Скачать 115.42 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Орловская область, Ливенский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Речицкая средняя общеобразовательная школа» Адрес: 303804, Орловская область, Ливенский район, с. Речица, ул.Центральная,д.44 Телефон: 6-31-63 ОКПО ОГРН 1025702456010 ИНН/КПП 5715003320/571501001 РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (СНИТ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ». Подготовила: БАСКАКОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА 2010 год
ВВЕДЕНИЕ. В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Каменским Я.И. и развита Ушинским К.Д. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий. По яркому замечанию Осина А.В. "... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно-иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях 1. Актуальность использования СНИТ в образовании. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Информатизация включает в себя: 1) компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; 2) интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации; 3) медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации. В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления Организация учебно-воспитательного процесса с использованием информационных и коммуникативных технологий ведется в рамках проекта «Управление школой на основе системной компьютеризации». Информационные технологии позволяют: • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» «Физикон» и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: • усвоить базовые знания по предмету; • систематизировать усвоенные знания; • психологически настроить на атмосферу экзамена; • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы; • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности; • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом; • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. 2. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Можно использовать следующие методические приемы: 1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс; 2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос; 3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой; 4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи; Этапы информатизации преподавания предмета: 1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.; 2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями; 3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.; 4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях; 5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы; Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться. Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В профильных классах учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности. Это убедительно показал опыт проведения учебного проекта «Клетка - целостный организм» в 9 классе, в ходе которого учащиеся не только обобщили и систематизировали полученные знания о клетке, но и получили навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформлены в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Информатизация среднего образования, проводимая в последние несколько лет, позволила увидеть и оценить положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий. Школьный курс биологии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые затрудняют обучение и применение информационных технологий, главными из которых является слабая математизация школьного курса биологии и трудности алгоритмизации материала. Имеющаяся проблема слабого развития информационной культуры учителей биологии, и незнание ими основ работы с предметными ИТ, не является серьезным препятствием на пути внедрения современных информационных технологий. Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса биологии и повышения информационной культуры учителей может служить использование ими на уроках интерактивного иллюстративного материала в виде мультимедиа презентаций, подготовленных с использованием легко осваиваемых программных продуктов, таких как Microsoft PowerPoint. При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями, достаточной гибкостью и универсальностью для применения на уроках биологии. Наиболее оптимальным подходом для организации информационного наполнения мультимедиа презентаций является использование принципов системной педагогики. Цель их применения – повысить качественный и количественный уровень усвоение материала представленного в мультимедиа презентациях. В основе данного подхода лежит разбивка теоретического материала на небольшие логически законченные конструкции или модели с точным числом элементов и связей. Информация представленная таким образом является информационной основой урока, которая ассимилируется в сознании ученика. Список используемой литературы. 1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003. 2. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002. 3. Смирнов В.А. Принципы конструирования компьютеризированного курса // Информатика и образование. 1994. №2. 4. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6. 5. Корнер Т.В., Смирнов В.А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. №4. 6. Проблемы компьютеризации обучения предметам естествен-нонаучного цикла: По материалам телеконференции "ИН- ФОБИО–97". — Научно–методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.:РГПУ, СЗФ–ИНИНФО, 1998. 7. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста–учителя к коллективу единомышленников. — Народное образование, 1992. 8. Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997. 9. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. – Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002. 10. Никонова Е.Н. Определение количества информации в содержании урока. — Системная педагогика. Бюллетень №3. Красноярск, 2004. 11. Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док.а пед. наук: гос.пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2000. - 42с. 12. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., --2001. 13. Сапрыкина Г.А. Педагогические программные средства для индивидуального школьного образовательного процесса: автореф. дис. канб. пед. наук. Новосибирск. -1997. - 19с. |
Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | ||
Век активного использование информационных технологий Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию... | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | ||
Использование информационных технологий в маркетинге В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных... | Использование информационных технологий обучения на уроках химии и биологии Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей... | ||
Освоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно... Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла | О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» | Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный... Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный... | А. Д. Магеляс Использование информационных и телекоммуникационных... Использование информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | Использование информационных технологий в городской прессе Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6 | ||
Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии |