Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 235
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы № 235 Зам. директора по УВР на заседании МО
Неверова Н.И. Сидорова И.В. Протокол № _______от «____» __________ ______г. «______» ________ _____г. «_____» _________г.
Рабочая программа
по химии для 11 класса
на 2013-2014 уч. год.
Составила учитель: Богдашевская Т.П.
г. Москва
Пояснительная записка
Цели: формировать компетенции учащихся
I. Ключевые компетенции (относятся к общему содержанию образования):
1.ценностно-смысловые
2.общекультурные
3.учебно-позновательные
4.информационные
5.социально-трудовые
5.личностного совершенствования.
II.Метапредметные (относятся к определенному кругу предметов): регулятивные, коммуникативные, познавательные;
III.Предметные (относятся к определенному предмету): изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения. Основными предметными целями химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Задачи курса:
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний в соответствии с возникающими потребностями с использование различных источников информации, в том числе и компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Применение полученных знаний, умений и навыков для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, на производстве; для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Учебный план ГБОУ СОШ №235;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (11 класс)
Содержание рабочей учебной программы соответствует программе по химии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Сведения о программе:
Рабочая программа по химии в 11 классе по курсу «Общая химия» составлена на основе программы федерального стандарта образования авторского коллектива под руководством Гара (Сборник программ по химии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., «Дрофа», 2007 г.), рассчитанной на 34 часов (1 урок в неделю) и в соответствии с обязательным минимумом содержания образования в средней школе.
Учебник - Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман,Химия.Основы общей химии.11 класс-М: изд «Просвещение»,2010
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы. Рабочая программа предполагает реализацию технологии компетенций учащихся (трехуровневая иерархия компетенций А.В.Хуторского). Данная программа имеет межпредметные, метапредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования. Программа содержит сведения предусмотренные стандартом образования по химии, в ней имеются все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного раздела составлено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом их образовательного уровня.
Количество учебных часов – 34 (1 час в неделю), в том числе практических работ – 5, контрольных работ -3.
Формы организации образовательного процесса:
традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
уроки с игровой состязательной основой (соревнование);
уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион и т. д.);
уроки, имитирующие деятельность учреждений (совет экспертов, суд и т.д.)
уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
интегрированные уроки;
практические работы;
экскурсии; заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.
Технологии обучения: технология развивающего обучение;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
информационные технологии обучения.
Виды и формы контроля:
устный опрос;
фронтальный опрос;
тематическое тестирование (по заданиям ГАИ-9 );
зачёты;
контроль по практическим работам;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
административный контроль
промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий
(ЕГЭ).
Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.
Результаты учебной деятельности
I. Результаты ключевых компетенций.
1.Учебно-познавательная компетенция: ученик овладел
-навыками продуктивной деятельности: (добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях),
-работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц),
-подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.
2-3.Коммуникативная компетенция и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия ученик освоил коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, проектная деятельность, школьники научились строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь. Ученики для решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения, различные формы самостоятельных работ.
4. Социально-трудовая компетенция ученики научаться использовать технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, у школьников появится уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
5. Информационная компетенция обучающиеся научатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, писать рефераты, готовить сообщения и доклады, презентации; у ученика сформируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
6. Компетенция личностного самосовершенствования обучающиеся научаться применять правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, научатся заботиться о собственном здоровье. Ученик осваит способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
II. Результаты метапредметной деятельности.
1. Регулятивные:
-ученик научится управлять своей деятельностью (ставить цели, искать пути решения освоения материала, делать выводы, вносить коррективы в деятельность);
2. Коммуникативные
- ученик освоит навыки сотрудничества в группе, коллективе, сообществе);
3. Познавательные
-ученик научится работать с информацией, учебными моделями, составлять планы, схемы, использовать знако - символические средства, выполнять простые логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, подведение по понятие.
III. Предметной деятельности. В результате изучения органической химии ученик 11 класса должен знать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, валентность, химическая связь, электроотрицательность, степень, окисления, ион, изотоп, аллотропия, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, гомологический ряд, изомерия.
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И.Менделеева.
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, химического строения органических веществ А.М. Бутлерова
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, фенол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
правила техники безопасности при выполнении работы с химическими реактивами
Уметь
называть изученные химические вещества по тривиальной или международной номенклатуре
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических соединений
характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и неорганических веществ, строение и химические свойства изученных органических соединений
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), сущность реакций, зависимость скорости химической реакции и смещение химического равновесия от различных факторов
выполнять химический эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников: научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет - ресурсов.
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и её представления в различных формах
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве и в живых организмах
2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
3. экологически грамотного поведения в окружающей среде
4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием
6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Содержание курса 11 класса
Периодический закон (8 ч)
Строение атома. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов.
Химическая связь (ионная, ковалентная, металлическая, водородная). Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Полимеры. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов.
Химические реакции ( 7ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Скорость химической реакции. Катализ. Химическое равновесие, способы его смещения.
Дисперстные системы. Реакции ионного обмена .(7ч)
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Гидролиз. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
Вещества и их классификация.(11 ч)
Классификация и номенклатура неорганических соединений. Металлы. Неметаллы. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Повторение курса (1ч)
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Практические
работы
| Контрольные работы
| Экскурсии
| 1.
| Периодический закон
| 8 ч
|
| 1
|
| 2.
| Химические реакции
| 7ч
| 2
|
|
| 3.
| Дисперстные системы. Реакции ионного обмена
| 7ч
| 1
| 1
|
| 4.
| Вещества и их классификация
| 11 ч
| 2
| 1
|
| 5.
| Повторение курса
| 1ч
|
|
| 1
| ИТОГО
|
| 34ч
| 5
| 3
| 1
| Литература
Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман,Химия.Основы общей химии.11 класс-М: изд «Просвещение»,2010
О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. «Химия. 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна» М.: «Дрофа» 2003
А.М. Радецкий, Е.Н Курьянова «Дидактический материал по органической химии для 10 -11 класса». М.: «Просвещение» 2007
А.М. Радецкий, «Проверочные работы по химии в 8 -11 классах». М.:
«Просвещение» 2000
А.М. Радецкий, «Контрольные работы по химии в 10-11 классах». М.: «Просвещение» 2006
Н.П. Гаврусейко «Проверочные работы по органической химии» дидактический материал для 10 класса. М.: «Просвещение» 1988
И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.: «Новая волна» 2007
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в ВУЗы» М.: «Новая волна» 2005
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс» М: «Дрофа» 2003
З.В.Малыхина «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии».М.: «Сфера» 2001
Н.Е. Кузьменко и др. «Сборник конкурсных задач по химии» М.: «Экзамен»2002
Учебно-справочные:
Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. 8-11 классы / под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина – М.: Мир и Образование, 2001-2004: Экзамен, 2006-2009..
Б.П. Никольский «Справочник химика» М.: «Просвещение» 2002
Учебно-наглядные:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Таблица растворимости кислот, оснований, солей
Ряд активности металлов
Литература для учащихся
Н.В. Ширшина «химия для гуманитариев» Издательство «Учитель» Волгоград 2004
Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» М.: «Дрофа» 2002
В.В.Ерёмин, Н.Е. Кузьменко «Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс» ООО «Издательство «Мир и Образование» 2005
О.С. Габриелян «Сборник задач и упражнений по химии» 2008
Электронные учебники:
Электронный учебник Уроки химии Кирилла и Мефодия 10-11 класс 2005
Химия общая и неорганическая 10-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ 2004
Органическая химия 10-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ
«Виртуальная лаборатория» учебное электронное издание. Химия 8-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ
Химия для всех XXI век. Решение задач. Самоучитель 2004
Открытая химия 2.6. 2004
Уроки химии, 10-11 классы 2005
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды.2004
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов.2005
Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0.Химия. 2005
Интернет ресурсы:
http://www.chem.msu.su/rus химическая наука и образование в России
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary электронная библиотека по химии
http://www.chem.msu.su/rus/school.edu школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены
http://www.xumuk.ru/ сайт о химии и для химиков
http://hemi.wallst.ru/ экспериментальный учебник по общей химии для 8 – 11 классов, предназначенный как для изучения химии «с нуля», так и для подготовки к экзаменам
http://www.chemistry.ssu.samara/ru/ Органическая химия. Электронный учебник для средней школы
http://www.en.edu.ru/ Естественно научный образовательный портал
http://www. chemistry.narod.ru/ Мир химии. Качественные реакции. Справочные таблицы. Химики.
http://www.alhimik.ru/ Лоцман в мире химических веществ и явлений
http://him.1september.ru/ «1 сентября» Всё для учителя химии
http://chemistry.ru Химия для школьников
http://www.chemexperiment. narod.ru/index.html Экспериментальная химия
http://www.muctr. edu.ru/olimpiada/index.html Российская дистанционная олимпиада школьников по химии. Международная дистанционная олимпиада школьников по химии «Интер-Химик-Юниор»
.http://college.ru/chemistry/index.php - «Открытая химия 2.5»
.http://www.bolshe.ru/book/id=240 – Возникновение и развитие науки химии
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей Открытый урок»
http://schoolchemistry.by.ru/ Школьная химия
http://www.fcior.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
ФЦИОР
http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
www.ug.ru Учительская газета
www.informika.ru Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций
pedsovet.org Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.fio.ru Федерация Интернет – образования
www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов)
www.ege.ru Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена
КТП 11 класс химия
№ урока
| Раздел, тема урока
| Кол часов
| Дата
11 А
| Дата
11Б
| Дом задание
| Элементы содержания ЕГЭ
| ИКТ
| Тема 1. Строение атома. Периодический закон и его значение (8ч).
| 1
| Атом - сложная частица. Состояние электронов в атоме. Инструктаж
| 1
| 2.09
| 2.09
| П 1,3
| тест
|
| 2
| Квантово – механическая теория. Электронная конфигурация атома. Валентные возможности.
| 1
| 9.09
| 9.09
| П 4,5
| тест
| презентация
| 3
| Периодический закон и периодическая система хим элементов.
| 1
| 16.09
| 16.09
| П 5
| тест
| презентация
| 4
| Изменение свойств элементов и их соединений.
| 1
| 23.09
| 23.09
| По записи
| тест
| презентация
| 5
| Значение Периодического закона.
| 1
| 30.09
| 30.09
| По записи
|
|
| 6
| Виды хим связей .Типы кристаллических решеток.
| 1
| 7.10
| 7.10
| П6
| тест
| презентация
| 7
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| 14. 10
| 14. 10
| П8
| тест
| презентация
| 8
| Контрольная работа 1
по теме «Строение атома. Периодический закон и его значение».
|
| 21.10
| 21.10
|
|
|
| Тема 2. Хим реакции (7ч).
| 9
| Анализ контрольной работы. Классификация реакций в неорганической и органической химии
| 1
| 28.10
| 28.10
| П 11
| тест
| презентация
| 10
| Степень окисления. ОВР
| 1
| 11.11
| 11.11
| По записи
| тест
| презентация
| 11
| ОВР методом электронного баланса.
| 1
| 18.11
| 18.11
| По записи
| тест
| презентация
| 12
| Скорость хим реакций. Обратимость хим реакций.
| 1
| 25.11
| 25.11
| П 12
| тест
| презентация
| 13
| Факторы, влияющие на скорость хим реакций
| 1
| 2. 12
| 2. 12
| П 13
|
|
| 14
| Практическая работа 1. «Скорость хим реакций, факторы, влияющие на неё»
| 1
| 9.12
| 9.12
| Оформить работу
|
|
| 15
| Обратимость хим реакций
| 1
| 16.12
| 16.12
|
|
|
| Тема 3. Дисперстные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах(7ч).
| 16
| Инструктаж по технике безопасности. Дисперстные системы. ТЭД.
| 1
| 23.12
| 23.12
| п10, 15
| тест
| презентация
| 17
| Реакции ионного обмена. Свойства ионов в растворах. Водородный показатель.
| 1
| 13.01
| 13.01
| П17
| тест
| презентация
| 18
| Гидролиз неорганических веществ. Практическая работа 2 «Решение экспериментальных задач по гидролизу»
| 1
| 20.01
| 20.01
| П 16,18
|
| презентация
| 19
| Гидролиз неорганических веществ.
| 1
| 22.01
| 22.01
| По записи
| тест
|
| 20
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| 3.02
| 3.02
| Оформить работу
|
|
| 21
| Контрольная работа №2 по теме «Дисперстные системы. Растворы»
|
|
|
|
|
|
| 22
| Анализ контрольной работы.
| 1
| 10.02
| 10.02
|
|
|
| Тема 4. Вещества и их классификация (11ч).
| 23
| Металлы: физические свойства.
|
| 17.02
| 17.02
| С 77,п.19
| тест
| презентация
| 24
| Способы получения, электролиз расплавов.
| 1
| 24.02
| 24.02
| П 21
| тест
| презентация
| 25
| Электролиз растворов.
| 1
| 3.03
| 3.03
| П 20
| тест
| презентация
| 26
| Общие хим свойства металлов.
| 1
| 10.03
| 10.03
| П 29,по записи
| тест
|
| 27
| Практическая работа №3 «Вещества – металлы и их соединения»
| 1
| 17.03
| 17.03
| С 96
| тест
|
| 28
| Амфотерные соединения
Практическая работа №4 «Свойства амфотерных соединений»
| 1
| 30.03
| 30.03
| Оформить работу
|
|
| 29
| Неметаллы: свойства и способы получения
| 1
| 7.04
| 7.04
| П 30
| тест
| презентация
| 30
| Соединения неметаллов: оксиды, кислоты, водородные соединения.
| 1
| 14.04
| 14.04
| П 31,32
| тест
|
| 31
| Практическая работа № 5 «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
| 1
| 21.04
| 21.04
| Оформить работу
| тест
|
| 32
| Решение задач и упражнений
| 1
| 5.05
| 5.05
| По записи
|
|
| 33
| Контрольная работа №3 «Растворы. Вещества и их классификация»
| 1
| 12.05
| 12.05
| По записи
|
|
| 34
| Заключительный урок
| 1
| 19.05
| 19.05
|
|
|
| Общее количество часов-34.
Контрольных работ -3.
Практических работ - 5.
|
|
|
|
|
|
| |