Скачать 1.01 Mb.
|
Издательство «Учитель» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММА, ЗАНЯТИЯ, РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ Авторы-составители Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк Волгоград УДК 372.22 ББК 74.202.4 И85 Авторы-составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников: И85 программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. -Волгоград: Учитель, 2009. -138 с: ил. ISBN 978-5-7057-1890-0 Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельные умозаключения. В пособии представлены практические материалы (программа, разработки занятий, исследовательские работы учащихся), которые позволят педагогам расширить границы учебников, углубить знания младших школьников, развивая их познавательную активность. Предназначено учителям начальных классов. УДК 372.22 ББК 74.202.4 ISBN 978-5-7057-1890-0 О Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю., авторы-составители, 2008 О Издательство «Учитель», 2008 О Оформление. Издательство «Учитель», 2008 Издание 2009 г. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пояснительная записка Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Данная программа рассчитана на 22 часа. Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов. Продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 классы - 40 минут. Материал программы курса опирается на следующие понятия: Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: чтобы предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования - это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Требования к уровню освоения содержания программы
Тематическое планирование 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ 1КЛАСС Занятие 1 ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ? Задачи: ознакомить с новыми понятиями; способствовать развитию наблюдательности; -развивать речь, аналитическое мышление. Ход занятия 1. Организационный момент. Учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу. 2. Сообщение темы. Учитель: -Сегодня на уроке мы узнаем, что такое исследование, поучимся наблюдать. 3. Актуализация знаний. - Что такое исследование? Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог. Вывод. Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования. Что такое научное исследование? (Научные исследования -это такие, которые проводят ученые.) Где и как используют люди результаты научных исследований? - А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хоро шим исследователем? (Уметь наблюдать.) • Как вы понимаете, что значит наблюдать? Вывод. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы. Демонстрация приборов. 4. Практические наблюдения. Учитель: - Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями. Задание 1. - Перед вами парные картинки, содержащие различия. Найди 2 одинаковых предмета. Что у них общего? Чем отличаются? |
Конспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема занятия:... Задание для самостоятельной работы: Выполнение графического рисунка способом «графической аппликации» или «лоскутное одеяло» | Элективный курс «Удивительная астрономия» Возможно прохождение данного курса 11-классниками. В курсе предусмотрены 32 темы и 4 занятия- защита творческих работ учащихся в... | ||
Правила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности... Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное... | Исаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деятельность эта осуществляется через дополнительное образование школы, уроки обж в среднем и старшем звене, занятия «Окружающий... | Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | ||
Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | Положение Занятия по выбору учащихся (часы довузовской подготовки, тематические консультации по предметам, индивидуальные и групповые занятия... | ||
Конспект занятия 17 Ход занятия Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Начало урока Грамотная организация начала урока позволит не только... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | ||
Оценка письменной работы (конспекта урока, занятия) экспертом Становление и формирование социально-трудовой компетентности учащихся: -научиться приёмам работы на универсальной швейной машине;... | Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский... Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное... | ||
Оценочного мероприятия Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | ||
Конспект физкультурного занятия «Бравые солдаты» Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать... | Конспект занятия по теме «Перелетные птицы» Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре |