Пояснительная записка. Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 10 -11 класса авторов: И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой.
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии-клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание программы 10 кл.: Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений - 6 ч
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как с труктурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент, моделирование).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни - 9 ч.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов. Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 8 ч.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Понятия: биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме.
Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа № 1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни - 12 ч.
Вид его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
История развития эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождение и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа. № 2. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных.
Лабораторная работа №3. Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Биология» 10 класс (34 часа).
№ урока
| № урока по теме
| Содержание
|
Дата
|
Практ. часть
|
Дом. задание
|
I. Введение в курс общей биологии (6 ч )
|
| 1.
| Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Содержание и структура курса общей биологии.
|
|
| §1
|
| 2.
| Основные свойства жизни
|
|
| §2
|
| 3.
| Уровни организации живой материи
|
|
| §3
|
| 4.
| Значение практической биологии
|
|
| §4
|
| 5.
| Методы биологических исследований
|
|
| §5
|
| 6.
| Семинарское занятие. Живой мир и культура
|
|
| §6
|
II. Биосферный уровень жизни (9ч)
|
| 1.
| Учение о биосфере
|
|
| §7
|
| 2.
| Происхождение живого вещества
|
|
| §8
|
| 3.
| Биологическая эволюция в развитии биосферы
|
|
| §9
|
| 4.
| Биосфера как глобальная экосистема
|
|
| §10
|
| 5.
| Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере
|
|
| §11
|
| 6.
| Человек как житель биосферы
|
|
| §12
|
| 7.
| Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
|
|
| §13
|
| 8.
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
|
|
| §14
|
| 9.
| Экологические факторы и их значение.
|
|
| §15
|
III. Биогеоценотический уровень жизни (8ч)
|
| 1.
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
|
|
| §16
|
| 2.
| Биогеоценоз как биосистема и экосистема
|
|
| §17
|
| 3.
| Строение и свойства биогеоценоза.
Лабораторная работа №1. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе
|
| Л.р. №1
| §18
|
| 4.
| Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе
|
|
| §19
|
| 5.
| Причины устойчивости биогеоценозов
|
|
| §20
|
| 6.
| Зарождение и смена биогеоценозов
|
|
| §21
|
| 7.
| Сохранение разнообразия биогеоценозов
|
|
| §22
|
| 8.
| Экологические законы природопользования.
|
|
| §23
|
IV. Популяционно-видовой уровень жизни (12 ч)
|
| 1.
| Вид. Его критерии и структура.
Лабораторная работа №2 . Морфологические критерии, используемые при определении видов
|
| Л.р. № 2.
| §24
|
| 2.
| Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система
|
|
| §25
|
| 3.
| Популяция как основная единица эволюции
|
|
| §26
|
| 4.
| Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.
|
|
| §27
|
| 5.
| Этапы происхождения человека
|
|
| §28
|
| 6.
| Человек как уникальный вид живой природы
|
|
| §29
|
| 7.
| История развития эволюционных идей
|
|
| §30
|
| 8.
| Современное учение об эволюции
|
|
| §31
|
| 9.
| Результаты эволюции и ее основные закономерности
|
|
| §32
|
| 10.
| Основные направления эволюции.
Лабораторная работа №3. Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.
|
| Л. р. №3
| §33
|
| 11.
| Особенности популяционно-видового уровня жизни
|
|
| §34
|
Содержание программы 11 кл.:
Тема 1. Организменный уровень живой материи (17 часов)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Лабораторные работы
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач. Тема 2. Клеточный, уровень организации жизни. (9 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторная работа
Исследование фаз митоза на микропрепаратах клеток кончика корня. Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни. (8 часов)
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Биология» 11 класс (34 часа)
№ урока
| № урока
по теме
| Содержание
| Дата
| Практ. часть
| Дом. задание
| Тема 1. Организменный уровень живой материи (17 часов)
|
| 1.
| Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
|
|
| §1
|
| 2.
| Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
|
|
| §2
|
| 3.
| Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
|
|
| §3
|
| 4.
| Размножение организмов.
|
|
| §4
|
| 5.
| Оплодотворение и его значение.
|
|
| §5
|
| 6.
| Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).
|
|
| §6
|
| 7.
| Из истории развития генетики.
|
|
| §7
|
| 8.
| Изменчивость признаков организма и ее типы.
|
|
| §8
|
| 9.
| Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.
|
|
| §9
|
| 10.
| Дигибридное скрещивание.
Лабораторная работа № 1
«Решение элементарных задач по генетике».
|
| Л. р. №1
| §10
|
| 11.
| Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
|
|
| §11
|
| 12.
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
|
|
| §12
|
| 13.
| Наследственные болезни человека.
|
|
| §13
|
| 14.
| Этические аспекты медицинской генетики.
|
|
| §14
|
| 15.
| Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.
|
|
| §15
|
| 16.
| Семинар.Творчество в жизни человека и общества.
|
|
| §16
|
| 17.
| Царство Вирусы и вирусные заболевания.
|
|
| §17
|
Тема 2. Клеточный уровень организации жизни (9 часов).
|
| 1.
| Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе.
|
|
| §18
|
| 2.
| Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
|
|
| §19
|
| 3.
| Строение клетки.
|
|
| §20
|
| 4.
| Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
|
|
| §21
|
| 5.
| Клеточный цикл.
|
|
| §22
|
| 6.
| Деление клетки - митоз и мейоз.
Лабораторная работа № 2
«Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня».
|
| Л. р. №2
| §23
|
| 7.
| Структура и функции хромосом.
|
|
| §24
|
| 8.
| История развития науки о клетке.
|
|
| §25
|
| 9.
| Гармония и целесообразность в живой природе.
|
|
| §26
|
Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни. (8 часов)
|
| 1.
| Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.
|
|
| §27
|
| 2.
| Основные химические соединения живой материи.
|
|
| §28
|
| 3.
| Структура и функции нуклеиновых кислот.
|
| Л.р. №1
| §29
|
| 4.
| Процессы синтеза в живых клетках.
|
|
| §30
|
| 5.
| Процессы биосинтеза белка.
|
|
| §31
|
| 6.
| Молекулярные процессы расщепления.
|
|
| §32
|
| 7.
| Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
|
|
| §33
|
| 8.
| Семинар. Время экологической культуры.
|
|
| §34
|
Ресурсное обеспечение:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т. Е."Биология. Базовый уровень.10 класс " (М., "Вентана-Граф", 2009г.)
3. Сухова Т. А. , Строганов В. И. , Пономарева И. Н. Биология в основной школе: Программы – М.: Вентана-Граф, 2010
4. А. А. Киреленко, С. И. Колесников. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: «Легион». 2009 5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998 6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология (базовый уровень) 11 класс, М: Вентана-Граф, 2009 7. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В Симонова. Биология. Учебное пособие 10-11 класс.М: Вентана- Граф, 2008. |