Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель Директор КУ «Леушинская
директора по УР коррекционная общеобразовательная
________/В.С.Баринова школа-интернат VIII вида»
ФИО _________/В.Т.Гречаная
«_____» ______________2013г. ФИО
Приказ № ______
от «_____» ____________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
с.Леуши, 2013г.
Составитель: учитель географии Боровая Е.С., I квалификационная категория ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
В данной программе предложены разделы изучения курса естествознания для 7 класса. В процессе развернутого изложенного материала по темам в 7 классе указывается количество годовых и недельных часов. Учитывая сложный состав учащихся специальной (коррекционной) школы требования к овладению знаний – минимально необходимые.
Рабочая программа составлена на основании программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В.В., автор Сивоглазов В.И, 2001г.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2013 г. Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
протокол № ____ от «____» __________ 2013 г.
Руководитель ________________ Е.С. Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., автор Сивоглазов В.И., 2001 г.
Естествознание как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9класс).
Данная программа составлена для раздела «Растения, грибы, бактерии» (7 класс).
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья, о живой природе.
Цель:
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
- Сообщить учащимся знания об элементах живой природы (о строении и жизни растений).
- Провести через весь курс экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
- Ознакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и уходом за ними. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации настоящей программы 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год в каждом классе или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Тематическое планирование по естествознанию для учащихся 7 класса
№ п/п
| Тема раздела (блока)
| Кол-во часов
| Краткое содержание
| Обязательный минимум
ЗУН
| Примечание
| 1. 1.1
| Введение. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
| 24 3
|
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
|
УДУ: различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).
|
| 1.1.2.
| Цветение и плодоношение растений.
| 6
| Строение цветка (на примере вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
| УДЗ: органы цветкового растения, разницу цветков и соцветий.
УДУ: различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).
|
| 1.1.3.
| Семена растений.
| 4
| Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
| УДУ: заделывать в почву крупные и мелкие семена.
|
| 1.1.4.
| Корни и корневые системы.
| 2
| Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
| УДУ: различать однодольные и двудольные растения по строению корней.
|
| 1.1.5.
| Лист.
| 4
| Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
| УДУ: различать простые и сложные листья.
|
| 1.1.6.
| Стебель.
| 4
| Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
| УДУ: различать стебли древесных и травянистых растений.
|
| 1.1.7.
| Растение – целостный организм.
| 1
| Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
| УДУ: называть части растения.
|
| 2. 2.1.
| Многообразие бактерий, грибов, растений.
Мхи
| 6 2
|
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
|
УДЗ: название мха, произрас-тающего на нашей территории.
УДУ: отличать мох от цветкового растения.
|
| 2.2.
| Папоротники.
| 1
| Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
| УДЗ: строение папоротника.
УДУ: различать папоротник от цветкового растения.
|
| 2.3.
| Голосеменные.
| 2
| Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
| УДЗ: названия растений из группы голосеменных.
УДУ: отличать голосеменное растение от цветкового растения.
|
| 2.4.
| Покрытосеменные, цветковые
| 1
| Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
| УДЗ: части цветкового растения.
УДУ: различать органы у цветкового растения.
|
| 3.
| Цветковые растения.
| 32
|
|
|
| 3.1.
3.1.1
| Однодольные растения.
Злаки.
| 11
7
|
Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
|
УДЗ: некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных.
УДУ: приводить примеры злаковых растений.
|
| 3.1.2.
| Лилейные.
| 4
| Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
| УДУ: приводить примеры растений семейства Лилейные.
|
| 3.2.
| Двудольные растения.
| 21
|
|
|
| 3.2.1.
| Паслёновые.
| 6
| Картофель, томат-помидор (баклажан, перец – для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
| УДУ: приводить примеры растений семейства Паслёновые.
|
| 3.2.2.
| Бобовые.
| 2
| Горох (фасоль, соя –для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы.
| УДУ: приводить примеры растений семейства Бобовые.
|
| 3.2.3.
| Розоцветные.
| 8
| Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для южных районов).
| УДУ: приводить примеры растений семейства Розоцветные.
|
| 3.2.4.
| Сложноцветные.
| 5
| Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
| УДУ: приводить примеры растений семейства Сложноцветные.
|
| 4. 4.1.
| Многообразие бактерий, грибов, растений.
Бактерии.
| 6 1
|
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
|
УДЗ: названия некоторых бактерий, вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
|
| 4.2.
| Грибы.
| 5
| Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
| УДЗ: названия некоторых грибов, разницу ядовитых и съедобных грибов.
УДУ: различать грибы и растения.
|
| |