Скачать 401.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ИНСТИТУТ)» Рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета протокол № ____ от « » 200_г. Председатель Ученого совета В.И. Козодой 2008г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦКУРСУ «Здоровый образ жизни» автор-составитель: преподаватель, И.В. Николаев Новосибирск 2009 Пояснительная записка Выписка из Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации (далее просто "Концепция")* в разделе 1. “Характеристика состояния здоровья населения Российской Федерации" констатируется, что: «- ...Серьёзной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни – алкоголизм, наркомания, туберкулёз, ВИЧ- инфекция, заболевания, передающиеся половым путём... - В стране всё более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков... на сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. - Распространённость в России только бытового пьянства составляет 20%... Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев. - В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В последнее время более 3 миллионов человек потребляет наркотики, почти две трети из них молодёжь в возрасте до 30 лет, составляющие группу ВИЧ - инфицированных... - более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания... - За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла и сейчас она в 1.5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счёт крайне высоких показателей от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Концепция отмечает, "что здоровье человека более, чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведение и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих"... "из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирования у населения здорового образа жизни, повышение уровня санитарно- гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально- экономический эффект". При этом констатируется, что «финансовые затраты на осуществление профилактических программ ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность и инвалидов». В качестве механизма реализации поставленной задачи оздоровления населения, Концепция полагает, что "в формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль оздоровительных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих". Цель и содержание спецкурса «Здоровый образ жизни» Цель курса: сформировать у студентов целостное и системное представление о здоровом образе жизни, помочь осмыслить взаимосвязь социальных и личностных проблем с употреблением алкоголя, табака и других наркотиков, сформировать представления о преимуществах трезвого и здорового образа жизни. Содержание курса строится на основе достоверных научных и исторических данных. Изучение сущности и принципов здорового образа жизни занимает одну из важнейших позиций, поскольку реализация этих принципов позволяет сохранить здоровье личности и общества в целом, что является основой всего последующего. Предметом изучения курса выступают анализ социальных процессов и проблем физического, психического и нравственного формирования личности в связи с проблемами употребления алкоголя, табака и других наркотиков, общие принципы здоровья человека и способы его достижения. Актуальность данной дисциплины продиктована необходимостью системного и научного объяснения демографических и экономических последствий алкоголизации общества, значимости утверждения трезвого и здорового образа жизни. Курс «Здоровый образ жизни» и данное методическое пособие состоит из двадцати лекций и семинарских занятий, позволяющих системно и последовательно изучить теорию, сформировать собственные представления о различных аспектах предмета. Требования к знаниям студентов Студент, успешно освоивший курс «Здоровый образ жизни» должен знать:
Требования к умениям студентов.
Формы и методы изучения спецкурса В соответствии с учебным планом изучение дисциплины «Здоровый образ жизни» происходит посредством проведения лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Распределение учебных часов по формам и видам занятий установлено тематическим планом курса. Формой итогового контроля знаний студентов по курсу «Здоровый образ жизни» является зачет. Рабочая программа спецкурса «Здоровый образ жизни» Тема 1. Общее понятие здоровья и здорового образа жизни. Понятие здоровья; здоровье как жизненный потенциал; продолжительность жизни человека; «три кита» здоровья: духовный потенциал, движение, «чистый организм»; факторы, сокращающие продолжительность жизни: болезни духа, алкоголь, наркотики, табакокурение, нарушение режима питания и сна; влияние образа жизни, состояния окружающей среды, наследственных факторов и усилий медицины на здоровье человека; оздоровительные методики: а) психолого-педагогические методики Г. Шичко и Ю. Орлова; б) методы лечебного голодания Ю.Николаева и П.Брэгга; в) методы дыхания К.Бутейко и Г.Стрельниковой; г) методы оздоровления Н.Семёновой, Г. Шелтона и оздоровительная система П.К.Иванова. Семинар 1. Общее понятие здоровья и здорового образа жизни.
Литература:
Тема 2. Жизнь без табака Табакокурение. Состав табачного дыма. Токсичность табачного дыма. Опыт с пиявками. Патологические изменения организма курильщика: сердечно-сосудистая система, лёгкие и другие органы. Характерные заболевания: рак легких, облитерирующий эндертериит (ноги курильщика). Частота заболеваний. Опыты на животных, подтверждающие возникновение заболеваний от воздействия табачного дыма. Работоспособность курильщика. Формирование табачной зависимости. Способы преодоления табачной зависимости. Краткий экскурс в историю: проникновение табака в Европу и Россию. Потребление табака в США, Европе и России в настоящее время. Семинар 2. Жизнь без табака
Литература:
Тема 3. Жизнь без табака (продолжение) Два концептуально взаимоисключающих подхода в отношении табакокурения: человечный и античеловечный, и вытекающие из них следствия в иерархии обобщённых средств управления обществом: исторический аспект; идеологический аспект; информационно-технологический аспект (реклама). Экономика табакокурения. Демографические последствия табакокурения. Возможные меры защиты. Семинар 3. Жизнь без табака (продолжение)
Литература:
Тема 4. Алкоголь и мозг. Алкоголь и мозг: взаимодействие этилового спирта (алкоголя) с живым белком (демонстрация опыта по свёртыванию белка куриного яйца); последствия проникновения алкоголя в кровь: открытие американских физиков по коагуляции эритроцитов; динамика гибели нейронов и субъективное восприятие этого процесса жертвой самоотравления алкоголем; явление «сморщенного мозга» и современные технические методы регистрации этого явления. Количественные характеристики концентрации алкоголя в крови и в тканях головного мозга. Методы судебной медицины по определению наличия алкоголя в различных органах человека. Длительность нахождения алкоголя в организме человека. Семинар 4. Алкоголь и мозг.
Литература:
Тема 5. Алкоголь и табак как факторы патологического стресса. Стресс как нормальное физиологическое состояние. Способы преодоления излишней эмоциональной напряжённости. «Миг озарения» и «торжество победы». Заблуждения по поводу снятия стресса посредством табака и алкоголя. Опыты на животных (опыты с лабиринтами на крысах линии Wistar), подтверждающие устойчивость стрессового состояния от употребления табака и алкоголя. Исполнительские и творческие способности людей, их динамика. Эффект «бокала шампанского». Роль электронных игр. Семинар 5. Алкоголь и табак как факторы патологического стресса.
Литература:
Тема 6. Алкоголь, табак и демография. Алкоголь и табак – «бинарное» химическое оружие массового поражения. Алкоголь – враг всего живого: опыт русского врача Ковалёва по проращиванию семян гороха при поливе его водой и растворами алкоголя; о генетической запрограммированности человека на абсолютную трезвость; общая структура смертности населения, смертность от алкоголя и табака, масштабы алкогольных потерь; динамика смертности в стране после 1945 года; хиросимский эквивалент. Почему совместное употребление алкоголя и табака усиливает отравляющее действие этих ядов (бинарный эффект); влияние растворённой в вводно-спиртовой смеси окиси углерода на проникающую способность алкоголя; ряд вредностей алкогольных изделий. Общий вывод: алкоголь – убийца №1; табак – убийца №2; алкоголь и табак вместе – это «бинарное» химическое оружие массового поражения, прокладывающее путь другим, более сильным наркотикам. Семинар 6. Алкоголь, табак и демография.
Литература:
Тема 7. Другие наркотические вещества. Общая характеристика. Другие, более сильные, наркотики- марихуана (Иван-да-марья), кокаин, героин, опиум, морфий, кодеин - и последствия их применения. Общая характеристика этих веществ. Последствия применения: психические расстройства, СПИД, лёгочная эмболия как следствие искусственно вызванного тромбоза; бактериальный эндокардит; абсцесс головного мозга; сывороточный гепатит и цирроз печени. Галлюциногены - ЛСД, мескалин, ядовитые грибы, ингаляты (пары органических растворителей); релаксанты и транквилизаторы – последствия применения. Общий вывод: приём наркотиков – это необратимые поражения ЦНС (головного мозга и нервной системы в целом), а так же других жизненно важных органов человека (лёгкие, желудок, печень, костный мозг), ведущих наркомана к скоротечной гибели. Лучшая защита от перечисленных проблем – высоконравственный образ жизни. Семинар 7. Другие наркотические вещества. Общая характеристика.
Литература:
Тема 8. Понятие «культурного пьянства» "Культурное пьянство". Страны традиционного виноделия - чемпионы по количеству хронических алкоголиков, больных циррозом печени. Число хронических алкоголиков в нашей стране. Пьянство в зеркале мировой и российской статистики. История проникновения пьянства в нашу страну и борьбы за трезвость. Семинар 8. Понятие «культурного пьянства»
Литература:
Здоровья. В Сб.: «Образование и культура – объединяющие факторы развития общества». Материалы Всероссийской конференции 11 – 12 апреля 2007 г., Новосибирск, 2007.
Тема 9. Алкоголь и рождение неполноценного потомства Алкоголь и рождение неполноценного потомства. Сообщение русского генетика Кольцова Н.К. об опыте с морскими свинками. Дефективное потомство (слайды и фото); ситуация в стране; "коэффициент популяционной деградации" - К.П.Д.; зависимость К.П.Д. от уровня потребления алкоголя в стране; влияние других наркотиков на рождение ущербного потомства. Эффекты телегонии: опыты по скрещиванию зебры с лошадью, опыт кинологов и голубеводов; в чём ценность целомудрия. Семинар 9. Алкоголь и рождение неполноценного потомства
Литература:
Тема 10. Алкоголь и экономика Экономический механизм алкоголизации: а) в условиях государственной монополии на торговлю алкогольными изделиями; б) в условиях акцизной системы. Что делать: первые шаги на пути к отрезвлению общества. Проект закона о запрещении пропаганды алкогольных и табачных изделий. Семинар 10. Алкоголь и экономика
Литература:
средство разрушения общества и государства. Газета «Знание – Власть!», №2(136), 2002, с. 3 – 4. Ресурс www.znanie-vlast.ru
Тема 11. Краткая история сухих законов Краткая история "сухих законов"; "сухой закон" в России; "сухой закон" в США; почему опыт США нельзя механически переносить на российскую почву. «Карфагенский закон» - древнейший опыт трезвого общества. Семинар 11. Краткая история сухих законов
Литература:
Тема 12. Краткая история сухих законов (продолжение). Начни с себя! Начни с себя - "сухой закон" для себя! "Сухой закон" в семье; "сухой закон" на транспорте; "сухой закон" на производстве; "сухой закон" при проведении официальных церемоний – залог существования трезвого общества. "Карфагенский закон" - древнейший опыт трезвого общества. Семинар 12. Краткая история сухих законов (продолжение)
Литература:
Тема 13. Демографическое оружие Два концептуально взаимоисключающих подхода в отношении потребления алкоголя: человечный и античеловечный. Вытекающие из этих концепций следствия в иерархии обобщённых средств управления обществом: исторический аспект; идеологический аспект; информационные технологии, обеспечивающие торжество той или иной концепции; экономика алкоголя; демографические последствия; использование средств вооружённого насилия при реализации одной и другой концепций. Семинар 13. Демографическое оружие.
Литература:
Тема 14. Как жить, не болея! Как жить, не болея: рассказ о личности П.К.Иванова и о его Системе естественного оздоровления. "Детка" – 12 заповедей здорового образа жизни Порфирия Иванова, отвергающих алкоголь и табак. Семинар 14. Как жить, не болея!
Литература:
Тема 15. «Киты» здоровья и факторы риска. "Три кита здоровья" и пять факторов риска: - первый "кит здоровья"- доброжелательный, деятельный, жизнеутверждающий настрой, озарённый светом великой цели в жизни; - второй "кит" - энергетический потенциал человека, зависящий от движения, дыхания, закалки и общения с природой; - третий "кит" - "чистый организм". Факторы риска по классификации ВОЗ, разрушающие здоровье человека: алкоголь, наркотики, табачный дым, нарушение режима питания, нарушение режима сна. Семинар 15. «Киты» здоровья и факторы риска.
Литература:
Тема 16. Внутренняя гигиена. Внутренняя гигиена; организм человека как саморегулирующаяся сбалансированная биосистема; роль толстого кишечника; процессы гниения в толстом кишечнике, происходящие вследствие неправильного питания; следствия этих процессов; исторический опыт ессеев-терапевтов: Э.Шекли: "Евангелие Мира Иисуса Христа в изложении ученика Иоанна". Семинар 16. Внутренняя гигиена.
Литература:
Тема 17. Понятие физиологичного питания. Понятие о раздельном питании. Белковая и углеводистая пища. Условия для усвоения белковой и углеводистой пищи. Химия пищеварения на примере усвоения организмом животного мяса и картофеля. Распад продуктов питания в толстом кишечнике. Простейшая таблица совместимости продуктов питания. Понятия голода и аппетита. Критерии и принципы правильного питания. Постулаты Авиценны. Семинар 17. Понятие физиологичного питания.
Литература:
Тема 18. Социальное программирование личности. Социальное программирование личности с раннего детства через безусловный рефлекс подражания. Образное представление структуры личности в виде «подсолнуха». Теория формирования условных рефлексов И.П.Павлова. Открытия Г.А.Шичко в физиологии. «Лестница» Г.А.Шичко. Легенды о «веселящем» действии алкоголя. Преодоление алкогольной, табачной, наркотической зависимости по методу Г.А. Шичко. Семинар 18. Социальное программирование личности.
Литература:
Тема 19. Тонкая структура сознания. Личность человека, способы формирования личности и управления поведением человека. Тонкая структура сознания: триада материи - сознание - триада духа; круг управления подсознательного уровня, уровня сознания и уровня разума. Содержание понятия "личность": темперамент, характер, способности. Направленность личности ("Ум - это величина векторная!"): Потребности, интересы, мировоззрение, идеалы-ориентиры (маяки). Алкоголь и разрушение структур сознания; - три стадии развития личности: «животное», «демон», «праведник»; - критерии стадий развития. Способы формирования личности: а) явные способы - обучение, воспитание (педагогика); народная игрушка и кукла Барби; б) тайные способы - гипноз, кодирование, психотехника; в) насильственные способы - лоботомия, опыты по вживлению электродов в мозг животных (опыты Дельгадо, опыты над крысами). Семинар 19. Тонкая структура сознания.
Литература:
Тема 20. Скрытые способы управления подсознанием. Способы управления подсознанием с помощью технических средств (психотроника). "Тайна 25го кадра" - скрытая реклама. Наложение управляющей информации на звукозапись (рок-музыка, "открытие" канадского священника Жан-Поль Режимбаля). Телевизионные методы управления подсознанием: белое бегущее пятно - (маркёр); программа "спираль"; соединение бегущего сигнала (знака) с психологическими кодами, накладываемыми на дикторский текст. Телевизионный "удар ниже пояса" - прерывание телепередачи рекламной паузой. Компьютерные игры как способ правдоподобного обмана человеческих чувств; способы защиты. Семинар 20. Скрытые способы управления подсознанием.
Литература:
|
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент».... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления | Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления 020500.... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы... Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы... ... | ||
Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Гражданско-правовые споры в практике мировых судей» Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей... | Методические указания к спецкурсу «Этнопсихология» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | ||
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психология затрудненного общения» Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии юфу, протокол №4 от 18 апреля 2007 | Учебно-методический комплекс по дисциплине по спецкурсу «Актуальные... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |