Скачать 211.98 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ ___________________________ _____________________________ «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине Биология_______________________________________ По направлению подготовки 060201 стоматология _____________ Курс ______1__________________________________________________ Вид промежуточной аттестации: экзамен Кафедра мед. биологии и генетики Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Биология ориентирует на профилактический и научно-исследовательский виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих задач профессиональной деятельности:
1.1. Цель преподавания дисциплины: Создание фундамента общебиологических знаний у студентов, необходимых для понимания специальных теоретических и клинических дисциплин, формирование генетического мышления, необходимого современному медицинскому работнику, участвующему в профилактической деятельности, основанной на принципе преемственности поколений, а также формирование экологического мышления и активной жизненной позиции в отношении охраны природы, что будет способствовать сохранению генофонда человека и увеличению продолжительности его жизни. 1.2. Задачи изучения дисциплины:
а) паразитизма как экологического феномена, особенностей строения и жизненных циклов паразитов человека, как основы формирования представлений об экологических болезнях; б) влияния абиотических факторов среды на организм человека как основы формирования представлений об экологической изменчивости и адаптивных экологических типов людей. 2.Место дисциплины в структуре ООП Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060201 стоматология. Биология входит в базовую федеральную часть математического и естественнонаучного цикла. Освоение биологии необходимо как предшествующее для изучения следующих дисциплин: нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, биохимия, микробиология, инфекционные болезни, медицинская генетика в стоматологии. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - Определение и свойства живого с точки зрения современной науки. Уровни организации живых систем. - Основные гипотезы происхождения и развития жизни на Земле - Место человека в системе природы. - Современное состояние клеточной теории. - Фундаментальные свойства живого: размножение, наследственность, изменчивость, обеспечивающие преемственность поколений. - Структурно-функциональные уровни организации генетического материала (генный, хромосомный, геномный). - Генетический код ДНК, его свойства, этапы реализации информации на молекулярном уровне. - Особенности структурной организации и экспрессии генов у про- и эукариот. - Особенности человека как объекта генетического анализа. Наследственный аппарат клеток человека. - Методы генетики человека. - Основные законы наследования признаков, их приложимость к человеку. Типы наследования. - Мультифакториальный принцип формирования фенотипа человека. - Понятие и классификация наследственных заболеваний человека. - Медико-генетические аспекты планирования семьи. Принципы МГК. - Генетические процессы в популяциях человека, факторы динамики генофондов и генетической структуры. - Онтогенез человека, механизмы его регуляции на молекулярном, клеточном и онтогенетическом уровнях. Эволюция онтогенеза. - Филогенез органов и систем позвоночных. Онтофилогенетически обусловленные пороки развития различных систем человека. - Основы экологии человека. Экологическая дифференциация человечества. - Паразитизм как экологический феномен. Важнейшие паразитозы человека. Строение и жизненные циклы их возбудителей. - Учение Е.Н. Павловского о трансмиссивных и природно-очаговых заболеваниях. Роль факторов внешней среды и кровососущих членистоногих в распространении заболеваний. - Современные представления о происхождении человека. Основные этапы антропогенеза. - Современные концепции и медико-биологические аспекты биосферы. Уметь: - Микроскопировать биологические объекты с использованием различных оптических приборов. - Проводить цитодиагностику хромосомных синдромов. - Рассчитывать степень генетического риска проявления наследственной патологии у потомства с использованием клинико-генеалогического метода. - Оценивать соотносительную роль наследственного и средового факторов в развитии мультифакториальных болезней с использованием близнецового метода. - Прогнозировать распространение наследственных заболеваний в популяциях человека с использованием популяционно-статистического метода. - Решать ситуационные задачи 1-го и 2-го уровней на моделирование:
- Идентифицировать виды паразитических простейших, гельминтов и членистоногих, имеющих медицинское значение по микропрепаратам - Проводить гельминтологические исследования с использованием качественных методов диагностики. - Решать задачи на моделирование эпидпроцесса при паразитарных заболеваниях. Владеть: - техникой работы со световым микроскопом. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование) - письменные (проверка тестов, контрольных работ, решение задач). 8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен) Этапы проведения экзамена 1. Этап – тестовый контроль (название этапа) 2. Этап – оценка практических навыков (диагностика микропрепарата, решение задач) (название этапа) 3. Этап- собеседование по экзаменационному билету (название этапа) 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Биология. /Под ред. В.Н. Ярыгина. В 2-х томах. – М.: Высшая школа, 9-ое изд.2008. 2. Биология. /Под ред. Н.Б.Чебышева. М.:ГЕОТАР-Медиа , 2008. 3. Биология. Современный курс / под ред. А.Ф.Никитина. СПб.: СпецЛит, 2006. 9.2. Дополнительная литература
паразитологии. – Ростов н/Д, 2002. 4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. Минск, «Высшая школа», 2003. 5. Жегунов Г.Ф. Медицинская биология - СПБ.: ООО"Сотис", 2005 6. Клюева С.К., Мороз Б.Т. Основы генетики для стоматологов. - СПБ.: ООО"МЕДИ издательство", 2005 7. Хомутов А.Е.Антропология – Ростов-на-Дону, 2002 8. Чебышев Н.В. Филогенез систем органов: уч.пособие. М.: Олимп, 2007. 9. Чебышев Н.В. Атлас по генетике – Москва.: ООО"ИД Русь-Олимп», 2008 10. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: М., «Высшая школа»,1989 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы http://medicalplanet.su/genetica/2.html http://biochemistry.ru/biohimija_severina/B5873Part25-141.html http://antropogenez.ru/catalog/ http://www.sivatherium.narod.ru/library/Fridman/glava_04.htm http://lib.usu.ru/rus/news/2011/11/01/2326 http://www.rsl.ru http://195.178.196.201/index.html http://www.scsml.rssi.ru http://www.rsl.ru http://www.biomednet.com/library http://www.aonb.ru 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор с ноутбуком, слайдоскопы, микроскопы «Биолам», ХSP -102В. Наглядные пособия: 1.Таблицы: «Строение прокариотической клетки», «Строение эукариотической клетки», «Классификация форм размножения», «Гаметогенез», «Яйцеклетка», «Типы яиц», «Сперматозоид», «Митотический цикл», «Митоз», «Мейоз». Раздаточный материал (схемы): митотический цикл, мейоз. 2. Таблицы: «Строение ДНК», «Репликация ДНК», «Этапы реализации генетической информации». Раздаточный материал: рисунки ДНК, т-РНК, и-РНК, свойства генетического кода, биохимический код. Наборы задач на моделирование этапов реализации генетической информации» 3.Таблицы: «Генетический аппарат клетки», «Кариотип человека», «Денверская номенклатура», «Строение метафазной хромосомы». 4. Таблицы: «Классификация форм изменчивости», «Генные мутации», «Мутации на клеточном уровне». Фото больных с различными хромосомными синдромами. Раздаточный материал: «Уровни мутационного процесса», «Медицинские последствия мутагенеза». 5. Таблицы: «Периодизация онтогенеза», «Основные события пренатального онтогенеза», «Зависимость дробления от типа яйцеклетки», «Типы бластул», «Способы гаструляции», «Способы образования мезодермы», «Гомология зародышевых листков», «Ценогенезы, провизорные органы», «Варианты определения пола». 6.Таблицы – схемы на различные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, наследование групп крови по системе АВО (Н), типы наследования моногенных признаков у человека, сцепленное наследование, раздаточный материал на наследование групп крови по системе АВО (Н). Наборы задач. 7. Наборы микропрепаратов по темам: "Биология клетки", "Генетический аппарат эукариотической клетки", "Размножение организмов" 8. Наглядные пособия по разделу «Феномен паразитизма» Таблицы: «Классификация паразитизма», «Способы инвазирования паразитами хозяев», «Эпидемиологическая классификация инвазий по ВОЗ», «Эпидемиологическая классификация гельминтозов», «Лабораторная диагностика гельминтозов», «Яйца гельминтов», «Типы очагов», «Систематика простейших», «Систематика типов плоские и круглые черви», «Систематика членистоногих», «Эпидемиологическая классификация насекомых». Таблицы по морфологии и жизненному циклу важнейших простейших, имеющих медицинское значение: лямблия, урогенитальная трихомонада, дизентерийная амёба, малярийный плазмодий, токсоплазма, балантидий Микропрепараты этих же простейших. Таблицы по морфологии и жизненному циклу гельминтов, имеющих наибольшее медицинское значение: кошачий сосальщик, печёночный сосальщик, эхинококк, альвеококк, широкий лентец, бычий и свиной цепни, аскарида человеческая, острица детская, власоглав, трихинелла. Микропрепараты этих же гельминтов, их яйца. Влажные макропрепараты: самец и самка аскариды человеческой, широкий лентец, эхинококковый пузырь в лёгком оленя, эхинококковый пузырь в печени человека. Таблицы по морфологии и жизненному циклу клещей и насекомых, имеющих наибольшее медицинское значение. Микропрепараты клещей родов Ixodes и Dermaсentor на всех стадиях онтогенеза. Микропрепараты бытовых насекомых (клопы, вши, блохи, тараканы). Микропрепараты головок самок и самцов, крыла, личинок, куколок и яиц обыкновенного и малярийного комаров. 9. По разделу «Онтогенез человека, антропогенез» используются экспонаты музея антропологии СГМУ (стенды, таблицы, влажные макропрепараты, муляжи и т. д.) 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «Биология» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Биология». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
|
Рабочая программа Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения... «Гражданское право» является формирование у обучающихся комплекса компетенций, обеспечивающих готовность бакалавра эффективно решать... | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,... | ||
1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) | Литература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Гэу в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей | Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия» Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | ||
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение» | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060201 – Стоматология | 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в... | ||
Пояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить... Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия... |