Скачать 0.59 Mb.
|
1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) агрохимии является подготовка специалистов агрономического профиля в области питания растений и применения удобрений с учетом почвенно-климатических условий, биологических особенностей сельскохозяйственных культур, уровня культуры земледелия и рационального использования средств повышения плодородия почвы. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина (модуль) «Агрохимия» по профилю подготовки: «Агрономия» позволяет сформировать у студентов представление о взаимоотношениях между растениями, почвой и удобрениями в процессе питания сельскохозяйственных культур, круговороте веществ в земледелии и выявлении тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожайность или изменять качество продукции; об экологических аспектах, связанных с химизацией земледелия. Изучив агрохимию, студенты должны владеть методами повышения плодородия почв; балансово-расчетными методами определения норм удобрений, обеспечивающих получение запланированных урожаев и повышение плодородия почв; методами полевого опыта, анализа растений, почв и удобрений; математическими методами программирования. Учебная дисциплина относится к циклу - Б3 − Профессиональный цикл (ПЦ) базовая часть федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции (ОК-4), (ОК-8), (ПК-1),(ПК-5), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-23),(ПК-25) на продвинутом уровне. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Ботаника Знания: по морфологии и систематике растений, закономерностей распределения растительных сообществ, взаимосвязей между растениями в разных фитоценозах, взаимозависимости между различными компонентами биогеоценоза. Умения: вести фенологические наблюдения в природе. Навыки: отличать основные типы растительного покрова, ботанически грамотно характеризовать их в описаниях, зарисовках и других материалах; проведение самостоятельных исследований в полевых условиях. Химия неорганическая и аналитическая Знания: основные понятия и законы, химические элементы и их соединения, сведения о свойствах неорганических соединений. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; Умения: уметь устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; Навыки: приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Физиология и биохимия растений Знания: жизненные процессы растений, морфологию и систематику растений, закономерности распределения растительных сообществ, определения понятий: вещество, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит; химическая реакция. Умения: определять их физиологическое состояние растений; прогнозировать последствия опасных для сельского хозяйства метеорологических явлений на урожайность культуры; Навыки: Уметь владеть приемами управления обменом веществ конкретных видов и сортов растений путем активного вмешательства в деятельность функциональных систем, определяющих рост и развитие растений их конечную продуктивность и качество урожая. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - растениеводство; - агрохимическое обследование; - системы земледелия. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК): - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); - сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8). б) профессиональных (ПК): общепрофессиональными: - способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); - способность распознавать основные типы и разновидности почв, обосновать направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодородия (ПК-5); производственно-технологическая деятельность: - способность рассчитывать дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры (ПК-9); - готовность адаптировать системы обработки почвы под культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны и экспозиции склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин (ПК-11); научно-исследовательская деятельность: - готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23); - способность к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства (ПК-25). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: почвы, их агрохимические характеристики в целях дальнейшего повышения плодородия и урожайности сельскохозяйственных культур, основы питания растений, способы и технологии внесения удобрений, виды и формы минеральных и органических удобрений, основы их рационального использования. Уметь: обосновать и применить рациональную систему удобрений в севооборотах; проводить расчет доз органических и минеральных удобрений под планируемый урожай, организовать выполнение намеченной системы удобрений; находить оптимальные решения и творчески корректировать разработанную систему в зависимости от складывающихся условий; поставить опыты с удобрениями с целью выявления их эффективности, влияния на урожайность и качество продукции; пользоваться почвенными картами и агрохимическими картограммами, анализировать динамику плодородия почвы, достижения науки и передовой практики в этой области и использовать результаты в практической деятельности. Владеть: основами составления рациональной системы удобрений в севооборотах; основами организации выполнения намеченной системы удобрений; расчетами доз минеральных и органических удобрений. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Данные по рабочему учебному плану: 216 час., 6 зачет. ед.
5. Учебно-методический план
6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Лекционный курс
6.2.Перечень лабораторных работ
6.3. Примерная тематика курсовых проектов Тема курсового проекта: «Проектирование системы удобрения сельскохозяйственных культур в севообороте хозяйства». Цель – разработать систему удобрений в хозяйстве на основе выданного задания или по просьбе хозяйства. Привить навыки грамотного применения удобрений. Работа выполняется в соответствии с методическими указаниями, разработанными кафедрой по следующему плану и примерным расходом времени: Раздел 1. Общее сведения о хозяйстве
Раздел 2. Агрохимическое обоснование применения удобрений и средств мелиорации
Раздел 3. Расчет накопления, хранения и применения органических удобрений 1. Эффективность применения органических удобрений в хозяйстве, районе, крае. 2. Расчет накопления органических удобрений от животных, приходящихся на площадь севооборота. 3. Пути увеличения накопления органических удобрений в хозяйстве. 4. Расчет потребности площади навозохранилища и объема жижесборников на фермах и навозохранилищах. Раздел 4. Система применения удобрений в севообороте 1. Роль и значение системы удобрений в повышении эффективного плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур на примере хозяйства. 2. Расчет потребности культур севооборота в элементах питания для получения планируемого урожая. 3. Расчет норм удобрений под планируемый урожай. 4. Рекомендуемая система удобрения в полевом севообороте. 5. Место, дозы, сроки внесения органических удобрений в севообороте с учетом особенностей питания удобряемой и последующих культур. 6. Пути сочетания органических и минеральных удобрений в севообороте. 7. Расчет насыщенности 1 га севооборотной площади удобрениями. Расчет баланса элементов питания в севооборотах на основе разработанной системы удобрений. Раздел 5. Организационно-экономическое обоснование системы удобрения в севообороте
Индивидуальное задание выдается на 2-м курсе в первую неделю 4 семестра. Консультации в индивидуальном порядке по мере необходимости. 6.4. Самостоятельная работа студента
6.5. Образовательные технологии
6.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов расчетно – графические работы – не предусмотрены контрольные работы - не предусмотрены курсовое проектирование – предусмотрено Вопросы к коллоквиуму |
Декан факультета агробиологии и земельных ресурсов, профессор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной архитектуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной архитектуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной архитектуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Декан факультетов агробиологии и земельных ресурсов, экологии и ландшафтной архитектуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочий план по основам общей и неорганической химии для студентов... Ахметов, Н. С. Общая и неорганическая химия : учеб для студентов химико-технол спец вузов /Н. С. Ахметов. – М.: В. Ш., 2006 | Декан факультета агробиологии и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического... | «Патологическая анатомия, секционный курс» Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор | ||
Рабочая программа дисциплины земельные ресурсы России в ходе исторического, хозяйственного освоения земельных ресурсов и социально-экономического развития общества и хозяйства;... | Финакадемия Кафедра «Микроэкономика» О. В. Карамова Рецензенты: Вафина Н. Х., д э н., профессор кафедры «Микроэкономика», Сумароков В. Н. д э н., профессор, декан факультета «мэф» | ||
Декан факультета авт, профессор Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | Декан агрономического факультета, профессор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Общая биотехнология» Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, профессор, д б н., Масалов В. Н | Декан агрономического факультета профессор А. Н. Есаулко Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |