Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни





НазваниеПояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни
страница1/8
Дата публикации29.11.2014
Размер0.84 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Филатьева Е.В.

Ступени здоровья

Управление образования администрации Киселевского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»




Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20 г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.

Дополнительная образовательная программа

«Ступени здоровья»

возраст обучающихся 7 – 10 лет

3 года обучения






Автор-составитель:

Филатьева Елена Владимировна

педагог дополнительного образования


г.Киселевск

2008 г.





Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20____ г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.






Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20____ г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.






Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20____ г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.






Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20____ г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.






Утверждена на п/совете

Протокол № ___ от _________ 20____ г.
Директор МБОУ ДОД ЦРТДЮ

________________ Долматова Т.А.

Пояснительная записка
Здоровье – это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

Оздоровление детей – основа формирования человека будущего. В связи с этим всё более актуальным становится забота о здоровье детей. Поскольку, данные статистики последних лет свидетельствуют о том, что количество «здоровых» детей и подростков в стране, и в Киселёвске в частности, год от года уменьшается. Данные педагогической и медицинской статистики убедительно свидетельствуют об углублении тревожных тенденций в состоянии здоровья и физического статуса младших школьников, что не дает оснований для оптимизма. Отмечено, что частота выявления функциональных отклонений в состоянии здоровья у учащихся младших классов повысилась на 84,7%, а хронических заболеваний — на 83,8%. Значительное количество детей, посещающих старшие группы дошкольных учреждений и начальную школу, относится к часто болеющим.

Социологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет только 25% от времени бодрствования. Два школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведёт к малоподвижности. Поэтому сегодня необходимо ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности.

Учитывая заказ населения города в расширении форм деятельности по оздоровлению детей, была разработана данная дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

Новизна программы состоит в том, что проблемы сохранения и укрепления здоровья решаются с позиции комплексного использования средств оздоровления. Она гармонично сочетает разные оздоровительные методики по массажу, и физической подготовке. Программа направлена не только на развитие у обучающихся мотивации к двигательной активности и совершенствованию физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.

Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост, на формирование культуры личности, основанной на понимании необходимости вести здоровый образ жизни.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические и физиологические возможности ребенка с помощью правильного планирования тренировочного процесса. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как физиология, спортивная медицина, а так же мой  практический опыт.
Цель и задачи программы

Цель программы: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного   отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • систематизировать знания обучающихся о здоровьесбережении и сохранении здоровья;

  • расширить двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми;

  • создать условия для укрепления здоровья, формирования правильной осанки, двигательных умений;

  • cовершенствовать функциональные возможности организма;

  • научить рациональному дыханию;

  • воспитать интерес к самостоятельным занятиям и внедрению их в режим дня.


Отличительные особенности программы

После тщательного анализа некоторых программ по физической культуре, и знакомства с современной литературой, а также, учитывая имеющиеся условия работы и материально–техническую базу, была составлена данная программа, которая предполагает использование многих факторов оздоровления организма.

Особый акцент в программе сделан на формирование у детей навыков ведения здорового образа жизни, осмысления систем мероприятий, способствующих оздоровлению организма, раскрытию резервных возможностей человека.

В её основу положены оздоровительные комплексы. Программой предусмотрено использование аутогенной тренировки, методов традиционной и нетрадиционной медицины (закаливание, фиточай и др.) механические воздействия на Б.А.Т. (биологически активные точки) и т.д., широкое использование природных факторов оздоровления.

Обучение по данной программе происходит в 3 этапа:

Первый этап – оценка состояния здоровья, уточнение биологических возможностей организма человека. Установление связей между условиями и ожидаемыми результатами, внедрение в сознание обучающихся принципов «познай себя», «моё здоровье мне выгодно». Первоначальное ознакомление с основными двигательными навыками.

На этом этапе в результате полученных первичных представлениях о новом и накоплении в памяти занимающихся двигательного опыта, возникают умения выполнять движения в общих чертах.

Второй этап – практическое применение валеологических знаний, воспитание сознательной потребности в здоровом образе жизни, подбор наиболее эффективного двигательного режима. На этом этапе происходит более углубленное изучение и совершенствование техники выполнения упражнений, развитие двигательных действий, формируются определённые двигательные умения, в результате уточнения представлений о структуре и характере конкретных упражнений устраняются лишние движения и ошибки, снижается физическое и нервное напряжение, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнений, выполняются контрольные тесты. Всё это происходит при строгом контроле преподавателя за действиями обучающихся.

Третий этап – это этап закрепления и дальнейшего совершенствования техники упражнений. На этом этапе происходит формирование прочного навыка правильности выполнения упражнений. Движения доведены до автоматизма в различных условиях на протяжении длительного промежутка времени. На этом этапе ведётся большая самостоятельная работа, подводится итог целесообразности всех занятий; формируются устойчивые положительные результаты. Этот этап может считаться итоговым.
Возрастные особенности обучающихся

Занятия проводятся с учетом особенностей возрастного физического развития обучающихся младшего школьного возраста.

Этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Суставы детей очень подвижны, связочный аппарат эластичен. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность. Исследования показали, что в этом возрасте осанка ребенка хорошо поддается коррекции.

Кроме того, это самый благоприятный период для формирования основных двигательных умений, развития двигательной функции, совершенствования музыкально-ритмической подготовки.
Формы и режим занятий

Количественный состав в группах 10 - 12 человек.

Программой предусмотрено проведение занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу,

2 год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу,

3 год обучения - 1 раз в неделю по 1часу.

Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение материала конкретной темы. В свою очередь темы согласованы между собой. Чаще всего занятия проводятся по комбинированной системе, то есть включают в себя теоретический материал и практические упражнения.

Учебные занятия могут проходить в форме:

  • дней здоровья и спорта, которые включают в себя конкурсы, соревнования и другие мероприятия;

  • тренировки и самотренировки;

  • соревнования;

  • викторин, игр, тестов (где учащиеся показывают знания терминологии, питании и др.);

  • тестирования (при помощи которых происходит проверка уровня физического развития);

  • тематические экскурсии;

  • ролевой игры;

  • репортажей, аукционов;

  • самостоятельной работы обучающихся;

  • зачёта (контроль знаний, умений и навыков по определённой теме);

  • праздника (с целью подведения итога работы).

Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на способности и индивидуальные особенности ребёнка, а затем, в зависимости от качества усвоения предложенной нагрузки вносить коррективы в программу.
Приёмы и методы

Программа предполагает использование, как стандартных методов работы, таких как: наглядные (показ, графическое изображение); словесные (рассказ, объяснение); практические (домашняя, индивидуальная работа), так и нестандартных методов работы.

При обучении двигательным действиям предпочтение отдаётся целостному методу. На занятиях также используются метод круговой тренировки, игровой и соревновательный методы, метод самостоятельной работы и метод строго регламентируемого упражнения.

Для стимулирования образовательной деятельности используются методы поощрения, создания успеха и метод дискуссии.

На занятиях широко применяется оборудование: гимнастические палки, мячи, ящики с галькой, различные коврики, скакалки, скамейки специальные тренажёры
Ожидаемые результаты и способы их проверки

При проверке ЗУН оценивается не столько выполнение норматива по отдельным видам физической подготовки, сколько учитываются индивидуальные особенности детей, уровень «сдвигов» в развитии физических качеств.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью: контрольных тестов по разделам программы, устного опроса, зачёта, игры, письменного контроля знаний, заметки в стенгазету.

Практический контроль осуществляется при помощи: контрольных тестов на развитие физических качеств и контрольных упражнений на развитие силы разных групп мышц, зачёта по карточкам, самоконтроля, письменного опроса, выпуска памяток.

К концу первого года обучения обучающиеся

знают:

  • оздоровительное значение тех или иных упражнении;

  • основы личной гигиены и гигиенические процедуры;

  • гигиенические требования к условиям проведения занятий, к подбору одежды и инвентаря;

  • общие сведения о сколиозе, нарушении осанки, плоскостопии;

  • технику безопасности;

  • режим дня и правила поведения на занятиях в объединении;

  • некоторые приёмы самомассажа;

  • способы простейшего контроля кровеносной системы и дыхания;

  • о роли зрительного и слухового анализаторов в освоении и выполнении разными видами упражнений;

  • терминологию разучиваемых упражнений, функциональный смысл и направленность их воздействия на организм;

  • о физических качествах и общих правилах тестирования;

  • правила использования закаливающих процедур;

  • о влиянии вредных привычек на здоровье;

  • правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

  • профилактику травматизма, причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

умеют:

  • грамотно заполнять листки здоровья;

  • отслеживать основные показатели физического здоровья;

  • выполнять разновидности ходьбы и бега;

  • выполнять упражнения на равновесие, развитие гибкости, координацию движений;

  • выполнять упражнения на формирование осанки, на развитие силовых способностей;

  • выполнять специальные простейшие упражнения с элементами ритмической гимнастики, стретчинга, подвижные игры;

  • правильно дышать;

  • контролировать правильную осанку;

  • выполнять простейшие движения на растяжку позвоночника;

  • некоторые приёмы массажа;

владеют:

  • некоторыми приёмами самомассажа;

  • способами простейшего контроля;

  • навыками правильной осанки;

  • знаниями о правильном дыхании;

  • навыками выполнения упражнений на равновесие, развитие гибкости, координацию движений;

  • навыками выполнения упражнений на формирование осанки, на развитие силовых способностей

В результате оздоровительных занятий у обучающихся первого года обучения развиваются такие качества как:

  • сообразительность;

  • общительность;

  • твёрдость;

  • чувство уверенности;

  • готовность прийти на помощь;

  • доброжелательность.


К концу второго года обучения обучающиеся

знают:

  • о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения;

  • более подробную информацию о работе и нарушениях в опорно– двигательном аппарате;

  • о роли физкультуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья;

  • комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц;

  • способы саморегуляции;

  • значение терминологии;

  • некоторые Б.А.Т.;

  • комплексы разминки;

  • элементарные правила самоконтроля;

  • основные правила закаливания

умеют:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики;

  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации движений, гибкости, силы;

  • составлять и выполнять комплексы на формирование правильной осанки;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;

  • выполнять упражнения с предметами;

  • контролировать режим нагрузок по внешним признакам;

  • находить и воздействовать на некоторые Б.А.Т.;

  • оказать помощь товарищу при выполнении упражнений;

  • видеть и анализировать ошибки свои и партнёра;

  • организовать и провести подвижную игру;

  • самостоятельно выполнять упражнения на развитие разных физических качеств;

  • регулировать эмоции в процессе занятий;

владеют:

  • знаниями о работе и нарушениях в опорно– двигательном аппарате;

  • знаниями о роле физкультуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья;

  • комплексами упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц;

  • способами саморегуляции;

  • знаниями о правилах самоконтроля.

В результате оздоровительных занятий у обучающихся второго года обучения развиваются такие качества как:

  • добросовестность;

  • уверенность в себе;

  • доброжелательность к окружающим;

  • смелость;

  • повышение самооценки;

  • настойчивость.


К концу третьего года обучения обучающиеся

знают:

  • содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • индивидуальные способы контроля за развитием организма, укрепление здоровья и повышения физической подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий с разной функциональной направленностью;

  • самостраховку при выполнении упражнений;

  • специальные индивидуальные упражнения по коррекции здоровья;

  • принципы создания простейших спортивных тренажёров.

умеют:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия;

  • подбирать и планировать физические упражнения для коррекции своего физического развития;

  • выполнять комплексное воздействие на Б.А.Т.;

  • выполнять плантарный и аурикулярный массажи;

  • поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • организовывать и проводить самостоятельные занятия дома;

владеют:

  • индивидуальными способами контроля за развитием организма, укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • способами организации самостоятельных занятий с разной функциональной направленностью;

  • самостраховкой при выполнении упражнений;

  • знаниями о принципах создания простейших спортивных тренажёров;

  • навыками комплексного воздействия на Б.А.Т.

В результате оздоровительных занятий у обучающихся третьего года обучения развиваются такие качества как:

  • самоконтроль;

  • твердость и принципиальность в отстаивании взглядов;

  • эмоциональная устойчивость;

  • критичность в оценке себя;

  • упорство;

  • готовность оказать поддержку.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни icon«Здоровье не все, но все без здоровья ничто»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПрограмма курса Пояснительная записка
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconЛ. К. Бусловская Белгородский государственный национальный исследовательский...
Иологический процесс, в основе которого лежат изменения функционального состояния центральной нервной системы организма. Нарушение...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПрограмма Здоровье
К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconОбширные глубокие ожоги вызывают нарушение функций всех органов и...
Жоги кожи до 15% поверхности тела и глубокие до 7-10% поверхности тела у лиц молодого и среднего возраста заживают самостоятельно...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconТема: Буферные системы организма
К числу исключительных свойств живых организмов относится их способность поддерживать постоянство рН биологических жидкостей, тканей,...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни icon«Морфология животных»
Цель дисциплины – освоить строение организма продуктивных и мелких домашних животных, их систем и органов на макро- и микроуровне....
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПояснительная записка с точки зрения педагогики, процесс воспитания...
Харламов И. Ф в данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПояснительная записка Предмет изучения
Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconЛекционный курс Тема № Болезни органов дыхания 2 часа. Лекция №1. Хроническое легочное сердце
Тема №3. Болезни органов пищеварения, желчного пузыря и желчевыводящих путей – 6 часов
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Потребности организма человека в кислороде. Органы дыхания. Болезни органов дыхания»
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconСиндром длительного сдавления
Прогрессирующее нарушение гомеостаза в 85-90% случаев приводило пострадавших к гибели. Это вынудило в исключительно сжатые сроки...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconСиндром длительного сдавления
Прогрессирующее нарушение гомеостаза в 85-90% случаев приводило пострадавших к гибели. Это вынудило в исключительно сжатые сроки...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconПлан внеурочной деятельности ступени начального образования
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия...
Пояснительная записка Здоровье это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма, взятых в своей совокупности. Нарушение гармонии взаимодействия ведёт к различного рода осложнениям, возникновению болезни iconЗав кафедрой: д м. н., профессор Орлова Галина Михайловна Ответственный...
Скв – заболевание, развивающееся на основе генетически обусловленного несовершенства иммунорегуляторных процессов, приводящего к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск