Скачать 209.46 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л. М. Волосникова «_____»________________ 2013 г. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКВАКУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 – « Биология», специализация – «Зоология», форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Попов Н.Я../ « 27 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 « 29 » августа 2013 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ « 29 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол № 2 от 31 октября 2013 года Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./ « 31 » октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии __________/Киприна Н.И / «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав.методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И.Ю. / «__» _________________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ Кафедра зоологии и эволюционной экологии животныхПопов Н.Я. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКВАКУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов направления 020200.62 « Биология», специализация - «Зоология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 Н.Я.Попов. Биологические основы аквакультуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация - «Зоология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Биологические основы аквакультуры [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2013. © Попов Н.Я., 2013.
Целью дисциплины «Биологические основы аквакультуры» является получение базовых знаний об основных закономерностях искусственного воспроизводства рыб, реакции организма животных на различные факторы среды и интенсификационные процессы при их размножении, содержании и выращивании. В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: познают биологические особенности рыб в связи с их искусственным воспроизводством и выращиванием; знакомятся с биологическими основами управления половыми циклами рыб в условиях рыбоводного процесса; оценивают реакции рыб и экосистем водоемов на различные мелиоративные воздействия. Учебно-методический комплекс «Биологические основы аквакультуры» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. . В результате освоения дисциплины студент должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 7. Форма аттестации - зачет. Общее количество часов дисциплины составляет 49 часов, в т.ч.. 24 часа – лекций и 25 часов – самостоятельной работы. Таблица 1 2. Тематический план дисциплины.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Предмет, цель и задачи курса. Основные понятия и термины. Аквакультура за рубежом. Российский опыт в развитии аквакультуры и ее география в стране. 2. Экологические группы и этапы развития рыб. Связь экологии рыб с их жизненным циклом. Значение теории экологических групп при разработке обоснований по акклиматизации и искусственному воспроизводству объектов аквакультуры. Особенности онтогенеза рыб и роль факторов внешней среды. Причины возникновения внутривидовой разнокачественности в популяциях рыб. 3. Биологические основы управления размножением рыб. Гаметогенез и половой цикл животных в связи с изменением условий размножения. Гормональная регуляция развития гонад и нереста. Типы половых циклов самцов и самок. Биологические основы управления половыми циклами рыб в условиях аквакультуры.
Влияние возраста производителей на жизнестойкость потомства. Оценка качества производителей по морфофизиологическим показателям. Племенная работа в аквакультуре. Требования при хранении и транспортировке половых продуктов. Понятия о криоконсервации, генетическом банке и ихтиопарке. 5. Управление процессом нереста и инкубации. Биологические особенности получения половых продуктов от рыб разных экологических групп. Выбор режима инкубации. Чувствительность эмбрионов к абиотическим факторам на разных этапах развития. Выбор рыбоводного оборудования для выдерживания предличинок и подращивания личинок в зависимости от экологических особенностей вида. 6. Оптимизация выращивания посадочного материала. Методы выращивания молоди рыб: их преимущества и недостатки. Биологические основы оптимизации процессов кормления, облова, сортировки и учета молоди рыб. Экологические факторы при вселении молоди в водоемы. Влияние зональности на рыбопродуктивность водоемов. 7. Среда обитания рыб и ее мелиорация. Влияние мелиорации на экологические процессы в водоемах. Способы мелиорации: дноуглубление, мелиоративное рыхление донных отложений, промысловая мелиорация, химическая мелиорация, биологическая мелиорация. Биологические основы рыбозащиты от попадания животных в водозаборные сооружения. 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Устный опрос: 1. Пастбищная аквакультура. 2. Показать принципиальные различия между товарным и индустриальным рыбоводством. 3. Раскрыть понятие «искусственное воспроизводство рыб». 2. Экологические группы и этапы развития рыб Устный опрос: 1. Основные экологические факторы среды, влияющие на жизненный цикл рыб. 2. Обосновать роль экологических групп животных в развитии аквакультуры. 3. Назвать основные причины возникновения внутривмдовой разнокачественности рыб. 3. Биологические основы управления размножением рыб. Устный опрос:
Темы рефератов: 1. Морская аквакультура. 2. Пресноводная аквакультура. 3. Современное состояние и перспективы развития осетроводства.
Темы рефератов: 1. Особенности садкового выращивания рыб. 2.Индустриальное рыбоводство (тепловодное, холодноводное). 3.Некоторые аспекты озерного рыбоводства.
Устный опрос: 1. Технология искусственного осеменения икры. 2. Методы биологического контроля процессов осеменения и инкубации. 3. Принципиальные различия биотехники выдерживания и подращивания. Темы рефератов:
3. Влияние факторов среды на жизнеобеспечение гидробионтов. 6. Оптимизация выращивания посадочного материала. Устный опрос:
Темы рефератов:
7. Среда обитания рыб и ее мелиорация. Устный опрос:
5. Контрольные вопросы к зачету
6. Образовательные технологии. Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ. 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература:
7.2 Дополнительная литература:
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Биологические основы аквакультуры» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | П. А. Иконников устойчивость растений Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... |