Министерство профессионального образования подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
Республиканская научно – практическая конференция «Профессиональное образование и здоровый образ жизни: опыт, перспективы развития»
Тема доклада:
«Волейбол – как средство физической культуры в регулировании психофизиологических основ учебного процесса»
Филиппова Дария Егоровна
Преподаватель физической культуры
ГБОУ РС(Я) «Нюрбинский колледж»
Введение
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда – сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность –потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление – временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.
Переутомление – накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся , легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость – комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация – отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация – состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие – субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
Результаты исследований свидетельствует о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющие тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно – психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Профессиональное образование требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно – профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Ни для кого не секрет, что волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью. Основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средство физического воспитания является ее специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для всех возрастов.
Общая психологическая подготовка волейболистов
Общая психологическая подготовка осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.
Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:
Воспитание морально – волевых качеств личности волейболиста.
Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия.
Развитие внимания, в частности его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
Совершенствование тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.
Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.
Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.
Особенности формирования морально – волевых качеств личности волейболистов и их проявления находятся в тесной связи со спецификой волейбола – коллективным характером игры.
Волейбол развивает у каждого спортсмена и любителя, независимо от возраста, лидерские качества, дисциплинированность, организованность, общительность, чувство коллективизма и сплоченность. А со стороны физических качеств развивает быстроту, силу, выносливость, скорость и гибкость. Имея и развивая все эти качества мы показываем высокий результат на всех соревнованиях.
И самую важную роль играет конечно же здоровый образ жизни. Каждый спортсмен обязан помнить, что алкоголь в любой его форме и в любых количествах на силовые показатели и мышечный рост всегда действует негативно. Однократное потребление алкоголя даже о степени легкого опьянения равносильно по влиянию на мышцы пропуску одной тренировки. Выраженное же алкогольное опьянение соответствует пропуску одной – двух недель тренировки.
Систематическое потребление алкоголя, даже в малых дозах, приводит к застою и снижению мышечного роста. Ниже мы приведем физиологические механизмы влияния алкоголя на мышцы с ссылками на различные научные исследования:
Тормозит синтез мышечного протеина
Понижает уровень гормона роста
Понижает уровень тестостерона, повышает уровень эстрогена
Вызывает дегидратацию
Приводит к истощению запасов минералов и витаминов
Жирообразование
Нарушение сна
Пахомова Ирина Николаевна, психолог
ГБОУ РС (Я) «Нюрбинский колледж»,
г.Нюрба Республика Саха (Якутия)
Психологическая программа «Искусство жить в ладу собой и миром»
с использованием методов по арт-терапии.
1.Обоснование программы
Актуальность:
Современная молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у них чувство безнадежности и раздражения(при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшее поколение оставляет им такое наследство.
Агрессивность в личностных характеристиках молодежи формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитии агрессивности могут влиять природные особенности его темперамента, такие как возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
В состоянии фрустрации молодые люди (подростки) с подобной психической организацией ищут выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Агрессия: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничтожение, самоубийство), враждебная (причинение вреда),инструментальная.
Цель: cоздание психолого-педагогических условий для коррекции агрессивного поведения.
Задачи:
1.выявить творческие способности каждого студента, обучающегося.
2.формировать и продолжить работу по культуре поведения и этикета.
3.развивать чувство ответственности, силу воли, терпение, толерантность.
Гипотеза:
Если применять данную программу в индивидуальной и групповой работе по профилактике культуры поведения и этикета, то видим в будущем положительные взаимоотношения между подростками, молодыми людьми, взаимопонимание со сверстниками. Мы думаем, что наш проект примечателен:
1.В процессе работы изменится поведение респондентов.
2.Сознание своей силы и своей полезности положительно повлияет на нравственное развитие подростков, молодежи.
В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками вычленяется три основных направления:
1.Диагностические методы определения типа нарушения поведения у молодежи, подростка.
2.Организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками, молодежью.
3.Содержание воспитательной работы с такими людьми, включая воздействия на окружающую их среду, в том числе семью.
Содержанием программного материала «Искусство жить в ладу собой и миром», являются личностные черты, привязанности, суждения и предпочтения, человеческие мысли, чувства и действия, межличностные отношения и закономерности развития мира. Основной задачей программы является умение перевести содержание ситуации в эмоциональное содержание и принятие, поддержание возникающих у респондентов эмоциональных реакций.
- Необходимо соблюдать определенные требования речи, мысли ведущего (педагога, психолога).
- Описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые ему понравились.
- Выражать удивление и восхищение всем, что делают и говорят на занятиях.
- Часто употреблять слова «Молодец», «прекрасно», «хорошо», «очень приятно», «умница», «красиво, отлично»
- В каждом занятии находить что-то позитивное и называть вслух.
Научная новизна: использование метода арт-терапии в профилактической работе по стрессоустойчивости и интегрированный подход в теоретическом обучении
Практическая значимость: использование данной методики психологической деятельности позволяет повысить уровень социальной адаптации студентов первого года обучения, тем самым снижается отсев и повышается эффективность образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования
Ожидаемый результат программы «Искусство жить в ладу с собой и миром»:
1.Умение получать необходимую информацию о самом себе, знать способы получения такой информации.
2.Готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
3.Иметь навык саморегуляции.
4.Иметь стремление к личностному росту, самопознанию, саморазвитию, самовыражению, утверждению, своей индивидуальности.
5.Умение свободно выражать свои мысли, чувства, переживания.
6.Владеть навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
7.Иметь осознанное стремление к здоровому образу жизни.
8.Иметь навыки социальной адаптации, стремление к успеху, самопрезентацию.
2. Содержание программы «Искусство жить в ладу с собой миром»
Краткое описание проведения работы: На каждом занятии используем артерапевтические инструментарии. Постоянными материалами являются пластилин, крупы, цветные карандаши, цветная бумага, картон, музыкальное сопровождение. Расположение респондентов «круговое».
Содержание.
| Тема.
| Количество
Часов.
| Инвентарь
| Введение в психологию конфликта.
| 1.Психологическая характеристика внутриличностных конфликтов.
| 2ч.
| Фломастер,бумага А4
|
| 1.Арттерапия понятия,виды.
| 2ч.
| Пластилин
|
| Коллаж
| 1ч.
| Пластилин,ватман,музкальное сопровождение.
| 2.Артерапевтический процесс как средство проявления и разрешения внутрипсихических конфликтов.
| 1.Психологическая сила конфликта, осознание конфликтного поведения и конфликтных отношений. Эмоциональные реакции в конфликте, отреагирование.
2.Эмоциональное переключение с целью оптимизации эмоционального состояния и развития психологической устойчивости личности клиента.
| 3ч
2ч
| Ролевые установки.
Решение задач,сочинение на тему «Если бы я был волшебником» -1ч.
Арт-техника «Рисуем эмоции»-1ч
| 3.Диагностические мероприятия с использованием арттерапевтических методов.
| 1.Склонность личности к конфликтным ситуациям.
2.Взаимоотношение
3.работа в группе
4.личность
| 2ч. 1ч.
1ч
3ч.
| Фломастер, бумага А;, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.
| 4.Исследование личности путем воспоминаний, воображения
| Психологический практикум:
-детство
-1 радость
-1 обида
-1 разочарование
|
1
1
1
1
| Фломастер, бумага А4, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.
Картинки с журналов и составления коллажа путем аппликации.
| 5.Психопрофилактика межличностных конфликтов средствами арт-терапии.
|
| 5ч
| Фломастер, бумага А4, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.
Беседа, работа с фотоаппаратом, видеосъемками (взгляд со стороны)
| 6.Влияние конфликтов на психическое состояние личности.
| 1.Негативные последствия (урон здоровью, снижение самооценки, напряженность и т.д)
2.Позитивные эффекты, ролевая гибкость, развитие психологической устойчивости и целостного образа Я
| 3ч.
3ч.
| Фломастер, бумага А;, Ролевые установки, Пластилин, крупы, песок.
Беседа, работа с фотоаппаратом, видеосъемками (взгляд со стороны), работа с гримов (визажист, стилист)
| 7.Приемы осознанной самокоррекции негативных эмоциональных переживаний, оптимизация собственных чувств, отношений, поведения.
| Свободная тематика.
-Стрессоусточивость.
| 3ч
| Лекция, дискуссия (передавать опыт другим, практические занятия с другими группами)
| Итого:
|
| 35 ч.
|
| Психокоррекционный процесс состоит из основных блоков: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.
Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках их поведении студентов (вчерашних школьников) настолько органическими, сколько социально-психологическими причинами.
Данное обстоятельство четко раскрывается у них в подростковом возрасте, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в том числе отношение студентов, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.
Поэтому всегда надо учитывать в первую очередь индивидуальность каждой личности и занимать его интересующимся занятиями, беседами на любимую тематику. Предлагаем кружки, по интересам используя данную формулу «Удачи».
В основном моя работа была направлена на смягчение эмоционального дискомфорта студентов 1 курса в адаптационный период, также на повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.
2. Значительным достижением моей работы является разработка механизма коррекции самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции студентов Нюрбинского колледжа.
|