Рабочая программа по биологии ступень





Скачать 312.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии ступень
страница1/3
Дата публикации13.02.2015
Размер312.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» С. РАГУЛИ АПАНАСЕНКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Утверждено педагогическим советом

Протокол № ____ от ____________

Председатель п/с ____________ (В.В. Ламанова)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

Ступень: основное общее образование, 6 класс

Статус: общеобразовательная;

Срок реализации: 1 год

Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных учреждений (новый общеобразовательный стандарт). Биология. Живой организм. 6 класс

Автор: Н.И.Сонин; М., «Дрофа», 2010 г.

Учитель _________ (Г.В. Пугач)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и рассчитана на 70 часов.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые и определяют  цели и задачи обучения по биологии:

  • приобретение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относится:

    • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование);

    • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

    • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять причинно-следственные связи;

    • определение способов решения учебной задачи;

    • сравнение, сопоставление, классификация объектов;

    • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ;

    • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ;

    • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

    • самостоятельная организация учебной деятельности;

    • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

    • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Рабочая программа предусматривает различные виды деятельности: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок контроля и систематизации знаний. Часто урок сочетает в себе элементы различных типов (комбинированный урок).

Рабочая программа предполагает классно-урочную систему обучения, использование традиционных методов обучения: методов организации учебной деятельности учащихся, методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности, методов контроля и самоконтроля. В связи с особой важностью для этого предмета таких приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в рабочей программе выделен раздел «Практические работы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

В рабочую программу внесены изменения из резервного времени:

в разделе I «Строение и свойства живых организмов» на тему «Строение растительной и животной клеток» отводится 3 часа; на тему «Ткани растений и животных» - 3 часа; на тему «Растения и животные как целостные организмы» - 3 часа;

в разделе II «Жизнедеятельность организма» на тему «Питание и пищеварение» - 6 часов;

на тему «Движение» -5 часов; на тему «Размножение» -5 часов;

на повторение всего курса – 3 часа.
Срок реализации программы – 1 год.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

      1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

      2. Сонин Н.И.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм. 6 класс», Москва, «Дрофа», 2010

      3. Электронное учебное издание «Биология. Живой организм. 6 класс». Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.

Рабочая программа предполагает использование тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. Строение и свойства живых организмов (25 часов)

Тема 1. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 2. Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

  • Лабораторная работа

«Определение состава семян»

Тема 3. Строение растительной и животной клеток (3 часа)

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

  • Лабораторная работа

«Строение клеток живых организмов»

Тема 4. Деление клетки (2 часа)

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

  • Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 5. Ткани растений и животных (3 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

  • Лабораторные и практические работы «Ткани растительных организмов» «Ткани животных организмов»

Тема 6. Органы и системы органов (10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и листья. Цветок, его значение и строение (около тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

  • Лабораторные и практические работы

«Изучение органов цветкового растения»

«Распознавание органов у животных»

Тема 7. Растения и животные как целостные организмы (3 часа)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (38 часов)

Тема 8. Питание и пищеварение (6 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питаниям растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

  • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглащение углекислого газа листьями.

Тема 9. Дыхание (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

  • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 10. Передвижение веществ в организме (4часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

  • Практическая работа

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

  • Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека.



Тема 11. Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 12. Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем и жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

  • Лабораторная работа

«Строение костей»

  • Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 13. Движение (5 часов)

Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

  • Лабораторные и практические работы

«Движение инфузории туфельки»

«Перемещение дождевого червя»

Тема 14. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

  • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем. Органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 15. Размножение (5 часов)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

  • Практическая работа

«Размножение комнатных растений»

  • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 16. Рост и развитие (4 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

  • Лабораторные и практические работы

«Прямое и непрямое развитие насекомых»

«Прорастание семян»

  • Демонстрация способов распространения плодов и семян.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4часа)

Тема 17. Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

  • Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 18. Природные сообщества (2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

  • Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО БИОЛОГИИ

(4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ)

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.


Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органоиды клетки;

  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения вегетативным способом;

  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.



5. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты поурочного контроля (тесты, программированные опросы, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе.

Рабочая программа предполагает использование следующих форм контроля:

Индивидуальный опрос (решение кроссворда, сообщение, решение биологических задач, составление и заполнение схем и таблиц, работа с дидактическим материалом).

Обучающему предлагаются вопросы таким образом, чтобы ответ был представлен небольшим рассказом. Это способствует развитию речи и достаточно глубоко проверяет знания по пройденному материалу.

Фронтальный опрос. Проводится со всем классом. Вопросы предполагают краткий ответ.

Контрольные работы (в текстовой форме и тестирование). Тестовые задания бывают:

  • с одним правильным ответом;

  • с несколькими правильными ответами;

  • задания на соответствие;

  • задание на определение правильной последовательности.

Биологический диктант:

  • терминологический;

  • цифровой.

Анализ ответа одноклассника по плану:

  • правильность ответа;

  • наличие ошибок;

  • полнота ответа;

  • добавления;

  • оценка, которую заслуживает ответ.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии ступень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского...
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа I вида По кубановедению
Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии 10 11 класс третья ступень образования
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ n 1312 от 09....
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии 6 9 класс вторая ступень образования
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии Ступень обучения класс
Программа разработана на основе авторской программы И. Н пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии Ступень обучения класс
Программа разработана на основе авторской программы И. Н пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005
Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии (II ступень обучения)
...
Рабочая программа по биологии ступень iconУчащиеся 1 ступень 2 ступень 3 ступень Всего

Рабочая программа по биологии ступень iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск