Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология»





Скачать 278.42 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология»
Дата публикации19.02.2015
Размер278.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

биологический факультет

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебно-методической работе

____________________Е.Г. Елина

"____" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Интегративная биология
Модуль 6. «Адаптивная физиология»


Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Биология

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины.
Цель дисциплины: интеграция биологических и экологических знаний в систему жизненно необходимых знаний; формирование биоцентрического мировоззрения и современного представления о масштабах, путях решения и предотвращения экологически опасных ситуаций; выработка ситуационного опыта, экологически адекватного поведения; развитие системного, прогностического, ассоциативного мышления.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Цикл Б.3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах. Дисциплина состоит из 6 модулей. Модуль 6 «Адаптивная физиология» осваивается в 8 семестре.

При изучении данного модуля дисциплины необходимы знания основ анатомии и физиологии человека цитологии и гистологии, биохимии и биофизики. Студенты также должны знать основы химии и физики. Данный модуль имеет тесную взаимосвязь с дисциплинами «Физиология человека и животных», «Возрастная анатомия».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Интегративная биология».
В процессе освоения дисциплины «Интегративная биология» формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ПК-1, СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6, СК-7, СК-8.
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);
владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);
способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);
способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);
владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);
способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК-6);
способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-7);
способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8).
В результате освоения дисциплины «Интегративная биология» обучающийся должен:

Знать:

общие закономерности адаптации организма к различным условиям; механизмы формирования адаптивных реакций на различные природные и антропогенные факторы среды; временную организацию биологических систем; специфику влияния неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья человека; особенности питания в экологически неблагоприятной ситуации; методы исследования адаптивных возможностей организма, особенностей питания.

Уметь:

использовать знания, полученные при изучении проблем современной биологии, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное функциональное состояние различных систем организма при изменении условий внешней среды.

Владеть:

навыками объективной оценки приспособительных реакций организма на действие различных факторов среды.
4. Структура и содержание модуля.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 34 зачетных единицы, 1224 часа. Трудоемкость модуля 6 «Адаптивная физиология» составляет 5 зачетных единиц, 180 ч.
4.1. Структура модуля



п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лек

ции

практ занятия

самостоят.работа

всего

1

Общие закономерности адаптации организма к различным условиям. Физиология адаптационных процессов.

8

1

2




6

8

Рефераты, опрос устный и письменный, тестирование, составление кроссвордов с терминами

2

Стресс-реакция как неспецифический компонент адаптации

8

2

2*

2

2

6

10

Опрос устный и письменный, рефераты

3

Адаптация организма человека к гипоксическим условиям, земной гравитации.

8

3

3*

2

2

6

10

Рефераты, опрос устный и письменный, тестирование

4

Адаптация человека к низким температурам

8

4

4*

1

2

6

9

Составление таблиц, схем,

5

Адаптация организма к действию высоких температур

8

4

4*

1

2

6

9

Опрос устный и письменный, рефераты

6

Адаптация к различным режимам двигательной активности

8

5

5*

2

4

6

12

Рефераты, опрос устный и письменный, тестирование

7

Адаптация человека к умственному труду

8

6

6,7*

2

4

6

12

Рефераты, опрос, коллоквиум

8

Хронобиология

8

7

7-8*

2

6

6

14

Рефераты, опрос

9

Экологически опасные ситуации и здоровье человека

8

8,9

9,10*

4

6

6

16

Составление таблиц, схем, кроссвордов с терминами

10

Техногенно измененная среда городов – фактор раз-вития заболеваний

8

10

11*

2

2

6

10

Рефераты, опрос устный и письменный, тестирование

11

Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды

8

11

11,12*

2

4

6

12

Опрос устный и письменный, рефераты, коллоквиум

12

Роль алиментарной чужеродной нагрузки в формировании заболеваемости населения

8

12,13

4




6

10

Опрос устный и письменный, рефераты

13

Пищевой статус человека с учетом экологической обстановки

8

14

12-14*

2

8

4

14

Опрос устный и письменный, тестирование, коллоквиум




Промежуточная аттестация

8










36

36

Экзамен




Итого







28

42

110

180

Экзамен

Примечание: * номер недели указан для практических занятий
4.2. Содержание модуля
Раздел 1. Общие закономерности адаптации организма к различным условиям. 1. Физиология адаптационных процессов.

Адаптология – наука об адаптации организма. Определение физиологической адаптации, ее сущность и значение. Специфическая и неспецифическая адаптация. Срочные и долговременные адаптивные реакции. Фазы адаптации, их характеристика. Готовность организма к адаптации. Генотипические и фенотипические особенности адаптации. Стратегия адаптивного поведения (В.П. Казначеев).

Раздел 2. Стресс-реакция как неспецифический компонент адаптации.

Стресс-реакция, ее стадии. Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения. Стресс-реализующая и стресс-лимитирующая системы. Стресс и болезни. Методы снятия психо-эмоционального напряжения. Определение частоты пульса и дыхательных движений при стресс - воздействии. Измерение уровня тревожности.

Раздел 3. Адаптация организма человека к гипоксическим условиям, земной гравитации.

Адаптация организма к условиям среднегорья (гипоксии). Острая и хроническая гипоксия. Физиологические изменения в организме при недостатке кислорода в атмосферном воздухе. Адаптация к действию земной гравитации. Реакции организма на изменение положения тела в пространстве. Ортостатическая и клиностатическая пробы.

Раздел 4. Адаптация человека к низким температурам.

Адаптация организма человека к жизни в северных широтах. Фазы адаптации. Неспецифические и специфические реакции. Роль нервной системы и гормонов в организации адаптационных специфических и неспецифических реакций организма человека при действии низкой температуры окружающей среды. Физиологические механизмы закаливания. Холодовая проба.

Раздел 5. Адаптация организма к действию высоких температур.

Адаптация организма к действию высоких температур в искусственных и естественных условиях. Значение. Фазы адаптации. Изменение теплопродукции и теплоотдачи. Работоспособность в условиях высоких температур и влажности воздуха. Тепловая проба.

Раздел 6. Адаптация к различным режимам двигательной активности.

Понятие двигательной активности. Роль движений в жизнедеятельности организма. Адаптивные реакции к повышенной двигательной активности. Гипокинезия. Гиподинамия. Виды гипокинезии. Особенности приспособления к недостаточной двигательной активности. Изменения в деятельности различных системах органов при гипокинезии. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Определение резервных возможностей кардио-респираторной системы при выполнении стандартной физической нагрузки.

Раздел 7. Адаптация человека к умственному труду.

Физиологическая характеристика умственного труда. Роль коры головного мозга. Нервно-эмоциональное напряжение как следствие интенсификации труда. Умственное утомление. Переутомление. Профилактика утомления и переутомления. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к умственным нагрузкам.

Раздел 8. Хронобиология.

Временная организация биологических систем. Десинхроноз, его виды и проявления. Роль природных факторов в формировании биоритмов. Роль биоритмов в поведении, обучении и организации труда человека. Определение хронотипа работоспособности человека. Выявление ритмических изменений отдельных функций организма (в течение суток и недели). Определение биологических ритмов физического, эмоционального и интеллектуального состояния.

Раздел 9. Экологически опасные ситуации и здоровье человека.

Экологические факторы и здоровье человека. Понятия здоровья (общебиологическое, популяционное, индивидуальное теоретическое, индивидуальное практическое). Показатели популяционного здоровья. Показатели индивидуального здоровья. Признаки, определяющие здоровье. Группы здоровья. Определение группы здоровья учащейся молодежи. Критерии здоровья. Распределение населения на группы здоровья. Экспресс-оценка уровня здоровья (по Апанасенко). Зависимость реактивности организма от конституциональной типологии. Экологические факторы и состояние здоровья человека. Виды загрязнения окружающей среды. Факторы загрязнения среды антропогенного происхождения. Изменения показателей здоровья в современной экологической обстановке. Оценка адаптационных способностей организма при проведении нагрузочных проб.

Раздел 10. Техногенно измененная среда городов – фактор развития заболеваний.

Воздействие атмосферных загрязнений на человека. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Качество воды и его роль в заболеваемости населения. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды. Критерии безопасности питьевой воды. Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека.

Раздел 11. Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды.

Шум. Влияние шума на здоровье человека. Инфразвук. Вибрация. Изменения в организме при действии на него вибрации. Электромагнитные, магнитные и электрические поля, их источники, действие на организм.

