Скачать 212.59 Kb.
|
Рассмотрена на заседании Принята на заседании УТВЕРЖДАЮметодического объединения педагогического совета Приказ № 80 Протокол № 1 Протокол № 10 от «21» сентября 2012 от «21» августа 2013 г. От «21» августа 2013 Директор школы: _______ Руководитель МО:________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 класса Количество часов в неделю: 1 Составитель: Семакова Татьяна Анатольевна, учитель биологии и географии Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.Общая биология 10-11 кл. М.: «Дрофа», 2006 год.2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по биологии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2005. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Безменшурская СОШ, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Количество контрольных работ за год – 6 Количество лабораторных работ за год – 2 Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания. Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием: 1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009. 2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011. 3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. - 254с. Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Содержание программы Введение. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой природы к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Тема 2. Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; хромосом, моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторная работа: рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов История развития генетики до Г. Менделя, Г. Мендель и его роль в становлении генетики как науки, История развития генетики после Г. Менделя до середины XX века, Современные исследования в области генетики От дискретных факторов до ДНК генов, ДНК и гены. Классификация генов, Решение задач по молекулярной генетике, Структура генов, Генетика: проблемы и надежды. Влияние наследственности на агрессивность и преступность, Устойчивость к действию алкоголя, никотину и наркотикам, Наследственные болезни человека: генные, геномные, хромосомные, Хромосомные мутации: причины возникновения, возможные последствия, Причины повреждения хромосом. Лабораторная работа «Повреждение хромосом при действии химических мутагенов», Наследственные болезни, сцепленные с полом. Решение задач: Сцепленное с полом наследование, Врожденные пороки развития, Профилактика наследственных заболеваний и пороков развития, Охрана окружающей среды и наследственность человека Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса Учащиеся должны знать: уровни организации живой материи (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный) и методы их изучения в биологии; основные положения клеточной теории; строение клеток прокариот и эукариот; основные процессы жизнедеятельности клетки; механизмы наследственности и изменчивости; особенности биологических явлений, происходящих на каждом уровне организации живого; причины многообразия организмов; Учащиеся должны уметь: объяснять взаимосвязь процессов, происходящих на разных уровнях организации живого; причины разнообразия различных форм изменчивости, приспособленности организмов; приводить доказательства родства, общности происхождения, эволюции организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды; приводить примеры изменчивости и приспособленности организмов, взаимосвязей организмов в сообществах; обосновывать необходимость охраны природы; распознавать строение клеток растений, животных и грибов; обосновывать, сопоставлять, делать выводы; овладеть умениями пользоваться указателем научной и популярной литературы; составлять развернутый план, готовить реферат, составлять схемы. Список литературы 1. А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2005 г. 2. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2008 г. 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии. 4. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 5. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009. 6. Каминова Г.С. ЕГЭ. 7. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009 8.Кириленко А. А., Колесников С. Н. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы.: Ростов н/Д: Легион, 2013 г. 9. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010. 10. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989. 11. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология. Дополнительная: 12. Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987. 13. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 14. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса Учащиеся должны знать: - уровни организации живой материи (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный) и методы их изучения в биологии; - основные положения клеточной теории; - строение клеток прокариот и эукариот; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - механизмы наследственности и изменчивости; - особенности биологических явлений, происходящих на каждом уровне организации живого; - причины многообразия организмов; - место человека как биологического вида в биосфере и его биосоциальную сущность; - влияние деятельности человека на экосистемы, меры охраны и рациональной природопользования. Учащиеся должны уметь: - объяснять взаимосвязь процессов, происходящих на разных уровнях организации живого; причины разнообразия различных форм изменчивости, приспособленности организмов; - приводить доказательства родства, общности происхождения, эволюции организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, единства человека как биологического вида; - приводить примеры изменчивости и приспособленности организмов, взаимосвязей организмов в сообществах, воздействия человека на окружающую среду; - проводить наблюдения за влиянием факторов среды на организмы; - обосновывать необходимость охраны природы. Учебно-тематический план
Учебная программа
Контрольная работа №1 Вариант 1 1.Какие проявления жизни изучает биология? 2.С какими науками могут быть связаны биологические исследования, каким образом проявляется комплексность биологических знаний? 3.Какие открытия классической биологии были сделаны во второй половине 20 века? 4.Синтез каких наук обеспечил создание синтетической теории эволюции? 5.Каковы особенности физико-химической биологии? Вариант 2 1.Назовите античных ученых, чьи работы способствовали возникновению биологии. 2.Какова роль биологических знаний в сохранении биосферы? 3.Кратко охарактеризуйте сущность каждого метода исследования в биологии 4.Перечислите свойства живого, приведите конкретные примеры проявления этих свойств 5.Охарактеризуйте уровни организации живой материв направлении от самого элементарного до самого сложноорганизованного уровня(Можно – Наоборот) Контрольная работа №2 1.В чем проявляется взаимосвязь строения молекулы ДНК и ее функции в клетке? 2.Подпишите названия веществ входящих в состав нуклеотида молекулы РНК? 3.Объясните существование различных уровней организации белковой макромолекулы. Какое значение они имеют жизнедеятельности? 4.Чем отличается молекула ДНК как полимер от молекулы белка |
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | ||
Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии... Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная... Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11... | Рабочая программа курса биологии для 7 класса (базовый уровень) рабочая... Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов Д. И | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | Рабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной | ||
Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Рабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... |