УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №13 Согласовано: Утверждаю
зам.директора по УВР директор МОУ-СОШ №13 ___________ __________
"31"августа 2012г. Приказ от _____№ КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочей программы
по предмету биология
Класс 9
Учитель Шамазова Наталья Сергеевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Лабораторные работы - 4
Планирование составлено на основе авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы, авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М., «Дрофа», 2009
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология 9 класс», М., «Дрофа», 2008
№ П/П
| Дата
| Тема урока
| Лабораторные работы
| Основные понятия
| Задание на дом
| Электронные ресурсы
| Введение (2 часа)
|
| 1
|
| Биология как наука и методы ее исследования.
|
| Биология как наука и методы её исследования.
| §1, §2, ответить на вопросы на странице 9.
|
| 2
|
| Сущность жизни и свойства живого
|
| Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие
| §3, ответить на вопросы на странице 13.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| Уровни организации живой природы 54 часа
|
| Молекулярный уровень (10 часов)
|
| 3
|
| Молекулярный уровень: общая характеристика
|
| Биологическая система. Уровни организации. Органические вещества. Биополимеры. Мономеры
| §1.1
|
| 4
|
| Углеводы.
|
| Углеводы, или сахариды. Моно-, ди-, полисахариды. Рибоза. Дезоксирибоза. Глюкоза. Сахароза. Мальтоза. Лактоза. Крахмал. Гликоген. Хитин.
| §1.2
|
| 5
|
| Липиды.
|
| Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов.
| §1.3, ответить на вопросы на странице 23
|
| 6
|
| Состав и строение белков.
|
| Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Структуры белков
| §1.4
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 7
|
| Функции белков.
|
| Функции белков. Гормон. Фермент
| §1.5, ответить на вопросы на странице 29.
|
| 8
|
| Нуклеиновые кислоты
|
| Нуклеиновая кислота. ДНК. РНК. Азотистые основания. Комплементарность. Виды РНК. Нуклеотид. Двойная спираль
| §1.6, ответить на вопросы на странице 32.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 9
|
| АТФ. Витамины.
|
| АТФ (аденозинтрифосфат). АДФ. АМФ. Макроэргическая связь. Витамины.
| §1.7
|
| 10
|
| Биологические катализаторы
|
| Катализатор. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента.
| §1.8
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 11
|
| Вирусы
|
| Вирусы. Капсид
| §1.9, ответить на вопросы на странице 59, инд. задания.
| Презентация, CD 1С «Биология 9 класс»
| 12
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень»
|
|
|
|
| Клеточный уровень (15 часов)
|
| 13
|
| Основные положения клеточной теории.
|
| Микроскоп. Клеточная теория. Ядро.
| §2.1.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 14
|
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
|
| Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз.
| §2.2.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 15
|
| Строение и функции ядра.
|
| Прокариоты, эукариоты. Хроматин. Ядрышки. Хромосомы. Кариотип. Соматические клетки. Диплоидный набор. Гомологичные хромосомы. Гаплоидный набор. Гаметы
| §2.3, ответить на вопросы на странице 49.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 16
|
| Органоиды цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи.
|
| ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи
| §2.4, ответить на вопросы на странице 51.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 17
|
| Органоиды цитоплазмы: лизосомы, митохондрии, пластиды.
|
| Лизосомы. Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны
| §2.5, ответить на вопросы на странице 55.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 18
|
| Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
|
| Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Базальное тельце. Клеточные включения.
| §2.6, ответить на вопросы на странице 58.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 19
|
| Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
| Л/р №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
| Анаэробы. Споры
| §2.7
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 20
|
| Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
|
| Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Синтез белка. Фотосинтез
| §2.8
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 21
|
| Энергетический обмен в клетке
|
| АТФ. Макроэргическая связь. Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание.
| §2.9
| CD 1С «Биология 9 класс», презентация
| 22
|
| Питание клетки. Хемосинтез.
|
| Автотрофы. Гетеротрофы. Хемотрофы. Фототрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание.
| §2.10, §2.11, §2.12
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 23
|
| Фотосинтез.
|
| Световая фаза. Темновая фаза. Фотолиз воды.
| §2.11
| CD 1С «Биология, 9 класс», презентация
| 24
|
| Синтез белков в клетке.
|
| Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома.
| §2.13.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 25
|
| Деление клетки. Митоз.
|
| Митоз. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления.
| §2.14, повторить гл.2.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 26
|
| Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»
|
|
| Задание в тетради
|
| 27
|
| Контрольно- обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»
|
|
|
|
| Организменный уровень (14 часов)
|
| 28
|
| Бесполое размножение.
|
| Бесполое размножение. Почкование. Деление тела. Спора. Вегетативное размножение.
| §3.1, §3.2 до стр. 88.
| .
| 29
|
| Половое размножение организмов.
|
| Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз. Конъюгация. Направительные тельца.
| §3.2 до конца, ответить на вопросы на странице 92.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 30
|
| Оплодотворение. Индивидуальное развития организмов. Биогенетический закон
|
| Оплодотворение. Зигота. Наружное, внутреннее оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Эндосперм. Онтогенез. Периоды онтогенеза. Бластомеры. Бластула. Гаструла. Зародышевые листки. Нейрула. Прямое развитие. Непрямое развитие. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез.
| §3.3, §3.4, ответить на вопросы на странице 99, инд. задания.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 31
|
| Работы Менделя. Моногибридное скрещивание.
|
| Гибридологичский метод. Чистые линии. Моногибридное скрещивание. Аллельные гены. Гомозиготные, гетерозиготные организмы. Доминантные, рецессивные признаки. Расщепление. Закон чистоты гамет.
| §3.5, решить задачу.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 32
|
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
|
| Неполное доминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание.
| §3.6, ответить на вопросы на странице 107.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 33
|
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
|
| Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание. Решётка Пеннета. Закон независимого наследования признаков.
| §3.7, решить задачу.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 34
|
| Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория.
|
| Сцепленное наследование. Закон Моргана. Локус гена. Перекрёст.
| §3.8, записи в тетради.
|
| 35
|
| Взаимодействие генов.
|
| Кодоминирование. Комплементарное взаимодейсвие. Эпистаз. Полимерное действие генов. Плейотропное действие гена.
| §3.9, ответить на вопросы на странице 114.
|
| 36
|
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
|
| Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный, гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
| §3.10, повторить §3.5-§3.9.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 37
|
| Модификационная изменчивость. Норма реакции.
| Л/р №2 «Выявление изменчивости организмов».
| Изменчивость. Модификации. Норма реакции.
| §3.11.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 38
|
| Мутационная изменчивость.
|
| Виды мутаций. Утрата. Делеция. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества.
| §3.12, ответить на вопросы на странице 122, инд. задания.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 39
|
| Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
|
| Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
| §3.13, ответить на вопросы на странице 126.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 40
|
| Методы селекции.
|
| Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики.
| §3.14, повторить §3.1-§3.13
|
| 41
|
| Контрольно - обобщающий урок по теме «Организменный уровень»
|
|
|
|
| Популяционно- видовой уровень
(3 часа)
|
| 42
|
| Вид, его критерии.
| Л/р №3«Изучение морфологического критерия вида»
| Вид. Критерии вида. Ареал.
| §4.1, ответить на вопросы на странице 137.
|
| 43
|
| Популяции.
|
| Популяция. Группа. Самопроизводство. Биотические сообщества. Экология. Демографические показатели.
| §4.2
|
| 44
|
| Биологическая классификация
|
| Систематика. Двойное название видов. Систематические категории. Естественная классификация.
| §4.3
|
| Экосистемный уровень (6 часов)
|
| 45
|
| Сообщество, экосистема, биогеоценоз
|
| Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.
| §5.1, ответить на вопросы на странице 149.
|
| 46
|
| Состав и структура сообщества
|
| Видовое разнообразие. Видовой состав. Продуценты. Консументы. Редуценты. Ярусность. Редкие виды. Виды-средообразователи. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень.
| §5.2.
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 47
|
| Потоки вещества и энергии в экосистеме
|
| Пирамида численности и биомассы.
| §5.3
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 48
|
| Продуктивность сообщества
|
| Продуктивность. Чистая, первичная, вторичная продукция. Дыхание
| §5.4.
|
| 49
|
| Саморазвитие экосистем
|
| Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная (вторичная) сукцессия
| §5.5, инд. задания.
|
| 50
|
| Экскурсия «Биогеоценоз»
|
|
| отчёт
|
| Биосферный уровень (4 часа)
|
| 51
|
| Биосфера и её структура. Среды жизни.
|
| Биосфера. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Организмы как среда обитания.
| §6.1, ответить на вопросы на странице 177-178
|
| 52
|
| Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
|
| Механическое воздействие. Физико-химическое воздействие. Перемещение вещества. Гумус. Фильтрация. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы.
| §6.2, §6.3, повт.§4.1-§6.1
|
| 53
|
| Экологические кризисы
|
| Парниковый эффект. Кислотные дожди.
| конспект
|
| 54
|
| Контрольно- обобщающий урок по темам: «Популяционно- видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».
|
|
| Инд. задания
|
| Эволюция (7 часов)
|
| 55
|
| Основные положения теории эволюции. Работы Ч. Дарвина.
|
| Изменчивость. Естественный отбор. Искусственный отбор. Борьба за существование
| §7.1, ответить на вопросы на странице 193
|
| 56
|
| Изменчивость организмов Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
|
| Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Генофонд. Генотип. Фенотип.
| §7.2, ответить на вопросы на странице 197
|
| 57
|
| Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение.
|
| Популяционная генетика. Генетическое равновесие
| §7.3
|
| 58
|
| Борьба за существование и естественный отбор.
|
| Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность.
| §7.4. ответить на вопросы на странице 206
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 59
|
| Формы естественного отбора.
|
| Стабилизирующий отбор. Движущий отбор.
| §7.5
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 60
|
| Изолирующие механизмы. Видообразование.
|
| Репродуктивная изоляция. Изолирующие механизмы. Микроэволюция. Географическое видообразование. Барьеры. Полиплоидия.
| §7.7, §7.6
|
| 61
|
| Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
|
| Макроэволюция. Филогенетические ряды. Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция. Гомология. Аналогия. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация.
| §7.8, §7.9 ответить на вопросы на странице 225
| CD 1С «Биология 9 класс»
| Возникновение и развитие жизни (7 часов)
|
| 62
|
| Гипотезы возникновения жизни.
|
| Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции.
| §8.1, инд. задания
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 63
|
| Гипотеза Опарина- Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.
|
| Коацерваты. Пробионты.
| §8.2, §8.3
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 64
|
| Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни.
|
| Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток. Прогенот. Эубактерии. Архебактерии. Эра. Период. Эпоха. Катархей. Архей.
| §8.4, §8.5
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 65
|
| Развитие жизни в протерозое и палеозое.
|
| Трилобиты. Риниофиты. Кистепёрые рыбы. Стегоцефалы. Ихтиостеги. Терапсиды.
| §8.6, ответить на вопросы на странице 252
|
| 66
|
| Развитие жизни в мезозое.
| Л/р №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»
| Динозавры. Сумчатые и плацентарные млекопитающие.
| §8.7
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 67
|
| Развитие жизни кайнозое.
|
| Палеоген. Неоген. Антропоген.
| §8.8, повторить §7.7-8.7
| CD 1С «Биология 9 класс»
| 68
|
| Контрольно- обобщающий урок по темам: «Эволюция», «Происхождение и развитие жизни».
|
|
|
|
| |