1. Цель и задачи освоения дисциплины





Название1. Цель и задачи освоения дисциплины
страница1/9
Дата публикации21.09.2013
Размер1.17 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
––––––––––––––––––––––––––––––––––
«________»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (034700)
Профиль подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (034710)
Степень выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ НОРМАТИВНАЯ, ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ

Ижевск 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»). При ее составлении использована примерная программа по дисциплине «Регионоведение», разработанная авторским коллективом профессорско-преподавательского состава Историко-архивного института РГГУ (Э. Г. Истомина и др.) и рекомендованная для направления подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»).

Курс имеет научно-познавательную значимость и широкий выход на практику современного государственного развития Российской Федерации и ее субъектов.

Цель освоения дисциплины «Регионоведение» – теоретическое освоение последовательного хода социоэкономического и социокультурного формирования определенной пространственной структуры России, основных закономерностей ее развития в связи с конкретными историческими условиями.

Задачи освоения дисциплины:

– формирование конкретного представления о регионах России, которые, имея определенную специфику, обладают единством и целостностью составляющих ее элементов;

– приобретение навыков регионоведческого анализа и приемов владения картами.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Регионоведение» входит в гуманитарный, социальный и экономический циклООП бакалавриата, базовая часть (Б.1).

Дисциплина адресована студентам 1 курса бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления» (034710).

Студентам, обучающимся по данному курсу, желательно знать основы отечественной и всеобщей истории, философии, экономики, источниковедения, истории архивов России, истории государственных учреждений.

Изучение дисциплины начинается в 1 семестре 1 курса одновременно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «История», «Иностранный язык»; вариативной части «Основы теории права и государства», «История государственных учреждений России», «История мировых цивилизаций», «Социология», «История отечественного делопроизводства».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «Философия», «Русский язык и культура речи»; вариативной части «История национальной государственности Удмуртии», «Источниковедение»; дисциплин профессионального цикла.

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:

  1. Теоретико-методологические аспекты регионоведения.

  2. Исторический аспект регионального развития России.

  3. Региональная структура Российской Федерации.

  4. Современный российский регионализм.

  5. Локальный аспект российского регионализма.

  6. Геополитическое пространство и национальные интересы Российской Федерации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «Регионоведение» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК-2, 3, 5, 11, 12, 13) и профессиональные (ПК-7) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.

1. Общекультурные компетенции (ОК):

– способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);

– способен и готов понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

– способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений, к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– владеет гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации; готов принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-11);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);

– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

– способен понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7);

В результате изучения дисциплины «Регионоведение» обучающийся должен:

знать:

– региональную структуру России;

– этапы, особенности и результаты социоэкономического и социокультурного развития регионов России и сопредельных государств;

– систему органов государственной и муниципальной власти;

– основные регионоведческие и историко-краеведческие центры региона;

– теоретические основы регионоведения;

уметь:

– понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию;

– ориентироваться в регионоведческой источниковой базе и историографии;

– применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности;

– анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

– анализировать труды по отечественной регионалистике с точки зрения не только конкретного содержания, но и концептуальных установок;

владеть:

– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

– способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества;

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь;

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

– владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации;

– готовностью принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

– способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

– способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике;

– владеть знаниями в области всеобщей и отечественной истории;

– основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере;

– навыками регионоведческого анализа;

– навыками использования карт, компьютерной техники и информационных технологий.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет четыре зачетных единицы, 144 часа.
Тематический план для очной формы обучения (4 года)

(по учебному плану 2012 г.)

Курс…………………………………………….........

1

Семестр……………………………………………...

1

Всего часов по курсу………………………….........

144

Всего аудиторных занятий (часов)………………..

64 (в т.ч. контроль самостоятельной работы 2 часа)

Лекции, час………………………………………….

28

Практические (семинарские) занятия, час………..

34

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, час…...

44

Контрольная работа (семестр)………..……………

1 (2 контроля)

Экзамен (семестр)………………………….……….

1 (36 часов)




№ п/п

Разделы, темы дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам. раб.

ОК-2

ОК-3

ОК-5

ОК-11

ОК-12

ОК-

13

ПК-

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Семестр 1

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты регионоведения

1.1

Тема 1. Регионоведение» как учебная дисциплина и наука

1

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

1.2

Тема 2. Теоретические основы регионоведения

1




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

1.3

Тема 3. Подходы и методы региональных исследований

2




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

Раздел 2. Исторический аспект регионального развития России

2.1

Тема 1. История формирования экономических районов России

2

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы




+







+




+

3

2.2

Тема 2. Становление и развитие регионального управления Древней, удельной и царской Руси

3




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+













+

3

2.3

Тема 3. Эволюция регионального управления Российской империи

3




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+













+

3

2.4

Тема 4. Проблема государственного единства российских республик

4




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+










+

+

4

Раздел 3. Региональная структура Российской Федерации

3.1

Тема 1. Центральная Россия

4

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.2

Тема 2. Северо-Запад России

5

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.3

Тема 3. Русский Север

5

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.4

Тема 4. Центральное Черноземье

6

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.5

Тема 5. Поволжье

6

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+













+

+

3

3.6

Тема 6. Северный Кавказ

7

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.7

Тема 7. Урал

7

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+




+

+




+

+

5

3.8

Тема 8. Сибирь

8

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.9

Тема 9. Забайкалье и Дальний Восток

8

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.10

Тема 10. Территориальная организация хозяйства России в условиях становления рыночных отношений

9




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

3.11

Тема 11. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил России

9




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

3.12

Тема 12. Население, трудовые ресурсы, демографические проблемы России

10




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

1 рубежный контроль







+

+

+

+

+

5

Раздел 4. Современный российский регионализм

4.1

Тема 1. Политико-правовой статус субъектов Российской Федерации

10

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+




+

+

+

+

6

4.2

Тема 2. История формирования и функционирование федеральных округов

11




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+




+

+

+

+

6

4.3

Тема 3. Региональные политические элиты России

11




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+

+

+

+

+

+

7

4.4

Тема 4. Приграничное сотрудничество РФ

12




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы



















+

1

Раздел 5. Локальный аспект российского регионализма

5.1

Тема 1. Эволюция политико-экономического и правового статуса Удмуртии как субъекта РФ

12

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+

+

+

+

+

+

7

5.2

Тема 2. Проблемы социального развития УР

13




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

5.3

Тема 3. Проблемы экономического развития УР

13




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

5.4

Тема 4. Стратегия социально-экономического развития УР на период до 2025 г.

14




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

Раздел 6. Геополитическое пространство и национальные интересы Российской Федерации

6.1

Тема 1. Основные принципы взаимодействия акторов современной мировой политической системы

14

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы




+




+







+

3

6.2

Тема 2. Современная политико-экономическая характеристика мировой политической системы

15




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+










+




+

3

6.3

Тема 3. Глобальные проблемы современности и пути их решения

15




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы




+




+

+

+

+

5

6.4

Тема 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

16




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

2 рубежный контроль




+

+

+

+

+

+

6

Всего часов




28

34

44




























Форма промежуточной аттестации – экзамен


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цель и задачи освоения дисциплины iconРабочая программа Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения...
«Гражданское право» является формирование у обучающихся комплекса компетенций, обеспечивающих готовность бакалавра эффективно решать...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconЛитература по курсу 19 Цель освоения дисциплины Цель освоения дисциплины...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Гэу в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060201 – Стоматология
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в...
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить...
Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона
1. Цель и задачи освоения дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия...
1. Цель и задачи освоения дисциплины icon1. цель и задачи дисциплины цель и задачи дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск