Скачать 82.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (АСПИРАНТУРА) Утверждаю Директор Биологического института НИ ТГУ _________________ Д.С. Воробьев « 25 » марта 2014 г. ПРОГРАММА вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю « Экология (по отраслям)» (направление подготовки: 05.06.01 – Науки о Земле) Томск 2014 Требования к поступающим в аспирантуру:
Основная цель экзамена – определить уровень профессиональных компетенций будущего аспиранта, его знание современного состояния и основных проблем направления и профиля подготовки. Программа нацелена на выявление способности специалиста заниматься в системе высшего образования в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Биологические науки» и возможности повышения его уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать полученные ранее умения и навыки. Общие профессиональные компетенции поступающих в аспирантуру в соответствии с уровнем высшего образования:
Абитуриент, поступающий в аспирантуру по специальности 03.02.08 «Экология», должен в пределах программы высшего учебного заведения биологического профиля, показать понимание механизмов функционирования биосистем в их взаимодействии со средой, особенностей механизмов гомеостаза популяций, сообществ и биосферы. Он должен показать глубокие знания основных закономерностей действия факторов среды на биосистемы, закономерностей круговорота веществ и потоков энергии в экосистемах, основные тенденции эволюции биосферы, роль человека и его деятельности в биосферных процессах, особенностей взаимодействия общества и природы на разных этапах развития общества, методов экологического контроля и экспертизы. Абитуриент должен иметь представление о природных ресурсах и их классификации, экологических проблемах современности. Он должен проявить способности к выполнению научно-исследовательской работы, знать теоретические и практические основы современной экологии. Вступительные испытания проводятся в форме собеседования по темам и вопросам, указанным в программе вступительного экзамена. Содержание программы вступительного экзамена Биосфера и среды жизни на Земле, адаптации к ним живых организмов. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, их характеристика и экологическое значение. Основные закономерности действия факторов на биосистемы. Принципы системного подхода в экологии. Эмерджентные свойства систем разноуровневой организации: организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система. Источники энергии. Автотрофы (фото- и хемосинтетики), гетеротрофы (фитофаги, плотоядные, сапрофаги). Жизненные циклы. Перераспределение ресурсов в ходе жизненного цикла, «цена» размножения. Унитарные и модулярные организмы. Жизненные формы организмов. Местообитания. Экологическая ниша. Популяция – форма существования вида. Место популяции в иерархии биологических систем. Динамические характеристики популяций (рождаемость, смертность, рост, численность, плотность). Механизмы гомеостаза популяций: регуляция плотности населения, пространственной и генетической структуры. Популяция – единица управления. Соотношения понятий биоценоз, сообщество, биогеоценоз (БГЦ), экосистема. Видовое разнообразие БГЦ, пространственная структура, взаимоотношения видовых популяций. Основные типы эколого-ценотических стратегий. Функциональный состав и трофическая структура биогеоценоза, пищевые цепи, экологические пирамиды, круговорот веществ и поток энергии (основные закономерности). Продуктивность экосистем. Деструкционные процессы и круговорот веществ. Устойчивость экосистем. Динамика биогеоценозов; экологические сукцессии: механизмы и закономерности. Антропогенные факторы динамики природных систем: пастбищные, рекреационные дигрессии, техногенные сукцессии. Водные и наземные экосистемы, их специфика, структура, основные типы водных экосистем и растительных формаций суши. Становление человека как вида, его взаимоотношения со средой по мере развития общества и производительных сил. Экологические кризисы. Биосоциальная природа человека и особенности взаимодействия общества и природы. Биосфера как специфическая оболочка Земли. Роль и функции живого вещества в биосфере. Функциональные связи в биосфере, роль почвы как связующего звена биологического и геологического круговоротов. Круговорот веществ, биогеохимические циклы, роль в них живых организмов. Влияние антропогенных факторов на биогенный круговорот веществ и энергетический баланс биосферы. Экологическая безопасность и охрана природы. Экологические принципы в различных сферах практической деятельности человека. Особо охраняемые природные территории их классификация и роль в охране окружающей среды. Загрязнение биосферы и его экологическое значение, воздействие на биогеохимические циклы. Классификация загрязняющих веществ и их основные свойства. Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы. Урбанизация и её влияние на биосферу. Принципы биологической оценки состояния природной среды. Экологический мониторинг. Критерии оценки деградации среды. Деградация почв в условиях сельскохозяйственного производства. Химическое загрязнение почв: кислотные дожди, тяжелые металлы, пестициды, удобрения. Очистные сооружения. Методы механической, химической и биологической очистки промышленных выбросов. Понятие о природных ресурсах, их классификация. Органическое ископаемое топливо и альтернативная энергетика. Водные ресурсы: обзор мировых запасов, глобальных и региональных проблем использования. Ресурсы животного мира и проблемы их использования. Растительные ресурсы и проблемы их использования. Глобальные экологические проблемы современности: демографические, изменение климата, озоновый экран, биологическое разнообразие и проблемы его сохранения, опустынивание и обезлесение. Продовольственная проблема и пути ее решения. Экология и здоровье человека. Экологический контроль и экспертиза. Окружающая среда и устойчивое развитие человечества. Экологическое образование и его роль в преодолении кризиса современной цивилизации. Литература Основная
Дополнительная
Программа сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры. Рекомендовано методической комиссией Биологического института, протокол № 135 от 27.02.14г. Утверждена Учёным советом Биологического института, протокол № 3 от 25.03.14г. |
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Генетика» Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру... Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Vi. Примерный перечень вопросов вступительного испытания по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (по... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач |