Программа, занятия, работы учащихся





НазваниеПрограмма, занятия, работы учащихся
страница1/11
Дата публикации25.09.2014
Размер1.01 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Издательство «Учитель»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА, ЗАНЯТИЯ, РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Авторы-составители

Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк

Волгоград
УДК 372.22 ББК 74.202.4 И85

Авторы-составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк

Исследовательская деятельность младших школьников: И85 программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е. В. Криво­бок, О. Ю. Саранюк. -Волгоград: Учитель, 2009. -138 с: ил. ISBN 978-5-7057-1890-0

Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоя­тельные умозаключения.

В пособии представлены практические материалы (программа, разработки заня­тий, исследовательские работы учащихся), которые позволят педагогам расширить границы учебников, углубить знания младших школьников, развивая их познава­тельную активность.

Предназначено учителям начальных классов.

УДК 372.22 ББК 74.202.4

ISBN 978-5-7057-1890-0 О Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю.,

авторы-составители, 2008 О Издательство «Учитель», 2008 О Оформление. Издательство «Учитель», 2008

Издание 2009 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка

Практика использования методов исследовательского обу­чения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отри­цательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность млад­ших школьников, необходимо следовать методологии. Поста­вленная проблема и обозначенная тема должны быть актуаль­ными для ребенка, исследовательская работа должна выпол­няться им добровольно и быть обеспечена необходимым обору­дованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обуче­ния юного исследователя является выступление на детской кон­ференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необхо­димо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую дея­тельность.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка пу­тем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

обучение детей младшего школьного возраста специаль­ным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

формирование у младших школьников и педагогов пред­ставлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Данная программа рассчитана на 22 часа.

Предложенное распределение часов примерное, может кор­ректироваться в зависимости от уровня развития детей, их ин­тересов.

Продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 клас­сы - 40 минут.

Материал программы курса опирается на следующие по­нятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследо­вание неизвестного в науке: чтобы предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, кон­кретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходи­мость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысло­вом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования - это область, в рамках которой ведет­ся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Требования к уровню освоения содержания программы

  • В ходе освоения программы возрастут познавательные по­требности младших школьников.

  • Собственная исследовательская практика расширит круго­зор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного по­лучения новых знаний.

  • В ходе предусмотренных программой тренингов исследо­вательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

  • В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимо­действия с миром.

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Что такое исследование?

1

Беседа

2

Как задавать вопросы?

1

Тренинг

3

Методика проведения самосто­ятельных исследований. Коллек­тивная игра-исследование

1

Тренинг

4

Учимся выделять главное и второ­степенное. Как делать схемы?

1

Практикум

5

Презентация исследовательской ра­боты (коллективная деятельность)

1

Семинар

2 класс

X

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Научные исследования и наша жизнь

1

Беседа

2

Методы исследования. Экспери­мент познания в действии

1

Беседа

3

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

Практикум

4

Анализ и синтез. Суждения, умо­заключения, выводы

1

Практикум

5

Презентация исследовательской работы (групповая деятельность)

1

Семинар

3 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Наблюдение и экспериментиро­вание

1

Беседа

2

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экс­периментирования

1

Практикум

3

Правильное мышление и логика

1

Тренинг

4

Как подготовиться к защите

1

Семинар

5

Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа)

2

Семинар

4 класс


п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

1

Знания, умения и навыки, необхо­димые в исследовательском поиске

1

Практикум

2

Культура мышления

1

Беседа

3

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии

1

Тренинг

4

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

Практикум

5

Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа)

2

Семинар



РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

1КЛАСС

Занятие 1

ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Задачи:

ознакомить с новыми понятиями;

способствовать развитию наблюдательности; -развивать речь, аналитическое мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу.

2. Сообщение темы.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое исследование, по­учимся наблюдать.

3. Актуализация знаний.

- Что такое исследование?

Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.

Вывод. Исследование - это поиск истины, познание неиз­вестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

Давайте обсудим, как и где человек может проводить ис­следования.

Что такое научное исследование? (Научные исследования -это такие, которые проводят ученые.)

Где и как используют люди результаты научных исследо­ваний?

- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хоро­
шим исследователем? (Уметь наблюдать.)

• Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Посто­янно используется наблюдение обычным человеком в повсе­дневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоце­нимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные прибо­ры и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Демонстрация приборов.

4. Практические наблюдения.

Учитель:

- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.

Задание 1.

- Перед вами парные картинки, содержащие различия.



Найди 2 одинаковых предмета.

Что у них общего?

Чем отличаются?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа, занятия, работы учащихся iconКонспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема занятия:...
Задание для самостоятельной работы: Выполнение графического рисунка способом «графической аппликации» или «лоскутное одеяло»
Программа, занятия, работы учащихся iconЭлективный курс «Удивительная астрономия»
Возможно прохождение данного курса 11-классниками. В курсе предусмотрены 32 темы и 4 занятия- защита творческих работ учащихся в...
Программа, занятия, работы учащихся iconПравила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности...
Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное...
Программа, занятия, работы учащихся iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...
Программа, занятия, работы учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деятельность эта осуществляется через дополнительное образование школы, уроки обж в среднем и старшем звене, занятия «Окружающий...
Программа, занятия, работы учащихся iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Программа, занятия, работы учащихся iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Программа, занятия, работы учащихся iconПоложение
Занятия по выбору учащихся (часы довузовской подготовки, тематические консультации по предметам, индивидуальные и групповые занятия...
Программа, занятия, работы учащихся iconКонспект занятия 17 Ход занятия
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Программа, занятия, работы учащихся iconНачало урока Грамотная организация начала урока позволит не только...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Программа, занятия, работы учащихся iconОценка письменной работы (конспекта урока, занятия) экспертом
Становление и формирование социально-трудовой компетентности учащихся: -научиться приёмам работы на универсальной швейной машине;...
Программа, занятия, работы учащихся iconПеревозского муниципального района нижегородской области «перевозский...
Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное...
Программа, занятия, работы учащихся iconОценочного мероприятия
Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа...
Программа, занятия, работы учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Программа, занятия, работы учащихся iconКонспект физкультурного занятия «Бравые солдаты»
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...
Программа, занятия, работы учащихся iconКонспект занятия по теме «Перелетные птицы»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск