по пути прогресса. И наше правительство, осознавая важность сохранения семейных отношений не оставляет без внимания этот вопрос. Слайд 16. Цели и задачи демографической политики правительства РФ изложены в «Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» и Послании президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года. Основными направлениями по поддержке российской семьи
Мы со всей ответственностью заявляем: В Российской Федерации - Семье быть! Выводы. Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство — человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. Источники и ресурсы. 1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления-М:1990г. 2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание /И.С.Артюхова //Педагогика, 1994,№4. 3.Мушинский В.О. Основы правоведения.- М.: Международные отношения, 1997. 4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1995. 5. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997. 6. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года. Послание В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года. 7. Концепция духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности. М. 2009. 8. http://mssolutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=110:2011-11-04-20-11-23&id=2747:2011-11-07-21-17-02&Itemid=206 9.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5 10. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/problemy-sovremenoi-semi.html 11. http://kineziolog.bodhy.ru/content/sovremennaya-semya 12. http://agreemodel.ru/9158_sovremennaya_semya_i_ee_problemy/index.html 13. Фото из семейного архива учащихся, проводивших исследование. |
Методическая разработка» Разработка по теме «Семья» Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является... | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока экологии по теме «Современная экология междисциплинарная наука» Помните, с этим высказыванием Конфуция мы познакомились в 6-м классе. Объясните, как его понимаете? Почему опыт является самым горьким... | ||
Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | ||
Методическая разработка мероприятия по вд: классный час «Путешествие в страну Экология» Клуб «История и культура кубанского казачества» Внеурочное занятие: «Понятие «казачья семья». Члены моей семьи» | Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | ||
Семья и семейные ценности Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей.... | Годовой отчет о проделанной работе Ассоциации студентов-физиков и молодых ученых Красноярска Ключевые слова: Ассоциация студентов физиков и молодых ученых Красноярска, Ассоциация студентов физиков и молодых ученых России,... |