Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»





Скачать 209.46 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
Дата публикации26.10.2014
Размер209.46 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л. М. Волосникова

«_____»________________ 2013 г.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКВАКУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов направления 020200.62 – « Биология», специализация – «Зоология», форма обучения - очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Попов Н.Я../

« 27 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 « 29 » августа 2013 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

« 29 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол № 2 от 31 октября 2013 года

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./

« 31 » октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии __________/Киприна Н.И /

«31» октября 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав.методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И.Ю. /

«__» _________________2013 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных



Попов Н.Я.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКВАКУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов направления 020200.62 « Биология», специализация - «Зоология», форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2013

Н.Я.Попов. Биологические основы аквакультуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация - «Зоология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 12 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Биологические основы аквакультуры [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Попов Н.Я., 2013.


  1. Пояснительная записка.


Целью дисциплины «Биологические основы аквакультуры» является получение базовых знаний об основных закономерностях искусственного воспроизводства рыб, реакции организма животных на различные факторы среды и интенсификационные процессы при их размножении, содержании и выращивании.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: познают биологические особенности рыб в связи с их искусственным воспроизводством и выращиванием; знакомятся с биологическими основами управления половыми циклами рыб в условиях рыбоводного процесса; оценивают реакции рыб и экосистем водоемов на различные мелиоративные воздействия.

Учебно-методический комплекс «Биологические основы аквакультуры» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

.

В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать: основные этапы рыбоводного процесса, особенности оптимизации среды обитания в соответствии с методами искусственного воспроизводства и товарного рыбоводства.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 7. Форма аттестации - зачет. Общее количество часов дисциплины составляет 49 часов, в т.ч.. 24 часа – лекций и 25 часов – самостоятельной работы.

Таблица 1

2. Тематический план дисциплины.





Наименование темы

Недели семестра

Лекции

(час.)

Самост. работа

(час.)

Всего по дисциплине

(час)

Баллы




Модуль 1.
















1.

Введение.

1

2

2

4

0-5

2.

Экологические группы и этапы развития рыб.

2-3

2

3

5

0-10

3.

Биологические основы управления размножением рыб.

4-6

4

4

8

0-15




Всего:




8

9

17

0-30




Модуль 2.
















4.

Биологические особенности производителей при рыбоводном процессе.

7-9

4

4

8

0-5

5.

Управление процессом нереста и инкубации.

10-12

4

4

8

0-35




Всего:




8

8

16

0-40




Модуль 3.
















6.

Оптимизация выращивания посадочного материала.

13-15

4

4

8

0-15

7.

Среда обитания рыб и ее мелиорация.

16-18

4

4

8

0-15




Всего:




8

8

16

0-30




Итого




24

25

49

100




Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос по теме


Письменные работы Реферат

Итого

баллов

Модуль 1










1.










2.

0-10




0-10

3.

0-10

0-10

0-20

Всего

0-20

0-10

0-30

Модуль 2










4.




0-5

0-5

5.

0-15

0-20

0-35

Всего

0-15

0-25

0-40

Модуль 3










6.

0-10

0-10

0-20

7.

0-5

0-5

0-10

Всего

0-15

0-15

0-30

Итого

0-50

0-30

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение.




Чтение дополнительной литературы.

1

2




2.

Экологические группы и этапы развития рыб.

Устный опрос.


Конспектирование дополнительной литературы.

2-3

3

0-15

3.

Биологические основы управления размножением рыб.

Изучение отдельных тем

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы.

4-6

4

0-15




Всего:

6

9

0-30

Модуль 2.
















4.

Биологические особенности производителей при рыбоводном процессе.

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Чтение дополнительной литературы.

7-9

4

0-5

5.

Управление процессом нереста и инкубации.

Изучение отдельных тем.

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильма.



10-12

4

0-35




Всего:

6

8

0-40

Модуль 3.
















6.

Оптимизация выращивания посадочного материала.

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы.

13-15

4

0-15

7.

Среда обитания рыб и ее мелиорация.

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий

(рефератов).

Конспектирование дополнительной литературы.

16-18

4

0-15




Всего:

6

8

0-30




Итого:

18

25

0-100




  1. Содержание дисциплины.

  1. Введение

Предмет, цель и задачи курса. Основные понятия и термины. Аквакультура за рубежом. Российский опыт в развитии аквакультуры и ее география в стране.


2. Экологические группы и этапы развития рыб.
Связь экологии рыб с их жизненным циклом. Значение теории экологических групп при разработке обоснований по акклиматизации и искусственному воспроизводству объектов аквакультуры. Особенности онтогенеза рыб и роль факторов внешней среды. Причины возникновения внутривидовой разнокачественности в популяциях рыб.

3. Биологические основы управления размножением рыб.

Гаметогенез и половой цикл животных в связи с изменением условий размножения. Гормональная регуляция развития гонад и нереста. Типы половых циклов самцов и самок. Биологические основы управления половыми циклами рыб в условиях аквакультуры.


  1. Биологические особенности производителей при рыбоводном процессе.



Влияние возраста производителей на жизнестойкость потомства. Оценка качества производителей по морфофизиологическим показателям. Племенная работа в аквакультуре. Требования при хранении и транспортировке половых продуктов. Понятия о криоконсервации, генетическом банке и ихтиопарке.

5. Управление процессом нереста и инкубации.

Биологические особенности получения половых продуктов от рыб разных экологических групп. Выбор режима инкубации. Чувствительность эмбрионов к абиотическим факторам на разных этапах развития. Выбор рыбоводного оборудования для выдерживания предличинок и подращивания личинок в зависимости от экологических особенностей вида.

6. Оптимизация выращивания посадочного материала.


Методы выращивания молоди рыб: их преимущества и недостатки. Биологические основы оптимизации процессов кормления, облова, сортировки и учета молоди рыб. Экологические факторы при вселении молоди в водоемы. Влияние зональности на рыбопродуктивность водоемов.
7. Среда обитания рыб и ее мелиорация.

Влияние мелиорации на экологические процессы в водоемах. Способы мелиорации: дноуглубление, мелиоративное рыхление донных отложений, промысловая мелиорация, химическая мелиорация, биологическая мелиорация. Биологические основы рыбозащиты от попадания животных в водозаборные сооружения.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


  1. Введение

Устный опрос:

1. Пастбищная аквакультура.

2. Показать принципиальные различия между товарным и индустриальным рыбоводством.

3. Раскрыть понятие «искусственное воспроизводство рыб».
2. Экологические группы и этапы развития рыб

Устный опрос:

1. Основные экологические факторы среды, влияющие на жизненный цикл рыб.

2. Обосновать роль экологических групп животных в развитии аквакультуры.

3. Назвать основные причины возникновения внутривмдовой разнокачественности рыб.
3. Биологические основы управления размножением рыб.

Устный опрос:

  1. Назовите причины нарушения гаметогенеза и полового цикла у рыб.

  2. Охарактеризовать методы управления подготовки производителей к нересту.

  3. Объяснить принципы использования гипофиза рыб и гонадотропных препаратов для стимулирования созревания производителей.



Темы рефератов:

1. Морская аквакультура.

2. Пресноводная аквакультура.

3. Современное состояние и перспективы развития осетроводства.



  1. Биологические особенности производителей при рыбоводном процессе


Темы рефератов:

1. Особенности садкового выращивания рыб.

2.Индустриальное рыбоводство (тепловодное, холодноводное).

3.Некоторые аспекты озерного рыбоводства.


  1. Управление процессом нереста и инкубации



Устный опрос:

1. Технология искусственного осеменения икры.

2. Методы биологического контроля процессов осеменения и инкубации.

3. Принципиальные различия биотехники выдерживания и подращивания.
Темы рефератов:

  1. Механизация и автоматизация в аквакультуре.

  2. Биологические и технические аспекты прудового рыбоводства.

3. Влияние факторов среды на жизнеобеспечение гидробионтов.

6. Оптимизация выращивания посадочного материала.

Устный опрос:

  1. Стандарт рыбопосадочного материала.

  2. Биотехника тренинга молоди рыб на осетровых и лососевых рыбоводных заводах.

  3. Способы учета и мечения молоди, выпускаемой рыбоводными предприятиями.


Темы рефератов:

  1. Биологические аспекты выбора размерно-возрастного состава посадочного материала для водоемов со сложной структурой аборигенной ихтиофауны.

  2. Преимущества биотехники заводского метода получения молоди.

  3. Геотермальная вода и рыбоводство.



7. Среда обитания рыб и ее мелиорация.

Устный опрос:

  1. Основные способы мелиорации и их характеристика.

  2. Роль естественной кормовой базы в аквакультуре.

  3. Особенности водоподготовки в аквакультуре.


5. Контрольные вопросы к зачету


      1. Типы, системы и обороты прудовых хозяйств.

      2. Технология выращивания форели

      3. Озерное рыбоводство. Поликультура рыб.

      4. Товарное выращивание морских беспозвоночных.

      5. Методы интенсификации аквакультуры.

      6. Садковое рыбоводство.

      7. Культивирование гидробионтов в установках замкнутого цикла.

      8. Факторы, влияющие на рост и развитие гидробионтов.

      9. Биотехника выращивания сиговых.

      10. Карп в аквахозяйствах России.

      11. Особенности водоподготовки в аквакультуре.

      12. Технологическое обеспечение в полносистемных рыбхозах.

      13. Индустриальное рыбоводство.

      14. Технологические особенности сбора и инкубации икры.

      15. Аквакультура и основы механизации.

      16. Жизненные формы гидробионтов.

      17. Осетроводство и его перспективы.

      18. Роль естественной кормовой базы в аквакультуре

      19. Искусственные корма.

      20. Трофические взаимоотношения в водных экосистемах.


6. Образовательные технологии.
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература:


  1. Власов, В. А. Рыбоводство: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 110401 "Зоотехния"/ В. А. Власов. - 2-е изд., стер.. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 352 с. Гриф МОСХ

  2. Иванов, А. А. Физиология рыб: учебное пособие для студентов вузов по специальностям 110401 "Зоотехния" и 111201 "Ветеринария"/ А. А. Иванов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 2011. - 288 с. Гриф МОСХ



7.2 Дополнительная литература:



  1. Бардач, Д. Аквакультура: Разведение и выращивание пресноводных и морских организмов; Пер. с англ./ Д. Бардач, Д. Ритер, У. Макларни. – М.: Пищевая промышленность, 1978. - 294 с.

  2. Богданов, В. Д. Воспроизводство налима нижней Оби. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – 156 с.

  3. Козлов, В. И. Аквакультура в истории народов с древнейших времен/ В. И. Козлов. – М.:, 2002. - 349 с.

  4. Садчиков, А. П. Методы изучения пресноводного фитопланктона: [метод. рук.]/ А. П. Садчиков; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Междунар. биотехн. центр МГУ, Каф. гидробиологии биол. фак. МГУ. – М.: Университет и школа, 2003. - 157 с.

  5. Садчиков, А. П. Экология прибрежно-водной растительности. М.: НИА-Природа: РЭФИА, 2004. - 220 с. Гриф УМО

  6. Трифонова, И. С. Экология и сукцессия озерного фитопланктона/ И. С. Трифонова. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. - 182 с.



    1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Биологические основы аквакультуры» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconП. А. Иконников устойчивость растений
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск