Скачать 239.54 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. Функциональная биохимия клеточных структур Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов направления подготовки 020200.62«Биология», специализация «Биохимия»; очная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________/Фролова О.В./ « » 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, «____»__________2011г., протокол №1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав.кафедрой ____________________/Соловьев В.С./ « » 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ протокол № 1 от 24.09.2011 г. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ___________________/Фролова О.В./ « » 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ О. В. Фролова ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БИОХИМИЯ КЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 020200.62 «Биология», специализация «Биохимия»; очная форма обучения Тюмень 2011 О. В. Фролова. Функциональная биохимия клеточных структур. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 020200.62 «Биология», специализация «Биохимия». Тюмень, 2011 г., 12 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Функциональная биохимия клеточных структур [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных и учебно-методической комиссией департамента Биологии ИМЕНИТ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В. С. Соловьев, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, д.м.н., профессор кафедрой (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © О. В. Фролова, 2011 .
Целью курса является формирование у студентов современных представлений о клеточной теории, структуре ядра и хромосом, о функциях мембран, о вакуолярной системе, митохондриях, клеточном скелете. Формирование у студентов структурно-функционального подхода в изучении клетки. Задачи курса:
Место дисциплины в структуре ООП – 6 семестр, форма отчетности – экзамен. 1.Тематический план. Таблица 1 Тематический план
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Современные представления о клеточной теории. Методы фракционирования тканей и клеток. Методы фракционирования тканей и клеток. Методы разрушения тканей и клеток. Центрифугирование. Теория, скорость и коэффициент седиментации. Аналитическое ультрацентрифугирование. Дифференциальное ультрацентрифугирование. Центрифугирование в градиенте плотности. Зональное центрифугирование. Методы разделения целых клеток. Методы выделения отдельных субклеточных органелл. Методы контроля чистоты субклеточных фракций. Маркерные ферменты – индикаторы определенных субклеточных органелл. Тема 2. Биологические мембраны. Плазматическая мембрана. Мембраны клеточного ядра, митохондрий, лизосом, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи. Компоненты мембран: липиды, белки, углеводы. Общая характеристика липидов. Упаковка и движение липидных молекул. Состав и структура мембранных белков. Гликолипиды. Гликопротеины. Молекулярная архитектура мембран. Модели мембран. Периферические и интегральные белки. Мембранная топография, асимметрия мембран. Разборка и реконструкция мембран. Мембранный транспорт. Пассивный транспорт. Облегченная диффузия и мембранные переносчики. Активный транспорт. Ионные насосы. Участие мембран в передаче межклеточной информации. Нервный импульс, синаптическая передача. Рецепция и механизм действия гормонов. Аденилатциклазная система, её регуляция простагландинами. Межклеточные контакты. Тема 3. Митохондрии. ДНК митохондрий. Особенности структуры. Организация митохондриального генома. Межмолекулярная гетерогенность. Гены тРНК, рРНК, иРНК, их локализация, особенности структуры. Особенности вторичной структуры участка начала репликации (ORI). Особенности генетического кода митохондрий. Биосинтез ДНК митохондрий. Специфические ингибиторы репликации мДНК. Митохондриальная РНК. Митохондриальная РНК-полимераза. Зависимость процесса транскрипции мДНК от степени интактности митохондриальной мембраны. Роль структурных белков митохондриальных мембран в регуляции генетической активности мДНК. Специфические ингибиторы транскрипции мДНК. Механизм и особенности митохондриального белкового синтеза. Миторибосома. Специфические ингибиторы синтеза белков в митохондриях. Время полужизни белков митохондрии. Тема 4. Ферментная организация внешней и внутренней мембраны митохондрии. Окисление и фосфорилирование в митохондриях. Трансформация энергии в дыхательной цепи. Хемиосмотическая теория энергетического сопряжения: экспериментальные данные. Трансмембранный электрохимический потенциал ионов водорода, Градиент рН на мембране энергизованных митохондрий. Энергизация, вызываемая ионными потоками. Ионное фосфорилирование. Разобщители окислительного фосфорилирования и механизмы их действия. Н-АТФаза митохондрий, механизм использования мембранного потенциала. Общие условия, влияющие на интенсивность дыхания интактных митохондрий и состояние окисления-восстановления дыхательной цепи. Воспроизведение митохондрий в клетке. Происхождение митохондрий. Тема 5. Структура и функция клеточного ядра. Структура, химический состав наружной и внутренней ядерных оболочек, их функции. Структурная организация генома эукариот. Хроматин интерфазного ядра: состав и различные уровни структурной организации. Роль отдельных компонентов в регуляции матричной активности хроматина. Организация транскрибируемых участков хроматина. Ядерные РНК. Информоферы. Информосомы. Тема 6. Ядрышко. Химический состав и организация. Синтез рибосомальной РНК. Синтез НАД, участие НАД в АДФ-рибозилировании белков. Энергетическое обеспечение ядра. Особенности окислительного фосфорилирования в ядрах. Синтез белков в ядрах. Тема 7. Эндоплазматический ретикулум. Молекулярная организация и функция цепей переноса электронов мембран эндоплазматического ретикулума. Гидроксилирующая оксигеназная система и редуктазная дыхательная цепь. Шероховатый ретикулум. Функционирование рибосом. Гладкий ретикулум. Ферментативные синтетические системы. Тема 8. Лизосомы. Пероксисомы. Структурная организация, ферментные системы, механизм функционирования лизосом. Пероксисомы, их ферментативный состав и основные функции. Тема 9. Аппарат Гольджи. Ферментные системы, участвующие в синтезе полисахаридов и сборке сложных биополимеров. Основные функции аппарата Гольджи.
5. Тестовые задания 1. Ацетил-Со распадается в цикле трикарбоновых кислот до 1.цитрата 2. оксалоацетата 3. Н2О 4. ГТФ 5. 2 СО2 2. В состав биомембран входят 1. холестерол воска 2. сфингомиелины, триацилглицеролы 3. церамиды, лейкотриены 4. ганглиозиды, лизофосфолипиды 5. сфинголипиды, холестерол 3. Процесс синтеза молекулы мрнк называется: 1. ренатурация 2. трансляция 3. репликация 4. репарация 5. транскрипция 4. Гормон стероидной природы 1. инсулин 2. адреналин 3. глюкагон 4. кортикотропин 5. кортизол 5. Аминокислота, характерная только для коллагеновых волокнон 1. лизин 2. гистидин 3. лейцин 4. глутамат 5. гидроксипролин 6. Вариант контрольной работы (образец) Задание 1: Вам предложена выписка из клинико-диагностического исследования пациента Д. Определите отклонения от клинических норм биохимических показателей сыворотки (плазмы) крови. Предположите, какие заболевания желудочно-кишечного тракта и метаболические нарушения предопределяют данные изменения показателей. AlAt 0.70 ммоль/(л∙час) AsAt 0,60 ммоль/(л∙час) Холестерол 7,5 ммоль/л Фосфолипиды общие 0,5 ммоль/л Белок общий 65 г/л Тимоловая проба 6 ед. S-H 7. Примерные темы рефератов 1. Мембранные рецепторы. 2. Строение G-белков. 3. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилглицерола. Роль Са2+. 4. Виды протеинкиназ. 5. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы. 6. Внутриклеточная передача сигнала. 7. Цепь тканевого дыхания. 8. Компоненты и организация дыхательной цепи. 8. Контрольные вопросы к экзамену
9. Образовательные технологии. При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются: - мультимедийные средства обучения; - модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса; - тестирование; - контрольные работы; - интерактивные технологии
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Основная литература: 1. Биологическая химия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 032400 "Биология"/ ред. Н . И. Ковалевская . - 3-е изд., испр.. – М.: Академия, 2009. - 256 с. Гриф УМО 2. Общая и биорганическая химия./под ред. В. А. Попкова.- М.: Академкнига, 2011. – 368 с. Гриф УМО Дополнительная литература: 1. Ченцов, Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005. – 495 с. Гриф МО 2. Клетки = Cells: [учеб. для студентов вузов] : пер. с англ./ ред. Б. Льюин [и др.]. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 951 с. 3. Функциональная биохимия клеточных структур. – М.: Наука, 1970. - 454 с.Кнорре, Д. Г. Биологическая химия: учеб. для студентов хим., биолог. и мед. спец. вузов/ Д. Г. Кнорре; С. Д. Мызина. – 3-е изд.. – М.: Высшая школа, 2002. - 479 с. Гриф МО 4. Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера = Pinciples of Biochemistry: [учеб. пособие] : в 3 т. : пер. с англ./ Дэвид Нельсон; Д. Нельсон, М. Кокс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - Т. 1: Основы биохимии, строение и катализ/- 2011. - 694 с. 8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Учебный процесс по дисциплине «Биохимия человека» проходит в аудиториях № 209, 215 Института биологии Тюменского госуниверситета. Аудитория № 209 оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | П. А. Иконников устойчивость растений Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям... |