Урок биологии в 8 классе





Скачать 159.34 Kb.
НазваниеУрок биологии в 8 классе
Дата публикации18.07.2013
Размер159.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Урок биологии

в 8 классе

Тема:

«Движение крови по сосудам.

Пульс. Давление»

Лабораторная работа

«Измерение артериального давления»


Учитель биологии Субботина О.Н.

2012

Тема: Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Лабораторная работа «Измерение артериального давления»
Цели урока:

Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сфор­мировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове­носных сосудах, научить учащихся оп­ределять пульс.

Развивающая: продолжить формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения», кар­точки с тестами, карточки для индивидуальной работы, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент (Приложение 1)

II.Актуализация опорных знаний - Слайды N 2-8

1) Дополни: (Приложение 2)

  1. Кровь в организме человека течёт по……

  2. Движение крови в организме человека называется..........

  3. Непрерывность тока крови обеспечивают……..

2) Строение сердца (Приложение 3)

3) Кровеносные сосуды (Приложение 4)

4) Какие из перечисленных характеристик относятя к венам и какие – к артериям? (Приложение 5)

  1. транспорт крови от сердца к органам;

  2. толстые и эластичные стенки;

  3. внутрисосудистые клапаны;

  4. высокое кровяное давление в сосудах;

  5. медленный ток крови, низкое кровяное давление;

  6. тонкие и мягкие стенки;

  7. транспорт крови от органов к сердцу;

  8. внутрисосудистые клапаны отсутствуют.

5) Круги кровообращения. (Приложение 6)

6) Фазы сердечной деятельности (Приложение 7)

7) Тестовое задание.

Выберите верные утверждения: (Приложение 8)

1-Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.

2-Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту.

3-Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям.

4-Артерии - это сосуды, по которым течет артериальная кровь.

5-Вены малого круга несут артериальную кровь.

6-Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная.

7-Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.

8-Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь.

9-Кровь из малого круга поступает в левое предсердие.

10-Систола – общее расслабление сердечной мышцы.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Урок-исследование по теме: Движение крови по сосудам (Приложение 9 )

Задачи: (Приложение 10)

- познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;

- научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;

- актуализировать знания о кругах кровообращения

2. Формулирование проблем темы на уроке: Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 11)

3. Вступительное слово учителя. Учитель обращает внимание учащихся на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов...» . (Приложение 12 )

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

4. Учитель:

-Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.
Дополнительная информация.

Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начина­ет движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется зако­нам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более слож­ное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика (Приложение 13) («гемо» - кровь).

Пульс

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название ар­териального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец. (Приложение 14 )

Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до н. э., когда китайский император Хоам-Ту с при­дворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагно­за. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время. (Приложение 15 )

Практическая работа

Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Предварительные пояснения. Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться. Для этого найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами. Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а».
Зажмите артерию в точке а и остановите дви­жение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы пульс?

1.Теперь зажмите артерию в точке «в». Останови­лось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?

2.По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?

Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только оста­навливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.

А Д -Артериальное давление

Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести. Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспре­рывно и даже снизу вверх.

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже не­сколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становит­ся давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях - до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).
За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.
Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики.
Впервые это давление было измерено английским священником С. Хейлсом в 1733 г.

Метод, предложенный Хейлсом, был сопряжен со значительной потерей крови и даже риском для пациента.

В 1896 г. итальянский врач С. Рива-Гоччи изобрёл прибор, которым пользуются до настоящего времени.

В 1905 г. русский врач Н.С. Коротков видоизменил метод Рива-Гоччи так, чтобы мож­но было измерять и диастолическое давление крови. Он предложил прослушивать пуль­совые волны лучевой артерии фонендоскопом. (Приложение 16 )
Причины движения крови по сосудам

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движе­ния крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего дав­ления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина арте­риального давления может сильно измениться. Обычно артериаль­ное давление измеряют в плече­вой артерии с помощью специаль­ного прибора.

Как и почему изменяется арте­риальное давление крови? (Приложение 17)

-После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое дав­ление называют верхним, или сис­толическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление назы­вают нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изме­няться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что неред­ко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, насту­пает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда чело­век выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соеди­нительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страда­ют головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давле­ние ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболева­ния достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. (Приложение 18)

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давле­ние равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.
Ученые опыт­ным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше это­го возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.

(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель кото­рой указывает" верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном слу­чае АД = 110/65.
IV. Лабораторная работа.1 (Приложение 20)
Тема: Измерение артериального давления

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Ход работы.
1. Вычислите артериальное давление по формуле:

АД сист = 1,7*возраст + 83

АД диаст = 1,6*возраст + 4

2. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.

Запишите полученный результат.

3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.

Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.

Перераспределение крови в организме . Опыт Моссо (Приложение 19)

- Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Но не вся кровь, а только по­ловина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо». Такие «депо» крови — печень, селезенка, кожа. В «кровяных депо» находится около 46 % крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной ра­боте или кровопотере, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды и нормаль­ная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи.

Остальная половина крови, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между различными органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получает работающий орган. Когда человек занимается умствен­ной работой, кровь больше приливает к мозгу. А после приема пищи кровь перераспреде­ляется по-новому: она приливает к желудку и кишечнику, т. е. к органам, которые начи­нают усиленно работать. Количество крови, притекающей по сосудам органов пищеваре­ния, увеличивается в это время на 30-50 % противостоять гидравлическим ударам.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это интересно. -Кто из нас не мечтал полететь в космос « увидеть Землю со стороны? К сожалению, лишь для немногих из нас эта мечта осуществится. Уж очень сложна и до сих пор опасна профессия космонавта.

Первое, с чем сталкивается космонавт при взлете, это ускорение, когда космический корабль быстро набирает скорость. Во время выведения корабля на орбиту искусственно­го спутника Земли на космонавта в течение почти 5 минут действует ускорение, значение которого может изменяться от § до 7§. Другими словами, вес космонавта во время старта корабля может достигать семикратной величины. Однако трудность выполнения различ­ных движений при увеличении веса космонавта - это лишь одна сравнительно легко пе­реносимая сторона воздействия ускорений в космическом полете. Самые значительные изменения при воздействии ускорений возникают в системе кровообращения.

Если ускорение направлено от таза к голове, действие инерционных сил приводит к оттоку крови из сосудов головы ее приливу к органам нижней части туловища. В резуль­тате возможны расстройства зрения и даже обмороки. Все эффекты ускорений в системе кровообращения связаны с высокой растяжимостью стенок кровеносных сосудов; благо­даря этой растяжимости изменение давления крови может изменять объем кровеносных сосудов и содержащейся в них крови. Как обеспечить нормальное кровообращение у кос­монавта и пилота реактивного самолета при действии ускорений?

Самое простое решение — это расположить человека так, чтобы его размеры в направ­лении ускорения были минимальны. Тогда артериальное давление в разных частях тела будет различаться незначительно и перераспределения крови не будет. Вот почему космо­навты стартуют и приземляются в полулежащем положении. Но как быть пилотам реак­тивных самолетов? Выполняя резкое маневрирование, они не могут находиться влежачем положении, т. к. им необходимо в это время управлять машиной.

А что если на пилота надеть плотно облегающий костюм, между внутренним и вне­шним слоями которого налита вода?! Тогда при ускорениях давление воды в любом учас­тке такого костюма будет изменяться на ту же величину, что и давление. Вот почему после обеда появляется сонливость и желание отдохнуть. Итак, в организме непрерывно в за­висимости от труда и внешних условий происходит распределение крови: сосуды одних органов сужаются, а других органов - расширяются.

Большинство живущих на Земле животных «горизонтальные». Головной мозг и сер­дце — два самых важных органа — находятся у них на одном уровне. Это очень удобно. Сердцу не нужно дополнительных усилий, чтобы снабжать мозг кровью. Человек не отно­сится к «горизонтальным» животным. Поэтому у него относительно высокое давление. К таким же гипертоникам относятся и некоторые птицы (петух) и, конечно, жираф. Сердце типично «горизонтальных» животных не способно обеспечивать кровоснабжение мозга при неестественной позе. Например, если кролику или змее придать вертикальное поло­жение, они очень скоро потеряют сознание из-за анемии мозга.

Что является причиной движения крови по сосудам? (Приложение 21-22)

V.Охрана здоровья

1. Факторы, негативно влияющие на сердце. Приложение 23)

2. Условия нормальной работы сердца. (Приложение 24)
VI. Общие выводы урока

1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.

2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивле­ния, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

  1. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состо­яния сердца и кровеносных сосудов.

  2. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капил­лярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.

  3. Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.

  4. Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
    так и гуморальными механизмами регуляции.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
    вещества, кислород, вода.

  2. У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не­
    посредственно кровью.

  3. Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.

  4. Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.

  5. Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью
    скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.

  6. Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.

VIII. Д/з : § 19

Самоанализ урока

Урок проводился в 8 классе по теме: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Лабораторная работа. «Измерение артериального давления»
Тип урока комбинированный, и основной его задачей является:

– раскрыть,

-Что является причиной движения крови по сосудам ?

Урок соответствует схеме комбинированного урока.

1 Постановка цели урока.

2 Фронтальный опрос и его итоги.

3 Формулирование проблем темы.

4 Поэтапное решение проблем .

5 Закрепление знаний и умений.

6 Информация о домашнем задании.


Задачи урока:

Образовательная: раскрыть причины движения крови и лимфы, сфор­мировать понятия кровяное давление и пульс, объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове­носных сосудах, научить учащихся оп­ределять пульс.

Развивающая: продолжить формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная: воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью
Данный урок комбинированный с валеологическим содержанием, тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили строение и функции сердца и кровеносных сосудов, большой и малый круги кровообращения, фазы сердечной деятельности, изучили новый материал.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса, теста с использованием презентации. Для закрепление была дана самостоятельная работа (методика: «Вставь пропущенное слово», «Закончи фразу» (устное тестовое задание) ).

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, что повышает мотивацию учения и повышение качества знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся; таблицы, плакаты, работа с учебником.

Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. .

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме практической работы «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови.» и лабораторной работы «Измерение артериального давления».

Особых трудностей при изучении нового материала не возникало, т.к. учащиеся хорошо освоили предыдущую тему, и постоянно шла опора на знания детей, материал был изложен в полном объеме.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвала познавательный интерес к уроку.

Темп урока выдержан. В ходе урока активизировалось внимание учащихся при смене различных видов деятельности. При обобщении материала была организована опора на предыдущие знания и жизненный опыт учащихся, знания полученные при изучении данной темы могут быть использованы в жизни.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку, активно работали.

Оценки за работу на уроке выставлялись после каждого этапа урока с комментариями.

Между учителем и учениками существует взаимопонимание и взаимоуважение, атмосфера на уроке доброжелательная. Цель урока была достигнута.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 8-м классе "Гормоны дирижеры жизни"
Учитель биологии мкоу сош №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна
Урок биологии в 8 классе iconУрок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок биологии в 8 классе iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Урок биологии в 8 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок биологии в 8 классе iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок биологии в 8 классе iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 9 классе
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
Урок биологии в 8 классе iconУрок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь жидкая ткань", "Иммунитет"...
...
Урок биологии в 8 классе iconУрок для заместителей директоров школ по учебной работе «Сельскохозяйственные...
Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном...
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 8 классе
Научить учащихся в ходе эксперимента делать выводы о строении и физиологии глаза
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 8 классе. «Кровь, её состав и значение»
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый
Урок биологии в 8 классе iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 9 классе
Обучающие усвоение знаний о строение и функциях черепа, мозгового и лицевого отделов, образующих его
Урок биологии в 8 классе iconУрок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка»
Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Урок биологии в 8 классе iconУрок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск