Скачать 279.86 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _________________________Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013г. БИОХИМИЯ ГОРМОНОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направление Биология; специализация: «Биохимия», форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________ /Елифанов А.В./ «____»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол № 1) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии «31» октября 2013 протокол №2 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________________/Мелентьева А.А./ «31» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии ______________________/Киприна Н.И./ «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологииКафедра анатомии и физиологии человека и животныхЕлифанов А.В., Ковязина О.Л. БИОХИМИЯ ГОРМОНОВУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация: Биохимия, форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2013 Елифанов А.В., Ковязина О.Л. Биохимия гормонов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация: Биохимия, форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия гормонов [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2013. © Елифанов А. В. 2013. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель: Формирование у студентов представлений о разнообразии механизмов синтеза, секреции и действия гормонов. Задачи: Изучение строения эндокринной системы; изучение строения гормонов, рецепторов к гормонам и белков-транспортеров; изучение механизмов действия гормонов, их синтеза, транспортировки, комплексования с рецепторами и утилизации.
Цикл ДС, дисциплина специализации. Содержание дисциплины: изучение строения эндокринной системы; изучение строения гормонов, рецепторов к гормонам и белков-транспортеров; изучение механизмов действия гормонов, их синтеза, транспортировки, комплексования с рецепторами и утилизации. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – выпускная квалификационная работа. В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: структура и функции желез эндокринной системы, биохимия белков, углеводов и липидов, функциональная морфология клетки. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
биохимию гормонов и гормоноподобных соединений, молекулярный механизм действия, особенности строения рецепторов и экспрессии генов, принципы взаимодействия регуляторных механизмов;
применять знания о механизмах действия индивидуальных гормонов для объяснения нарушений метаболизма; применять знания о молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма для понимания биохимических основ гомеостаза.
знаниями в области молекулярной эндокринологии для решения практических задач, навыками научной дискуссии.
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Тема 1. Общая характеристика эндокринной системы. Железы внутренней и внешней секреции. Химическая структура гормонов и ее связь с физиологической функцией. Представление о функционально-структурной организации гормональной молекулы - сигнальный, адресный, дополнительный локусы. Тема 2. Классификация гормонов по их химической природе. Характеристика строения молекул отдельных гормонов различных семейств и их биологические свойства. Представления об эволюции гормонов. Синтетические аналоги гормонов. Антигормоны. Тема 3. Биосинтез и секреция гормонов. Общие представления о процессе биосинтеза. Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов. Прогормоны и пути их активации в секреторной клетке. Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности. Типы секреции гормонов. Тема 4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций. Физиологическая роль процессов регуляции и саморегуляции продукции гормонов. Механизмы прямой и обратной связи: нервно-проводниковый путь; нейроэндокринный путь; гормональный путь; нейрогормональный путь. Уровень физиологической активности желез внутренней секреции при различных условиях и методы ее оценки. Тема 5. Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов. Формы существования гормонов в биологических жидкостях. Связывание гормонов специфическими и неспецифическими белками. Параметры связывания гормонов. Тема 6. Пути метаболических превращений гормонов в периферических тканях: активация, инактивация, реактивация, взаимопревращения гормональных соединений. Механизмы превращений различных гормонов и их регуляция. Экскреция гормональных метаболитов. Тема 7. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками. Распределение гормонов в организме. Специфичность и множественность гормональных эффектов. Этапы реализации гормонального эффекта. Тема 8. Представление об органах-мишенях. Типы специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками: внутриклеточный и мембранный. Тема 9. Гормональные белки-рецепторы и их свойства. Существующие модели механизмов инициации гормональных эффектов. Пути реализации гормональных эффектов. Проблема чувствительности тканей к гормонам в норме и патологии.
Тема 1. Общая характеристика эндокринной системы. 1. Периферические железы эндокринной системы. 2. Центральные железы эндокринной системы. Тема 2. Классификация гормонов по их химической природе. 1. Гормоны белковой природы. 2. Гормоны стероидной природы. 3. Гормоны- производные аминокислот. Тема 3. Биосинтез и секреция гормонов. 1. Схемы биосинтеза различных гормонов и их особенности. Типы секреции гормонов. 2. Типы секреции гормонов. Тема 4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций. 1. Нервно-проводниковый путь регуляции; 2. Нейроэндокринный путь регуляции; 3. Гормональный путь регуляции; 4. Нейрогормональный путь регуляции. Тема 5. Циркулярный транспорт и периферический метаболизм гормонов. 1. Параметры связывания гормонов. 2. Связывание гормонов специфическими белками. 3. Связывание гормонов неспецифическими белками. Тема 6. Пути метаболических превращений гормонов в периферических тканях. 1. Активация гормонов; 2. Инактивация гормонов; 3. Реактивация гормонов; 4. Взаимопревращения гормональных соединений. Тема 7. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками. 1. Гормонозависимые клетки. 2. Гормоночувствительные клетки. 3. Этапы реализации гормонального эффекта. Тема 8. Представление об органах-мишенях. 1. Внутриклеточный тип специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками; 2. Мембранный тип специфического взаимодействия гормонов с реагирующими клетками. Тема 9. Гормональные белки-рецепторы и их свойства. 1. Внутриклеточный тип циторецепции. 2. Мембранный (поверхностный) тип циторецепции.
Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Примеры тестовых заданий 1. Источником синтеза мелатонина в пинеалоцитах является: А. триптофан Б. глицин В. лизин Г. глутамин 2. Тип секреции белково-пептидных гормонов: А. освобождение из клеточных секреторных гранул Б. освобождение из из белковосвязанной формы В. относительно свободная диффузия Г. абсолютно свободная диффузия 3. Тип секреции тиреоидных гормонов А. освобождение из из белковосвязанной формы Б. абсолютно свободная диффузия В. относительно свободная диффузия Г. освобождение из клеточных секреторных гранул 4. Тип регуляции функций мозгового слоя надпочечников: А. нервный Б. нейроэндокринный В. эндокринный Г. неэндокринный гуморальный 5. Инсулин: А. гормон белковой природы Б. гормон – производный аминокислот В. стероидный гормон Г. гормон неорганической природы 6. Факторами, определяющими концентрацию свободных гормонов в крови, являются: А. скорость поступления в кровь из железы Б. скорость захвата гормона тканями В. скорость ассоциации с транспортными белками крови Г. все перечисленное Примерные темы рефератов 1. Гормоноподобные и физиологически активные вещества 2. Синтетические аналоги гормонов. Антигормоны. 3. Типы секреции гормонов. 4. Формы физиологической регуляции эндокринных функций. 5. Механизмы превращений различных гормонов и их регуляция. 6. Участие форменных элементов крови в связывании гормонов. 7. Трансаденогипофизарный и парааденогипофизарный пути регуляции функций. периферических эндокринных желез. 8. Периферический метаболизм гормонов. 9. Проблема чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях. 10. Пермиссивные и сенсибилизирующие эффекты гормонов. Контрольные вопросы к зачету 1. Классификации гормонов. 2. Гормоны – производные аминокислот. 3. Белково-пептидные гормоны. 4. Гормоноподобные и физиологически активные вещества. Прогормоны и пути их активации в секреторной клетке. 5. Биосинтез белково-пептидных гормонов. 6. Синтез стероидных гормонов. Синтез гормонов – производных аминокислот. Освобождение белково-пепидных гормонов и катехоламинов из секреторных гранул. 7. Освобождение тиреоидных гормонов из белково-связанной формы. 8. Секреция стероидных гормонов. 9. Общие представления о процессе биосинтеза. Прямой и генетический ферментативный контроль биогенеза гормонов. 10. Физиологические механизмы регуляции функций эндокринных желез: нервная, нейроэндокринная, эндокринная и неэндокринная гуморальная. 11. Трансаденогипофизарный и парааденогипофизарный пути регуляции функций периферических эндокринных желез. 12. Физиологическая роль процессов регуляции и саморегуляции продукции гормонов. 13. Функциональная активность эндокринных желез при различных физиологических состояниях организма и способы ее оценки. 14. Циркуляторный транспорт гормонов. Специфические транспортные белки плазмы крови. 15. Неспецифическое связывание гормонов белками плазмы крови. Участие форменных элементов крови в связывании гормонов. 16. Физиологическая роль связывания гормонов в крови. 17. Периферический метаболизм гормонов. 18. Метаболизм стероидных гормонов. 19. Метаболизм аминокислотных гормонов. 20. Метаболизм белково-пептидных гормонов. Факторы, определяющие концентрацию гормонов в крови. 21. Специфичность и множественность гормональных эффектов. Этапы реализации гормонального эффекта. 22. Гормональные белки-рецепторы и их свойства. Представления об органах-мишенях. 23. Рецепторы гормонов и инициация гормональных эффектов. Динамика и механизмы реализации гормональных эффектов в клетке. 24. Пермиссивные и сенсибилизирующие эффекты гормонов. Механизмы опосредованного действия гормонов на клетки разного типа. 25. Проблема чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях 26. Регулирующее влияние центральной нервной системы на деятельность эндокринных желез.
При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий: - мультимедийные средства обучения; - специализированные программы; - модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса. - интерактивные технологии: дискуссия на семинаре Научная дискуссия «Чувствительности тканей к гормоном в норме и при различных патологиях»
9.1. Основная литература:
9.2. Дополнительная литература:
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. В институте для проведения занятий имеется 4 мультимедийные аудитории. Биохимическая лаборатория оснащена необходимым оборудованием для проведения работ по курсу. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г., протокол №1) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... |