|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
« 11 » апреля 20 13 г. «___»_______________20 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № 20
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Факультетская терапия, профессиональные болезни»
По направлению подготовки 060103 Педиатрия (квалификация «специалист»)
Курс 3, 4-й
Вид промежуточной аттестации - экзамен
Кафедра факультетской терапии
Трудоемкость дисциплины 216(час.)/ 6(зач. ед.)
Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины.
Обучить основам диагностики и лечения заболеваний внутренних органов и профессиональных заболеваний и умению оказать первую врачебную помощь при неотложных состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах. 1.2 Задачи изучения дисциплины.
1.2.1. Обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся нозологических форм заболеваний внутренних органов и профессиональных заболеваний.
1.2.2. Углубленно изучить этиологию заболеваний внутренних органов и эндокринной системы и роль факторов окружающей среды, влияющих на их развитие и прогрессирование.
Овладеть алгоритмом постановки клинического диагноза.
Научить оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Факультетская терапия, профессиональные болезни» изучается в шестом и седьмом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060103 Педиатрия.
В состав дисциплины «факультетская терапия, профессиональные болезни» входят учебные модули:
I. Факультетская терапия
II. Профессиональные болезни
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, неврология, медицинская генетика).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-5
| Способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК-8
| Способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
|
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| Способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
| ПК-3
| Способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие ринципы доказательной медицины, основной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-5
| Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| ПК-17
| Способен и готов выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам,
системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать
алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
| ПК-19
| Способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия
| ПК-20
| Способен и готов назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| ПК-21
| Способен и готов осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию
детей и подростков в плановом и экстренном порядке
| ПК-23
| Способен и готов применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после
перенесенных заболеваний
| ПК-26
| Способен и готов к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни
| ПК-27
| Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
| ПК-30
| Способен и готов решать вопрос экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) у детей и подростков, оформлять соответствующую документацию, определить необходимость направления больного ребенка и подростка на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди детей и подростков
| ПК-31
| Способен и готов изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
основные патологические синдромы с учетом возрастных особенностей, а также встречающиеся в клинике профессиональных заболеваний;
основные причины и патогенетические механизмы, лежащие в основе ведущих синдромов;
основные нозологические формы заболеваний внутренних органов и профессиональных заболеваний;
методы диагностики заболеваний внутренних органов;
основные методы лечения и профилактики внутренних болезней и профессиональных болезней;
основные аспекты и методы реабилитации больных, экспертизу трудоспособности при изучаемых нозологических формах.
Уметь:
провести обследование больного;
заполнить историю болезни;
оценить результаты обследований пациента;
провести дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями;
поставить развернутый клинический диагноз;
назначить и обосновать адекватное лечение;
решать вопросы экспертизы трудоспособности;
оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
провести экспертизу трудоспособности при профессиональном заболевании.
Владеть:
методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);
навыками общения, относящимися к основным навыкам клинической компетентности, пациент-центрированными навыками общения, улучшающими статус здоровья пациентов и увеличивающими эффективность помощи, сокращая диагностические тесты и направления;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением соответствующему врачу-специалисту; алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; этическими и деонтологическими аспектами врачебной деятельности;
умением оформления истории болезни, температурного листа, листа назначений, эпикриза; прописи рецептов на основные лекарственные препараты;
алгоритмом неотложной помощи при различных аритмиях, приступе Морганьи-Эдемса-Стокса, гипертонических кризах, приступе стенокардии и инфаркте миокарда, острой сердечной недостаточности (отеке легких и кардиогенном шоке), проведения реанимационных мероприятий (массаж сердца, дыхание рот в рот, наблюдение за ритмом сердца по кардиомонитору);
алгоритмом оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы, желудочно-кишечном кровотечении, при приступе желчной (печеночной) колики и кровотечении из варикозно-расширенных вен пищевода. Оказать первую врачебную помощь при неотложных состояниях: острой интоксикации тетраэтилсвинцом, ароматическими углеводородами и их амино- и нитропроизводными, оксидом углерода, сероуглеродом, веществами раздражающего действия, пестицидами; токсическом отеке легких, приступе профессиональной бронхиальной астмы, астматическом статусе и острой дыхательной недостаточности и др.;
алгоритмом оказания неотложной помощи при острой интоксикации тетраэтилсвинцом, ароматическими углеводородами и их амино- и нитропроизводными, оксидом углерода, сероуглеродом, веществами раздражающего действия, пестицидами; токсическом отеке легких, приступе профессиональной бронхиальной астмы и др.;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Наименование модулей дисциплины
|
Всего часов
|
Семестр
| 1. Факультетская терапия
| 147
| 6,7
| 2. Профессиональные болезни
| 33
| 6
|
|
|
| Экзамен
| 36
| 7
| Общая трудоемкость (час.)
| 216
|
| |