Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология»





Скачать 239.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология»
Дата публикации13.11.2014
Размер239.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.
Функциональная биохимия клеточных структур

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов направления подготовки

020200.62«Биология», специализация «Биохимия»; очная форма обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________/Фролова О.В./

« » 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, «____»__________2011г., протокол №1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав.кафедрой ____________________/Соловьев В.С./

« » 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ

протокол № 1 от 24.09.2011 г. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ___________________/Фролова О.В./

« » 2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

О. В. Фролова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БИОХИМИЯ КЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР

Учебно-методический комплекс

для студентов направления подготовки

020200.62 «Биология», специализация «Биохимия»; очная форма обучения

Тюмень

2011
О. В. Фролова. Функциональная биохимия клеточных структур. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 020200.62 «Биология», специализация «Биохимия». Тюмень, 2011 г., 12 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Функциональная биохимия клеточных структур [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных и учебно-методической комиссией департамента Биологии ИМЕНИТ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В. С. Соловьев, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, д.м.н., профессор кафедрой (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)




© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© О. В. Фролова, 2011

.

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса является формирование у студентов
современных представлений о клеточной теории, структуре ядра и хромосом, о функциях мембран, о вакуолярной системе, митохондриях, клеточном скелете. Формирование у студентов структурно-функционального подхода в изучении клетки.

Задачи курса:

  1. Изучение общих принципов клеточной теории и современной ее интерпретации;

  2. Изучение частных вопросов цитологии отдельных клеточных структур;

  3. Знакомство с экспериментальными и методическими приемами современной науки используемых при описании клеточных структур и их свойств

Место дисциплины в структуре ООП – 6 семестр, форма отчетности – экзамен.

1.Тематический план.

Таблица 1

Тематический план



п/п

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Самостоятель

ная работа

1

2

3

4

6

7

9




Модуль 1
















1.1.

Современные представления о клеточной теории. Методы фракционирования тканей и клеток.

1

2

2

4

0-6

1.2

Биологические мембраны. Структурные компоненты плазматических мембран, их качественный и количественный состав. Участие мембран в передаче межклеточной информации.

2,3

4

4

8

0-6

1.3

Митохондрии.

4,5

4

3

7

0-16




Всего




10

9

19

0-28




Модуль 2
















2.1.

Ферментная организация внешней и внутренней мембраны митохондрии.

6,7

4

3

7

0-6

2.2

Структура и функция клеточного ядра.

8,9

4

4

8

0-11

2.3

Ядрышко. Химический состав и организация.

10,

11

4

3

7

0-16




Всего




12

10

22

0-33




Модуль 3
















3.1

Эндоплазматический ретикулум.

12,

13

4

3

7

0-6

3.2

Лизосомы. Пероксисомы.

14,

15

4

3

7

0-17

3.3

Аппарат Гольджи.

16,

17

4

3

7

0-16




Всего




12

9

21

0-39




Итого (часов, баллов):




34

28

62

0 - 100

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого

кол-во баллов

коллоквиум

Тест

Реферат

Контрольная работа







0-6

0-5

0-11







Модуль 1




1.1

0-6










0-6

1.2

0-6










0-6

1.3

0-6

0-5




0-5

0-16

Всего













0-28

Модуль 2

2.1

0-6










0-6

2.2

0-6

0-5







0-11

2.3

0-6

0-5




0-5

0-16

Всего













0-33

Модуль 3

3.1

0-6










0-6

3.2

0-6




0-11




0-17

3.3

0-6

0-5




0-5

0-16

Всего













0-39

Итого













0-100

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семест-ра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Современные представления о клеточной теории. Методы фракционирования тканей и клеток.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1

2

0-6

1.2

Биологические мембраны. Структурные компоненты плазматических мембран, их качественный и количественный состав. Участие мембран в передаче межклеточной информации.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

2, 3

4

0-6

1.3.

Митохондрии.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к семинару по теме.

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме), подготовка реферата по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

4,5

3

0 – 16




Всего по модулю 1:




14

0 - 28

Модуль 2
















2.1

Ферментная организация внешней и внутренней мембраны митохондрии.

Подготовка к собеседованию.


Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

6, 7

3

0 – 6

2.2

Структура и функция клеточного ядра.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

8,9

4

0 – 11

2.3.

Ядрышко. Химический состав и организация.

Самостоятельное изучение темы с использованием основной литературы. Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к семинару по теме.

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

10.11

3

0 – 16




Всего по модулю 2:




10

0 -33

Модуль 3
















3.1

Эндоплазматический ретикулум.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

12,13

3

0 – 6

3.2

Лизосомы. Пероксисомы.

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка реферата по теме.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

14,15

3

0 – 17

3.3.

Аппарат Гольджи.

Самостоятельное изучение темы с использованием основной литературы. Подготовка к промежуточному тестированию по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы Подготовка презентаций по теме рефератов

16,17

3

0 - 16




Всего по модулю 3:










9

0 - 39




ИТОГО:

28

0 - 100




  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Современные представления о клеточной теории. Методы фракционирования тканей и клеток. Методы фракционирования тканей и клеток. Методы разрушения тканей и клеток. Центрифугирование. Теория, скорость и коэффициент седиментации. Аналитическое ультрацентрифугирование. Дифференциальное ультрацентрифугирование. Центрифугирование в градиенте плотности. Зональное центрифугирование.

Методы разделения целых клеток. Методы выделения отдельных субклеточных органелл. Методы контроля чистоты субклеточных фракций. Маркерные ферменты – индикаторы определенных субклеточных органелл.

Тема 2. Биологические мембраны. Плазматическая мембрана. Мембраны клеточного ядра, митохондрий, лизосом, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи. Компоненты мембран: липиды, белки, углеводы. Общая характеристика липидов. Упаковка и движение липидных молекул. Состав и структура мембранных белков. Гликолипиды. Гликопротеины. Молекулярная архитектура мембран. Модели мембран. Периферические и интегральные белки. Мембранная топография, асимметрия мембран. Разборка и реконструкция мембран. Мембранный транспорт. Пассивный транспорт. Облегченная диффузия и мембранные переносчики. Активный транспорт. Ионные насосы.

Участие мембран в передаче межклеточной информации. Нервный импульс, синаптическая передача. Рецепция и механизм действия гормонов. Аденилатциклазная система, её регуляция простагландинами. Межклеточные контакты.

Тема 3. Митохондрии. ДНК митохондрий. Особенности структуры. Организация митохондриального генома. Межмолекулярная гетерогенность. Гены тРНК, рРНК, иРНК, их локализация, особенности структуры. Особенности вторичной структуры участка начала репликации (ORI). Особенности генетического кода митохондрий.

Биосинтез ДНК митохондрий. Специфические ингибиторы репликации мДНК. Митохондриальная РНК. Митохондриальная РНК-полимераза. Зависимость процесса транскрипции мДНК от степени интактности митохондриальной мембраны. Роль структурных белков митохондриальных мембран в регуляции генетической активности мДНК. Специфические ингибиторы транскрипции мДНК.

Механизм и особенности митохондриального белкового синтеза. Миторибосома. Специфические ингибиторы синтеза белков в митохондриях. Время полужизни белков митохондрии.

Тема 4. Ферментная организация внешней и внутренней мембраны митохондрии. Окисление и фосфорилирование в митохондриях. Трансформация энергии в дыхательной цепи. Хемиосмотическая теория энергетического сопряжения: экспериментальные данные. Трансмембранный электрохимический потенциал ионов водорода, Градиент рН на мембране энергизованных митохондрий. Энергизация, вызываемая ионными потоками. Ионное фосфорилирование. Разобщители окислительного фосфорилирования и механизмы их действия. Н-АТФаза митохондрий, механизм использования мембранного потенциала. Общие условия, влияющие на интенсивность дыхания интактных митохондрий и состояние окисления-восстановления дыхательной цепи.

Воспроизведение митохондрий в клетке. Происхождение митохондрий.

Тема 5. Структура и функция клеточного ядра. Структура, химический состав наружной и внутренней ядерных оболочек, их функции.

Структурная организация генома эукариот. Хроматин интерфазного ядра: состав и различные уровни структурной организации. Роль отдельных компонентов в регуляции матричной активности хроматина. Организация транскрибируемых участков хроматина. Ядерные РНК. Информоферы. Информосомы.

Тема 6. Ядрышко. Химический состав и организация. Синтез рибосомальной РНК. Синтез НАД, участие НАД в АДФ-рибозилировании белков.

Энергетическое обеспечение ядра. Особенности окислительного фосфорилирования в ядрах. Синтез белков в ядрах.

Тема 7. Эндоплазматический ретикулум. Молекулярная организация и функция цепей переноса электронов мембран эндоплазматического ретикулума. Гидроксилирующая оксигеназная система и редуктазная дыхательная цепь. Шероховатый ретикулум. Функционирование рибосом. Гладкий ретикулум. Ферментативные синтетические системы.

Тема 8. Лизосомы. Пероксисомы. Структурная организация, ферментные системы, механизм функционирования лизосом. Пероксисомы, их ферментативный состав и основные функции.

Тема 9. Аппарат Гольджи. Ферментные системы, участвующие в синтезе полисахаридов и сборке сложных биополимеров. Основные функции аппарата Гольджи.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 4

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

Кол-во баллов

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы Подготовка к промежуточному тестированию по теме и контрольной работе

По основным темам дисциплины предполагается проводить промежуточное тестирование и коллоквиумы, к которым студенты готовятся самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы, а также конспектов лекций. Примеры тестовых заданий и примерных вариантов контрольных работ приведены далее в рабочей программе

Тест, контрольная работа

0 - 5

2

Подготовка к собеседованию;

диалогу;

дискуссии

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины, представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к собеседованию с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

Собеседование


0 - 6


3

Подготовка электронных слайдов по теме рефератов

Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Реферат

Мультимедийное сопровождение


0 – 11





5. Тестовые задания

1. Ацетил-Со распадается в цикле трикарбоновых кислот до

1.цитрата

2. оксалоацетата

3. Н2О

4. ГТФ

5. 2 СО2
2. В состав биомембран входят

1. холестерол воска

2. сфингомиелины, триацилглицеролы

3. церамиды, лейкотриены

4. ганглиозиды, лизофосфолипиды

5. сфинголипиды, холестерол
3. Процесс синтеза молекулы мрнк называется:

1. ренатурация

2. трансляция

3. репликация

4. репарация

5. транскрипция
4. Гормон стероидной природы

1. инсулин

2. адреналин

3. глюкагон

4. кортикотропин

5. кортизол
5. Аминокислота, характерная только для коллагеновых волокнон

1. лизин

2. гистидин

3. лейцин

4. глутамат

5. гидроксипролин
6. Вариант контрольной работы (образец)

Задание 1: Вам предложена выписка из клинико-диагностического исследования пациента Д. Определите отклонения от клинических норм биохимических показателей сыворотки (плазмы) крови. Предположите, какие заболевания желудочно-кишечного тракта и метаболические нарушения предопределяют данные изменения показателей.

AlAt 0.70 ммоль/(л∙час)

AsAt 0,60 ммоль/(л∙час)

Холестерол 7,5 ммоль/л

Фосфолипиды общие 0,5 ммоль/л

Белок общий 65 г/л

Тимоловая проба 6 ед. S-H

7. Примерные темы рефератов

1. Мембранные рецепторы.

2. Строение G-белков.

3. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилглицерола. Роль Са2+.

4. Виды протеинкиназ.

5. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы.

6. Внутриклеточная передача сигнала.

7. Цепь тканевого дыхания.

8. Компоненты и организация дыхательной цепи.
8. Контрольные вопросы к экзамену

  1. История развития и совершенствование лабораторного оборудования и оптической техники. Становление лабораторных и научно-исследовательских методов изучения на клеточном и субклеточном уровнях.

  2. Концепции строения биологических мембран. Количественный и качественный химический состав плазматических мембран. Структурная организация плазматических мембран. Мембраны субклеточных структур.иологичекие функции плазматических мембран.

  3. Липиды биологических мембран.

  4. Белки плазматических мембран.

  5. Мембранный транспорт. Пассивный и активный мембранный транспрот. Осмос. Ионные насосы.

  6. Происхождение митохондрий. Воспроизведение митохондрий. Биологические функции митохондрий в эукариотической клетке.

  7. Биохимические функции митохондрий.

  8. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеточных структур.

  9. Сравнительная характеристика растительной и животной клетки.

  10. Структура и функции клеточного ядра. Ядрышко. Ядерная мембрана.

  11. Структурная организация и биологические функции эндоплазматического ретикулума. Гладкий эндоплазматический ретикулум.

  12. Структурная организация и биологические функции эндоплазматического ретикулума. Шероховатый эндоплазматический ретикулум.

  13. Структурная организация и биологические функции лизосом. Ферменты лизосом и их биохимические функции.

  14. Структурная организация и биологические функции пероксисом. Ферменты пероксисом и их биохимические функции.

  15. Структурная организация и биологические функции аппарата Гольджи.


9. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются:

- мультимедийные средства обучения;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса;

- тестирование;

- контрольные работы;

- интерактивные технологии

Таблица 5

Виды образовательных технологий, применяемых в ходе освоения дисциплины

№ п/п

Вид образовательной технологии

Вид учебной работы, в ходе которой используется образовательная технология

Краткое описание использования образовательных технологий

1.

Мультимедийные средства обучения

Лекционный курс, самостоятельная работа,

реферат

В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к студенты разрабатывают с помощью ПО - "МО PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

2.

Специализированные программы

Лекционный курс,

самостоятельная работа,

тестовые задания


При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"). Указанное ПО используют студенты в ходе самостоятельной работы. В ходе проведения лабораторных работ проводится изучение препаратов с помощью микроскопов. См. п. 3,6 раздела "Темы лабораторных работ" рабочей программы.

Всего составлено - 1000 тестовых заданий

3.

Модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса

Все виды учебной работы

Данная рабочая программа составлена с учетом того, что текущий контроль знаний студентов и итоговая оценка по дисциплине выставляется с применением модульно-рейтинговой системы оценки.






10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература:

1. Биологическая химия: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 032400 "Биология"/ ред. Н . И. Ковалевская . - 3-е изд., испр.. – М.: Академия, 2009. - 256 с. Гриф УМО

2. Общая и биорганическая химия./под ред. В. А. Попкова.- М.: Академкнига, 2011. – 368 с. Гриф УМО
Дополнительная литература:

1. Ченцов, Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005. – 495 с. Гриф МО

2. Клетки = Cells: [учеб. для студентов вузов] : пер. с англ./ ред. Б. Льюин [и др.]. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 951 с.

3. Функциональная биохимия клеточных структур. – М.: Наука, 1970. - 454 с.Кнорре, Д. Г. Биологическая химия: учеб. для студентов хим., биолог. и мед. спец. вузов/ Д. Г. Кнорре; С. Д. Мызина. – 3-е изд.. – М.: Высшая школа, 2002. - 479 с. Гриф МО

4. Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера = Pinciples of Biochemistry: [учеб. пособие] : в 3 т. : пер. с англ./ Дэвид Нельсон; Д. Нельсон, М. Кокс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - Т. 1: Основы биохимии, строение и катализ/- 2011. - 694 с.

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебный процесс по дисциплине «Биохимия человека» проходит в аудиториях № 209, 215 Института биологии Тюменского госуниверситета. Аудитория № 209 оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconП. А. Иконников устойчивость растений
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» бакалавр
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 020200. 62«Биология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск