Скачать 0.71 Mb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ на методическом объединении Директор МОУ «Средняя учителей ЕНЦ общеобразовательная школа №8» Председатель методического объединения Виноградова Л.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо биологии Ступень обучения (класс) 10-11 класс (среднее полное образование) Количество часов 68 Уровень базовый Программа разработана на основе авторской программы И.Н Пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005. Учитель Виноградова Людмила Ивановна, учитель биологии, высшей квалификационной категории. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа составлена
(сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений – М., изд. "Дрофа", 2006 г.), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)
Министерством образования и науки Российской Федерации: под редакцией Д.К Беляева,Г.М. Дымшица «Общая биология» /М., "Просвещение", 2008г./ Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела «Общая биология» (10-11 класс) Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у старшеклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели. Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны понимать: основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; знать: биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере; уметь: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (66 ч, 1 ч в неделю; 4 ч — резервное время) Введение (1 ч) Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы. Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (17 ч) Тема 1. Химический состав клетки (5 ч) Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (13 ч) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Тема 9. Генетика и селекция (4 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ (19 ч) Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 ч) Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (5 ч) Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Тема 12. Возникновение жизни на Земле (2 ч) Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Тема 13. Развитие жизни на Земле (3 ч) Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Тема 14. Происхождение человека (5 ч) Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Раздел V ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (10 ч) Тема 15. Экосистемы (6 ч) Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч) Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч) Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. Учебно-методическое обеспечение: литература для учащихся: 1. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др./ под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. Академия образования, из-во «Просвещение».-7 –е изд. –М.: Просвещение,2008. 2. Батуев А.С.,Гуленкова М.А.Еленевский А.Г. Биолгия .Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.-М:Дрофа,2004 3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира» (М., «Наука», 1996 год) 4. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму (М., «Просвещение», 1970 год) литература для учителя:
(М., «Просвещение», 1981 год)
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
(Москва, «Мир», 1993 год)
(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
(М., «Просвещение», 1981 год) MULTIMEDIA - поддержка курса "Основы общей биологии".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС.
|
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | Рабочая программа по биологии Ступень обучения класс Программа разработана на основе авторской программы И. Н пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005 | ||
Рабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее... ... | Пояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2 | ||
Рабочая программа по биологии 6 9 класс вторая ступень образования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | Рабочая программа по биологии 10 11 класс третья ступень образования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ n 1312 от 09.... | ||
Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.) Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство... | Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное... Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г | ||
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | Рабочая программа по информатике ступень обучения 5-9 класс Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Обжериха, ул. Реформатского, д. 24 | ||
Образовательная программа среднего (полного) общего образования 3... Образовательная программа основного общего образования 2 ступень обучения (5 – 9 классы) 9 | Рабочая программа по обществознанию ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова. Обществознание -м.«Просвещение», 2012. г | ||
Рабочая программа по литературе Ступень обучения : 7 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское | Рабочая программа по литературе Ступень обучения : 11 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения (класс) Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1077 | Рабочая программа по биологии (II ступень обучения) ... |