Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся





Скачать 282.35 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся
страница1/2
Дата публикации15.10.2014
Размер282.35 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 235


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы № 235 Зам. директора по УВР на заседании МО

Неверова Н.И. Сидорова И.В. Протокол № _______от
«____» __________ ______г. «______» ________ _____г. «_____» _________г.

Рабочая программа

по биологии для 11 класса

на 2013-2014 уч. год.


Составила учитель: Богдашевская Т.П.


г. Москва

Пояснительная записка

Цели: формировать компетенции учащихся

I. Ключевые компетенции (относятся к общему содержанию образования):

1.ценностно-смысловые

2.общекультурные

3.учебно-позновательные

4.информационные

5.социально-трудовые

5.личностного совершенствования;

II.Метапредметные (относятся к определенному кругу предметов): регулятивные, коммуникативные, познавательные;

III.Предметные (относятся к определенному предмету): ЗУН.

Задачи изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено34 часа (1 час в неделю).

Сборник нормативных документов.

  1. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007/Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  3. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

Предполагаемый уровень освоения предмета: базовый. Базовый курс предполагает базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых, направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:

  • Биология как наука;

  • Методы научного познания;

  • Клетка;

  • Организм;

  • Вид;

  • Экосистемы.

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся.

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы. Основное содержание курса (34час) . ЭВОЛЮЦИЯ (20 ч). Тема. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3 ч)  Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема. Механизмы эволюционного процесса (7 ч). Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Тема. Возникновение и развитие жизни на Земле  жизни на Земле (5 ч). Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.  Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Тема. Происхождение человека (5 ч). Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
      2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
      3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч) Тема. Экосистемы (7 ч).  Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Тема. Биосфера. Охрана биосферы (4ч). Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
      4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
      5. Решение экологических задач.
      6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
      7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Лабор.

работы

Тестовый контроль

Экскурсии

1.

Эволюция

20

4

2




2.

Экология

11

5

1




3.

Повторение, подготовка к ЕГЭ.

2










4.

Заключение

1







1

ИТОГО




34

9

3

1

Результаты учебной деятельности I. Результаты ключевых компетенций.

1.Учебно-познавательная компетенция: ученик овладел

-навыками продуктивной деятельности: (добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях),

-работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц),

-подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

2-3.Коммуникативная компетенция и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия ученик освоил коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, проектная деятельность, школьники научились строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь. Ученики для решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения, различные формы самостоятельных работ.

4. Социально-трудовая компетенция ученики научаться использовать технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, у школьников появится уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

5. Информационная компетенция обучающиеся научатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, писать рефераты, готовить сообщения и доклады, презентации; у ученика сформируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

6. Компетенция личностного самосовершенствования обучающиеся научаться применять правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, научатся заботиться о собственном здоровье. Ученик осваит способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

II. Результаты метапредметной деятельности.

1. Регулятивные:

-ученик научится управлять своей деятельностью (ставить цели, искать пути решения освоения материала, делать выводы, вносить коррективы в деятельность);

2. Коммуникативные

- ученик освоит навыки сотрудничества в группе, коллективе, сообществе);

3. Познавательные

-ученик научится работать с информацией, учебными моделями, составлять планы, схемы, использовать знако - символические средства, выполнять простые логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, подведение по понятие.

III. Предметной деятельности.
знать /понимать

  • основные положения биологических теорий;

  • строение биологических объектов на популяционно-видовом и биосферном уровнях;

  • сущность биологических и экологических процессов,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять:вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные экологические задачи;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в природной среде;

  • оценки аспектов деятельности человека на окружающую среду.

Учебно-методический комплект

Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.» «Просвещение» АО «Московские учебники», Москва 2006.
Методические пособия:
  1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2005

  2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева и др. 1ч/ авт. –сост. А.Ю. Гаврилова. – Вологоград: Учитель, 2006.

  3. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007

  4. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр, 2007

  5. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.:Дрофа,2004

Дополнительная литература:

  1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

  2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.

  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

  5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

  6. Легнер Г.И. ЕГЭ 2012. Биология:тематические тренировочные задания/-М.:Эксмо,2011

  7. Контрольно- измерительные материалыБиология.:10 класс/Сост. Григорян И.Р.М,:ВАКО,2011

Multimedia-поддержка курса «Общая биология»:

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс(учебное электронной издание) Республиканский мультимедиа центр,2004

2.Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,Физикон,2006

3.Интернет –ресурсы:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» приложение к «1сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся
Метапредметные (относятся к определенному кругу предметов): регулятивные, коммуникативные, познавательные
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Дальнейшее развитие и совершенствование литературоведческой компетенции учащихся на старшей ступени образования, что предполагает...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Цели программы
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся icon1. Пояснительная записка
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Общий менеджмент»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «общий менеджмент» 3
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Предпринимательские риски»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «предпринимательские риски» 3
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Урок составлен в соответствии с календарно-тематическим...
Цель урока: формировать коммуникативную компетенцию учащихся на основе изученных ле, речевых и грамматических структур по теме «School...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Программа рассчитана на 34 часа Программа составлена...
Углубить содержание основного курса физики, формировать представления о явлениях окружающего мира, научном методе познания
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета
...
Пояснительная записка Цели: формировать компетенции учащихся iconПояснительная записка к учебному плану и учебный план 4 класса
Цели и задачи образовательного процесса и содержание подготовки учащихся 4 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск