Скачать 211.94 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013г. КИНЕТИКА ФЕРМЕНТАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация биохимия; форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор(ы) работы ________________________ Дубровский В.Н. «17»июня 2013г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 11 стр. Зав. кафедрой ___________________ Соловьев В.С. «29»августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК ИНБИО, (прот. №2 от 31.10.2013) Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________ Мелентьева А.А. «31»октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы ИНБИО_____________ Киприна Н.И. «4»ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ _________________ Фарафонова И.Ю. «4»ноября 2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт БиологииКафедра анатомии и физиологии человека и животныхДубровский В.Н. КИНЕТИКА ФЕРМЕНТАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направление «Биология», специализация - биохимия; форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2013 Дубровский В. Н. Кинетика ферментативных реакций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Кинетика ферментативных реакций. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С.© Тюменский государственный университет, 2013. © Дубровский В.Н., 2013.
Обучение студентов основным методам биохимического исследования и правильной интерпретации полученных в ходе экспериментов данных. Задачи: освоить основные способы выделения биологического материала; изучить основные принципы Михаэлисовской кинетики ферментативных процессов; освоить методы для определения основных кинетических параметров ферментативных процессов; освоить основные принципы разделения биоматериалов методом центрифугирования, изучить основные принципы разделения биологических молекул методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Б.3 Профессиональный цикл Содержание дисциплины: основные способы выделения биологического материала; основные принципы Михаэлисовской кинетики ферментативных процессов; кинетические параметры ферментативных процессов; принципы разделения биоматериалов методом центрифугирования, разделение биологических молекул методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – цитологии, генетики, теории эволюции, ботаники, зоологии, основ общей экологии, биофизики, дисциплин специализации. В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: основы органической и неорганической химии, основы общей физики, аналитическая химия, основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, микробиологии. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 8. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы или 72 часа. 3. Тематический план.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
5. Содержание дисциплины. Тема 1. Основные приемы и принципы подготовки реагентов для исследований в области биосистем. Способы выражения концентрация растворов - процентная концентрация, молярность, моляльность, нормальность. Калибровочные кривые и их применение в биологических исследованиях. Буферные растворы. Буферная емкость и другие свойства буферных растворов. Применение буферных растворов при исследовании биологических систем основные требования к ним. Трис-НСl-буфер и его характеристики, фосфатный буфер. рН, рН-метрия и ее значение для биологических исследований. Тема 2. Основные способы выделения и обработки биологического материала для выделения ферментов и определения в нем ферментативной активности. Разрушение тканей. Гомогенизаторы Даунса, Поттера-Элвехейма. Среды для выделения их преимуществ и недостатки. Разделение мембран центрифугированием. Дифференциальное центрифугирование. Субклеточные фракции. Характеристика грубой микросомально-митохондриальной фракции. Хранение ферментсодержащих мембранных препаратов. Работа по выделению целых эритроцитов. Отмывка эритроцитов в изотонических растворах. Получение упакованных эритроцитов. Тема 3. Определение основных параметров кинетики Михаэлиса для холинэстераз из различных тканей крысы. Кинетика ферментативных процессов Михаэлиса. Понятия Км, Vmax их значение для понимания механизмов ферментативных процессов. Экспериментальное определение Км, Vmax с использованием ацетилхолинэстеразы плазмы крови, эритроцитов и грубой микросомально-митоходральной фракции различных отделов головного мозга крыс. Биологическое значение холинэстераз. Тема 4. Определение активности и изучение магнийзависмых свойств Na,K-зависимой, магний активируемой аденозинтрифосфогидролазы. Строение и биологическая роль Na,K-зависимой, магний активируемой аденозинтрифосфогидролазы. Принцип метода определения активности Na,K-АТФазы. Различия в методических подходах при определении активности Na,K-АТФазы в эритроцитах и гомогенатах различных отделов головного мозга. Тема 5. Основные приемы и принципы центрифугирования и получения мембранных препаратов. Виды центрифуг. Роторы для центрифуг. Зависимость углового ускорения от диаметра ротора и скорости его вращения. Получение мембранных препаратов эритроцитов (теней) методом гипоосмотическго гемолиза с последующим осаждением центрифугированием. Получение фракции микросом из гомогената головного мозга крыс. Тема 6. Основные принципы и приемы хроматографического разделения биологических молекул. Устройство жидкостного хроматографа. Основные составные части насос, управляющий блок, хроматографические колонки, печь колонок, детекторы. Назначение частей и их устройство. Разделение моносахаридов и дисахаридов путем жидкостной хроматографии. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Кинетика ферментативных реакций»
Примеры тестовых вопросов и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: 1. Если величина рН изменилась на единицу, то концентрация ионов водорода в среде изменилась в: а) в 2 раза; б) в 10 раз; в) в 1000 раз; г) среди ответов а-г нет верных. 2. К неполярным аминокислотам относятся. а) лейцин и валин; б) лейцин и гистидин; в) лейцин и глутамин; г) валин и глутамин. 3. Жидкая вода по своей структуре ближе… а) к кристаллической воде; б) газообразной воде; в) не имеет ничего общего ни со льдом, ни с газообразной водой; г) к жидким углеводородам. 4. Укажите действие ионов растворенных веществ на структуру воды. а) вода является плохим растворителем вследствие чего в ней практически отсутствуют ионы, б) разрушают кластерную структуру воды, в) упорядочивают кластерную структуру воды, г) выражено на структуру воды не влияют. 5. Вода по отношению к другим жидкостям имеет диэлектрическую постоянную: а) существенно ниже, б) существенно выше, в) данная величина к воде не имеет никакого отношения, г) диэлектрические постоянные всех жидкостей примерно одинаковы. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 9.1 Основная: 1. Общая и биорганическая химия./под ред. В. А. Попкова.- М.: «Академкнига», 2011. – 368 с. ГРИФ УМО 2. Биологическая химия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 032400 "Биология"/ ред. Н . И. Ковалевская . - 3-е изд., испр.. - Москва: Академия, 2009. - 256 с. Гриф УМО 9.2 Дополнительная: 1. Оптическая биомедицинская диагностика / ред. В. В. Тучин. В 2 томах. Т. 1. М.: Физмалит, 2007. – 560 с. ГРИФ МО 2. Оптическая биомедицинская диагностика / ред. В. В. Тучин. В 2 томах. Т. 2. М.: Физмалит, 2007. – 368 с. ГРИФ МО 3. Молекулярно-генетические и биохимические методы в современной биологии растений: [сб. науч. ст.]/ ред. Вл. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, Г. А. Романов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 487 с. 4. Биссвангер, Х. Практическая энзимология Practical Enzymology: учебник : пер. с англ./ Г. Биссвангер. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 328 с. 5. Варфоломеев, С. Д. Химическая энзимология: учеб. для студентов, обуч. по спец. 011000 "Химия" и напр. 510500 "Химия"/ С. Д. Варфоломеев. - Москва: Академия, 2005. - 480 с. ГРИФ: Рекомендовано УМО 6. Альтман, С. Ферментативное расщепление РНК посредством РНК. Ферментативная активность РНК: (Самосшивание и включение в последовательность РНК из Tetrahumena) : Нобелев. лекция : пер. с англ./ С. Альтман. – М.: Знание, 1991. - 32 с. 7. Клесов, А.А. Ферментативный катализ: учеб. пособие для хим. спец. ун-тов : в 2 ч./ Анатолий Алексеевич Клесов; А. А. Клесов, И. В. Березин. – М.: Изд-во МГУ, Ч. 1: Специфичность ферментативного катализа. Простые субстраты. - 1980. - 264 с. 8. Антонов, В. К. Химия протеолиза/ В. К. Антонов. – М.: Наука, 1983. - 367 с. 9. Коэн, Ф. Регуляция ферментативной активности/ Филип Коэн. – М.: Мир, 1986. - 144 с. 9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. UVProbe ver.2.21 (Shimadzu) 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Учебный процесс по дисциплине «Кинетика ферментативных реакций» проходит в аудитория №308 Института Биологии Тюменского государственного университета которая оснащена всем лабораторным оборудованием и расходными материалами а также мультимедийным комплексом позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г., протокол №1) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям... | ||
Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | П. А. Иконников устойчивость растений Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... |