«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса»





Скачать 257.13 Kb.
Название«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса»
страница1/2
Дата публикации09.12.2014
Размер257.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Министерство профессионального образования подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Республиканская научно – практическая конференция «Профессиональное образование и здоровый образ жизни: опыт, перспективы развития»



Тема доклада:

«Волейбол – как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса»

Филиппова Дария Егоровна

Преподаватель физической культуры

ГБОУ РС(Я) «Нюрбинский колледж»

Введение

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда – сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность –потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление – временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление – накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся , легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость – комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация – отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация – состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие – субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Результаты исследований свидетельствует о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющие тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно – психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

Профессиональное образование требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно – профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

Ни для кого не секрет, что волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью. Основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средство физического воспитания является ее специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для всех возрастов.

Общая психологическая подготовка волейболистов

Общая психологическая подготовка осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.

Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:

  1. Воспитание морально – волевых качеств личности волейболиста.

  2. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия.

  3. Развитие внимания, в частности его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.

  4. Совершенствование тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.

  5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.

Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.

Особенности формирования морально – волевых качеств личности волейболистов и их проявления находятся в тесной связи со спецификой волейбола – коллективным характером игры.

Волейбол развивает у каждого спортсмена и любителя, независимо от возраста, лидерские качества, дисциплинированность, организованность, общительность, чувство коллективизма и сплоченность. А со стороны физических качеств развивает быстроту, силу, выносливость, скорость и гибкость. Имея и развивая все эти качества мы показываем высокий результат на всех соревнованиях.

И самую важную роль играет конечно же здоровый образ жизни. Каждый спортсмен обязан помнить, что алкоголь в любой его форме и в любых количествах на силовые показатели и мышечный рост всегда действует негативно. Однократное потребление алкоголя даже о степени легкого опьянения равносильно по влиянию на мышцы пропуску одной тренировки. Выраженное же алкогольное опьянение соответствует пропуску одной – двух недель тренировки.

Систематическое потребление алкоголя, даже в малых дозах, приводит к застою и снижению мышечного роста. Ниже мы приведем физиологические механизмы влияния алкоголя на мышцы с ссылками на различные научные исследования:

  1. Тормозит синтез мышечного протеина

  2. Понижает уровень гормона роста

  3. Понижает уровень тестостерона, повышает уровень эстрогена

  4. Вызывает дегидратацию

  5. Приводит к истощению запасов минералов и витаминов

  6. Жирообразование

  7. Нарушение сна



Пахомова Ирина Николаевна, психолог

ГБОУ РС (Я) «Нюрбинский колледж»,

г.Нюрба Республика Саха (Якутия)

Психологическая программа «Искусство жить в ладу собой и миром»

с использованием методов по арт-терапии.

1.Обоснование программы

Актуальность:

Современная молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у них чувство безнадежности и раздражения(при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшее поколение оставляет им такое наследство.

Агрессивность в личностных характеристиках молодежи формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитии агрессивности могут влиять природные особенности его темперамента, такие как возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

В состоянии фрустрации молодые люди (подростки) с подобной психической организацией ищут выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Агрессия: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничтожение, самоубийство), враждебная (причинение вреда),инструментальная.

Цель: cоздание психолого-педагогических условий для коррекции агрессивного поведения.

Задачи:

1.выявить творческие способности каждого студента, обучающегося.

2.формировать и продолжить работу по культуре поведения и этикета.

3.развивать чувство ответственности, силу воли, терпение, толерантность.

Гипотеза:

Если применять данную программу в индивидуальной и групповой работе по профилактике культуры поведения и этикета, то видим в будущем положительные взаимоотношения между подростками, молодыми людьми, взаимопонимание со сверстниками. Мы думаем, что наш проект примечателен:

1.В процессе работы изменится поведение респондентов.

2.Сознание своей силы и своей полезности положительно повлияет на нравственное развитие подростков, молодежи.

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками вычленяется три основных направления:

1.Диагностические методы определения типа нарушения поведения у молодежи, подростка.

2.Организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками, молодежью.

3.Содержание воспитательной работы с такими людьми, включая воздействия на окружающую их среду, в том числе семью.

Содержанием программного материала «Искусство жить в ладу собой и миром», являются личностные черты, привязанности, суждения и предпочтения, человеческие мысли, чувства и действия, межличностные отношения и закономерности развития мира. Основной задачей программы является умение перевести содержание ситуации в эмоциональное содержание и принятие, поддержание возникающих у респондентов эмоциональных реакций.

- Необходимо соблюдать определенные требования речи, мысли ведущего (педагога, психолога).

- Описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые ему понравились.

- Выражать удивление и восхищение всем, что делают и говорят на занятиях.

- Часто употреблять слова «Молодец», «прекрасно», «хорошо», «очень приятно», «умница», «красиво, отлично»

- В каждом занятии находить что-то позитивное и называть вслух.

Научная новизна: использование метода арт-терапии в профилактической работе по стрессоустойчивости и интегрированный подход в теоретическом обучении

Практическая значимость: использование данной методики психологической деятельности позволяет повысить уровень социальной адаптации студентов первого года обучения, тем самым снижается отсев и повышается эффективность образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования

Ожидаемый результат программы «Искусство жить в ладу с собой и миром»:

1.Умение получать необходимую информацию о самом себе, знать способы получения такой информации.

2.Готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

3.Иметь навык саморегуляции.

4.Иметь стремление к личностному росту, самопознанию, саморазвитию, самовыражению, утверждению, своей индивидуальности.

5.Умение свободно выражать свои мысли, чувства, переживания.

6.Владеть навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.

7.Иметь осознанное стремление к здоровому образу жизни.

8.Иметь навыки социальной адаптации, стремление к успеху, самопрезентацию.

2. Содержание программы «Искусство жить в ладу с собой миром»

Краткое описание проведения работы: На каждом занятии используем артерапевтические инструментарии. Постоянными материалами являются пластилин, крупы, цветные карандаши, цветная бумага, картон, музыкальное сопровождение. Расположение респондентов «круговое».

Содержание.

Тема.

Количество

Часов.

Инвентарь

Введение в психологию конфликта.

1.Психологическая характеристика внутриличностных конфликтов.

2ч.

Фломастер,бумага А4




1.Арттерапия понятия,виды.

2ч.

Пластилин




Коллаж

1ч.

Пластилин,ватман,музкальное сопровождение.

2.Артерапевтический процесс как средство проявления и разрешения внутрипсихических конфликтов.

1.Психологическая сила конфликта, осознание конфликтного поведения и конфликтных отношений. Эмоциональные реакции в конфликте, отреагирование.

2.Эмоциональное переключение с целью оптимизации эмоционального состояния и развития психологической устойчивости личности клиента.







Ролевые установки.


Решение задач,сочинение на тему «Если бы я был волшебником» -1ч.

Арт-техника «Рисуем эмоции»-1ч

3.Диагностические мероприятия с использованием арттерапевтических методов.

1.Склонность личности к конфликтным ситуациям.

2.Взаимоотношение

3.работа в группе

4.личность

2ч.
1ч.



3ч.

Фломастер, бумага А;, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.


4.Исследование личности путем воспоминаний, воображения

Психологический практикум:

-детство

-1 радость

-1 обида

-1 разочарование



1

1

1

1

Фломастер, бумага А4, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.

Картинки с журналов и составления коллажа путем аппликации.

5.Психопрофилактика межличностных конфликтов средствами арт-терапии.






Фломастер, бумага А4, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.

Беседа, работа с фотоаппаратом, видеосъемками (взгляд со стороны)

6.Влияние конфликтов на психическое состояние личности.

1.Негативные последствия (урон здоровью, снижение самооценки, напряженность и т.д)

2.Позитивные эффекты, ролевая гибкость, развитие психологической устойчивости и целостного образа Я

3ч.

3ч.

Фломастер, бумага А;, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.

Беседа, работа с фотоаппаратом, видеосъемками (взгляд со стороны), работа с гримов (визажист, стилист)

7.Приемы осознанной самокоррекции негативных эмоциональных переживаний, оптимизация собственных чувств, отношений, поведения.

Свободная тематика.

-Стрессоусточивость.



Лекция, дискуссия (передавать опыт другим, практические занятия с другими группами)

Итого:




35 ч.




Психокоррекционный процесс состоит из основных блоков: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках их поведении студентов (вчерашних школьников) настолько органическими, сколько социально-психологическими причинами.

Данное обстоятельство четко раскрывается у них в подростковом возрасте, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в том числе отношение студентов, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Поэтому всегда надо учитывать в первую очередь индивидуальность каждой личности и занимать его интересующимся занятиями, беседами на любимую тематику. Предлагаем кружки, по интересам используя данную формулу «Удачи».

  1. В основном моя работа была направлена на смягчение эмоционального дискомфорта студентов 1 курса в адаптационный период, также на повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

2. Значительным достижением моей работы является разработка механизма коррекции самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции студентов Нюрбинского колледжа.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconОрганизация учебного процесса по физической культуре в условиях фгос
Гордеев Ю. А., заведующий кафедрой физической культуры огбоу дпо уипкпро, к п н., профессор
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по физической культуре в 7 классе на тему: «Волейбол», под руководством учителя физической культуры Бахтиной Е. С
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconТемы вашего учебного проекта
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей физической культуры,...
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconФормирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconКонспект урока физической культуры по теме
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconУрок физической культуры в начальной школе
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:...
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconД. И. Менделеева, г. Тобольск Культурология как средство формирования...
Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи. Покачивайте головой из стороны в сторону. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение...
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconО. И. Попова «Согласовано» ззам директора по ур
Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их...
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconУчебного процесса варианты тематического планирования для учителей физической культуры
ФК. Формирование умения правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и физкультминуток; организующие команды
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса» iconКонспект урока физической культуры по разделу программы «Волейбол» для учащихся 7- го класса
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск