РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ Л. М. Волосникова
«_______» _____________ 2013 г.
ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. СТРЕСС. Учебно-методический комплекс
Рабочая учебная программа
для студентов 020200.62 направления «Биология»;
специализация физиология человека и животных; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Авторы работы _______________/Ковязина О.Л./
« 27 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол № 1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Зав.кафедрой ________________________/Соловьев В.С./
« 29 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол № 2 от 31октября 2013 года. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ___________________/Мелентьева А.А./
«31» октября 2013 г. СОГЛАСОВАНО»:
Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии ___________ /Киприна Н.И. /
« » 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________ /Фарафонова И.Ю. /
« » 2013 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт биологии
Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
О.Л. Ковязина
ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ. СТРЕСС.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 020200.62 «Биология»,
специализация физиология человека и животных;
форма обучения – очная
Издательство
Тюменского государственного университета
2013
Ковязина О.Л. Физиология эндокринной системы. Стресс.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения – очная Учебно-методический комплекс, рабочая программа «Физиология эндокринной системы. Стресс» предназначена для чтения лекций, составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности Биология. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов, список литературы.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология эндокринной системы. Стресс [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.
Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. д.мед.наук, профессор
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.
1.1. Рабочая учебная программа.
1.1.1. Пояснительная записка
- Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины:
гормональная регуляция –обязательный элемент поддержания гомеостаза; участвует в реализации высших психических функций: мотивации, эмоции, сна, памяти. Адаптивные реакции, в том числе стресс, протекают при обязательном участии гормонов. Нарушения функции эндокринных желез являются одной из наиболее распространенных форм патологии.
Цель дисциплины:
Изучение морфологии и принципов функционирования эндокринной системы и схемы развития стресс-реакции.
Задачи курса:
1. Изучение строения эндокринной системы.
2. Изучение строения гормонов, рецепторов к гормонам и белков-транспортеров.
3. Изучение физиологического действия гормонов
4. Изучение схемы участия эндокринной системы в компенсаторных реакциях при стрессе.
- Данная дисциплина тесно связана с биофизикой; человеком: анатомией и морфологией; физиологией человека.
- Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности: 24 часа лекций, 24 часа – на самостоятельную работу. Семестр 7. Форма отчетности – экзамен.
1.1.2. Тематический план изучения дисциплины №п\п
| Наименование темы
| Лекции
(кол-во часов)
| Индивиду
альнаясамостоя
тельная работа студента
(кол-во часов)
| Формы контроля
|
|
| ОДО
| ОДО
| ОДО
| 1.
| Общая характеристика эндокринной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Функциональная связь между нервной и эндокринной системой. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| Доклад
| 2.
| Классификация гормонов и БАВ по химической структуре. Общие свойства гормонов. Функциональная классификация гормонов. Виды взаимодействия гормонов.
| 2
| 2
| Презентация
| 3.
| Эпифиз. Патология эндокринной функции.
| 3
| 3
| реферат
| 4.
| Гормоны щитовидной и околощитовидной желез. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| Доклад, презентация
| 5.
| Гормоны островков Лангерганса. Надпочечные железы. Патология эндокринной функции.
| 3
| 3
| реферат
| 6.
| Половые железы. Гормоны энтериновой системы. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| презентация
| 7.
| Тимус. Физиологические эффекты гормонов тимуса. Регуляция функций тимуса.
| 2
| 2
| Реферат; презентация
| 8.
| Стадии стресса (по Г.Селье). Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию. Схема участия эндокринной системы в компенсаторных реакциях при стрессе.
| 2
| 2
| Презентация
| 9
| Стресс-реализующая система. Стресс-лимитирующие системы.
| 3
| 3
| презентация
|
| Итого (часов, баллов)
| 24
| 24
| 100
|
Таблица 1.
| Наименование темы
| Лекции
(кол-во часов)
| Индивидуальная и самостоятельная работа студента
(кол-во часов)
| Итого
часов по теме
| Итого количество баллов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| Модуль 1
|
|
|
|
| 1.1
| Общая характеристика эндокринной регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Функциональная связь между нервной и эндокринной системой. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| 6
| 0 - 5
| 1.2
| Классификация гормонов и БАВ по химической структуре. Общие свойства гормонов. Функциональная классификация гормонов. Виды взаимодействия гормонов.
| 2
| 2
| 4
| 0 - 10
| 1.3
| Эпифиз. Патология эндокринной функции.
| 3
| 3
| 6
| 0 - 10
|
| Всего
| 8
| 8
| 16
| 0 - 25
|
| Модуль 2
|
|
|
|
| 2.1
| Гормоны щитовидной и околощитовидной желез. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| 6
| 0 - 15
| 2.2
| Гормоны островков Лангерганса. Надпочечные железы. Патология эндокринной функции.
| 3
| 3
| 6
| 0 - 10
| 2.3
| Половые железы. Гормоны энтериновой системы. Патология эндокринной функции
| 3
| 3
| 6
| 0 - 10
|
| Всего
| 9
| 9
| 18
| 0 - 35
|
| Модуль 3
|
|
|
|
| 3.1
| Тимус. Физиологические эффекты гормонов тимуса. Регуляция функций тимуса
| 2
| 2
| 4
| 0 – 20
| 3.2
| Стадии стресса (по Г.Селье). Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию. Схема участия эндокринной системы в компенсаторных реакциях при стрессе.
| 2
| 2
| 4
| 0 – 10
| 3.3
| Стресс-реализующая система. Стресс-лимитирующие системы.
| 3
| 3
| 6
| 0 - 10
|
| Всего
| 7
| 7
| 14
| 0 - 40
|
| Итого (часов, баллов)
| 24
| 24
| 48
| 0-100
| |