It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк





Скачать 88.47 Kb.
НазваниеIt-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк
Дата публикации31.10.2014
Размер88.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Использование IT-технологий на уроках биологии в рамках авторского УМК

Сорокин Владимир Анатольевич, г. Томск, МБОУ Академический лицей, учитель биологии, h:\doc\владимир\конкурс учитель 09-10\2008 материалы конкурса впс мои инновации в образовании сорокина в.а\img_1114.jpg

В этом учебном году мною создан и апробирован ещё один учебно-методический комплект ”Основы генетики”. Этот УМК уже четвертый в системном педагогическом подходе к биологическому образованию в старшей школе.

Учебно-методический комплект “Основы генетики” направлен на изучение предметной темы по общей биологии в 10-ых классах. УМК позволяет детально изучить тему курса, правильно используя образовательные технологии, методические приемы и педагогические инструменты, при изучении, отработке, обобщении и контроле учебных достижений, тщательно проверить уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности образования. Государственные стандарты по биологии предполагают овладение учениками исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что определяет присутствие этих видов деятельности на занятиях по биологии. Организовать такую деятельность и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть и сам учитель. Учебно-методический комплект – инновационная разработка способствует реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Многие учебные учреждения в старшей школе перешли на профильное обучение, поэтому на изучение предметных областей, не вошедших в профиль, отводится в учебном плане минимальное количество часов. Однако, федеральные требования к выполнению образовательных программ по этим предметам, не сократились. Часто ребята, выбирая профиль сегодня, меняют свое решение завтра. Умелое сочетание IT-технологий при изучении предметной темы позволяет учителю сэкономить учебное время, повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета и эффективность наглядности, обеспечить интерактивный подход, научить их приемам работы с компьютерными форматами.

В последние годы выстроилась своя система работы над изучением предметных тем в общей биологии. Всю работу над темой делю на три больших блока: изучение теоретических основ темы, отработка учебных элементов на практических и семинарских занятиях и обобщение материала, проверка предметных и метапредметных компетенций.

Первый блок включает: знакомство учащихся с требованием программы и планированием работы над материалом темы, изучение теоретического материала темы. Во второй блок входят: практические и лабораторные занятия для получения навыков решения определенных предметных задач и их отработка; семинарское занятие. Третий блок составлен из проверочных модулей: тестовый контроль в системе компьютерной оболочки, позволяющий быстро, независимо и объективно проверить знания учащихся по всем учебным элементам темы; индивидуальные контролирующие задания по определению метапредметных компетенций в системе “Зачетные листы”.

Для эффективности учебного процесса на каждом этапе обучения умело использую IT-технологии: слайд-фильмы, видеофрагменты, анимационные фильмы, интерактивные схемы и рисунки, тематические проекты, компьютерные проверяющие программы.

Во время изучения учебного материала и наглядно-образного понимания сущности изучаемого вопроса мною созданы тематические иллюстративно-демонстрационные материалы, включающие: основной слайд-фильм, анимационные фильмы, интерактивные рисунки, интерактивные схемы, интерактивные задания.

На каждый учебный элемент изучаемой предметной темы созданы слайды с иллюстративным и теоретическим текстовым материалом, который позволяет наглядно и образно познакомить учащихся с основами изучаемого учебного элемента. В слайд-фильме учебный материал изучается пошагово. На слайдах размещено большое количество наглядно-образного материала – цветных рисунков, фотографий, схем, обобщающих таблиц. В слайд-фильм могут быть включены небольшие видеофрагменты, анимационные фильмы, интерактивные рисунки и схемы, которые находятся здесь же в папках иллюстративно-демонстрационного материала. Текстового материала на слайдах немного, он подается дозировано, небольшими тезисами. Система гиперссылок позволяет создать хорошую поисковую навигацию в работе с основным слайд-фильмом и остальными папками УМК, в которых размещен вложенный в презентацию наглядный материал. В зависимости от объема темы изучение теоретических основ со слайд-фильмом может проходить на 1-2 занятиях.

На учебном занятии во время объяснения темы, учителем демонстрируется основной слайд-фильм, параллельно разбираются теоретические вопросы, составляется небольшой конспект, всё это сопровождается наглядностью, схемами и таблицами. Для понимания наиболее трудных теоретических вопросов учителем демонстрируются анимационные фильмы, интерактивные схемы и рисунки. Для закрепления предметных знаний выполняются интерактивные задания. Такая организация работы с IT-технологиями, используя иллюстративно-демонстрационным материалом УМК, позволяет мне показать гораздо больше наглядного, обобщающего материала, чем при обычной аудиторной работе с мелом и таблицами, создать наглядно-образное понимание сущности каждого вопроса. В зависимости от уровня усвоения учебного материала я могу использовать весь арсенал иллюстративно-демонстрационного материала либо только его часть. Иллюстративно-демонстрационный материал УМК я использую на консультациях по предмету, занятиях спецкурсов и ЛОПСах.

После изучения теоретических основ я провожу учебное занятие по отработке практических навыков. Если требует программа, то организую практическую или лабораторную работу. В теме “Основы генетики” для изучения особенностей наследования признаков проводится практическая работа. Результатами практической работы в классе является умение решать генетические задачи по всем типам наследования, для закрепления умений и навыков обучающиеся получают индивидуальные задания для домашнего выполнения.

Для выявления уровня знания учащимися теоретических основ темы и создания условий для устного предметного обсуждения провожу семинарское занятие. Занятие проходит в течение двух часов, поэтому создаются условия для глубокого осмысления сложных вопросов темы, позволяет учащимся вести монологическую речь, используя тематические понятия и термины; выстраивать изучаемый материал в определенную структуру. В последние годы учащимся в начале изучения курса предлагаются краткосрочные реферативные тематические проекты, которые они выполняют под руководством учителя, разрабатывают реферат, доклад-сценарий, тезисы и создают презентации для защиты реферата, используя различные компьютерные форматы. Защита проекта проходит на семинарском занятии, завершающем теоретическое изучение темы. Такая форма работы позволяет привить интерес к предмету, так как учащиеся при подготовке проекта рассматривают материал гораздо шире, чем в учебнике; научить учащихся компьютерным технологиям и работе в поисковых системах Интернет. На семинарском занятии таких “заготовленных” работ может быть несколько наряду с остальными обсуждаемыми вопросами. За многие годы накопилось большое количество творческих работ учащихся. В конце учебного года я выпускаю диск с этими работами и отдаю в библиотеку для использования учащимися последующих лет обучения для подготовки изучаемых тем.

Обобщение и контроль учебного материала, определение предметных компетенций проводится после изучения теории и отработки практических умений и навыков. В этой части учебной деятельности я предлагаю учащимся протестировать свои знания и умения на компьютерах. Много лет работаю с тестовой компьютерной оболочкой “Super test”, она позволяет достаточно глубоко и быстро и независимо проверить предметные тематические знания. Компьютерное тестирование включает закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа, закрытые тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов и задания с кратким ответом, вводимым через клавиатуру. Создаю вариант Demo-версия, который предлагается учащимся для работы дома по проверке своих знаний и подготовки к контрольному тестированию в классе и два контрольных варианта тестовых заданий, которые обучающиеся решают в классе на индивидуальных компьютерах в интерактивном режиме.

Компьютерное тестирование может включать разное количество заданий по определению основных предметных компетенций учащихся, задания могут иметь наглядный материал (схемы, таблицы, рисунки), во время тестирования задания могут подаваться в особой системе или случайно, можно работать без ограничения времени выполнения тестового испытания или с его ограничением. Эту работу с тестовыми заданиями оценивает сам компьютер, что позволяет учащимся не сомневаться в объективности оценки.

Второй этап обобщения и контроля темы включает выполнение компетентностных заданий. Учащимся предлагаются задания из системы “Зачетные листы”. “Зачетные листы” – это индивидуальные билеты для каждого учащегося, которые включают различные задания, позволяющие показать глубину усвоения предметной области. Выполняя задания проверочного модуля, обучающиеся показывают итоговые тематические и метапредметные компетенции изучаемого раздела.

Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы по общей биологии переросла в создание учебно-методических комплектов. Накопленный методический и дидактический материал, используемый при изучении данной темы, выстроился в логическую систему, стал основой нового авторского УМК “Основы генетики”.

При создании УМК я обобщил дидактические единицы, осмыслил технологию изучения и отработки материала, определил эффективность каждого этапа учебной деятельности. Оригинальные авторские материалы, входящие в УМК, апробированы в течение многих лет преподавания в школе. Авторский УМК позволяют более эффективно изучить школьный курс, как по обычной, так и по углубленной программе и для подготовки Единого государственного экзамена. Содержание учебно-методического комплекта “Основы генетики” Авторский электронный УМК в отличие от других электронных пособий позволяет учителю самостоятельно принимать решение - какие материалы, и в каком объеме использовать сегодня на занятие, а какие будут использованы завтра. Имея данные УМК, учитель, может хорошо подготовиться к любому занятию, продемонстрировать слайд-фильм, откопировать в нужном количестве раздаточный материал, инсталлировать на учебные компьютеры проверочные модули. Из многообразных иллюстративно-демонстрационных материалов УМК учитель сам может создать демонстрационный материал для каждого урока каждой темы по своему усмотрению.
h:\doc\владимир\этикетки новые\умк сорокина основы генетики1.jpg

Электронный учебно-методический комплект построен на модульной основе, все его компоненты взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, и имеют особую структуру: материалы – содержательные информационные файлы, вложены в папки, которые расположены в определенной последовательности, позволяющей учителю быстро отыскать необходимую информацию. Цифровые ресурсы находятся на электронном, самооткрывающемся диске в системе AutoRun. Такая структура и пользовательский интерфейс УМК должны обеспечить эффективное изучение предметной темы.

Использование IT-технологии в учебном процессе в системе авторских УМК позволяет получить лучший результат и сэкономить учебное время для отработки компетенций при изучении предметной области и создать более комфортные условия обучения.

Анализируя качественную успеваемость учащихся по мере изучения учебных тем курса в такой системе использования IT-технологии и всего комплекса методических методов и приемов, позволяет увидеть существенное её улучшение. В прошлом 12/13 учебном году 13 учащиеся 11-ых классов сдавали ЕГЭ, средний балл 77,69 (лучшие баллы: 98, 94, 90, 89). Изучение биологии полностью было выстроено по данной педагогической системе. Авторские УМК прошли внешнюю экспертизу на федеральном и региональном уровне учителями и ведущими специалистами ТГУ, ТГПУ, СибГМУ. Авторские электронные УМК участвовали в региональных и областных конкурсах и стали лауреатами и призерами этих конкурсов.

Литература:

1. Волков В.В., Тихонов А.Н., Шудегов В.Е., Федотов В.И., Проблемы повышения эффективности использования технологий мульдимедиа  в образовании.//Вестник образования № 10, 2012. с.38-41.
2. Компьютер в работе педагога: Учебное пособие/Под ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2011. – с.63-65.
3. Кудряшова Т.Б. Электронные средства обучения: в чем их преимущества над традиционными?//Директор школы № 7, 2009.- с.32-33.
4. Селевко Г.К. “Информационные технологии в школе”, Ярославль ИРО, 2008 г. 

Аннотация статьи:

В статье излагается методика использования IT-технологии, приводится личный педагогический опыт в рамках работы с авторским УМК “Основы генетики”. Автором IT-технологии используются на всех этапах работы с учебным материалом: на этапе объяснении нового материала, во время отработки учебных элементов, на этапе обобщения и контроля. Автор показывает преимущества IT-технологии в учебном процессе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconМО: использование современных образовательных технологий на уроках...
Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрименение компьютерных технологий на уроках биологии Слюсарь Т. Д
В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconУроках биологии
...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconИспользование средств новых информационных технологий (снит) на уроках биологии
Адрес: 303804, Орловская область, Ливенский район, с. Речица, ул. Центральная,д. 44 Телефон: 6-31-63
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрименение компьютерных технологий на уроках биологии
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ вузов. 9-10-е изд. М.: «Академия», 2009
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconВек активного использование информационных технологий
Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconИспользование информационных технологий обучения на уроках химии и биологии
Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках фгос...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрименение компьютерных технологий во внеклассной деятельности и на уроках биологии
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья,...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республики Татарстан, примерной программы основного общего образования по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой...
It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих...
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск