Скачать 253.6 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М.Волосникова __________ _____________ 2011 г. НАУКИ О ЗЕМЛЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Н.Я.Попов/ «27»августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « 29 » августа 2011 г., протокол № 1 «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ « 29 » августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии « 24 » сентября 2011 г., протокол № 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова / « 24 » сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТДепартамент биологииКафедра зоологии и ихтиологииПопов Н.Я. НАУКИ О ЗЕМЛЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2011 Попов Н.Я. Науки о земле. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Науки о земле [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Попов Н.Я., 2011.
Целью дисциплины «Науки о Земле» является получение базовых знаний о многогранных процессах эндогенного и экзогенного происхождения, их роли в формировании облика планеты Земля, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины. В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: познают периодичность и цикличность различных процессов и явлений во времени и пространстве; изучают взаимодействие физических, химических и биологических процессов, обеспечивающих существование жизни на планете; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития Земли. Учебно-методический комплекс «Науки о Земле» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина (модуль) «Науки о Земле» относится к циклу Б.2. Базовая часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.2. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: экологией и рациональным природопользованием, ботаники, зоологии, географии. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по географии, геологии, почвоведению, природоведению. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: физика; химия; почвоведение. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 2. Форма аттестации - зачет. Дисциплина рассчитана на 120 часов, в т.ч. – 34 лекционных, 17 практических занятий и 69 часов самостоятельной работы.
Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1
Объект, предмет и основные задачи. Современное понимание науки об окружающей среде человека и его роли в ней. Понятия о четырехмерной географической среде и ее постоянстве. Географическая оболочка - взаимодействие четырех сфер: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. 2. Земля в Солнечной системе. Солнечная система, ее образование. Общие черты строения Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, мантия, ядро. 3. Развития географической оболочки. Происхождение Земли. Возникновение жизни на Земле. Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера - их развитие, строение, функционирование, отличительные черты и особенности. Модуль 2. 4. Круговорот вещества и энергии Циркуляция воды в океанах. Атмосферная циркуляция и круговорот воды. Биологические круговороты. Литосферные круговороты. Основа и общие замечания о круговоротах. 5. Ландшафтообразующие процессы Эндогенные процессы. Магматизм и его типы. Эффузивный магматизм. Продукты извержения вулканов. Основные типы вулканов. Поствулканические явления. Интрузивный магматизм. Согласные и несогласные интрузии. Формы интрузивных тел. Тектонические явления. Некоторые аспекты колебательных, складчатых и разрывных движений земной коры. Общие понятия о землетрясениях. Экзогенные процессы. Выветривание. Деятельность подземных и поверхностных вод. Происхождение и классификация. Карст. Оползни. Деятельность плоскостного и руслового потоков. Эоловые процессы. Дефляция, корразия, аккумуляция. Образование и типы пустынь. Озера и болота. Генезис озерных котловин. Озерные осадки. Типы болот и их отложения. Разрушительная работа моря. Перенос и аккумуляция осадков. Созидательная деятельность моря. Диагенез морских осадков. Происхождение нефти и газа. Модуль 3. 6. Закон зональности и его проявления Понятия о зональности, причины и следствие. Распределение тепла на Земле. Барический рельеф, атмосферные осадки и климатические зоны на планете. Ландшафтные зоны Земли. Элементы азональности. 7. Человек и географическая среда Общие положения о влиянии человека на географическую среду. Загрязнения ландшафтной оболочки. Проблемы энергетики, сырья, продовольствия, воды. Природные ресурсы и их охрана. 5. Планы практических занятий. Устный опрос (по теме №1). Обсуждаемые темы:
Устный опрос (по теме №3). Обсуждаемые темы: 1. Теория внеземного происхождения жизни (панспермия), ее обоснование. 2. Развитие и функционирование геосфер. Практическое занятие «Построение гипсографической кривой Земли» (по теме № 3) . Материалы и оборудование: миллиметровая бумага. Для проведения работы можно использовать следующую литературу: Неклюкова Н.П. Общее землеведение.- 2-е изд. – М., 1976. – с. 65-75. Устный опрос (по теме №5) Обсуждаемые темы:
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учеб. Пособие. М., Высш. шк., 1990.335 с. Практическое занятие «Озеро» (по теме №5). Материалы и оборудование: миллиметровая бумага, готовальня, калькулятор. Для проведения работы использовать: Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению: Пособие для студентов пед. Ин-тов.5-е изд., Смоленск,2000.224 с. Устный опрос (по теме №6). Обсуждаемые темы:
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №7). Обсуждаемые темы:
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989.261 с. 6.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля). Модуль 1. 2. Земля в Солнечной системе. Контрольная работа. Вариант №1.
Вариант №2 1. Строение литосферы 2. Литосферные плиты. 3. Развитие географической оболочки. Темы рефератов: 1. Астеносфера. 2. Криосфера. 3. Педосфера. 4. Земная кора. 5. Мантия. Модуль 2. 4. Круговорот вещества и энергии. Темы рефератов: 1.Атмосферная циркуляция. 2. Биологические круговороты. 3. Литосферный круговорот. 5. Ландшафтообразующие процессы. Контрольная работа. Вариант №1.
Вариант №2
Темы рефератов:
Составление глоссария: Дать развернутое толкование понятий: Тектоника. Дефляция Корразия. Аккумуляция. Согласные и несогласные интрузии. Диагенез осадков. Суффозия. Делювий и колювий. Модуль 3. 6. Закон зональности и его проявления. Контрольная работа. Вариант №1: 1. Высотная зональность. 2. Ландшафтные зоны жаркого пояса. Вариант №2 : 1. Ландшафтные зоны южного холодного пояса. 2. Распределение тепла на Земле. Темы рефератов: 1. Зональность гидрологических процессов. 2. Климатические зоны Земли. 3. Геохимическая зональность. 7. Человек и географическая среда. Темы рефератов:
7. Контрольные вопросы к зачету.
8.Образовательные технологии. Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. 9. Литература 9.1 Основная 1. Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения: учеб. пособие для студ. вузов/ В. П. Белобров, И. В. Замотаев, С. В. Овечкин. - Москва: Академия, 2004. - 352 с. Гриф УМО 2. Дьяченко, В.В. Науки о Земле : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 280200 и 553550 "Защита окружающей среды" / В. В. Дьяченко, Л. Г. Дьяченко, В. А. Девисилов. - Москва : КноРус, 2010. - 304 с. Гриф УМО 3. Короновский, Н. В. Геоэкология. М.: Академия, 2011. – 384 с. Гриф УМО 4. Наука о Земле: геоэкология. для студентов вузов по специальностям 110401 "Зоотехнии", 110801 "Ветеринарии" / отв. ред. А. В. Смуров [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: КДУ, 2010. - 564 с. Гриф УМО 9.2. Дополнительная: 1. Боме, Н. А. Почвоведение: (краткий курс) / Н. А. Боме. - Тюмень, 2002. - 80 с. 2. Черепанов, Г.О. Иванов, А.О. Палеозоология позвоночных. М.: «Академия», 2007. – 352 с. Гриф УМО 9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.ksnet.ru/ivs/publication/ustinova/index.html#ogl http://ru.wikipedia.org/wiki/Гейзер http://www.krugosvet.ru/enc/nauki_o_Zemle/geografiya/GEZER.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Геотермическая_энергия http:://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200000901 http://world_energy.ru/?p=101 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Науки о Земле» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются географические карты и атласы, специальные таблицы. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | ||
Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения) | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям... |