Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная





Скачать 253.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная
Дата публикации06.11.2014
Размер253.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М.Волосникова

__________ _____________ 2011 г.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Н.Я.Попов/

«27»августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии

« 29 » августа 2011 г., протокол № 1

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

« 29 » августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии

« 24 » сентября 2011 г., протокол № 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова /

« 24 » сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Департамент биологии

Кафедра зоологии и ихтиологии



Попов Н.Я.


НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология»,

форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2011

Попов Н.Я. Науки о земле. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Науки о земле [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Попов Н.Я., 2011.



  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Науки о Земле» является получение базовых знаний о многогранных процессах эндогенного и экзогенного происхождения, их роли в формировании облика планеты Земля, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины.

В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: познают периодичность и цикличность различных процессов и явлений во времени и пространстве; изучают взаимодействие физических, химических и биологических процессов, обеспечивающих существование жизни на планете; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития Земли.

Учебно-методический комплекс «Науки о Земле» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Науки о Земле» относится к циклу Б.2. Базовая часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.2. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: экологией и рациональным природопользованием, ботаники, зоологии, географии. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по географии, геологии, почвоведению, природоведению.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: физика; химия; почвоведение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основные процессы, формирующие внутренний и внешний облик Земли; факторы, влияющие на динамику и характер изменений.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 2. Форма аттестации - зачет. Дисциплина рассчитана на 120 часов, в т.ч. – 34 лекционных, 17 практических занятий и 69 часов самостоятельной работы.


  1. Тематический план.

Таблица 1.




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Практические занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7

8




9




Модуль 1.






















1.

Введение:

1

2







2




0-5

2.

Земля в Солнечной системе

2-3

4

2

8

14




0-10

3.

Развитие географической оболочки

4-6

4

3

12

19

4

0-15




Всего

6

10

5

20

35

4

0-30




Модуль 2.






















4.

Круговорот вещества и энергии

7-9

6

4

16

26




0-5

5.

Ландшафтообразующие процессы

10-12

8

4

14

26

6

0-35




Всего:

6

14

8

30

52

6

40




Модуль 3.






















6.

Закон зональности и его проявления

13-15

6

2

8

16




0-15

7.

Человек и географическая среда

16-17

4

2

11

17




0-15




Всего:

5

10

4

19

33




0-30

Итого (часов, баллов):




34

17

69

120

10

0 – 100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос по теме

Письменные работы

Итого количество баллов

практическая работа

контрольная работа

реферат

глоссарий

Модуль 1



















1.

0-5













0-5

2.







0-5







0-5

3.

0-5

0-5




0-10




0-20

Всего

0-10

0-5

0-5

0-10




0-30

Модуль 2



















4.










0-5




0-5

5.

0-5

0-10

0-10

0-5

0-5

0-35

Всего

0-5

0-10

0-10

0-10

0-5

0-40

Модуль 3



















6.

0-5




0-10

0-5




0-20

7.

0-5







0-5




0-10

Всего

0-10




0-10

0-10




0-30

Итого

0-25

0-15

0-25

0-30

0-5

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.










2.

Земля в Солнечной системе

Контрольной работа.

Конспектирование дополнительной литературы.

2-3

8

0-15

3.

Развитие географической оболочки

Изучение отдельных тем

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Практическая работа.

Конспектирование дополнительной литературы.

4-6

12

0-15




Всего по модулю 1:

6

20

0-30

Модуль 2
















4.

Круговорот вещества и энергии

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Чтение дополнительной литературы.

7-9

16

0-5

5.

Ландшафтообразующие процессы

Изучение отдельных тем.

(для устного опроса). Практическая работа.Контрольная работа.

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Глоссарий.

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильма.



10-12

14

0-35




Всего по модулю 2:

6

30

0-40

Модуль 3
















6.

Закон зональности и его проявления

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Контрольная работе.

Конспектирование дополнительной литературы.

13-15

8

0-15

7.

Человек и географическая среда

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий

(рефератов).

Конспектирование дополнительной литературы.

16-17

11

0-15




Всего по модулю 3:

5

19

0-30




Итого:

17

69

0-100


  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1

  1. Введение


Объект, предмет и основные задачи. Современное понимание науки об окружающей среде человека и его роли в ней. Понятия о четырехмерной географической среде и ее постоянстве. Географическая оболочка - взаимодействие четырех сфер: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

2. Земля в Солнечной системе.

Солнечная система, ее образование. Общие черты строения Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, мантия, ядро.

3. Развития географической оболочки.

Происхождение Земли. Возникновение жизни на Земле. Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера - их развитие, строение, функционирование, отличительные черты и особенности.

Модуль 2.

4. Круговорот вещества и энергии

Циркуляция воды в океанах. Атмосферная циркуляция и круговорот воды. Биологические круговороты. Литосферные круговороты. Основа и общие замечания о круговоротах.

5. Ландшафтообразующие процессы

Эндогенные процессы. Магматизм и его типы. Эффузивный магматизм. Продукты извержения вулканов. Основные типы вулканов. Поствулканические явления. Интрузивный магматизм. Согласные и несогласные интрузии. Формы интрузивных тел. Тектонические явления. Некоторые аспекты колебательных, складчатых и разрывных движений земной коры. Общие понятия о землетрясениях.

Экзогенные процессы. Выветривание. Деятельность подземных и поверхностных вод. Происхождение и классификация. Карст. Оползни. Деятельность плоскостного и руслового потоков. Эоловые процессы. Дефляция, корразия, аккумуляция. Образование и типы пустынь. Озера и болота. Генезис озерных котловин. Озерные осадки. Типы болот и их отложения. Разрушительная работа моря. Перенос и аккумуляция осадков. Созидательная деятельность моря. Диагенез морских осадков. Происхождение нефти и газа.

Модуль 3.

6. Закон зональности и его проявления

Понятия о зональности, причины и следствие. Распределение тепла на Земле. Барический рельеф, атмосферные осадки и климатические зоны на планете. Ландшафтные зоны Земли. Элементы азональности.

7. Человек и географическая среда

Общие положения о влиянии человека на географическую среду. Загрязнения ландшафтной оболочки. Проблемы энергетики, сырья, продовольствия, воды. Природные ресурсы и их охрана.
5. Планы практических занятий.

Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

  1. Современное понимание об окружающей среде.

  2. Взаимодействие четырех сфер: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.


Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

1. Теория внеземного происхождения жизни (панспермия), ее обоснование.

2. Развитие и функционирование геосфер.

Практическое занятие «Построение гипсографической кривой Земли» (по теме № 3) .

Материалы и оборудование: миллиметровая бумага.

Для проведения работы можно использовать следующую литературу:

Неклюкова Н.П. Общее землеведение.- 2-е изд. – М., 1976. – с. 65-75.
Устный опрос (по теме №5)

Обсуждаемые темы:

  1. Магматизм.

  2. Экзогенные процессы.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учеб. Пособие. М., Высш. шк., 1990.335 с.

Практическое занятие «Озеро» (по теме №5).

Материалы и оборудование: миллиметровая бумага, готовальня, калькулятор.

Для проведения работы использовать:

Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению: Пособие для студентов пед. Ин-тов.5-е изд., Смоленск,2000.224 с.
Устный опрос (по теме №6).

Обсуждаемые темы:

  1. Понятие о зональности, причины и следствие.

  2. Ландшафтные зоны Земли.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  1. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., Высш. шк., 1991. с. 56-110.

  2. Мильков Ф.Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж., 1986. 328 с.


Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

  1. Влияние человека на географическую среду.

  2. Природные ресурсы и их охрана.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989.261 с.

6.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Модуль 1.

2. Земля в Солнечной системе.

Контрольная работа.
Вариант №1.

  1. Основные закономерности географической оболочки.

  2. Факторы, определяющие зональность и азональность географической оболочки.


Вариант №2

1. Строение литосферы

2. Литосферные плиты.
3. Развитие географической оболочки.
Темы рефератов:

1. Астеносфера.

2. Криосфера.

3. Педосфера.

4. Земная кора.

5. Мантия.

Модуль 2.

4. Круговорот вещества и энергии.

Темы рефератов:

1.Атмосферная циркуляция.

2. Биологические круговороты.

3. Литосферный круговорот.
5. Ландшафтообразующие процессы.

Контрольная работа.

Вариант №1.

  1. Возникновение и развитие ледников.

  2. Солифлюкция.


Вариант №2

  1. Генезис озерных котловин.

  2. Образование и типы пустынь.



Темы рефератов:

  1. Вулканизм.

  2. Поствулканические явления.

  3. Интрузивный магматизм.

  4. Землетресения.

  5. Выветривание.

  6. Карст.

  7. Эоловые процессы.


Составление глоссария:

Дать развернутое толкование понятий:

Тектоника.

Дефляция

Корразия.

Аккумуляция.

Согласные и несогласные интрузии.

Диагенез осадков.

Суффозия.

Делювий и колювий.

Модуль 3.
6. Закон зональности и его проявления.

Контрольная работа.
Вариант №1:

1. Высотная зональность.

2. Ландшафтные зоны жаркого пояса.
Вариант №2 :

1. Ландшафтные зоны южного холодного пояса.

2. Распределение тепла на Земле.

Темы рефератов:

1. Зональность гидрологических процессов.

2. Климатические зоны Земли.

3. Геохимическая зональность.
7. Человек и географическая среда.

Темы рефератов:

  1. Решение проблемы минерального сырья.

  2. Рациональное использование и охрана недр.

  3. Загрязнение поверхностных вод суши.

  4. Рост населения Земли и проблема питания.



7. Контрольные вопросы к зачету.

  1. Происхождение жизни и ее распространение на Земле.

  2. Внутреннее строение Земли.

  3. Зональность и азональность географической оболочки: причины и следствия.

  4. Ритмичность (цикличность, периодичность) земных процессов и явлений.

  5. Гипотезы происхождения Земли и планет.

  6. Циркуляция атмосферы.

  7. Закономерности океанической циркуляции.

  8. Земная кора.

  9. Понятия о биосфере.

  10. Строение атмосферы.

  11. Взаимодействия организмов со средами обитания.

  12. Влияние космических процессов и явлений на развитие Земли.

  13. Эффузивный магматизм.

  14. Роль эоловых процессов в образовании ландшафтов.

  15. Тектонические процессы.

  16. Геологическая деятельность моря.

  17. Рельефообразующая роль поверхностных вод.

  18. Землетрясения.

  19. Выветривание.

  20. Поствулканические явления.

  21. Круговороты вещества и энергии в природе: причины и следствия.

  22. Круговорот живого вещества.

  23. Геохимические и биогеохимические круговороты.

  24. Специфика криосферы и педосферы.

  25. Интрузивный магматизм.

  26. Биостром и его структура.

  27. Земля среди планет.

  28. Оледенения и их роль в формировании ландшафтов.

  29. Роль человека в преобразовании географической оболочки.

  30. Современные географические проблемы человечества.



8.Образовательные технологии.
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.

9. Литература
9.1 Основная

1. Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения: учеб. пособие для студ. вузов/ В. П. Белобров, И. В. Замотаев, С. В. Овечкин. - Москва: Академия, 2004. - 352 с. Гриф УМО

2. Дьяченко, В.В. Науки о Земле : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 280200 и 553550 "Защита окружающей среды" / В. В. Дьяченко, Л. Г. Дьяченко, В. А. Девисилов. - Москва : КноРус, 2010. - 304 с. Гриф УМО

3. Короновский, Н. В. Геоэкология. М.: Академия, 2011. – 384 с. Гриф УМО

4. Наука о Земле: геоэкология. для студентов вузов по специальностям 110401 "Зоотехнии", 110801 "Ветеринарии" / отв. ред. А. В. Смуров [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: КДУ, 2010. - 564 с. Гриф УМО

9.2. Дополнительная:

1. Боме, Н. А. Почвоведение: (краткий курс) / Н. А. Боме. - Тюмень, 2002. - 80 с.

2. Черепанов, Г.О. Иванов, А.О. Палеозоология позвоночных. М.: «Академия», 2007. – 352 с. Гриф УМО

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://www.ksnet.ru/ivs/publication/ustinova/index.html#ogl

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гейзер

http://www.krugosvet.ru/enc/nauki_o_Zemle/geografiya/GEZER.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Геотермическая_энергия

http:://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200000901

http://world_energy.ru/?p=101

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Науки о Земле» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются географические карты и атласы, специальные таблицы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск