Пояснительная записка Предмет изучения





Скачать 246.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предмет изучения
страница1/3
Дата публикации05.11.2014
Размер246.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3
МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

Утверждаю

Директор школы

_________________С.М.Бочков

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида

«Помоги своему ребенку»

Срок реализации программы: 2013-2017

Автор программы: Бурукина Елена Вениаминовна,

заместитель директора по воспитательной работе

С.Тат. Бурнашево. 2013

1.Пояснительная записка
Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. Всемирная организация здравоохранения рассматривает показатель более 20 суицидов в год на 100 тыс. населения как неблагоприятный. В России этот показатель на сегодняшний день составляет 34 на 100 тыс. населения, а в РТ – 32,3. В целом Россия, по официальным данным, выходит на второе место в мире по количество суицидов на 100 тыс. постоянно проживающего населения.
По статистике независимых психиатров, сегодня 30 процентов молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет имеют суицидальные мысли. Из них 6 процентов юношей и 10 процентов девушек совершают попытки самоубийства. Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.
В РТ первое место в структуре смертности детей до 17 лет занимают внешние причины. Самый высокий уровень смертности отмечен среди подростков 15-17 лет. В структуре смертности от внешних причин на первом и втором местах на протяжении двух последних лет в пределах 26 процентов стоит смертность от самоубийств. За прошлый год произошел рост смертности детей до 17 лет от несчастных случаев на 28 процентов, убийств - на 21 процент, самоубийств - на 20 процентов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.

Цель программы:

 Создание психолого – педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы в воспитании детей.

 Задачи программы:

          Информирование родителей и других взрослых членов семьи по вопросам формирования ценностного отношения детей к своей жизни и своему здоровью;

         Повышение психолого- педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, в вопросах, связанных с осуществлением профилактики вредных привычек у детей, профилактики детского суицида, развитием потребности в сохранении и укреплении здоровья;

         Развитие социально – профилактической среды школы и окружающего социума по профилактике детского суицида на основе создания и реализации единых подходов школы и семьи к воспитанию детей.

 

Продолжительность реализации программы.

Данная программа рассчитана на 3 года. Занятия организуются с частотой 1 раз в четверть. Планируется начать реализацию программы в 1 четверти 2013 года с родителями учеников 9 класса и закончить в 4 четверти 2017 года, когда ученики станут выпускниками

Формы занятий.

Занятия с элементами тренинга, круглый стол, семинар, ролевая игра. Желательно присутствие специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника.

Ожидаемые результаты:

         Разнообразие форм взаимодействия школы, семьи и социума.

         Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.

         Психолого-педагогическое просвещение семьи.

         Профилактика негативного семейного воспитания.

         Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

  • Профилактика детского суицида


Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков общеобразовательных учреждений Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Работа по программе профилактики суицидального поведения требует долгосрочных усилий. Единичные мероприятия менее эффективны, чем систематические. Отдельный тематический день не несет в себе особого смысла, если он не включен в контекст более продолжительной работы. Поэтому родительский всеобуч по профилактике детского суицида должен быть достаточно протяженным во времени и вестись каждую четверть. Условием успешности реализации программы является ее системный характер, качество проведения и разнообразие применяемых методов работы.


2. Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Форма проведения

Форма подведения итогов

  1. Проведение социально-психологического мониторинга среди родителей.

2

Занятия с элементами тренинга

Утверждение плана работы с родителями по

предупреждению суицидальных попыток среди подростков

  1. О любви, связывающей родителей и детей.

2

Ролевая игра

Стендовый проект

  1. Жизненные цели подростков.

2

Круглый стол

Пособие для родителей

  1. Суицид среди подростков.




2

Круглый стол

Памятка для подростка

  1. Здоровая семья – здоровый ребенок.

2

Семинар

Информационный стенд

  1. Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации

2

Занятия с элементами тренинга

Памятка для родителей

  1. Негативные стили воспитания в семье

2

Круглый стол

Памятка для родителей

  1. Профилактика употребления ПАВ

2

Семинар

Информационный стенд

  1. Конструктивные детско-родительские отношения

2

Занятия с элементами тренинга

Памятка для родителей

  1. Родители просят совета. Суицид и сеть Интернет.

2

Круглый стол

Выпуск буклета для родителей

  1. Семья как ценность

2

Занятия с элементами тренинга

Стендовый проект

  1. Профессия как ценность

2

Круглый стол

Выпуск буклета для выпускников

Приложение

15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ

1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).

2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.

3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь

4. Оцените его внутренние резервы – найдите их

5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение

6. Не оставляйте в одиночестве

7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору

8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту

10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь

11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих

12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться

13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность

14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому

15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив

Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление предсуицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений:

• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
• частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• погруженность в размышления о смерти;
• отсутствие планов на будущее;
• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
• пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий

• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем

К внешним проявлениям относятся:

• тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия;
• тихий монотонный голос, замедленная речь; • краткость ответов, отсутствие ответов;
• ускоренная экспрессивная речь;
• общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;
• стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
• эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

• Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

• Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

• Нарушение менструального цикла.

• Пища ощущается безвкусной

• То же в других частях тела (голове, животе)

• Нарушение ритма сна

• Слезливость

• Ощущение комка в горле

• Повышенное артериальное давление

• Сухость во рту («симптомы сухого языка»)

• Головные боли

• Снижение веса тела

• Повышение веса тела

• Снижение аппетита

• Отсутствие чувства сна

• Запоры

• Повышенная сонливость

• Тахикардия

• Расширение зрачков

• Бессонница

Когда следует обращаться за профессиональной помощью

Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:
• Вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;
• У вас нет интереса к чему бы то ни было;

• Ваше здоровье существенно подорвано;
• Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;

• Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;

• Вы думаете о самоубийстве

Риск суицидального поведения увеличивается в случае:

• Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида.
• Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
• Наличия суицидальных попыток в семье.
• Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
• Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы.
• Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий.
• Хронических или смертельных болезней.
• Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери.
• Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность).
• Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
• Материально-бытовых трудностей.
• Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).

Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Что можно сделать для того, чтобы помочь

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Предмет «анатомии, физиологии и патологии осрз»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс
Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы...
Пояснительная записка Предмет изучения iconТематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки...
В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация...
Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти
Пояснительная записка Предмет изучения iconКонспект урока по географии «безмолвная» арктика пояснительная записка Предмет
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Предмет литературы входит в образовательную область «филология»
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 105 часа
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка: Предмет: обществознание Курс: «История Древнего мира» Класс: 5
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка: Предмет
Охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение...
Пояснительная записка Предмет изучения iconПояснительная записка
Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск