Здоровый образ жизни





Скачать 92.62 Kb.
НазваниеЗдоровый образ жизни
Дата публикации13.10.2014
Размер92.62 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
Реферат на тему

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

1.ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Ø  Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается.

Ø  Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

Ø  Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски  здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здо


2) 2. Основы здорового образа жизни.


Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ­ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа жизни. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья, улучшению работоспособности и повышению производи­тельности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является ис­коренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо­собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе­ния и на здоровье будущих детей.

в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

 - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физи­ческом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умствен­ной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минераль­ных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансиро­ванного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы­сокой работоспособности и продлению жизни

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало­Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму на­дежный щит против многих болезней.

Закаливание - мощное оздоровительное сред­ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.

Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за те­лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду­альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари­ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея­тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще­ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни­жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режи­ма. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в раз­личное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспо­собность.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспита­тельное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие ка­чества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рацио­нально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать ре­жим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Важно соблюдать следующий распорядок дня:

Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

3. Двигательная активность. Основы физического воспитания

Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоровья) необходима постоянная двигательная активность, которая прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использование, выведение из организма, разрушения) различных веществ. Преобладание первых характерно для активного периода жизни, в пожилом возрасте начинает преобладать диссимиляция. И к 70 годам, например, мускулатура человека, ведущий малоактивный образ жизни, может уменьшиться в объеме до 40 %. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека сутулым, а подчас изменяет весь облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень.

Во время физических упражнений увеличивается количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту. Если в покое оно равно 6—8 л, то при тяжелых нагрузках достигает 100—120 л. Тренированные люди удовлетворяют потребность организма в кислороде за счет глубоких и ритмичных вдохов-выдохов, а не путем учащения поверхностного дыхания, которое менее эффективно.
Итак, физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекциям, радиации, колебаниям температуры, атмосферного давления, содержания кислорода в воздухе и др. ), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки.
 4. Закаливающие процедуры.

Закаливание желательно сочетать с выполнением физических упражнений. Выбор физической нагрузки (утренняя гигиеническая гимнастика, производственная гимнастика, занятия теми или иными видами спорта, лечебная физкультура и т. д. ), время ее выполнения (до, после, во время процедуры закаливания) подбираются индивидуально для каждого человека, как и сами закаливающие процедуры. Так, закаливание воздухом можно проводить в виде воздушных ванн, меняя интенсивность нагрузки путем постепенного понижения или повышения окружающей температуры от сезона к сезону, продолжительности процедуры и площади обнаженной поверхности тела. В зависимости от температуры воздушные ванны подразделяются на теплые (свыше 22°), индифферентные (21— 22°), прохладные (17—20°), умеренно холодные (13—16°), холодные (4—13°), очень холодные (ниже 4°). Во время приема прохладных и более холодных воздушных ванн во избежание переохлаждения рекомендуется объединять их с движением— ходьба, бег, гимнастические упражнения, легкая физическая работа. Воздушные ванны, кроме тренирующего воздействия на механизмы терморегуляции, в частности на кровеносные сосуды кожи, оказывают воздействие и на весь организм. Вдыхание чистого свежего воздуха вызывает более глубокое дыхание, что способствует лучшей вентиляции легких и поступлению в кровь большего количества кислорода. При этом повышается работоспособность скелетных и сердечной мышц, нормализуется артериальное давление, улучшается состав крови и т. д. Воздушные ванны благотворно действуют на нервную систему, человек становится более спокойным, уравновешенным, улучшается настроение, сон, аппетит, повышается общая физическая и психическая работоспособность.
5. Влияние алкоголя и никотина на организм.

Действие никотина приводит и к нарушению обмена веществ, в том числе и белкового. Нарушается, кроме того, усвоение витаминов. Этим объясняется дефицит в организме курильщика витаминов А, В1, В6, В12. Витамина С, например, становиться в 1, 5 раза меньше нормы. Недостаток витаминов наиболее проявляется, в частности, отставанием в развитии курящих детей и подростков.

Пьянство и алкоголизм являются одним из ведущих факторов, способствующих распространению венерических заболеваний. В последнее десятилетие около 70 % научных исследований отечественной венерологии в той или иной мере касались вопросов сочетания злопоутребления спиртными напитками и венерических инфекций. Для примера–в состоянии алкогольного опьянения заражается половина больных гонореей. Алкоголизм играет существенную роль в развитии половых извращений. Гомосексуальным путём заражаются до 12 % больных сифилисом, злопоутребляющих алкоголем. Отмечено, что 13, 3 % преступлений в состоянии опьянения носили сексуальный характер, при этом 8 % всех правонарушителей совершали сексуальные действия извращённого характера
Длительное злопоутребление алкоголем вызывает изменения в системе кроветворения. Многообразное действие алкоголя на кровь сводиться к трём основным видам: 1) вызванное непосредственно токсическим свойством алкоголя; 2) связанное с недостаточностью питания, сопутствующей алкоголизации; 3) вторичное по отношению к алкогольному поражению печени. К прямому токсическому действию этанола на систему крови относят нарушение и подавление гемопоэза, вакуолизацию предшественников эритроцитов в костном мозге, железодефицитную анемию, гипофосфатемию, лейко - и лимфопению, тромбоцитопению.
Вывод: здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения, т. к. “Здоровый человек бывает, несчастен, но больной не может быть счастлив. Здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворения и счастья”.


Список литературы.

Ф. П. Космолинский “Физическая культура и работоспособность”; М. , 1983. В. Н. Васильев “Утомление и восстановление сил”; М. , 1994.

Л. В. Орловский “Скрытая опасность (о вреде курения)”; М. : Знание, 1977. Я. Е. Гурович “Пьянство губит человека, наносит вред обществу”; М. : Знание, 1958. В. Я. Деглин “Молодежь должна знать об этом (о вреде алкоголя и курения)”; М. : Знание, 1964 Н. Н. Огородникова “Холод против простуды”; М. : Советский спорт, 1990. Ю. П. Лисицин, П. И. Сидоров “Алкоголизм”; М. , Медицина, 1990

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровый образ жизни iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Здоровый образ жизни iconКонспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни....
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни iconАнализ медицинского обеспечения
Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т...
Здоровый образ жизни iconВнеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
Здоровый образ жизни iconПоложение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Здоровый образ жизни icon3. Здоровый образ жизни и физическая культура
Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,...
Здоровый образ жизни iconПоложение об открытом конкурсе рефератов
Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие...
Здоровый образ жизни iconИнформационная справка о проведении межведомственной акции
«За здоровый образ жизни», Распоряжением главы администрации Центрального района от 23. 03. 2012г. №257-р «О проведении межведомственной...
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»....
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65...
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65...
Здоровый образ жизни iconМы здоровое поколение великой страны
Здоровый образ жизни – это правильное питание, ежедневное занятие спортом и свежий воздух. Все эти признаки обеспечивают здоровый...
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения...
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления
Здоровый образ жизни iconМолодежь, для государства и общества в целом, представляет собой...
А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого...
Здоровый образ жизни iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления 020500....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск