Скачать 169.69 Kb.
|
Использование информационных технологий обучения на уроках химии и биологии Кокшарова Галина Владимировна Преподаватель химии и биологии Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный технический лицей №1», город Благовещенск Интернет-конференция по учебной работе В настоящее время в Российском образовании идёт процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах: 1. Проникающая технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. 2. Основная, определяющая, наиболее значимая из всех используемых в данной технологии частей. 3. Монотехнология – всё обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинга, опираются на применение компьютера. В целях плодотворной работы на занятиях теоретического и практического обучения общеобразовательных и специальных дисциплин, преподаватели нашего лицея используют передовые педагогические технологии. Среди таких современных технологий нужно выделить компьютерные, или информационные технологии. Вопросы применения информационных технологий в учебном процессе, выявление оптимальных способов организации урока при использовании компьютерных средств и информационных технологий являются актуальными в настоящее время. Анализ уроков химии и биологии, определение условий, когда информационные технологии органично вписываются в учебный процесс, показывает повышение качества эффективности уроков, на которых используются компьютерные средства и информационные технологии. Следует отметить следующие возможности использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) учителем на уроках химии и биологии: 1. Проведение уроков с компьютерной поддержкой. 2. Использование новых информационных технологий (ИТ) во внеурочной предметной деятельности. 3. Работа с электронной документацией. 4. Организация процесса самообразования. Мультимедийные уроки в зависимости от дидактических целей предполагают использование компьютера в двух режимах: демонстрационном и индивидуальном. В своей профессиональной деятельности более рациональным считаю применение компьютерных средств и информационных технологий в демонстрационном режиме на уроках:
В индивидуальном режиме в зависимости от численности группы и количества персональных компьютеров проводится работа на компьютере (по очереди) или работа в парах. При работе в парах учитывается уровень подготовки учащихся и их индивидуальные психологические особенности. К таким урокам относятся:
Использование электронных средств обучения оказывает положительное влияние на все психические процессы и функции – восприятие, память, мышление, вызывает у ребят удовлетворение от самой работы на уроке, усиливает мотивацию учения, усиливает эффективность восприятия учебной информации. Существенное улучшение качества образования, повышения эффективности уроков химии и биологии, заинтересованности обучающихся в приобретении знаний возможно при использовании информационных технологий, в частности, путём использования в учебном процессе прикладных программ (Мicrosoft Word, Мicrosoft Excel, Мicrosoft Paint, Мicrosoft Power Point), электронной почты и очень широких возможностей сети Интернет. Использование компьютерных средств и информационных технологий определяет одно из направлений совершенствования методов преподавания химии и биологии, призванных обеспечить активное учение, развитие общеучебных умений и навыков учащихся. На современном этапе развития страны осуществляется модернизация среднего образования, в рамках которой и педагогами нашего лицея активно ведутся поиски новых подходов, средств и методов обучения. Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Мы познаём мир, используя наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, синтез и т.д. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету. В результате многолетней работы в лицее, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путём повышения интереса к своему предмету. Именно новые информационные технологии заставляют современного ученика удивляться, поражают его воображение. Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для достижения поставленной цели в области преподавания химии и биологии определены следующие задачи:
Реализация обозначенных целей и задач в нашем образовательном учреждении возможна благодаря наличию соответствующей материальной базы, созданной в рамках программы компьютеризации общеобразовательных учреждений. Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока. Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
отдельных учащихся. На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
анализаторы;
На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:
В практике преподавания химии и биологии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приёмом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяют возможности обучения, делают содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено. Таким примером может служить рассмотрение процесса электролитической диссоциации, изучение реакций ионного обмена, где наглядно, в движении представлены процессы, происходящие в растворе между ионами. Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях лицея. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса. Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например, галогенов, виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера даёт возможность компенсировать этот недостаток. Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Например, для формирования умений различать принадлежность веществ к определённому классу можно использовать игру «Химическая защита». Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету. Несколько лет назад учащиеся, планирующие связать свою дальнейшую судьбу с химией или биологией, при подготовке к экзамену в вуз использовали только различные литературные источники или занятия с репетиторами. Сейчас всё больше учащихся интересуется программными продуктами на CD-ROM. На помощь компьютера рассчитывают и родители учеников, имеющих слабые знания по химии или биологии. Учитывая тот факт, что 80% обучающихся имеют домашний компьютер, появилась возможность использовать электронные носители информации в процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, временно обучающимися на дому, либо с одарёнными детьми. Ещё одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения-тренажёры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов даёт возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся. Использование готовых программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. (См. приложение № 1). Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии или биологии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников. В литературе рассмотрены проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий. Одна из них заключается в том, что диалог учащегося с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом. Компьютер не может создать настроения. Преимущество готовых программных продуктов заключается в том, что на них представлены обширные сведения по различным областям химии или биологии, приведены справочные материалы, иллюстрации, видеофрагменты и т.д. Здесь же в большинстве случаев имеются тесты по отдельным темам и по всему материалу с целом. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны и сложны для учащегося, что затрудняет их использование. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных продуктов. Это требует от педагога дополнительных усилий, но с лихвой окупается в дальнейшем. Компьютер надёжно хранит информацию и даёт возможность корректировать её под каждую конкретную задачу. Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд-фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Наличие большого набора информационных объектов в презентации даёт учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всём многообразии его проявлений и свойств, а также более чётко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. (См. приложение № 2). В моей методической копилке разработано много разнообразных уроков по химии и биологии по разным темам например: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Виды химической связи», «Электролитическая диссоциация», «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова», «Алканы», «Алкены», «Алкины», «Арены», «Одноатомные спирты», «Карбоновые кислоты», «Жиры», «Углеводы», «Белки», «Клеточная теория», «Формы размножения организмов», «Модификационная и мутационная изменчивость», «Ч. Дарвин – основоположник эволюционной теории», «Человеческие расы», «Среда обитания организмов» и т.д. Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока химии и биологии, даёт возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся. Необходимость применения современных информационных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Сегодня каждое образовательное учреждение делает всё от него зависящее для информатизации учебно-воспитательного процесса. Наш лицей не является исключением. Наши преподаватели постоянно используют в своей работе современные информационные технологии. Я убеждена, что использование информационных технологий может обеспечить развитую учебную культуру. Это успех в преподавании и учёбе. Применяйте информационные технологии! Переходите от старых форм занятий, утративших свою эффективность, к более новым, продвинутым и современным! Приложение № 1. Мною используются на уроках химии и биологии следующие электронные издания:
Общая и неорганическая химия. 10-11 класс.
И конечно же хотелось бы, чтоб каждый кабинет химии/биологии был подключен к сети Интернет. Чтобы любой учитель или ученик мог воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет. Приложение № 2. Приведу лишь некоторые Интернет ресурсы по химии.
Интернет-ресурсы по биологии:
Литература: 1. Курдюмова Т.Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.//Химия в школе, 2002 . - № 8, с.35-37. 2. Макошина В.Н., Мещерикова Е.В. Использование компьютеров в обучении химии. //Химия.Методика преподавания в школе, 2002. - № 6, с. 55-60. 3. Нечиталова Е.В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия. Методика преподавания в школе, 2001. - № 1,с. 13-18. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., народное образование, 1998. |
Практическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии | Век активного использование информационных технологий Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию... | ||
Использование средств новых информационных технологий (снит) на уроках биологии Адрес: 303804, Орловская область, Ливенский район, с. Речица, ул. Центральная,д. 44 Телефон: 6-31-63 | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | ||
Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» | Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии ... | ||
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | ||
Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | Юго западное окружное управление образования департамента образования города москвы Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | ||
Использование информационных технологий в городской прессе Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6 | Использование информационных технологий на уроках химии На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы... | ||
Использование икт на уроках биологии Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной... | Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный... Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики |