П. А. Иконников устойчивость растений





Скачать 201.83 Kb.
НазваниеП. А. Иконников устойчивость растений
Дата публикации26.10.2014
Размер201.83 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ

КАФЕДРА БОТАНИКИ, БИОТЕХНОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

П.А. Иконников
УСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология» бакалавр.

Тюмень

2013

П.А. Иконников. Устойчивость растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 «Биология». Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 18с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов направления 020200.62 Биология. Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы лабораторных занятий, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

© Тюменский государственный университет, 2013

© П.А. Иконников, 2013

  1. Пояснительная записка

Спецкурс «Устойчивость растений» предназначен для студентов 4-го курса направления 020200.62 «Биология» ОДО, обучающихся по специализации «Биотехнология». Базируется на знаниях, полученных студентами при изучении ботаники, физиологии растений, экологии растений с основами фитоценологии. Знания, умения и навыки, полученные при изучении данного курса, пригодятся при написании дипломных работ.

Цель преподавания дисциплины – рассмотреть стратегические принципы и природу адаптивных реакций к стрессовым ситуациям, а также специфическое влияние стрессоров на ход физиолого-биохимических процессов у растений в экстремальных условиях.

Основная задача – выработка у студентов основных представлений о закономерностях адаптационных процессов и интродукции зеленых растений, изучение перспективы успешной адаптации и интродукции растений в конкретных регионах

Данная дисциплина специализации читается на дневном отделении в 8 семестре, форма отчетности - зачет.

Общая трудоемкость дисциплины 66 ч., из них 36 ч. лекций, 30 ч. самостоятельной работы.


  1. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1

Тематический план



Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Самостоятельная работа студента

(кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого кол-во баллов




Модуль 1













1.

Введение. Основные понятия и термины. Специфика живого организма. Методы исследований по адаптации и интродукции растений.

4

2

6

0-10

2.

Устойчивость как приспособительная реакция растений к экстремальным условиям существования . Общие принципы адаптации растений к стрессовым ситуациям. Устойчивость и надежность растительных организмов

6

4

10

0-10

3.

Температурная устойчивость растений. Жаростойкость. Холодостойкость. Морозостойкость. Зимостойкость. Заморозкоустойчивость растений.

2

2

4

0-10




Всего

12

8

20

0-30




Модуль 2













1.

Отношение растений к влаге. Действие избытка воды и недостаточного увлажнения. Засухоустойчивость.

6

4

10

0-10

2.

Солеустойчивость растений и устойчивость их к тяжелым металлам.

4

6

10

0-10

3.

Газоустойчивость и устойчивость растений к основным видам промышленных загрязнений

2

2

4

0-15




Всего

12

12

24

0-35




Модуль 3













1.

Радиоустойчивость. Устойчивость к УФ - ионизирующим излучениям.

2

2

4

0-10

2.

Физиолого-биохимические основы устойчивости растений к заболеваниям.

4

4

8

0-10

3.

Проблемы адаптации, акклиматизации и интродукции растений в экстремальных условиях и конкретных регионах (Тюмень, Тюменская область).

6

4

10

0-15




Всего

12

10

22

0-35




Итого (часов, баллов)

36

30

66

0-100


Таблица 2
Формы текущего контроля


п. № темы


Формы текущего контроля


Итого

кол-во

баллов

выполнение лаб.работ

опрос

контр.

работа

защита лаб. работ

реферат

презентация, доклад




Модуль 1

1.

0-5










0-4

0-1

0-10

2.

0-5







0-5







0-10

3.




0-5

0-5










0-10

Всего

0-10

0-5

0-5

0-5

0-4

0-1

0-30

Модуль 2

1.

0-5










0-4

0-1

0-10

2.




0-5

0-5










0-10

3.




0-5

0-5

0-5







0-15

Всего

0-5

0-10

0-10

0-5

0-4

0-1

0-35

Модуль 3

1.

0-5










0-4

0-1

0-10

2.




0-5

0-5










0-10

3.




0-5

0-5

0-5







0-15

Всего

0-5

0-10

0-10

0-5

0-4

0-1

0-35

Итого

0-20

0-25

0-25

0-15

0-12

0-3

0-100


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов ОДО




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1

Введение. Основные понятия и термины. Специфика живого организма. Методы исследований по адаптации и интродукции растений.

Работа с литературой.

Подготовка реферата, презентации Оформление и подготовка к защите лабораторных работ

1-2

2

0-10

2

Устойчивость как приспособительная реакция растений к экстремальным условиям существования . Общие принципы адаптации растений к стрессовым ситуациям. Устойчивость и надежность растительных организмов

Работа с литературой.

Оформление и подготовка к защите лабораторных работ

Защита лабораторных работ

3-4

4

0-10

3

Температурная устойчивость растений. Жаростойкость. Холодостойкость. Морозостойкость. Зимостойкость. Заморозкоустойчивость растений.

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе.




5-6

2

0-10




Всего по модулю 1:

8

0-30

Модуль 2

1

Отношение растений к влаге. Действие избытка воды и недостаточного увлажнения. Засухоустойчивость.

Работа с литературой.

Подготовка реферата, презентации Оформление и подготовка к защите лабораторных работ

7-11

4

0-10

2

Солеустойчивость растений и устойчивость их к тяжелым металлам.

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе.







6

0-10

3

Газоустойчивость и устойчивость растений к основным видам промышленных загрязнений

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе.

Защита лабораторных работ




2

0-15




Всего по модулю 2:

12

0-35

Модуль 3

1

Радиоустойчивость. Устойчивость к УФ - ионизирующим излучениям.

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе

Подготовка реферата, презентации.

12-17

2

0-10

2

Физиолого-биохимические основы устойчивости растений к заболеваниям.

Работа с литературой.

Подготовка реферата, презентации Оформление и подготовка к защите лабораторных работ




4

0-10

3

Проблемы адаптации, акклиматизации и интродукции растений в экстремальных условиях и конкретных регионах (Тюмень, Тюменская область).

Работа с литературой. Подготовка к контрольной работе.

Защита лабораторных работ




4

0-15




Всего по модулю 3:

10

0-35




ИТОГО за семестр:

30

0-100

3. Содержание дисциплины
Тема 1.1. Введение. Основные понятия и термины. Специфика живого организма. Методы исследований по адаптации и интродукции растений.

Специфика живого организма: а) репродукция (способность к самовоспроизведению); б) обмен веществ, энергии и информации (полуоткрытая система); в) саморегуляция и адаптация – как наиболее характерные признаки живых систем.

История развития учения об адаптации и географические источники для интродукции. Исторический аспект развития представлений об интродукции и акклиматизации растений. Акклиматизация как первый этап интродукции растений. Интродукция растений, интродуценты, реинтродукция и акклиматизация, натурализация. Задачи интродукции. Источники интродукции и географические ареалы растений (Вавилов Н.И.).

Тема 1.2. Устойчивость как приспособительная реакция растений к экстремальным условиям существования. Общие принципы адаптации растений к стрессовым ситуациям. Устойчивость и надежность растительных организмов.

Устойчивость дикорастущих и культурных растений. Растения и насекомые. Эволюция и взаимодействие растение - паразит. Коэволюция как процесс, не связанный с передачей наследственной информации параллельно эволюционирующих видов. Экологические проблемы защиты растений. Устойчивость, биологическая и агрономическая.

Биоритмы – интегральный показатель адаптации растений к изменяющимся геофизическим параметрам, а также важный критерий общего функционального состояния организма. Ритмы экзогенные и эндогенные. Биологические часы. Фотопериодизм.

Пути и основные задачи познания адаптационного процесса растений. Система защиты от абио- и биотических факторов. Гомеостаз и гомеорезис. Надежность растительных организмов. Общие принципы адаптации к стрессовым ситуациям. Стресс у растений. Стрессоры и фазы стресса (изменение экспрессии генов и включение синтеза стрессовых, мембранных, структурных белков; перестройки мембранных систем и физиологических процессов; синтез протекторных соединений и др.). Замедление обмена веществ как характерная стрессовая реакция растений.

Механизмы адаптации на клеточном, организменном, популяционном уровнях. Каскадность первичных неспецифичных стрессовых реакций адаптационного синдрома (деполяризация, увеличение проницаемости мембран, перенос Са, снижение рН, поглощение О2, возрастание гидролиза, синтез стресс-белков, усиление Н+-помпы, возрастание АБК, этилена.

Первичная рецепция стрессоров, принцип работы вторичных мессенджеров и обеспечение специфического действия стрессоров на уровне генома. Изменение экспрессии генов, включение синтеза стрессовых (шоковых) мембранных и структурных белков, накопление пролина и низкомолекулярных углеводов. Синтез протекторных соединений, перестройка внутри- и меж-клеточных систем регуляции. Ведущая роль фитогормонов при стрессе у растений.

Отбор – основная форма генетической устойчивости популяции на уровне организма. Принцип поглощения механизмов адаптации на различных уровнях организации живых систем. Мембранная и метаболическая устойчивость к пониженным температурам и единая биоэнергетическая концепция устойчивости растений (С.В. Климов). Генно-инженерные подходы к решению проблемы устойчивости растений.

Тема 1.3. Температурная устойчивость растений. Жаростойкость. Холодостойкость. Морозостойкость. Зимостойкость. Заморозко-устойчивость растений.

Действие высоких температур. Жароустойчивость растений и устойчивость к перегреву. Температурные пределы жизнедеятельности растений. Жаростойкость и внутренние нарушения при высокой температуре. Методы изучения жаростойкости. Группы растений, различающиеся по устойчивости к обезвоживанию и жаростойкости. Пути ее повышения в практике земледелия.

Холодостойкость растений. Влияние положительных низких температур. Причины гибели растений при понижении температуры. Роль нарушения энергетического баланса. Выработка холодостойкости у растений. Закаливание. Практические приемы повышения устойчивости растений к холоду.

Морозостойкость и зимостойкость у растений. Причины гибели растений при образовании внутриклеточного и межклеточного льда. Роль закаливания цитоплазмы древесных и травянистых растений. Фазы закаливания, физиологическая природа процесса. Роль целостности растений и фотопериода.

Вымокание, выпревание, выпирание озимых растений. Зимостойкость растений в связи с ходом их развития онтогенеза. Влияние условий существования на зимостойкость растений (состояние почвы, агротехника, условия питания). Работы И.И. Туманова. Общая схема компонентов термоустойчивости по Левитту. Заморозкоустойчивость растений.

Тема 2.1. Отношение растений к влаге. Действие избытка воды и недостаточного увлажнения. Засухоустойчивость.

Влияние избыточного увлажнения на растения. Действие затопления. Образование токсических соединений и усиление деятельности патогенных микроорганизмов при затоплении. Органические поражения при анаэробиозе. Пути приспособления к недостатку О2. Поддержание высокого уровня концентрации кислорода. Адаптивные морфологические и метаболические изменения. Пути повышения устойчивости к недостатку О2 (гипоксия) и отсутствию О2 (аноксия).

Засухоустойчивость. Засуха и типы засух (почвенная и атмосферная). Зоны недостаточного увлажнения. Физиологические процессы при засухе.. Водный дефицит и остаточный водный дефицит. Критические периоды к недостатку влаги. Ведущие причины снижения уровня урожая при засухе. Типы и группы ксерофитных растений (эуксерофиты, гемиксерофиты, пойкилоксерофиты, суккуленты). Ксероморфная структура. Методы и пути повышения засухоустойчивости культурных растений.

Тема 2.2. Солеустойчивость растений и устойчивость их к тяжелым металлам.

Засоленность почв. Типы засоления. Основные площади засоления. Сезонные колебания засоленности почв. Шкала токсичности солей. Вторичный характер приспособленности высших растений к засолению. Два основных взгляда на механизм отрицательного действия солей: осмо- и токсико-устойчивость. Патологическое действие солей на обмен веществ. Специфическое влияние на ход физиологических процессов различных видов засоления (хлоридного, сульфатного, садового). Галосуккулентность и галоксерофитность. Биохимическая устойчивость растений к засолению. Токсические и защитные вещества. Схема их выработки и соотношение. Стабилизация обмена при повышении уровня защитных веществ и усиление адаптивных качеств. Определение агрономической и биологической устойчивости растений. Типы галофитных растений (соленакапливаюшие, солевыделяющие, соленепроницаемые и солелокализующие). Пути повышения солеустойчивости культурных растений.

Влияние тяжелых металлов не физиологические процессы растений. Особенности загрязнения почв тяжелыми металлами и степень их токсичности. Механизмы устойчивости растений к тяжелым металлам.
Тема 2.3. Газоустойчивость растений и устойчивость к основным видам промышленных загрязнений.

Угроза экологического кризиса на земле. Главный путь снижения загрязненности - технологический - ввиду исчерпания рекреационных возможностей биосферы (Красинский, 1950).

Виды летучих загрязнений (эксгалаты). Токсичность. Лос-Анджелесский и Лондонский типы смога. Оценка уровня газовой загрязненности различных территорий России, Тюменской области и Тюмени.

Химический состав токсикантов. Виды летучих загрязнений и вызываемые ими физиологические и структурные нарушения. Степень угнетения растений. Действие на фитоценозы. Кислотные дожди.

Растения – биоиндикаторы загрязнений. Газочувствительность, газоустойчивость, формирование устойчивости к газам, регуляция поступления токсикантов, роль поддержания ионного баланса и буферности. Способность к детоксикации. Способы повышения газоустойчивости.

Тема 3.1. Радиоустойчивость. Устойчивость к УФ - ионизирующим излучениям.

Типы и дозиметрия ионизирующих излучений. Единицы измерения радиоактивности. Активность, мощность, доза, эквивалентная доза поглощения и др. Прямое и косвенное влияние радиации на живые организмы. Кислородный эффект поражения. Теория мишеней и попаданий, вероятностная теория действия радиации. Последующие изменения в растениях и фитоценозах при облучении. Шкала отрицательного действия различных доз излучения на растительные клетки, ткани, органы, целостные растения и фитоценозы. Дозы поражения, критические ткани. Воздействие облучения на митотический цикл. Изменение радиоустойчивости в онто- и филогенезе.

Сортовая и географическая устойчивость растений к действию излучения. Молекулярные клеточные радиопротекторы – организменные системы репарации. Ингибирующие и стимулирующие дозы радиации. Использование радиации в практике (торможение ростовых процессов и продление покоя, мутагенный эффект, предпосевная стиммуляция гамма-облучением).

Устойчивость растений к УФ излучениям. Влияние УФ-В- радиации на физиологию и молекулярные процессы. Механизмы устойчивости к УФ радиации у растений.

Тема 3.2. Физиолого-биохимические основы устойчивости растений к заболеваниям.

Устойчивость как норма реагирования растительного организма на инфекцию. Видовая и специфическая устойчивость.

Болезни растений и принципы их классификации. Неинфекционные болезни. Паразитизм и паразитарные болезни. Вирусные, вироидные и микоплазменные болезни растений. Болезни, вызываемые цветковыми растениями паразитами и полупаразитами. Иммунитет растений к инфекционным болезням. Основные понятия. Категории иммунитета растений. Реакция сверхчувствительности. Системы сигнализации, передача сигнала о патогене.

Пути повышения устойчивости растений к инфекционным и неинфекционным заболеваниям. Селекция растений на иммунитет к болезням.

Тема 3.3. Проблемы адаптации, акклиматизации и интродукции растений в экстремальных условиях и конкретных регионах (Тюмень, Тюменская область).

Задачи и перспективы изучения проблем адаптации и интродукции. Смещение эволюции растительных сообществ в сторону синатропизации растительных сообществ как результат адаптационных процессов. Использование трансгенных растений для решения проблем адаптации и интродукции растений. Проблемы адаптации, акклиматизации и интродукции растений в экстремальных условиях и конкретных регионах (Тюмень и Тюменская область). Адаптация растений и решение задач восстановления нарушенных экосистем. Задачи и перспективы изучения проблем адаптации и интродукции растений.

4. Темы лабораторных занятий

1. Методика постановки водных культур растений.

2. Разработка методики выращивания вегетационных, почвенных и песчаных культур в связи с изучением устойчивости растений.

3. Постановка опытов по засухоустойчивочти, солеустойчивости, холодостойкости, газоустойчивости и других видов устойчивости растений.

При выполнении лабораторных работ используются вегетационные сосуды, чашки Петри, фильтровальная бумага, песок, почва, различная химическая посуда, семена культурных растений, живые растения.
5. Темы рефератов

  1. Температурная устойчивость растений.

  2. Отношение растений к влаге. Влияние недостаточного увлажнения на рост и развитие растение.

  3. Влияние избыточного увлажнения и недостатка кислорода на рост и развитие растений.

  4. Газоустойчивость и устойчивость растений к основным видам промышленных загрязнений.

  5. Ионизирующая радиация и устойчивость растений.

  6. Активные формы кислорода и окислительный стресс.

  7. Адаптация растений к засолению

  8. Тяжелые металлы и устойчивость к ним у растений.

  9. Иммунитет растений и физиолого-биохимические основы устойчивости к заболеваниям.

  10. Иммунитет растений и физиолого-биохимические основы устойчивости к заболеваниям.

  11. Биотехнология и трансгенные растения – перспективное направление для решения задач адаптации и интродукции.


6. Контрольные вопросы для подготовки к зачету

  1. Специфика живого организма – репродукция; обмен веществ и энергии; саморегуляция и адаптация.

  2. История развития учения об адаптогенезе и географические источники интродукции.

  3. Адаптация – результат конкретного эволюционно-исторического процесса – адаптогенеза. Общие и частные адаптации.

  4. Адаптация как энергозависимый процесс.

  5. Акклиматизация как первый этап интродукции растений.

  6. Интродукция растений, интродуценты, реинтродукция, натурализация.

  7. Задачи интродукции. Источники интродукции, географические ареалы растений.

  8. Синантропизация растительных сообществ как результат адаптационных процессов.

  9. Общие принципы адаптации к экологическим стрессовым ситуациям.

  10. Понятие стресса применительно к растениям.

  11. Температурная устойчивость растений.

  12. Отношение растений к влаге. Влияние недостаточного увлажнения на рост и развитие растение.

  13. Влияние избыточного увлажнения и недостатка кислорода на рост и развитие растений.

  14. Газоустойчивость и устойчивость растений к основным видам промышленных загрязнений.

  15. Адаптация растений к засухе.

  16. Ионизирующая радиация и устойчивость растений.

  17. Активные формы кислорода и окислительный стресс.

  18. Адаптация растений к засолению

  19. Тяжелые металлы и устойчивость к ним у растений.

  20. Иммунитет растений и физиолого-биохимические основы устойчивости к заболеваниям.

  21. Растения – биоиндикаторы основных видов загрязнений.

  22. Успехи интродукции и акклиматизации растений в России.

  23. Адаптация растений и решение задач восстановления нарушенных экосистем.

  24. Биотехнология и трансгенные растения – перспективное направление для решения задач адаптации и интродукции.

  25. Задачи и перспективы изучения проблем адаптации и интродукции растений.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Минкевич, И. И., Дорофеева Т. Б., Ковязин В. Ф. Фитопатология. Болезни древесных и кустарниковых пород. СПб.: «Лань», 2011 – 160 с.

  2. Защита растений от вредителей. СПб.: Лань, 2012.- 528 с.

Дополнительная:

  1. Общая экология : учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки бакалавр, магистр "Биология", биолог. спец. и по спец. "Биоэкология" напр. "Экология и природопользование" / А. К. Бродский. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 256 с.

  2. Практикум по росту и устойчивости растений. С.-П. 2001.-212 с.

  3. Физиология растений. \Под ред. И.П. Ермакова. М.: «Академия», 2007.-640 с.

  4. Боме, Н.А. и др. Устойчивость культурных растений к неблагоприятным факторам среды. Тюм.ГУ, 2007.-192 с.

  5. Экология растений: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология"/ Н. А. Березина, Н. Б. Афанасьева. - Москва: Академия, 2009. - 400 с.

  6. Кузнецов, В.В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 2005. – 736 с.

  7. Мокроносов, А.Т. Фотосинтез. Физиолого-экологические и биохимические аспекты. М.: Академия, 2006. 448 с.

  8. Физиологические основы устойчивости растений: учеб. пособие/ Т. В. Чиркова; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2002. - 244 с.

  9. Коровин С.Е., Кузьмин З.Е. К вопросу о понятиях и терминологии в интродкуции растений // Бюллетень главного ботанического сада. Вып. 175. 19998. С. 3-11

  10. Плотникова Л.С., Роль интродукции в обогащении дендрофлоры флористических районов России //Бюллетень главного ботанического сада. Вып. 177, 1999. С. 12-16

  11. Итоги интродукции и селекции травянистых растений на Урале/ ред. Г. П. Федосеева. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. - 324 с.

  12. Соколов М.С., Марченко А.И. Потенциальный риск возделывания трансгенных растений и потребления их урожая// Сельскохозяйственная биология. Сер. Биология растений. №5, 2002. С. 3-22.

  13. Интродукция растений в Сибири/ К. А. Соболевская. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. с. 164-182.

  14. Лапин П.И. Двадцать лет деятельности совета ботанических садов //успехи интродкуции растений. М.: Наука, 1973. 27 с.

  15. Журналы: Физиология растений [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.rusplant.ru/


7.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по спецкурсу проводятся в специализированной аудитории. Для наглядности применяются таблицы, схемы, слайды, видеофильмы. При постановке лабораторных экспериментов используются вегетационные сосуды, чашки Петри, фильтровальная бумага, песок, почва, различная химическая посуда, семена культурных растений, живые растения. Лаборатория оснащена термостатами, весами и другим необходимым оборудованием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. А. Иконников устойчивость растений iconУрок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния...
П. А. Иконников устойчивость растений iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений
П. А. Иконников устойчивость растений iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
П. А. Иконников устойчивость растений iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
П. А. Иконников устойчивость растений iconРабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Здания, сооружения...
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: математика; физика; химия;...
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
П. А. Иконников устойчивость растений iconКонспект урока по теме: Класс Однодольные. Семейство Лилейные
Однодольные; признаки растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; уметь определять по...
П. А. Иконников устойчивость растений icon«Перпендикуляр к прямой. Высоты, медианы и биссектрисы треугольника»
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...
П. А. Иконников устойчивость растений iconТеоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических...
Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений...
П. А. Иконников устойчивость растений iconТема Принципы классифи­кации цветковых растений
Сформировать у учащихся представление о классификации растений, о таксономических единицах; сформировать умение распознавать растения...
П. А. Иконников устойчивость растений iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02....
Ботаника – наука о строении и жизни растений и их со­обществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Мно­гообразие форм растений....
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Царства органического мира и место растений в нем. Начало изучения царства растений. Наука о растениях ботаника. Общие сведения о...
П. А. Иконников устойчивость растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск