Декан агрономического факультета, профессор





Скачать 387.22 Kb.
НазваниеДекан агрономического факультета, профессор
страница1/3
Дата публикации11.01.2015
Размер387.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ































СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ















































































УТВЕРЖДАЮ



















Декан агрономического факультета, профессор





























































А.Н. Есаулко



















« »







2013 г.





















































































































































































Рабочая программа

Физиология растений


наименование дисциплины





























































110900.62 – «Технология производства и переработки с/х продукции»

направление подготовки
































































«Технология производства и переработки с/х продукции животноводства»

профиль(и) подготовки





























































Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника





























































Очная

Форма обучения





























































Ставрополь, 2013


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Физиология растений» является:

- формировать систему знаний о процессах жизнедеятельности и функции растительного организма на всем протяжении его онтогенеза при изменяющихся условиях внешней среды.

- формировать представление о функциях и функциональных системах растений, обеспечивающих реализацию генетической программы роста и развития.

- иметь представление о функциях автотрофного растения, которые объединяют процессы превращения веществ, превращения энергии, изменения формы, управления и информации растительных организмов.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина (модуль) «Физиология и биохимия растений» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.3.Б.2.

Для изучения данной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Ботаника:

Знания: по анатомии, морфологии, систематики, изменения растений и формирование урожая.

Умения: распознавать культурные и дикорастущие растения.

Навыки: отличать основные типы растительного покрова , ботанически грамотно характеризовать их в описаниях, зарисовках и других материалах; проведение самостоятельных исследований в полевых условиях.
Химия:

Знания: основные понятия и законы, химические элементы и их соединения, сведения о свойствах неорганических и органических соединений. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

Умения: уметь устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

Навыки: приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- земледелие, растениеводство, селекция и семеноводство, агрохимия.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

- сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8)

б) профессиональных (ПК):

иметь базовые представления об основных теоретических и прикладных направлениях агрономии.

- обладать способностью, распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК – 3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность физиологических процессов протекающих в растительных организмах

- закономерности роста, развития растений и формирование урожая. Взаимосвязь растений в биоценозах и методы сохранения растительных сообществ.

Знать: жизненные процессы растений, морфологию и систематику растений, закономерности распределения растительных сообществ, определения понятий: вещество, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,   соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит; химическая реакция.

Уметь:

- определять их физиологическое состояние растений;

- прогнозировать последствия опасных для сельского хозяйства метеорологических явлений на урожайность культуры;

Владеть:

Приемами управления обменом веществ конкретных видов и сортов растений путем активного вмешательства в деятельность функциональных систем, определяющих рост и развитие растений их конечную продуктивность и качество урожая.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Данные по рабочему учебному плану: 144 час., 4 зачет. ед.


Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Трудоемкость по Госстандарту -

из них:

























144

самостоятельная работа -










54













54

аудиторные занятия –

в том числе:










72













72

лекции -










20













20

лабораторные -










2













2

семинарские -




























практические -










32













32



Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

недель в семестре










20













20

Форма контроля:




























экзамен










+













36

зачет




























курсовая работа




























курсовой проект






























5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


пп

Разделы (модули) дисциплины и темы занятий

Количество часов

(очная форма обучения)

Формы текущего контроля успеваемости

Коды формируемых компетенций

Всего

Лекции

Практические (Семинарские, лабораторные)

Сам. работы

1

Физиология и биохимия растительной клетки.

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

2

Фотосинтез, общая характеристика и значение фотосинтеза в природе.

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

3

Дыхание растений и его биологическая роль в жизни растений

16

2

2

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

4

Минеральное питание растений.

16

2

2

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

5

Обмен и транспорт органических веществ в растениях

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

6

Водный режим растений

16

4

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

7

Рост и развитие растений.

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

8

Приспособляемость и устойчивость растений.

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3

9

Формирование качества урожая.

16

2

4

6

устный опрос, реферат, коллоквиум

ОК-8

ПК – 3




Итого

144

20

32

54

Экзамен 36





6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Лекционный курс


Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

Всего часов

  1. Физиология растительной клетки.

Место физиологии растений в системе биологических дисциплин. Главнейшие этапы развития физиологии растений; Основные направления современной физиологии растений. Проницаемость протоплазмы и осмотические свойства клетки протоплазмы, и осмотические свойства клетки; Поглощение и выделение веществ клеткой. Мембранные системы клетки и их проницаемость для различных веществ; Теории проницаемости. Теории осмоса;

Зависимость между осмотическим давлением, тургорным давлением и сосущей силой клетки; значение осмотических явлений в жизни клетки и целого растительного организма.


2

  1. Химизм и продуктивность фотосинтеза.

Физико-химическая сущность фотосинтеза.

Лист как орган фотосинтеза. Строение и химический состав хлоропластов; пигментные системы хлоропластов, их структура и функции. Работы К.А. Тимирязева к фотосинтезу.

Циклическое и нециклическое фотофосфорилизование. Фотоокисление воды. Восстановительный пентозофосфатный цикл (цикл Кальвина); особенности фотосинтеза у С3 и С4 – растений; фотосинтез по типу толстянковых (САМ - метаболизм). Параметры оценки фотосинтезов (фотосинтетический потенциал, чистая продуктивность, индекс листовой поверхности, КПД фотосинтеза, биологическая и хозяйственная продуктивность); параметры оптимального посева;

использование показателей фотосинтетической деятельности при программировании урожая.


2

  1. Дыхание и его биологическая роль в жизни растений.

Общая характеристика дыхания;

Значение дыхания в жизни растений;

митохондрии, их строение, состав и функции; дыхание аэробное и анаэробное; теория генетической связи дыхания и брожения. Гликолиз, его регуляция и энергетика; аэробная фаза дыхания. Цикл Кребса (ди- и трикарбоновых кислот), его регуляция и энергетика. Окислительное фосфорилирование; баланс энергии при дыхании; дыхательные коэффициенты, зависимость их от субстратов; регулирование дыхания при хранении семян и сочной продукции.


2

  1. Минеральное питание растений.

Необходимые растению макро- и микроэлементы, их усвояемые соединения и физиологическая роль;

Принципы диагностики дефицита питательных элементов. Ионный транспорт в целом растении; перемещение элементов по ксилеме и флоэме; некорневое питание растений; перераспределение и реутилизация веществ в растении. Особенности нитратного и аммонийного питания растений; причины накопления нитратов в растениях; минеральное питание в фитоценозах и их круговорот в экосистеме; физиологические основы применения удобрений.


2

  1. Обмен и транспорт органических веществ в растениях.

Восстановление нитратов в растениях;

Образование аминокислот. Незаменимые аминокислоты; биосинтез белков; превращения аминокислот (дезаминирование, декарбоксилирование); превращение азотистых веществ при прорастании семян. Строение и свойства жиров; жирные кислоты, входящие в состав растительных масел; показатели, характеризующие свойства и качество растительных масел; биосинтез жиров. Распад и окисление жиров. Химический состав зерна при созревании; влияние климатических факторов на химический состав зерна злаков;
влияние удобрений на химический состав зерна злаков. Химический состав семян масличных культур; изменчивость химического состава семян масличных культур; влияние изменения условий выращивания масличных культур на химический состав их семян. Химический состав зерна зернобобовых культур;

изменение качества урожая зернобобовых культур в зависимости от географических условий и агротехнических приемов;



2

  1. Водный режим растений

Состояние воды в биологических объектах и ее значение в жизнедеятельности растительного организма;

термодинамические основы водообмена растений; движение воды в системе почва - растение - атмосфера по градиенту водного потенциала;

Двигатели и путь водного потока в целостном растении. Физиология устьичных движений; зависимость транспирации от условий среды; пути снижения транспирации; транспирационный коэффициент и коэффициент водопотребления. Физиологические показатели, применяемые для установления необходимости полива; использование параметров водообеспеченности при программировании урожаев; влияние избытка воды на растения. Полегание растений и его причины.

4

  1. Рост и развитие растений

Понятие об онтогенезе, росте и развитии растений. Фитогормоны как факторы, регулирующие рост и развитие целостного растения. Локализация роста у высших растений. Зависимость роста от экологических факторов. Покой растений, его прерывание и продление. Движение растений.

2

  1. Приспособляемость и устойчивость растений.

Холодоустойчивость растений. Физиолого-биологические изменения; теплолюбивых растений при положительных температурах; морозоустойчивость растений. Замерзание растительных клеток тканей и происходящие при этом процессы;

способы повышения морозоустойчивости. Закаливание растений его фазы; зимостойкость как устойчивость ко всему комплексу неблагоприятных факторов перезимовки;

Способы повышения зимостойкости растений. Определение морозоустойчивости озимых злаков. Определение жизнеспособности озимых зерновых культур в зимний период методом монолитов. Определение состояния озимых зерновых культур по отрастанию воде; Определение состояния озимых культур ускоренным методом.

Изменение в обмене веществ, росте и развитии растений при действии максимальных температур. Способы повышения жароустойчивости растений; Засухоустойчивость растений. Совместное действие недостатка влаги и высокой температуры на растение.

Особенности водообмена у ксерофитов и мезофитов. Физиологически особенности засухоустойчивых сельскохозяйственных растений. Современное состояние физиологии солеустойчивости растений; влияние засоления на растения, механизм толерантности; типы галофитов; .

Солеустойчивость культурных растений; Диагностика солеустойчивости растений.

2

  1. Формирование и качество урожая.

Физиология и биохимия формирования качества урожая с/х культур: зерновых, зернобобовых, масличных,овощных.

2

Всего:





20


6.2. Перечень практических (лабораторных, семинарских) работ


Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование практических (лабораторных, семинарских) работ

Всего часов

  1. Физиология растительной клетки

Определение осмотического давления методом плазмолиза определение сосущей силы методом струек (по Шардакову) и методом полосок.

4

  1. Фотосинтез.

Химические свойства пигментов листа. Оптические свойства пигментов. Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению СО 2 в токе воздуха.

4

  1. Дыхание растений.

Определение активности каталазы газометрическим путем. Определение интенсивности дыхания сухих и проросших семян. Определение интенсивности дыхания семян в закрытом сосуде при различных температурах. Определение интенсивности семян в токе воздуха.

2

  1. Минеральное питание.

Микрохимический анализ золы растений. Антагонизм ионов. Рост корней ячменя в растворе чистой соли и смеси солей.

2

  1. Обмен и транспорт органических веществ в растениях.

Изучение действия инвертина на сахарозу. Липиды и их свойства. Превращение веществ при прорастании семян. Обнаружение запасных веществ в растительных объектах. Определение кислотного числа жира.

4

  1. Водный режим растений

Формы воды в растениях. Определение интенсивности транспирации и относительной транспирации с помощью технических весов. Определение скорости передвижения воды по растению. Изучение интенсивности транспирации у срезанных листьев при помощи торзионных весов (по Иванову).

4

  1. Рост и развитие растений.

Наблюдение периодичности роста древесных побегов. Наблюдение за развитием злаков по морфологическим изменениям в точках роста (по Ф.М. Куперман).

4

  1. Приспособляемость и устойчивость растений.

Определение жароустойчивости растений (по Мацкову). Защитное действие сахарозы на цитоплазму при отрицательных температурах. Определение жизнеспособности озимых культур, окрашивание тканей. Диагностика солеустойчивости листьев растений по интенсивности разрушения хлорофилла.

4

  1. Формирование и качество урожая.

Физиология и биохимия формирования качества урожая с/х культур: зерновых, зернобобовых, масличных,овощных.

4

Всего:




32


6.3. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работа), реферат учебным планом не предусмотрен.

6.4. Самостоятельная работа студента


п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

Коды формируемых компетенций



3

Физиология растительной клетки.

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8

ПК – 3



Фотосинтез, общая характеристика и значение фотосинтеза в природе.

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8

ПК – 3



4

Дыхание растений и его биологическая роль в жизни растений

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8

ПК – 3



Минеральное питание растений.

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8

ПК – 3



Обмен и транспорт органических веществ в растениях.

Изучение действия инвертина на сахарозу. Липиды и их свойства. Превращение веществ при прорастании семян. Обнаружение запасных веществ в растительных объектах. Определение кислотного числа жира.

6

ОК-8 ПК – 3



Водный режим растений

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8

ПК – 3



Рост и развитие растений.

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8 ПК – 3



Приспособляемость и устойчивость растений.

Подготовка к контрольной работе, подготовка к коллоквиуму, работа с основной и дополнительной литературой, подготовка рефератов.

6

ОК-8 ПК – 3






  1. Формирование и качество урожая.

Физиология и биохимия формирования качества урожая с/х культур: зерновых, зернобобовых, масличных,овощных.

6




ИТОГО часов в семестре:

54



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Декан агрономического факультета, профессор iconДекан агрономического факультета профессор А. Н. Есаулко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультетов агрономического и защиты растений, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультетов агрономического и защиты растений, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультетов агрономического и защиты растений, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультетов агрономического и защиты растений, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического...
Декан агрономического факультета, профессор icon«Патологическая анатомия, секционный курс»
Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор
Декан агрономического факультета, профессор iconФинакадемия Кафедра «Микроэкономика» О. В. Карамова
Рецензенты: Вафина Н. Х., д э н., профессор кафедры «Микроэкономика», Сумароков В. Н. д э н., профессор, декан факультета «мэф»
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультета авт, профессор
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Декан агрономического факультета, профессор iconМетодические указания по выполнению и оформлению дипломных работ...
Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного и заочного обучения специальности 250201. 65...
Декан агрономического факультета, профессор iconРабочая программа дисциплины «Общая биотехнология»
Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, профессор, д б н., Масалов В. Н
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультета экологии и ландшафтной архитектуры, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультета агробиологии и земельных ресурсов, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconДекан факультета агробиологии и земельных ресурсов, профессор
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан агрономического факультета, профессор iconЮридический факультет утверждаю
...
Декан агрономического факультета, профессор iconЮридический факультет утверждаю
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск