Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная





Скачать 279.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная
Дата публикации17.01.2015
Размер279.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2013г.

БИОХИМИЯ ГОРМОНОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________ /Елифанов А.В./

«____»___________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол № 1) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.
Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института биологии «31» октября 2013 протокол №2

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии
______________________/Киприна Н.И./
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Елифанов А.В., Ковязина О.Л.

БИОХИМИЯ ГОРМОНОВ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация: Биохимия, форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013

Елифанов А.В., Ковязина О.Л. Биохимия гормонов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация: Биохимия, форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия гормонов [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Елифанов А. В. 2013.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: Формирование у студентов представлений о разнообразии механизмов синтеза, секреции и действия гормонов. 

Задачи: Изучение строения эндокринной системы; изучение строения гормонов, рецепторов к гормонам и белков-транспортеров; изучение механизмов действия гормонов, их синтеза, транспортировки, комплексования с рецепторами и утилизации. 


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Цикл ДС, дисциплина специализации.

Содержание дисциплины: изучение строения эндокринной системы; изучение строения гормонов, рецепторов к гормонам и белков-транспортеров; изучение механизмов действия гормонов, их синтеза, транспортировки, комплексования с рецепторами и утилизации.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – выпускная квалификационная работа.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: структура и функции желез эндокринной системы, биохимия белков, углеводов и липидов, функциональная морфология клетки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

    биохимию гормонов и гормоноподобных соединений, молекулярный механизм действия, особенности строения рецепторов и экспрессии генов, принципы взаимодействия регуляторных механизмов;

  • Уметь:

    применять знания о механизмах действия индивидуальных гормонов для объяснения нарушений метаболизма;

    применять знания о молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма для понимания биохимических основ гомеостаза.

  • Владеть:

    знаниями в области молекулярной эндокринологии для решения практических задач, навыками научной дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 58 часа

  2. Тематический план.

Таблица 1

Тематический план



Тема

Недели сем.

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

из них в интерактивной форме, в часах

Итого количество баллов

Лекции

Семинарск. (практич) занятия

Самост. работа










1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Введение в биохимию гормонов.

1-2

2




4

6




0-10

1.2

Общая характеристика эндокринной системы.

3-4

4




4

8

3

0-10

1.3

Химическая структура гормонов и ее связь с физиологической функцией.

5-6

4




2

6

2

0-10




Всего




10




10

20

5

0-30

Модуль 2






















2.1

Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов.

7-8

2




4

6




0-10

2.2

Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности.

9-10

4




4

8

2

0-10

2.3

Типы секреции гормонов. 

11-12

4




2

6

3

0-10




Всего




10




10

20

5

0-30

Модуль 3






















3.1

Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов

13-14

4




6

10

3

0-10

3.2

Механизмы взаимодействия гормонов с клетками.

15-16

4




4

8

3

0-30




Всего




8




10

18

6

0-40

Итого (часов, баллов)




28




30

58




0-100

Из них в интерактивной форме




6




10




16





Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

Ответ на лекции

Тест

Реферат




Модуль 1













1.1

0-8

0-2




0-10

1.2

0-8

0-2




0-10

1.3

0-8

0-2




0-10

Всего

0-24

0-6




0-30

Модуль 2













2.1

0-8

0-2




0-10

2.2

0-8

0-2




0-10

2.3

0-8

0-2




0-10

Всего

0-24

0-6




0-30

Модуль 3













3.1

0-3

0-2




0-10

3.2

0-3

0-2

0-30

0-30

Всего

0-6

0-4

0-30

0-40

Итого

0-54

0-16

0-30

0-100




Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение в биохимию гормонов.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

1-2

4

0-10

1.2

Общая характеристика эндокринной системы.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

3-4

4

0-10

1.3

Химическая структура гормонов и ее связь с физиологической функцией.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к лекции по теме

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы, Составление презентации (по выбору)

5-6

2

0-10




Всего по модулю 1

10

0-30

Модуль 2
















2.1

Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов.

проверочный тест по предыдущему модулю

подготовка к лекции по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы Составление презентации (по выбору)

7-8

4

0-10

2.2

Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к лекции по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы, Составление презентации (по выбору)

9-10

4

0-10

2.3

Типы секреции гормонов. 

Самостоятельное изучение темы с использованием основной литературы.

Подготовка доклада и презентации по теме

11-12

2

0-10




Всего по модулю 2

10

0-30

Модуль 3
















3.1

Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов.

Проверочный тест по предыдущему модулю

подготовка к лекции по теме

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы, Составление презентации (по выбору)

13-14

6

0-10

3.2

Механизмы взаимодействия гормонов с клетками.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к лекции по теме, подготовка реферат по теме

Научная дискуссия «Механизмы взаимодействия гормонов с клетками»

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

15-16

4

0-30




Всего по модулю 3

10

0-40




ИТОГО

30

0-100



  1. Содержание дисциплины.

 Тема 1. Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней и внешней секреции. Химическая структура гормонов и ее связь с физиологической функцией. Представление о функционально-структурной организации гормональной молекулы - сигнальный, адресный, дополнительный локусы.

Тема 2. Классификация гормонов по их химической природе. Характеристика строения молекул отдельных гормонов различных семейств и их биологические свойства. Представления об эволюции гормонов. Синтетические аналоги гормонов. Антигормоны.

Тема 3. Биосинтез и секреция гормонов. Общие представления о процессе биосинтеза. Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов. Прогормоны и пути их активации в секреторной клетке. Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности. Типы секреции гормонов. 

Тема 4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций. Физиологическая роль процессов регуляции и саморегуляции продукции гормонов. Механизмы прямой и обратной связи: нервно-проводниковый путь; нейроэндокринный путь; гормональный путь; нейрогормональный путь. Уровень физиологической активности желез внутренней секреции при различных условиях и методы ее оценки.

Тема 5. Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов. Формы существования гормонов в биологических жидкостях. Связывание гормонов специфическими и неспецифическими белками. Параметры связывания гормонов.

Тема 6. Пути метаболических превращений гормонов в периферических тканях: активация, инактивация, реактивация, взаимопревращения гормональных соединений. Механизмы превращений различных гормонов и их регуляция. Экскреция гормональных метаболитов.

Тема 7. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками. Распределение гормонов в организме. Специфичность и множественность гормональных эффектов. Этапы реализации гормонального эффекта.

Тема 8. Представление об органах-мишенях. Типы специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками: внутриклеточный и мембранный.

Тема 9. Гормональные белки-рецепторы и их свойства. Существующие модели механизмов инициации гормональных эффектов. Пути реализации гормональных эффектов. Проблема чувствительности тканей к гормонам в норме и патологии.


  1. Темы для самостоятельной подготовки к лекциям

Тема 1. Общая характеристика эндокринной системы.

1. Периферические железы эндокринной системы.

2. Центральные железы эндокринной системы.

Тема 2. Классификация гормонов по их химической природе.

1. Гормоны белковой природы.

2. Гормоны стероидной природы.

3. Гормоны- производные аминокислот.

Тема 3. Биосинтез и секреция гормонов.

1. Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности. Типы секреции гормонов. 

2. Типы секреции гормонов. 

Тема 4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций.

1. Нервно-проводниковый путь регуляции;

2. Нейроэндокринный путь регуляции;

3. Гормональный путь регуляции;

4. Нейрогормональный путь регуляции.

Тема 5. Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов.

1. Параметры связывания гормонов.

2. Связывание гормонов специфическими белками.

3. Связывание гормонов неспецифическими белками.

Тема 6. Пути метаболических превращений гормонов в периферических тканях.

1. Активация гормонов;

2. Инактивация гормонов;

3. Реактивация гормонов;

4. Взаимопревращения гормональных соединений.

Тема 7. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками.

1. Гормонозависимые клетки.

2. Гормоночувствительные клетки.

3. Этапы реализации гормонального эффекта.

Тема 8. Представление об органах-мишенях.

1. Внутриклеточный тип специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками;

2. Мембранный тип специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками.

Тема 9. Гормональные белки-рецепторы и их свойства.

1. Внутриклеточный тип циторецепции.

2. Мембранный (поверхностный) тип циторецепции.



  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 4

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

Кол-во

баллов по СРС

1

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

По основным темам дисциплины предполагается проводить промежуточное тестирование, к которому студенты готовятся самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы, а также конспектов лекций. Примеры тестовых заданий приведены далее в рабочей программе

тест

0-2

2

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

Тест, ответ на лекции

0-10

5

Подготовка к лекции по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к лекции с использованием конспектов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на лекции

0-8

5

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

Тест, ответ на лекции

0-10

6

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на лекции

0-4

7

Подготовка реферата по теме

Тема 2 модуля 3 (см. раздел тематическое планирование) тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты биохимии гормонов, перекликающиеся с темами выпускных квалификационных работ.

Реферат

0-30

Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Примеры тестовых заданий

1. Источником синтеза мелатонина в пинеалоцитах является:

А. триптофан

Б. глицин

В. лизин

Г. глутамин
2. Тип секреции белково-пептидных гормонов:

А. освобождение из клеточных секреторных гранул

Б. освобождение из из белковосвязанной формы

В. относительно свободная диффузия

Г. абсолютно свободная диффузия
3. Тип секреции тиреоидных гормонов

А. освобождение из из белковосвязанной формы

Б. абсолютно свободная диффузия

В. относительно свободная диффузия

Г. освобождение из клеточных секреторных гранул
4. Тип регуляции функций мозгового слоя надпочечников:

А. нервный

Б. нейроэндокринный

В. эндокринный

Г. неэндокринный гуморальный
5. Инсулин:

А. гормон белковой природы

Б. гормон – производный аминокислот

В. стероидный гормон

Г. гормон неорганической природы
6. Факторами, определяющими концентрацию свободных гормонов в крови, являются:

А. скорость поступления в кровь из железы

Б. скорость захвата гормона тканями

В. скорость ассоциации с транспортными белками крови

Г. все перечисленное
Примерные темы рефератов
1. Гормоноподобные и физиологически активные вещества
2. Синтетические аналоги гормонов. Антигормоны.
3. Типы секреции гормонов.
4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций.
5. Механизмы превращений различных гормонов и их регуляция.

6. Участие форменных элементов крови в связывании гормонов. 

7. Трансаденогипофизарный и парааденогипофизарный пути регуляции функций. периферических эндокринных желез.

8. Периферический метаболизм гормонов. 

9. Проблема чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях.

10. Пермиссивные и сенсибилизирующие эффекты гормонов.
Контрольные вопросы к зачету

1. Классификации гормонов. 
2. Гормоны – производные аминокислот. 
3. Белково-пептидные гормоны. 
4. Гормоноподобные и физиологически активные вещества. Прогормоны и пути их активации в секреторной клетке. 
5. Биосинтез белково-пептидных гормонов. 
6. Синтез стероидных гормонов. Синтез гормонов – производных аминокислот. Освобождение белково-пепидных гормонов и катехоламинов из секреторных гранул. 
7. Освобождение тиреоидных гормонов из белково-связанной формы. 
8. Секреция стероидных гормонов. 
9. Общие представления о процессе биосинтеза. Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов. 
10. Физиологические механизмы регуляции функций эндокринных желез: нервная, нейроэндокринная, эндокринная и неэндокринная гуморальная. 
11. Трансаденогипофизарный и парааденогипофизарный пути регуляции функций периферических эндокринных желез. 
12. Физиологическая роль процессов регуляции и саморегуляции продукции гормонов. 
13. Функциональная активность эндокринных желез при различных физиологических состояниях организма и способы ее оценки. 
14. Циркуляторный транспорт гормонов. Специфические транспортные белки плазмы крови. 
15. Неспецифическое связывание гормонов белками плазмы крови. Участие форменных элементов крови в связывании гормонов. 
16. Физиологическая роль связывания гормонов в крови. 
17. Периферический метаболизм гормонов. 
18. Метаболизм стероидных гормонов. 
19. Метаболизм аминокислотных гормонов. 
20. Метаболизм белково-пептидных гормонов. Факторы, определяющие концентрацию гормонов в крови. 
21. Специфичность и множественность гормональных эффектов. Этапы реализации гормонального эффекта. 
22. Гормональные белки-рецепторы и их свойства. Представления об органах-мишенях. 
23. Рецепторы гормонов и инициация гормональных эффектов. Динамика и механизмы реализации гормональных эффектов в клетке. 
24. Пермиссивные и сенсибилизирующие эффекты гормонов. Механизмы опосредованного действия гормонов на клетки разного типа. 
25. Проблема чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях 
26. Регулирующее влияние центральной нервной системы на деятельность эндокринных желез.


  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения;

- специализированные программы;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса.

- интерактивные технологии:

дискуссия на семинаре

    Научная дискуссия «Чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях»



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

  1. Физиология человека и животных: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" (профиль "Биология")/ ред.: Ю. А. Даринский, В. Я. Апчел. - Москва: Академия, 2011. - 448 с. Гриф УМО

  2. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для студ. вузов/ авт.-сост. В. А. Дубынин [[и др.]. – М.: Дрофа, 2010. – 365 с. Гриф УМО

  3. Биологическая химия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 032400 "Биология"/ ред. Н . И. Ковалевская . - 3-е изд., испр.. - Москва: Академия, 2009. - 256 с. Гриф УМО


9.2. Дополнительная литература:

  1. Кузнецов, А. П. Физиология эндокринной системы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 011600 "Биология" и 012000 "Физиология"/ А. П. Кузнецов, Л. Н. Смелышева. - Курган: Изд-во КГУ, 2001. - 136 с. Гриф УМО

  2. Теппермен, Д. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: вводный курс/ Д. Теппермен, Х. М.Теппермен. - Москва: Мир, 1989. - 653 с.

  3. Држевецкая, И. А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы: для вузов по направлениям и спец. "Биология" и "Естествознание"/ И. А. Држевецкая. - 3-е изд.. - Москва: Высшая школа, 1994. - 255 с.

  4. Биохимия человека. В 2-х Т.2. М.: «Мир», 2004.– 414 с.

  5. Биохимия человека. В 2-х Т.2. М.: «Мир», 2009. – 414 с.

  6. Розен, В. Б. Основы эндокринологии: учеб. для ун-тов по направлению и спец. "Биология"/ В. Б. Розен. - 3-е изд.. - Москва: Изд-во МГУ, 1994. - 383 с. Гриф

  7. Ткачук, В. А. Введение в молекулярную эндокринологию: учеб. пособие для биол. спец. вузов/ В. А. Ткачук. - Москва: Изд-во МГУ, 1983. - 256 с. Гриф МО

  8. Начала физиологии /под ред. А.Д. Ноздрачёва. С.-П.: «Лань», 2004. – 1.088 с. Гриф МО

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. В институте для проведения занятий имеется 4 мультимедийные аудитории. Биохимическая лаборатория оснащена необходимым оборудованием для проведения работ по курсу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г., протокол №1) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:...
Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200. 62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск