Скачать 196.11 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор ИФБиБТСапожников В.А._____________ «_____» _____________2008__ г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф. 18 «Гистология» Укрупненная группа 020000 - Естественные науки Специальность 020208.65 «Биохимия» Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра физико-химической биологии Красноярск 2008 Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки направления (специальности) _020208.65 - (Биохимия)__________ Программу составил: к.б.н., доцент Боровкова Галина Ивановна_____________________ программа согласована с выпускающей кафедрой физико-химической биологии (наименование кафедры) Заведующий кафедрой _ Кратасюк, В.А. _________________________ ф., и. о., подпись) «_____»_______________2008__г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры «______» _________________ 2008___ г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 2008__ г. протокол № _____________ Председатель НМСФ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 /20 учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: учебная программа является программой второго поколения, разработанная для специалистов Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 2008__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ___________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины сформировать у студентов представлений о взаимоотношении между организмом, тканями и клеткой на различных уровнях организации живой материи, о системе интеграционных механизмов, регулирующих в многоклеточном организме развитие и жизнедеятельность, получить знания о гистогенезе, строении и функциях тканей растений и животных; сформировать представления об общих принципах организации тканей и сохранении тканевого гомеостаза при изменении окружающей среды, определить значение структурно-функционального уровня организации тканей для понимания основ жизнедеятельности организма. 1.2 Задачи изучения дисциплины Выпускник по специальности 020208-65 – «Биохимия» с квалификацией «Биохимик» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен знать: - строение тканей, входящих в состав живых организмов; - процессы пролиферации , дифференцировки, детерминации, интеграции и функциональной адаптации в условиях физиологической нормы; - гистогенез отдельных тканей в эмбриональном и постнатальном периодах развития организма; - эволюционные пути развития тканей; - особенности строения межклеточного вещества различных тканей и их функциональную нагрузку; - красители, используемые для окраски гистологических препаратов. уметь: - работать с готовыми гистологическими препаратами; - идентифицировать ткани на препаратах; - применять полученные знания для постановки и проведения экспериментальной работы; - уметь готовить гистологические препараты; - использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин; владеть: - необходимыми теоретическими знаниями о строении тканей, входящих в состав живых организмов, о процессах пролиферации , дифференцировки, детерминации, интеграции и функциональной адаптации в условиях физиологической нормы; - современными представлениями о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции; - знаниями клеточной и тканевой организациях живых систем, биофизическими и биохимическими основами функционирования, мембранными процессами и молекулярными механизмами жизнедеятельности; - способностью использовать теоретические знания и практические навыки для овладения основами теории и методов биологических исследований; - способностью использовать знания, умения и навыки в области химических исследований для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии; - использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин 1.3 Межпредметная связь Гистология – дисциплина, располагающаяся на стыке биологических и точных наук, изучающих тканевый уровень организации живых систем. Для изучения гистологии необходимы знания анатомии, цитологии, эмбриологии, общей биологии, химии, биохимии и естествознания. Гистология призвана дать знания о структурно-функциональной организации тканей с использованием современных физико-химических и гистологических методов исследований. Гистология является основой для изучения следующих дисциплин:
2 Обьем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Разделы и темы лекций: 1. Введение. Происхождение и классификация тканей. Тканевый гомеостаз. Эпителиальные ткани.(4 ч.) 2. Соединительные ткани.- (20 ч.) 2.1. Классификация. Рыхлая волокнистая соединительная ткань.(4 ч.) 2.2. Плотная волокнистая соединительная ткань. (2ч.) 2.3.Скелетные ткани: хрящевая . Строение и функции клеток и межклеточного вещества. (4 ч.) 2.4. Скелетные ткани: костная ткань. Строение и функции клеток и межклеточного вещества. (4 ч.) 2.5.Кровь и лимфа. Морфологические и функциональные характеристики форменных элементов крови. Характеристика межклеточного вещества. (6 ч.) 3.Мышечная ткань: морфофункциональная классификация, источники развития. Гладкие и поперечнополосатые мышечные ткани. (4 ч.) 4. Нервная ткань. Развитие. Морфофункциональная характеристика нейроцитов и клеток нейроглии. Нервные волокна. (4 ч.) 1.1.Введение. Развитие тканей из трех зародышевых листков. Гистогенез. Характеристика процессов пролиферации, дифференцировки, детерминации, интеграции и функциональной адаптации. Теория параллельных рядов тканевой эволюции А.А. Заварзина и теория дивергентной эволюции тканей Н.Г. Хлопина. Морфофункциональная классификация тканей. Апоптоз. 1.2.Эпителиальные ткани – общая характеристика и классификация. Источники развития эпителиальных тканей. Однослойный эпителий (однорядный, многорядный).Многослойный эпителий – ороговевающий, неороговевающий, переходный –строение, регенерация, иннервация, возрастные изменения. Железистый эпителий – экзокринные, эндокринные и смешенные железы млекопитающих, их строение, функции, регенерация и регуляция секреции. 2.1.Соединительные ткани – общая характеристика, функции, классификация. Волокнистая соединительная ткань: рыхлая соединительная ткань, плотная неоформленная и плотная оформленная соединительная ткань. Клетки собственно соединительной ткани их морфофункциональные характеристики. 2.2.Межклеточное вещество. Понятие о макрофагической системе. Строение коллагеновых, ретикулярных, эластических волокон и их функции. Характеристика аморфного компонента межклеточного вещества. Строение сухожилий, связок, фиброзных мембран. 2.3.Скелетные ткани – общая характеристика и классификация. Мезенхима, как источник развития хрящевой ткани, хондрогистогенез. Морфофункциональная характеристика клеток хрящевой ткани. Особенности строения межклеточного вещества хряща. 2.4.Строение гиалинового хряща с учетом органоспецифичности. Строение и свойства эластической хрящевой ткани. Строение и свойства волокнистой хрящевой ткани. Аппозиционный и интерстициальный рост. Вопросы трансплантации хрящевой ткани. Костные ткани и их классификация. Клетки костной ткани, их виды, строение и функции. Межклеточное вещество костной ткани. Прямой остеогистогенез – характеристика стадий. Непрямой остеогистогенез – окостенение диафиза, окостенение эпифизов. Гистологическое строение трубчатой кости. Перестройка костной ткани и факторы, влияющие на структуру костей. 2.5Кровь и лимфа. Понятие о системе крови. Полипотентная стволовая клетка как источник развития различных клеток крови. Диффероны для клеток красной крови, лейкоцитов (агранулярных и гранулярных), тромбоцитов. 2.6. Кровь и лимфа – разновидности тканей, входящие в создание внутренней среды организма. Общая характеристика и функции. Форменные элементы крови их строение и функции. Гемограмма. Возрастные изменения крови. 3.1Мышечная ткань. Общая морфофункциональная характеристика и классификация мышечных тканей. Источники развития мышечных тканей. Гладкие мышечные ткани мезенхимного происхождения – гистогенез, строения и функциональные особенности, физиологическая и репаративная регенерация. 3.2.Мышечная ткань эпидермального и нейрального происхождения особенности строения и локализация. Поперечнополосатые мышечные ткани – сердечная и скелетная, их гистогенез, особенности строения, функционирования и регенерации. Строение саркомера. Типы мышечных волокон (красные и белые мышечные волокна ), строение и функции. Вопросы регенерации, васкуляции, иннервации и адаптивных перестроек. 4.1.Нервная ткань. Общая характеристика, функции. Характеристика этапов развития. Вентрикулярные клетки, как источник образования различных типов клеток зрелой нервной ткани. Рецепторные, ассоциативные и эффекторные нейроны. Строение нейронов, их морфологические характеристики. Дендриты и аксоны. Строение ядра, цитоплазмы, нейрофибрилл. Секреторные нейроны и их специфические морфологические признаки. 4.2. Характеристика нейрогии – особого вида межклеточного вещества нервной ткани. Строение и функции глиальных клеток. Виды и строение безмиелиновых и миелиновых нервных волокон. Регенерация нейронов и мышечных волокон. Нервные окончания, их классификация, строение и функции. Межнейронные синапсы. 3.3. Семинарские занятия Учебным планом не предусмотрены. 3.4 Лабораторные занятия
3.5 Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов реализуется через самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение реферативных работ. Все задание на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы.
4 Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература
3. Самусев Р.П.Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / Р. П. Самусев, Г. И. Пупышева, А. В. Смирнов ; под ред. Р. П. Самусев. Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии – Москва : Оникс 21 век ; Москва : Мир и Образование, 2004. – 399 с.: ил. - Список лит. с.398. (10 экз.) 4.Кузнецов С.Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст] : учебное пособие для медицинских вузов : рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачев. – Москва : Медицинское информационное агентство, 2004. – 427 с. (5 экз.) Дополнительная
5. Leninger A., Nelson D.L., Cox M.M. Principles of Biochemistry (Fourth Edition). Электронный ресурс (www.Molbiol.ru). 6. Гистология. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., М.: Медицина, 1999, с 671. 7. Селезнева Т.Д. Гистология : учебное пособие /Т.Д. Селезнева, А.С. Мишин, В.Ю. Барсуков. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с. 8. Гистология . Хэм А., Кормак Д. М.: Мир, 1983 9. Гистология, цитология, эмбриология. Атлас. ВолковаО.В., Елецкий Ю.К., Дубовая Т.К. и др., М.: Медицина. 1996. 4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
4.3 Контрольно-измерительные материалы 1. Вопросы к зачету. 2. Компьютерные тесты 5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе Для прохождения рубежного контроля студенту необходимо выполнить и сдать преподавателю.
Реферат по курсу "Гистология" будет сдаваться по следующему графику: 12-я неделя 5-го семестра Примерные темы рефератов: 1. Участие нервных клеток в формировании кратковременной и долговременной памяти. 2. Эритропоэтин как регулятор эритропоэза. 3.Желточное кроветворение. 4.Печеночное кроветворение. 5.Межклеточный матрикс соединительной ткани. 6. Типы коллагенов. 7. Хрящевая ткань и её уникальные свойства. 8. Картина крови при лейкозах. 9. Роль нейроглии в формировании памяти. 10.Быстрые и медленные мышцы 11.Перестройка костной ткани при старении. 12.Остеомаляция. 13.Рахит. 14.Жировая ткань у зимоспящих животных. 15.Актиномиазиновый молекулярный мотор. 16.Барьер гематоэнцефалический. 17. Плацентарный барьер. 18. Постнатальный гемопоэз. 19. Потовая железа строение. 20. Морфология клеток щитовидной железы. 21.Поджелудочная железа – строение и функции. Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц. Приложение 2 Трудоемкость разделов и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Гистология», образовательной программы 3 курса , 5 семестр
Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Гистология» по специальности 020208.65 «Биохимия», биологического факультета, 3 курса на 5 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; З – задачи; ВЗ - выдача задач; РЗ – решение задач; СЗ – сдача задач; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВК – входной контроль (тестирование), ПК – промежуточный контроль (тестирование). Заведующий кафедрой физико-химической биологии Кратасюк В.А. Директор ИФБиБТ Сапожников В.А. «_______» ______________________2008 г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 4 Гистология сд... ... | Рабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 Биоинженерия... В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических... | ||
Учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность... Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Программа дисциплины дисциплина опд. В4 Правовое регулирование профилактики... Дисциплина опд. В4 Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Программа дисциплины дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики... Дисциплина опд. В2 Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 5 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Клиническая фармакология является дисциплиной... Опд. В. 02. Эта дисциплина содержательно дополняет дисциплину специального уровня обучения «Ветеринарная и клиническая фармакология.... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В. 1 «Токсикология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 13 «Вирусология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. В2 «Избранные главы физиологии» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |