Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»





Скачать 402.22 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер402.22 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л. М. Волосникова

«_____»________________ 2013 г.
СИСТЕМАТИКА ПТИЦ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология», специализация – «Зоология», форма обучения - очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Лупинос М.Ю./

« 27 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол № 1 « 29 » августа 2013 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 18 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

« 29 » августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института биологии. Протокол № 2 от 31 октября 2013 года

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./

« 31 » октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии __________/Киприна Н.И /

« 31 » октября 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав.методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И.Ю. /

«__» _________________2013 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных



Лупинос М.Ю.


СИСТЕМАТИКА ПТИЦ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация – «Зоология», форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2013

М.Ю.Лупинос. Систематика птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», специализация - «Зоология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 18 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Систематика птиц [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Лупинос М.Ю, 2013.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины.


Целью дисциплины «Систематика птиц» является получение базовых знаний по систематике, морфологии, анатомии, экологии и происхождении птиц.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи:

1) изучить вопросы систематики класса Птицы и рассмотреть видовой состав различных систематических групп птиц;

2) рассмотреть вопросы морфологии, анатомии и экологии птиц;

3) изучить вопросы происхождения и эволюции птиц;

4) показать значимость рассмотрения птиц с точки зрения охраны видового разнообразия животных.

Учебно-методический комплекс «Систематика птиц» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.



    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Систематика птиц» относится к циклу ДС. Дисциплины специализации. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с ОПД.Ф. Общепрофессиональными дисциплинами: зоологией, физиологией человека и животных, экологией и рациональным природопользованием и теорией эволюции.

Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии позвоночных, биологии размножения и развития, физиологии животных, умение работать с определителями, владение компьютерными программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных животных, физиологии человека и животных, теорией эволюции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: отличительные черты различных систематических групп класса птиц.

  • Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по систематике птиц, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию систематики птиц, ведению дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 7. Форма промежуточной аттестации - зачет.

Дисциплина «Систематика птиц» предназначена для студентов 4 курса (7 семестр) очного отделения, обучающихся по направлению Биология. Дисциплина рассчитана на 49 часов, в т.ч. – 24 часа лекций и 25 часов самостоятельной работы студентов.

Курс «Систематика птиц» входит в число фундаментальных дисциплин биологического образования.



  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Интерактивные

формы в часах

Итого

количество баллов

Лекции

Самостоятельная работа

Модуль 1.

1.

Систематика птиц – как раздел биологии.

1

1

1

2




0-5

2.

Вид, единство и многообразие вида.

2-3

2

2

4




0-10

3.

Таксономические категории и некоторые правила номенклатуры

4-5

2

2

4




0-5

4.

Некоторые морфологические признаки, используемые в систематике.

6

2

3

5




0-10




Всего

6

7

8

15




0-30

Модуль 2.

5.

Происхождение и эволюция класса птиц.

7-8

2

2

4




0-10

6.

История становления системы класса птиц. Современные системы.

9-10

2

4

6




0-10

7.

Состав птиц фауны России и прилегающих территорий.

11-12

4

4

8




0-15

8.

Морфологические и биологические особенности различных систематических групп птиц.

13-14

4

3

7

6

0-15




Всего

8

12

13

25

6

0-50

Модуль 3.

9.

Общая таксономическая характеристика и ареалы птиц, распространенных за пределами РФ.

15-16

3

2

5




0-10

10

Орнитофауна Тюменской области.

17-18

2

2

4

4

0-10




Всего

4

5

4

9

4

0-20

Итого (часов):

18

24

25

49

10

0-100

Из них в интерактивной форме




10







10





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

опрос по теме

работа в музее

заполнение таблицы

круглый стол

контрольная работа

реферат

глоссарий

эссе

программы компьютерного тестирования

компьютерная игра

презентации

Модуль 1

1.
















0-5
















0-5

2.

0-5




0-5

























0-10

3.



















0-5













0-5

4.




0-10




























0-10

Всего

0-5

0-10

0-5







0-5

0-5













0-30

Модуль 2

5.



















0-10













0-10

6.
















0-10
















0-10

7.




0-5







0-5







0-5










0-15

8.










0-5













0-5




0-5

0-15

Всего




0-5




0-5

0-5

0-10

0-10

0-5

0-5




0-5

0-50

Модуль 3

9.
















0-10
















0-10

10.










0-3
















0-2

0-5

0-10

Всего










0-3




0-10










0-2

0-5

0-20

Итого

0-5

0-15

0-5

0-8

0-5

0-25

0-15

0-5

0-5

0-2

0-10

0-100


Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

Дополнительные

Модуль 1.

1.

Систематика птиц – как раздел биологии.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Чтение дополнительной литературы.

1

1

0-5

2.

Вид, единство и многообразие вида.

Подготовка и заполнение обобщающей таблицы.

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Конспектирование дополнительной литературы.


2-3

2

0-10

3.

Таксономические категории и некоторые правила номенклатуры

Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий).

Подготовка к составлению карт-схем

Работа со словарями и справочниками.

4-5

2

0-5

4.

Некоторые морфологические признаки, используемые в систематике.

Подготовка к работе с определителями птиц и проведению морфометрического анализа.

Чтение дополнительной литературы.

Работа с определителями.

6

3

0-10




Всего по модулю 1:

6

8

0-30

Модуль 2.

5.

Происхождение и эволюция класса птиц.

Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий).

Подготовка к составлению блок-схем.

Конспектирование дополнительной литературы.

Работа со словарями и справочниками.

7-8

2

0-10

6.

История становления системы класса птиц. Современные системы.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Просмотр и аннотация видеофильма.

Чтение дополнительной литературы.

9-10

4

0-10

7.

Состав птиц фауны России и прилегающих территорий.

Изучение отдельных тем (для работы в музее).

Выполнение контрольных работ.

Подготовка к работе с определителями птиц.

Чтение дополнительной литературы.

Просмотр и аннотация видеофильма.

Написание эссе.

11-12

4

0-15

8.

Морфологические и биологические особенности различных систематических групп птиц.

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Подготовка ответов на вопросы теста.

Подготовка к проведению круглого стола.

Чтение дополнительной литературы.


13-14

3

0-15




Всего по модулю 2:

8

13

0-50

Модуль 3.

9.

Общая таксономическая характеристика и ареалы птиц, распространенных за пределами РФ.

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами).

Чтение дополнительной литературы.

Просмотр и аннотация видеофильма.

15-16

2

0-10

10.

Орнитофауна Тюменской области.

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Подготовка к составлению библиографического списка.

Подготовка к проведению круглого стола.

Чтение и конспектирование дополнительной литературы.

Реферирование периодических изданий.

17-18

2

0-10




Всего по модулю 3:

4

4

0-20

ИТОГО:

18

25

0-100




  1. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

1. Систематика птиц – как раздел биологии.

Цели и задачи систематики птиц. Связь систематика птиц с другими биологическими науками. Роль и место систематики птиц в орнитологии ее структура и значение в познании разнообразия живого мира. Систематика и таксономия (классификация). Направление в систематике (эволюционное, кладистическое, и численное). Традиционные методы в систематике птиц (сравнительно-морфологический, этологический, географический, экологический). Специальные методики и приемы. Методический аппарат смежных наук (генетический, серологический, биохимический и др. анализы, методы вариационной статистики).

2. Вид, единство и многообразие вида.

Популяционно-видовой уровень организации жизни (клеточный, организменный, видовой, ценотический, биосферный). Критерии вида (географический, морфологический, экологический, генетический, биохимический и др.). Современная система вида. Понятия биологический и таксономический вид. Подвид. Объем биологического вида, внутривидовые категории. Международная биологическая номенклатура. Объем и структура систематического вида (подвид, группы, подвид-вид). Концепции политипического и монотипического вида. Свойства и признаки вида. Генофонд.

3. Таксономические категории и некоторые правила номенклатуры

Современная система птиц. Высшие таксономические категории (род, семейство, отряд). Уровни соподчиненности (подвид – вид – род – семейство – отряд). Порядок и объем отрядов и семейств. Номеклатура. Номенклатурный кодекс. Зоогеографические понятия, используемые в систематике птиц (эндемики, реликты). Фауна (атохтонная, аллохтонная). Виды иммигранты и вселенцы. Центры расселения видов. Ареал (простой и сложный) и основные хорологические понятия (виды-комиополиты, широкие и узкие, точечные ареалы, циркумполярные, циркумбореальные ареалы).

4. Некоторые морфологические признаки, используемые в систематике.

Типы расположения пальцев (анизодактильный, промпродактильный, гетеродактильный, зигодактильный типы). Типы скелетной основы ноздрей. Кинетизм черепа и типы строения костного неба. Формула ножной мускулатуры. Нижняя гортань. Типы строения крыла. Оперение крыла. Метрические и не метрические параметры.

Модуль 2.

5. Происхождение и эволюция класса птиц

Филогенетическое древо птиц. Палеогнаты и неогнаты. Археоптериксы и энанциорнисы – тупиковая ветвь эволюции. «Рептильные» и «птичьи» признаки археоптерикса. Теории происхождения птиц. Динозавровая теория: происхождение птиц от дромеозавров. Находки оперённых минирапторных динозавров. Экологические гипотезы происхождения птиц.

6. История становления системы класса птиц. Современные системы.

Развитие системы в античные времена. Трактаты Аристотеля (классификации

птиц). Развитие взглядов на систему птиц в средние века (эпоха феодализма). Взгляды на систему птиц в эпоху возрождения (система птиц Белона). Развитие системы птиц в новое время (XVII-XIX века). Система Рея, Чарбетона, Виллоуби. Система птиц К. Линнея. Система птиц Кювье, Ламарка. Развитие систематики птиц в Новейшее время. Эволюционное учение Дарвина, формирование естественной системы. Систематика птиц Э. Геккеля, Т. Гексли, М. Фюрбрингера, Г. Гадова. Современная систематика птиц (системы птиц А. Уэтмора, Э. Штреземана). Взгляды на систему отдельных групп птиц Ж. Делякура, Ч. Вори, Э. Майра и др. Система птиц Р. Ферхейена. Отечественная систематика и их взгляды на систему птиц (А.С. Бутурлин, П.П. Сушкин, А.Я. Тугаринов, Л.А. Портенко, Г.П. Дементьев, А.И. Иванов, Л.С. Степанян и др.). Современная система класса птиц.
7. Состав птиц фауны России и прилегающих территорий.

Отряд Гагарообразные (1 семейство, 1 род, 5 видов, 4 подвида)

Отряд Поганкообразные (1 семейство, 1 родов, 5 видов, 8 подвидов)

Отряд Буревестникообразные (3 семейства, 7 родов, 18 видов, 5 подвидов)

Отряд Веслоногие (4 семейства, 4 рода, 12 видов, 7 подвидов)

Отряд Аистообразные (3 семейства, 14 родов, 24 вида, 17 подвидов)

Отряд Фламингообразные (1 семейство, 1 род, 1 вид)

Отряд Гусеобразные (1 семейство, 21 род, 59 видов, 24 (30) подвидов)

Отряд Соколообразные (3 семейства, 19 родов, 55 видов, 72 подвида)

Отряд Курообразные (2 семейства, 12 родов, 21 вид, 54 подвидов)

Отряд Журавлеобразные (4 семейства, 12 родов, 22 вида, 15 подвидов)

Отряд Ржанкообразные (11 семейств, 57 родов, 141 вид, 94 подвидов)

Отряд Голубеобразные (2 семейства, 5 родов, 16 видов, 20 подвидов)

Отряд Кукушкообразные (1 семейство, 3 рода, 6 видов, 6 подвидов)

Отряд Совообразные (2 семейства, 12 родов, 18 видов, 45 подвидов)

Отряд Козодоеобразные (1 семейство, 1 род, 3 вида, 6 подвидов)

Отряд Стрижеобразные (1 семейство, 2 рода, 4 вида, 7 подвидов)

Отряд Ракшеобразные (3 семейства, 6 родов, 10 видов, 11 подвидов)

Отряд Удодообразные (1 семейство, 1 род, 1 вид, 1 подвид)

Отряд Дятлообразные (1 семейство, 5 родов, 15 видов, 41 подвид)

Отряд Воробьинообразные (29 семейств, 118 родов, 338 видов, 573 подвида).
8. Морфологические и биологические особенности различных систематических групп птиц.

Приспособление птиц к водному, наземному и подземному образу жизни. Приспособления к жизни в арктических, умеренных и тропических широтах. Миграции. Особенности размножения. Морфологические приспособления к разному типу питания.

На примере «модельных отрядов подкласса настоящие птицы приводится характеристика основных отличительных морфологических признаков (особенности строения тела, крыла, перьевой покров, окраска, некоторые черты экологии).
Модуль 3.

9. Общая таксономическая характеристика и ареалы птиц, распространенных за пределами РФ.

Отряд Страусообразные (1 семейство, 1 род)

Отряд Нандуобразные (1 семейство, 1 род)

Отряд Казуарообразные (2 семейства, 3 рода)

Отряд Кивиобразные (1 семейство, 1 род)

Отряд Тинамуобразные (1 семейство, 9 родов)

Отряд Пингвинообразные (1 семейство, 6 родов)

Отряд Попугаеобразные (1 семейство, 60 родов)

Отряд Птицы-мыши (1 семейство, 1 род)

Отряд Трогонообразные (1 семейство, 11 родов)
10. Орнитофауна Тюменской области

Видовой состав современной фауны птиц Тюменской области и характер распределения видов по географическим зонам. Характеристика фауны Западной Сибири в сравнении с другими регионами.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


1. Систематика птиц – как раздел биологии.

Темы рефератов:

1. Систематика – как наука.

2. Предмет, цели и задачи систематики птиц – как раздела биологии.

3. Основные методы, применяемые в систематике птиц.

4. Основные положения систематики птиц.

5. Связь систематики птиц с другими науками.

6. Развитие систематики птиц – как науки.
2. Вид, единство и многообразие вида.

Подготовка и заполнение обобщающей таблицы «Критерии вида»

Критерий вида

Характеристика

Географический




Морфологический




Генетический




Биохимический




Экологический





Устный опрос

Обсуждаемые темы:

1. Характеристика основных уровней организации жизни на Земле.

2. Объем и структура систематического вида.

3. Основные положения международной биологической номенклатуры.

4. Характеристика поли- и монотипического вида.
3. Таксономические категории и некоторые правила номенклатуры

Составление глоссария:

Дать развернутое толкование понятий:

Ареал

Вид

Популяция

Аллохтоны

Автохтоны

Эндемики

Реликты

Циркумполярные виды

Циркумбореальные виды

Номенклатурный кодекс
Для составления глоссария можно использовать следующую литературу:

  • Жизнь животных. Тома 4-6. М.: Просвещение, 1970-1971. – 476 с., 610 с., 626 с.

  • Ильичев В.Д., Карташев Н.Н. , Шилов И.А. Общая орнитология. М.: Высшая школа, 1982. – 464 с.

  • Майр Э. Популяции, виды и эволюция. – М.: Мир, 1974. – 460 с.

  • Дарлингтон Ф. Зоогеография. – М.: «Прогресс», 1966. – 519 с.


Составление карты-схемы зоогеографического районирования основных областей Земного шара.

Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, атлас мира, контурные карты, зоогеографическая карта мира, ЭВМ с текстовыми, графическими редакторами и редактором презентаций MS Office.

4. Некоторые морфологические признаки, используемые в систематике.

Работа с определителями птиц.

1. Проведение морфометрического анализа птиц модельных видов (сизый голубь, домовый воробей, обыкновенная сорока).
Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, определители птиц, линейки, лупы, бинокуляры.
2. Изучение внешних покровов птиц на примере различных отрядов и экологических групп.

Изучить классификацию перьевого покрова птиц. Смонтировать на листе бумаги (А4) типы и виды перьев сизого голубя. Подписать их названия и основные функции.
Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, определители птиц, наборы перьев сизого голубя, линейки, лупы, бинокуляры.

Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. – М.: Наука, 1964.–528 с.

  • Ильичев В.Д., Карташев Н.Н. , Шилов И.А. Общая орнитология. М.: Высшая школа, 1982. – 464 с.

  • Рябицев В.К. Птицы Урала Приуралья и Западной Сибири. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 2001. 606 с.

  • Дементьев Г.П. Руководство по зоологии. Позвоночные. Птицы. Т. VI. – М.-Л.: Изд. АН СССР. 1940. – 856 с.


5. Происхождение и эволюция класса птиц

Составление глоссария:

Дать развернутое толкование понятий:
Диапсидный тип черепа

Гомойотермия

Ароморфоз

Дивергенция

Ящерохвостые птицы

Веерохвостые птицы

Архозавры

Псевдозухии

Пряжка

Гесперорнисы

Пигостиль

Ихтиорнисы
Для составления глоссария можно использовать следующую литературу:

  • Жизнь животных. Тома 4-6. М.: Просвещение, 1970-1971. – 476 с., 610 с., 626 с.

  • Ильичев В.Д., Карташев Н.Н. , Шилов И.А. Общая орнитология. М.: Высшая школа, 1982. – 464 с.

  • Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М., Наука, 1989. – 162 с.

  • Янин Б.Т. Основы тафономии. – М., Недра, 1983. – 183 с.


Составление блок-схем происхождения и эволюции птиц по представлениям разных научных школ.

Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами, редактором презентаций MS Office.
6. История становления системы класса птиц. Современные системы.

Темы рефератов:

1. Развитие системы класса птиц в античное время.

2. Развитие системы класса птиц в средние века.

3. Развитие системы класса птиц в эпоху возрождения.

4. Развитие системы класса птиц в новейшее время.

5. Взгляды А.С. Бутурлина, Г.П. Деменьева и А.И. Иванова на систему птиц.

6. Система класса птиц по Л.С. Степаняну.
7. Состав птиц фауны России и прилегающих территорий.

Контрольная работа.

Вариант №1.

Отряд Поганкообразные. Семейство Поганковые: количество родов, число видов и подвидов. Род. Podiceps. Морфологическая и морфометрическая характеристики малой, черношейной, красношейной, серощекой и большой поганок.

Вариант №2.

Отряд Асистообразные. Семейства Цаплевые, Ибисовые, Аистовые: количество родов, число видов и подвидов. Группа модельных родов: Botaurus, Egretta, Ardea, Plegadis, Ciconia. Видовой состав, таксономическая структура вида. Морфологическая и морфометрическия характеристики большой выпи, большой белой цапли, малой белой цапли, колпицы, черного и белого аистов.

Вариант №3.

Отряд Гусеообразные. Подсемейство Лебединые. Род Cyrgus. Видовой состав, таксономическая структура видов (число подвидов). Морфологическая и морфометрическая характеристики малого и американского лебедей, кликуна, шипуна, трубача, черношейного лебедя, черного лебедя. Область распространения, экологические особенности.

Работа в музее «Работа с фондом Зоомузея ТюмГУ».

Экскурсия в Зоомузей ТюмГУ (зал «Птицы»).
«Определение птиц по чучельному материалу».

Материалы и оборудование: Чучела птиц из фонда зоомузея Тюм ГУ (отряды: Поганкообразные, Аистообразные, Гусеообразные, Соколообразные, Курообразные, Журавлеобразные, Ржанкообразные, Голубеобразные, Совообразные, Дятлообразные, Воробьинобразные).

Оборудование: лупы, бинокуляры, линейка.
Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. М.: Наука, 1964.

  • Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР. - М.: Наука, 1976. – 189 с.

  • Птицы СССР. М.: Мысль, 1968. – 637 с.

  • Рябицев .В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – 634 с.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconП. А. Иконников устойчивость растений
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск