Скачать 393.32 Kb.
|
Аннотация к рабочей программе по биологии. 6 класс. Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии и скорректирована на её основе программа основного общего образования по биологии 6 класса. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Изучение курса биологии 6 класса направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, 2 раза в неделю. Система, многообразие и эволюция живой природы изучается на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона. Контрольные работы представлены в виде 5 контрольных тестов. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Предполагаемый результат изучения курса биологии 6 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Настоящее тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010 Формы проведения тематического контроля: 5контрольных тестов, индивидуальные письменные и устные фронтальные опросы. Учебно-тематический план
Итого: 68 часов, 2 часа в неделю. Аннотация к рабочей программе по биологии. 7 класс. Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. Программа включает в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологиче6ских систем. Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе; - использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными. В рабочей программе предусмотрен базовый уровень содержания и продвинутый уровень. А при планировании результатов урока рассматривается репродуктивный, интеллектуальный и творческий уровень. Продвинутый уровень программы по биологии реализуется за счёт усложнения уровня усвоения учащимися учебной информации. При планировании результата на творческом уровне ученик должен доказывать свою точку зрения о роли организмов, по определённой проблеме; наблюдать; обосновывать эффективность; приводить аргументы; доказывать целесообразность; выдвигать предположения; высказывать суждения о преимуществах и недостатках; подготавливать сообщения из литературных источников и научно - популярной литературы, используя современные информационные технологии и формулировать вопросы к выступающим. При интеллектуальном уровне усвоения знаний ученик должен формулировать определения терминов, выделять признаки и особенности, сравнивать, анализировать содержание, объяснять усложнение и значение, выделять причинно-следственную зависимость, доказывать принадлежность организмов к определённым систематическим категориям, отбирать информацию для заполнения таблиц, находить черты сходства и различия, отличать организмы. Программа ориентирована на использование учебника: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.- 302. (2) с.: ил. Учебно-методическая литература для учителя: • Дмитриева Т. А., Суматохин. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. – (Дидактические материалы). • Дидактические карточки – задания по биологии: животные (Е. Т. Бровкина, В. И. Белых).- М.: Изд. Дом «Генджер», 1997.- 56 с. • Латюшин В. В., Уфимцева Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М. Дрофа, 2001. – 192 с. • Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с. • Никишов А.И., А.И. Теремов. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с. • А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей, родителей.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – (Занимательные уроки). • В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. Готовимся к ЕГЭ: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с. • И. Х. Шарова. Зоология беспозвоночных: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. • С. В. Багоцкий, Л. И. Рубачёва. Тестовые задания. Биология. 6 класс.- М.: Дрофа, 2003. • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. – 2-е изд., исправ. М.: Дрофа, 2000. • Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2003. Дополнительная литература для учащихся: • С. М. Глаголев, М. Б. Беркинблит. Учебные материалы для учащихся 7-8кл.: в 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил. • В. Р. Дольник, М.А. Козлов. Зоология: учебник. – СПб: Специальная литература, 1996. – 240 с.: ил. • Животные (перевод с англ. М. Я. Беньковский и др.). - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил. • Красная книга Дальнего Востока. • В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. Животные. 7кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010. – 141, (3) с.: ил. • Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М. Росмэн, 1998. – 88 с. • Секреты природы: (перевод с англ.). – М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999 – 432 с. • Н. Сладков; худож. Р. Варшамов. Покажите мне их! Зоология для детей. – М.: Росмэн, 1994. – 183 с.: ил. • С. Ф. Старикович; худож. Р. Варшамов. Замечательные звери: рассказы. – М.: Росмэн, 1994. - 144 с.: ил. • С. В. Суматохин, В. С. Кучменко. Биология. Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для уч-ся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил. • Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология.- 5-е изд., переработанное и доп. Гл. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил. • Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / авт. А. Х. Тамбиев. – М. : ООО « Фирма «Издательство АСТ» ; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил. • Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил. • Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / авт. Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил. Оснащение учебного процесса. Печатные пособия: Таблицы по зоологии: систематические группы животных, строение систем органов и органов животных разных систематических групп (внешнее и внутреннее), многообразие животных разных систематических групп. Приборы: Лупа, микроскоп учебный УМ. Иллюстрации и фотографии: животных разных систематических групп, пород животных. Коллекции: животных (ракообразные, насекомые, членистоногие, шелкопряд). • Согласно действующему учебному плану и с учётом направленности классов календарно-тематический план предусматривает в 7кл. обучение биологии в объёме 2 часов в неделю всего 68 учебных часов. На основании примерных программ МОРФ, а также стандарта основного общего образования , содержащих требования к минимальному объёму содержания по биологии в 7 классах, реализуются базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационной компетентностей учащихся. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя 3 уровня освоения учебной информации: интеллектуальный уровень; творческий уровень. Тип программы: типовая, ступенчатая, продвинутого уровня. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: * основные черты сходства и отличия растений и животных; * основные виды животных своей местности; * биологические и экологические особенности животных своей местности; * связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания; * сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных; * связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями; * особенности индивидуального и исторического развития животных; * роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды; * значение животных в природе и жизни человека; * законы об охране животного мира. Учащиеся должны уметь: • пользоваться лабораторным оборудованием; • определять принадлежность животных к систематическим категориям; • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты. Аннотация к рабочей программе по биологии 8 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса. За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В. В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году (стр. 124). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно - деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8кл. - Москва: «Дрофа», 2010 г. Методический комплекс:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: 1. Место человека в эволюционной цепочке. 2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы. 3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения. 4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни. 5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета. 6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости. 7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности. 8. Индивидуальное развитие организма. Учащиеся должны уметь 1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики. 2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов. 3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма. 4. Устанавливать связи микро - и макростроения органов. 5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов). 6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний. 7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку. 8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами. 9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение. 10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром |
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI – IX... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по биологии составлена на основе программы основного общего образования по биологии. Авторы: В. В. Пасечник.,В.... | Рабочая программа учебного курса, предмета по биологии для 7-го класса... Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | ||
Рабочая программа по биологии основное общее образование, 9 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | Рабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | ||
Аннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | ||
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: В. В. Пасечник,... | Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена с учетом примерной... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №597 |