Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная





Скачать 171.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная
Дата публикации02.11.2014
Размер171.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

Л.М. Волосникова

_______ _____________ 2011 г.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020200.62 «Биология»; форма обучения – очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор(ы) работы ________________________ Толстогузов С.Н.

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ___________________ / Соловьев В.С./

«_____»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Департамента биологии ИМЕНИТ, (24.09.2011, протокол №1)

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________ / Фролова О.В./

«_____»_____________2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _________________ / Фёдорова С.А./

«_____»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Департамент биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
Толстогузов С.Н.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62 направление «Биология»; форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Толстогузов С. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», форма обучения - очная. Тюмень, 2011, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Толстогузов С.Н., 2011.

1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины.

Целью курса является изучение концепций, необходимых для четкого понимания механизмов функционирования высшей нервной деятельности человека и животных в различных функциональных состояниях.

Задачи курса: овладеть понятийным аппаратом дисциплины, знание современных концепций, теорий и механизмов ВНД, понимать нейробиологию процессов памяти, внимания, мотивации и обучения, речи и эмоций, учитывать индивидуальность и вариативность их характеристик в процессе онтогенеза, научиться пользоваться приобретёнными теоретическими и практическими знаниями в профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Общепрофессиональная дисциплина.

Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины: знание принципов и механизмов действия центральной нервной системы; широкого спектра методов функциональной диагностики ЦНС и высшей нервной деятельности человека и животных, современных проблем и достижений физиологии ВНД и психофизиологии, роли биологических знаний в решении социальных проблем.
Данная дисциплина тесно связана с биофизикой; человеком: анатомией и морфологией; физиологией человека.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению: общее количество часов 30, из них: 17 часов лекций, 13 часов на самостоятельную работу. Итоговый контроль в форме зачета.


3. Тематический план
Таблица 1

Тематический план




Тема

Неделя семестра

Виды учебной и самостоятельной работы, в часах

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

1-2

2

1

3

0-10

2.

Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность

3-4

2

1

3

0-10

3.

Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения

5-6

2

1

3

0-10

4.

Эмоции. Роль эмоций в организации поведения.

7-8

2

1

3

0-10

5.

Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

9-10

2

1

3

0-10

6.

Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека.

11-12

2

2

4

0-10

7.

Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна.

13-14

2

2

4

0-10

8.

Генетическая детерминация свойств поведения

15-16

2

2

4

0-15

9.

Вместо заключения: ВНД и другие науки. Доклады студентов.

17

1

2

3

0-15

Итого (часов, баллов)




17

13

30

0-100



Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля




Темы

Сообщение

Письменные работы

Итого количество баллов

Письменный опрос

Реферат







1.

Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

0-2

0-3

0-5

0-10

2.

Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность

0-2

0-3

0-5

0-10

3.

Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения

0-2

0-3

0-5

0-10

4.

Эмоции. Роль эмоций в организации поведения.

0-2

0-3

0-5

0-10

5.

Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

0-2

0-3

0-5

0-10

6.

Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека.

0-2

0-3

0-5

0-10

7.

Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна.

0-2

0-3

0-5

0-10

8.

Генетическая детерминация свойств поведения

0-5

0-5

0-5

0-15

9.

Вместо заключения: ВНД и другие науки. Доклады студентов.

0-5

0-5

0-5

0-15

Итого (баллов)

0-24

0-31

0-45

0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

объем часов

кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

1-2

1

0-10

1.2

Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

3-4

1

0-10

1.3

Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

5-6

1

0-10




Всего по модулю 1:

3

0-30

Модуль 2

2.1

Эмоции. Роль эмоций в организации поведения.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

7-8

1

0-10

2.2

Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

9-10

1

0-10

2.3

Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

11-12

2

0-10




Всего по модулю 2:

4

0-30

Модуль 3

3.1

Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

13-14

2

0-10

3.2

Генетическая детерминация свойств поведения

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

15-16

2

0-15

3.3

Вместо заключения: ВНД и другие науки. Доклады студентов.

Конспект лекций, защита рефератов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

17

2

0-15




Всего по модулю 3:

6

0-40




Итого (часов, баллов)


13

0-100

4. Содержание дисциплины

Тема 1.Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

Концепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М.Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность).

Современные представления о динамической локализации функций и минимизации структур, принимающих в них участие. Основные блоки функционирования: сенсорные системы, модулирующие системы, блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов. Анализатор как многоуровневая иерархическая система. Кора – высший уровень организации детекторов. Первичные проекционные зоны коры, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны. Командные (гностические) нейроны. Модулирующие системы: РФ и лимбическая система. Восходящие и нисходящие влияния. Источники активации РФ. Концептуальная модель организации рефлекторного акта.

Тема 2. Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность.

Классификация врождённых форм поведения: таксисы, безусловные рефлексы (б/у), инстинктивные формы поведения. Свойства б/у рефлексов и их классификация (по И.П. Павлову, Ю. Конорскому, П.В. Симонову). Циркадные ритмы. Ориентировочный рефлекс, его связь с адаптационным и оборонительным рефлексами. Избирательность угашения ориентировочного рефлекса, его биологическая роль. Этологи об инстинктах и индивидуальном опыте. Инстинкт: потребность (эндогенное возбуждение) – релизер – комплекс стереотипа – «завершающий акт». Концепция драйва. Подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительские (консуматорные, завершающие, подкрепляющие) рефлексы. Антидрайв. Локализация б/у рефлексов в ЦНС. Методики самораздражения. Иерархия врожденных реакций, их нейрональные механизмы.

Условные рефлексы (УР): их особенности, значение и классификация. Условия образования УР. Структура и механизм образования условного рефлекса (временной связи): по Павлову, по Асратяну, по Анохину. Взаимоотношение возбуждения и торможения в коре при становлении УР. Современная классификация видов торможения: внешнее (б/у) и внутреннее (условное), их классификации и биологическая роль.

Тема 3. Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения.

Потребности как детерминанты поведения. Информационно-потребностная концепция человека (П.В. Симонов). Классификация потребностей: биологические, социальные и идеальные. Конкуренция «квазипотребностей» и биологическая мотивация. Общие свойства мотиваций. Мотивации и доминанта. Структура потребностей как характеристика личностной индивидуальности. Классификация форм поведения.

Понятие функциональных систем. Типы функциональных систем. Стадии поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970). Реализация поведенческого акта (по П.В. Симонову, 1987). Программа поведенческого акта (по А.С. Батуеву 1991).

Тема 4. Эмоции. Функциональные состояния.

Виды эмоций. Функции эмоций: отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная. Теории эмоций. Нейробиология эмоций. Семантическое эмоциональное пространство. Экспрессия эмоций в мимике, голосе, жестах. Эмоциональный стресс. Эмоциональный интеллект.

Тема 5. Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

Классификации памяти: современные аспекты. Биологическая память. Генетическая память. Иммунологическая память. Нейрологическая (нервная) память. Индивидуальность нейрологической памяти, аспекты её классификации в зависимости от выбранных принципов: виды памяти, типы памяти, формы памяти, процессы памяти, стороны памяти. Синаптические механизмы памяти. Молекулярные основы памяти.

Поведение как адаптация и научение (обучение). Оценка умственного развития. Уровни становления умственных способностей. Критические периоды развития. Чувствительные периоды обучения. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное, облигатное, стимул – зависимое: простые (габитуация, сенситизация) и сложные (импринтинг, латентное обучение, имитация) формы. Ассоциативное, факультативное, эффект–зависимое обучение: классическое (пассивное), оперантное (инструментальное), одномоментное (аверсивное). Когнитивное обучение: психонервные образы, элементарная рассудочная деятельность (инсайт, интуиция), вероятностное прогнозирование.

Тема 6. Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека.

Речь, её виды и функции. Слово как сигнал сигналов. Свойства УР второй сигнальной системы. Речевой анализатор. Латерализация речи. Центры речи. Модель речи Вернике – Гешвинда. Развитие речи в онтогенезе. Мозг и сознание. Проблема сознательного и бессознательного (подсознательного). Сверхсознание.

Теории индивидуальности. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Роль наследственности и среды в становлении ВНД человека. Темперамент в структуре индивидуальности. Биоритмы и профиль асимметрии мозга как базисные детерминанты становления индивидуального пространства и времени личности.

Тема 7. Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна.

Функциональные состояния в структуре поведения. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Сон и его биологическое значение. Фазы сна: их классификации. Цикл «сон–бодрствование» и электрическая активность мозга. Гипотезы о механизмах сна. Виды сна, их характеристики. Сновидения, их природа. Гипноз и его механизмы. Стресс: биологическая функция, механизмы. Г. Селье и его учение об общем адаптационном синдроме. Стадии стресса. Виды стрессоров и разновидности стресса. Специфические и неспецифические адаптационные реакции: современные аспекты.

Тема 8. Генетическая детерминация свойств поведения

Генетика поведения. Генотип и его влияние на поведение. Генетика инстинктов. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетика свойств нервных процессов. Генетическая детерминация особенностей обучения. Гетерохрония реализации генетической программы.

Тема 9. ВНД и другие науки.

Многомерность системных механизмов мозга. ВНД и психология. Проблемы и перспективы физиологии ВНД. Взгляды биологов и философов: традиционные и нетрадиционные подходы.

6. Планы семинарских занятий – учебным планом не предусмотрены

7. Темы лабораторных работ – учебным планом не предусмотрены

8. Темы рефератов или других видов самостоятельной работы студентов (СРС):

Темы докладов и рефератов

1. Доминанта: понятие доминанты, её свойства, история изучения.

2. Биология доминанты и инстинктивное поведение.

3. Доминанта и условный рефлекс.

4. Социальная доминанта человека.

5. Мотивация как доминанта: её нейроанатомия, нейрохимия.

6. Доминанта по А.А. Ухтомскому и В.С. Русинову.

7. Доминанта и гипотеза конвергентного замыкания по П.К. Анохину.

8. Доминанта как основа формирования интегративного поведения по А.С. Батуеву.

9. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

10. Информационно-потребностная концепция человека П.В. Симонова.

11. Инстинкты человека, их классификация и значение.

12. Потребность как основа мотивационного поведения.

13. Эмоции: классификация, теории.

14. Информационные аспекты эмоций. Значение и особенности экспрессии эмоций в мимике, жестах и др.

15. Нейрофизиология эмоций.

16. Потребности – эмоции – сознание – поведение: особенности реализации в норме и при девиации.

17. Теории сна.

18. Фазы сна, их электрофизиологические характеристики и значение.

19. Гипноз: виды и нейрофизиологические механизмы.

20. Виды биологической памяти, их характеристики и значение.

21. Виды и модели нейрологической памяти: особенности, характеристики.

22. Психонервные образы и нейрофизиология памяти по И.С. Бериташвили.

23. Характеристики и значение когнитивных форм обучения.

24. И.Павлов и З.Фрейд: история и современность.

25. Биоритмология и индивидуальность человека.

26. Профили асимметрии мозга и ВНД человека.

27. Энергетика умственной деятельности: бодрствование, сон, внимание, сознание.

9. Контрольные вопросы к зачету.

Контрольные вопросы к зачету

1. Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

2. История и методы исследования физиологии ВНД.

3. Интегративная деятельность мозга. Локализационизм и эквипотенциализм. Функции ассоциативных зон коры мозга.

4. Функциональная организация мозга.

5. Врождённая деятельность организма.

6. Условно-рефлекторная деятельность.

7. Информационно-потребностная концепция человека.

8. Потребности и мотивации.

9. Информационно-потребностная концепция человека.

10. Стереотип и доминанта.

11. Поведение как адаптация. Классификации форм поведения.

12. Структура поведенческого акта.

13. Эмоции, определение, классификация. Теории эмоций.

14. Нейробиология памяти.

15. Классификация форм обучения.

16. Функциональные состояния в структуре поведения.

17. Типы нервной деятельности. Особенности потребностей человека. Понятие личности.

18. Память. Виды памяти. Теории памяти. Механизмы и свойства кратковременной и долговременной памяти. Энграммы

19. Стресс как адаптационный синдром.

20. Речь: виды и функции. Нейробиология речи.

21. Мозг и сознание. Бессознательное.

22. Функциональные профили асимметрии мозга.

23. Биоритмы человека.

24. Концепция темперамента: история и современность.

25. Свойства основных нервных процессов, их характеристики.

26. Основные нейрофизиологические принципы, их характеристика.

27. Теории сна. Структура сна у человека. Быстрый и медленный сон. Сновидения.

28. Проблемы и перспективы ВНД, связь с другими науками.
10. Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: «Академия», 2003. - 464 с. Гриф МО

  2. Нейрохимия: учеб. пособие для студ. вузов/ авт.-сост. А. А. Болдырев [и др.] ; науч. ред. Ю. А. Владимиров. - Москва: Дрофа, 2010. - 398 с. Гриф УМО

  3. Смирнов В.М. и др. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2004. - 304 с. Гриф УМО

Дополнительная:

1. Данилова Н.Н. и др. Физиология В.Н.Д. Ростов- на -Дону, 2002. – 480 с. Гриф МО

2. Андреева, Н. Г. Структурно-функциональная организация нервной системы: учеб. пособие / Н. Г. Андреева; Под ред. А. С. Батуева; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2003. - 264 с.

3. Кузнецов, А. П. Физиология центральной нервной системы: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 011600 "Биология", 020400 "Психология", 012000 "Физиология"/ А. П. Кузнецов, Л. Н. Смелышева. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. - 304 с. Гриф МО

5. Бадалян, Л.О. Невропаталогия. М.: «Академия», 2008. – 400 c.

6. Нейродегенеративные заболевания: фундаментальные и прикладные аспекты/ Отделение биол. наук РАН; ред. М. В. Угрюмов. – М.: Наука, 2010. - 447 с.
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебный процесс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» проходит в аудиториях Департамента биологии Тюменского госуниверситета. Аудитории№№ 103, 208, 209 оснащены мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.

Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: (аудитория № 107 и ауд. 103) Департамента биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине «Геокриология и механика грунтов» для студентов направления подготовки 16. 03. 01 Техническая физика,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:...
Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»; форма обучения очная iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск