Скачать 345.25 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л. М. Волосникова «_____»________________ 2013 г. ЧАСТНАЯ ТЕРИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 – « Биология», специализация «Зоология», форма обучения - очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Гашев С.Н./ « 27 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 « 29 » августа 2013 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ « 29 » августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол № 2 от 31 октября 2013 года Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./ « 31 » октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии __________/Киприна Н.И / « 31 » октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав.методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И.Ю. / «__» _________________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ Кафедра зоологии и эволюционной экологии животныхГашев С.Н. ЧАСТНАЯ ТЕРИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 « Биология», специализация «Зоология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 С.Н.Гашев. Частная териология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация – «Зоология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Частная териология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2013. © Гашев С.Н., 2013.
Целью дисциплины БСП «Частная териология» является получение базовых знаний по биологии и экологии различных систематических групп класса Млекопитающие. В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: изучить вопросы происхождения и эволюции млекопитающих; рассмотреть видовой состав различных систематических групп класса Млекопитающие; познакомиться с диагностическими признаками различных систематических групп млекопитающих; усвоить значимость рассмотрения териофауны с точки зрения изучения и охраны видового разнообразия животных; выявить антропогенное влияние на природные популяции млекопитающих. Учебно-методический комплекс «Частная териология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина (модуль) «Частная териология» относится к циклу специальных дисциплин. Большой спецюпрактикум. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: зоологией позвоночных, биологией размножения и развития; физиологией человека и животных. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии позвоночных, биологии размножения и развития, физиологии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных животных, физиологии человека и животных. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 8. Форма аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в т.ч. 42 часа лабораторных занятий и 30 часов самостоятельной работы студентов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1. Основы териологии.
Определение териологии как науки, ее цель и задачи. Связь териологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Значение охраны и изучения видового разнообразия животных. История взаимоотношений человека с млекопитающими. История классификации млекопитающих. Достижения Аристотеля, Линнея, Рэя, Гексли, Симашко и других исследователей. Количество видов в основных систематических таксонах териофауны. Устный опрос Обсуждаемые темы: Связь териологии с другими научными дисциплинами. Значение изучения териологии для решения проблем человечества. 2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих. Общая характеристика класса млекопитающих. Основные черты организации. Организм млекопитающих: анатомо-морфологическое строение зверей различных систематических групп (покровы, скелет, мышечная система, системы внутренних органов), водно-солевой обмен, газообмен и дыхание, теплообмен и терморегуляция. Вскрытие млекопитающего Объекты исследования: свежеумерщвленные мелкие млекопитающие. Оборудование: ванночка, пинцет анатомический, ножницы хирургические, скальпель, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки - 2-3. Для проведения вскрытия можно использовать следующую литературу: Гуртовой Н.Н., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. М.: Высшая школа. 1992. - 414 с. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных. М.: Изд-во Аспект Пресс. 2005. – 304 с. 3.Экология млекопитающих. Многообразие жизненных форм. Сезонная и суточная цикличность животных. Демография: половая и возрастная структура популяций. Половой диморфизм. Яйцекладущие и живородящие виды. Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве. Рост, продолжительность жизни. Репродуктивная тактика. Питание и трофическая экология. Методы изучения питания. Специфика: экология, этология пищевых отношений. Популяционная экология. Структура и динамика популяций. Пространственная и временная модели активности. Территориальность и агрессивность. Локомоция и экология поведения. Коммуникация и социальное поведение. Конкуренция, ее виды. Методы изучения конкуренции. Пути ослабления конкурентных отношений. Эволюция и значение конкуренции. Непрямые межвидовые взаимодействия. Тактика избегания паразитов и хищников. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Практическое значение, их использование и охрана. Устный опрос. Обсуждаемые темы: 1. Экологические группы млекопитающих. 2. Репродуктивные особенности млекопитающих. 3. Место и роль млекопитающих в экосистемах. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Сорокина Н.В. Экология млекопитающих. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.- 166 с. Интерактивные формы обучения: компьютерная игра «Хищник - жертва». Модуль 2. Систематика класса Млекопитающих. 4. История становления класса и основные теории происхождения. История становления класса млекопитающих (зверозубые ящеры, примитивные млекопитающие), филогенетическое древо млекопитающих. Основные теории происхождения. Практическое занятие «Определение млекопитающих по черепам и чучельному материалу». Материалы и оборудование: Черепа и чучельный материал млекопитающих из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: лупы, бинокуляры. Для проведения определения можно использовать следующую литературу: Павлинов И.Я., Крускоп С.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. М.: Изд-во КМК. 2002. 298 с. 5.Характеристика основных систематических групп млекопитающих. Отряд Однопроходные (Monotremata). Особенности систематики и образа жизни. Отряд Сумчатые (Marsupialia). Основные черты биологии опоссумов, хищных сумчатых, бандикутов, кенгуру. Отряд Насекомоядные (Insectivora). Особенности образа жизни ежей, кротов, тенреков, щелезубов, землероек, прыгунчиков. Систематические особенности отряда Кагуанов (Dermoptera). Характеристика отряда Рукокрылых (Chiroptera). Особенности строения в связи с приспособлением к полету. Таксономические особенности и распространение отряда Приматов (Primates). Подотряд низших приматов (особенности биологии тупай, лемуров, индри, руконожек, лори, долгопятов). Подотряд Высших приматов. Особенности образа жизни капуцинов, мармозеток, мартышек, человекообразных обезьян. Характеристика отрядов Неполнозубых (Edentata) и Ящеров (Pholidota). Образ жизни и морфологические особенности семейств пищуховых и зайцевых отряда Зайцеобразных (Lagomorpha). Таксономические особенности отряда Грызунов (Rodentia). Биология семейств беличьих, летяговых, гоферов, прыгунчиков, бобровых. Основные черты строения семейств шипохвостовых, долгоноговых, хомяковых, слепышовых, бамбуковых крыс, мышиных, соневых, селевиний, мышовок, тушканчиковых, дикобразовых отряда грызунов. Особенности строения, физиологии, распространения млекопитающих, приспособленных к постоянной жизни в воде на примере отрядов Китообразных (Cetacea), Ластоногих (Pinnipedida) и Сирен (Sirenia). Таксономические особенности отряда Хищных (Carnivora). Особенности строения животных в связи с типом питания. Биология и систематика семейств волчьих, медвежьих, енотовых, куньих, виверовых, гиеновых, кошачьих. Распространение и видовое разнообразие отрядов Трубкозубые (Tubulidentata), Хоботные (Proboscidea), Даманы (Hyracoidea). Особенности биологии образа жизни отряда Парнокопытные (Artiodactyla). Видовое разнообразие представителей семейств свиных, пекаривых, бегемотовых. Многообразие и распространение Жвачных (Ruminantia). Приспособление представителей отряда Мозоленогих (Tylopoda) к обитанию в степях и пустынях. Практическое значение представителей отряда. Распространение и систематика внутри отряда Непарнокопытные (Perissodactyla). Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ». Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Млекопитающие»). Интерактивные формы обучения: круглый стол «Систематические признаки отрядов класса Млекопитающие». Модуль 3. Териофауна Тюменской области. 6.Териофауна Тюменской области. Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Флуктуации численности животных. Охотничье-промысловые животные как индикатор состояния природной среды. Устный опрос Обсуждаемые темы: 1.Видовой состав современной фауны млекопитающих Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. 2. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Гашев С.Н. Зоогеография и история фаун. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 256 с. Бобринский Н.А. География животных. М.:Учпедгиз, 1951. – 384 с. Машкин В.И. Зоогеография. М.: Академический проект, 2006. – 384 с. 7. Проблемы изучения и охраны млекопитающих. Методы и проблемы изучения экологии млекопитающих. Хозяйственное значение млекопитающих в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность, распространение и образ жизни отдельных видов млекопитающих. Проблемы оптимизации использования популяций млекопитающих. Доместикация. Охрана редких и исчезающих видов млекопитающих, реконструкция и реабилитация популяций редких видов. Виды млекопитающих Тюменской области, занесенные в Красную Книгу. Устный опрос. Обсуждаемые темы: 1. Методы изучения млекопитающих. 2. Охрана и изучение видового разнообразя млекопитающих. 3. Значение млекопитающих в жизни человека. 4.История взаимоотношений человека и млекопитающих. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана. Тюмень, Вектор-Бук, 1996. - 238 с.
Модуль 1. Основы териологии. 2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации млекопитающих. Контрольная работа
3. Экология млекопитающих. Темы рефератов:
Модуль 2. Систематика класса Млекопитающие. 4. История становления класса и основные теории происхождения. Темы компьютерных презентаций: 1.Характеристика древних млекопитающих. 2. Характеристика климата и фауны Земли в период становления класса Млекопитающие. 5. Характеристика основных систематических групп млекопитающих. Контрольная работа
Дидактические задания (тест)
7. Отряд китообразные включает в себя около … видов.
8. Семейства собачьи, медвежьи, еноты, куньи, кошачьи и ряд других относятся к отряду …
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | П. А. Иконников устойчивость растений Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... |