Раздел 12. Роль алиментарной чужеродной нагрузки в формировании заболеваемости населения.

Качество продуктов питания. Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем, их патогенные воздействия. Пищевые отравления.

Раздел 13. Пищевой статус человека с учетом экологической обстановки.

Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Физическое развитие. Диагностика микронутриентного дисбаланса. Признаки витаминной недостаточности. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Определение величины основного обмена и суточных энергетических трат у человека. Анализ пищевого рациона. Определение обеспеченности организма витаминами и макроэлементами. Экологически безопасное питание.
5. Образовательные технологии
При реализации учебного курса "Интегративная биология" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем интегративной биологии.

Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области современной биологии, составление и решение кроссвордов с использованием специальных терминов, составление таблиц, схем различных процессов.

Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др.


Вопросы для текущего контроля
1. Определение частоты пульса и дыхательных движений при стресс - воздействии. Измерение уровня тревожности.

  1. Стресс-реакция, ее стадии.

  2. Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения.

  3. Стресс-реализующая и стресс-лимитирующая системы.

  4. Стресс и болезни.

  5. Методы снятия психо-эмоционального напряжения.

  6. Профилактика психо-эмоционального стресса и коррекция его последствий.

2. Реакции организма на изменение положения тела в пространстве. Ортостатическая и клиностатическая пробы.

  1. Какие системы относятся к ведущим адаптационным системам организма?

  2. Адаптация организма человека к действию земной гравитации.

  3. Методика проведения ортостатической пробы.

  4. Переносимость ортостатического воздействия.

  5. Методика проведения клиностатической пробы.

3. Определение особенностей адаптации организма человека к низким температурам. Холодовая проба.

  1. Адаптация к холоду как путь повышения специфической и неспецифической резистентности организма.

  2. Роль нервной системы в организации адаптационных специфических и неспецифических реакций организма человека при действии низкой температуры окружающей среды.

  3. Роль гормонов в механизмах адаптации человека к низкой температуре окружающей среды.

  4. Физиологические механизмы закаливания.

  5. Особенности закаливания детей.

4. Определение особенностей адаптации организма человека к высоким температурам. Тепловая проба.

  1. Адаптация организма к жаркой среде обитания. Значение.

  2. Фазы адаптации.

  3. Работоспособность в условиях высоких температур и влажности воздуха.

5. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам.

  1. Изменения физиологических функций при физических нагрузках динамического характера.

  2. Изменения физиологических функций при физических нагрузках статического характера.

  3. Особенности деятельности сердечно-сосудистой системы во время выполнения динамической физической нагрузки разной интенсивности.

  4. Типы реакций системы кровообращения на стандартную физическую нагрузку.

  5. Методика проведения пробы Летунова.

6. Оценка резервных возможностей системы кровообращения и дыхания.

1) Методы определения резервных возможностей дыхательной системы.

2) Методика проведения проб Штанге, Генчи, Серкина.

3) Методы определения резервных возможностей системы кровообращения.

4) Типы реакций организма на стандартную физическую нагрузку.

7. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к умственным нагрузкам.

  1. Физиологическая характеристика функционального состояния человека в процессе монотонного умственного труда.

  2. Роль коры головного мозга в адаптации к умственным нагрузкам.

  3. Нервно-эмоциональное напряжение как следствие интенсификации труда.

  4. Умственное утомление.

  5. Переутомление.

  6. Профилактика утомления и переутомления.

9. Определение биоритмологического типа организации человека. Определение хронотипа работоспособности человека. Определение продолжительности индивидуальной минуты.

1) Общие представления о биологических ритмах.

2) Временная организация биологических систем.

3) Механизмы формирования биоритмов.

4) Классификации биоритмов (по частоте и длительности циклов).

5) Типы биоритмов человека.

6) Сезонная и годичная динамика заболеваемости человека.

10. Выявление ритмических изменений отдельных функций организма. Определение висцеральных признаков суточного хронотипа человека. Определение биоритмологической организации нервной системы в недельном цикле.

  1. Роль природных факторов в формировании биоритмов.

  2. Какие биологически активные вещества влияют на формирование цикла сон – бодрствование?

  3. Что такое ритмичность в деятельности систем организма человека?

  4. Биоритмы различных функций организма (обмена веществ, дыхания, кровообращения и т.д.).

  5. Как изменяется физическая и умственная работоспособность в течение суток, недели, года?

11. Определение биологических ритмов физического, эмоционального и интеллектуального состояния.

  1. Десинхроноз, его виды и проявления.

  2. Причины десинхронозов, способы устранения.

  3. Какое значение имеют биологические ритмы для здоровья человека?

  4. Роль биоритмов в поведении, обучении и организации труда человека.

12. Экспресс-оценка уровня здоровья (по Апанасенко).

  1. Определение здоровья (ВОЗ).

  2. Факторы, определяющие здоровье.

  3. Роль образа жизни в формировании здоровья.

  4. Функциональные возможности организма.

13. Конституциональная типология и реактивность организма

  1. Значение изучения конституциональной типологии.

  2. Определение понятия «конституция».

  3. Классификации конституций взрослого населения (Черноруцкого, Никитюка-Козлова, Казначеева, Бунака и др.).

  4. Психофизиологические конституции человека.

  5. Конституциональный подход при оценке состояния различных систем организма.

  6. Адаптация и конституция человека.

  7. Методы определения конституционального типа.

14. Оценка адаптационных способностей организма при проведении нагрузочных проб.

  1. Здоровье как результат адаптации организма.

  2. Физическое здоровье.

  3. Функциональные резервы организма человека.

  4. Методы количественной оценки уровня здоровья.

  5. Как изменяется состояние ведущих адаптационных систем при нарушении адаптации?

15. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

  1. Понятие об антропогенных факторах среды.

  2. Пути поступления вредных веществ в организм.

  3. Канцерогенные вещества.

  4. Соли тяжелых металлов, их влияние на здоровье.

  5. Перечислить токсичные вещества, которые приводят к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям, особенно при стрессовых воздействиях?

  6. Вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающего воздуха.

17. Определение величины основного обмена у человека по Гаррису-Бенедикту. Определение величины суточных энергетических трат (хронометражно-табличный способ).

1) Рациональное питание, его принципы.

2) Виды энергетических трат человека.

3) Основной обмен, факторы, влияющие на него.

4) Методы изучения основного обмена.

5) Методы оценки энерготрат человека.

18. Анализ пищевого рациона.

1) Методы изучения фактического питания.

2) Химические соединения, входящие в состав пищевых продуктов.

3) Качественный состав пищевого рациона. Роль воды в жизнедеятельности организма

4) Роль белков, жиров, углеводов в жизнедеятельности организма.

5) Режим питания.

19. Определение обеспеченности организма витаминами и макроэлементами.

1) Витамины, их физиологическая роль.

2) Гипо-, гипер- и авитаминозы.

3) Значение макро- и микроэлементов в жизнедеятельности организма.

4) Течение каких болезней определяет недостаток ряда микроэлементов?

20. Экологически безопасное питание (семинар).

1) Понятие о ксенобиотиках.

2) Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем.

3) Пути загрязнения продуктов питания.

4) Пищевые отравления.

5) Особенности питания в экологически неблагоприятной ситуации.

6) Защитные компоненты пищи.
Темы рефератов
1. Общие принципы и механизмы адаптации.

2. Роль стресс-реакции в формировании эмоционального напряжения.

3. Методы снятия психо-эмоционального напряжения.

4. Адаптация организма в условиях высоких широт.

5. Роль биоритмов в поведении, обучении и организации труда человека.

6. Биологические ритмы и здоровье человека.

7. Адаптация к холоду как путь повышения специфической и неспецифической устойчивости организма.

8. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов.

9. Адаптация и конституция человека.

10. Конституциональная типология и реактивность организма.

11. Особенности деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем во время выполнения физической нагрузки разной интенсивности.

12. Умственное утомление, профилактика переутомления.

13. Шум и здоровье человека.

14. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека.

15. Влияние загрязнителей воздушной среды помещений на здоровье человека

16. Рациональное питание.

17. Пищевые отравления.

18. Экологически безопасное питание.
Вопросы для промежуточного контроля


    1. Физиологическая адаптация, ее сущность и значение.

    2. Фазы адаптации, их характеристика.

    3. Готовность организма к адаптации. Генотипические и фенотипические особенности адаптации. Стратегия адаптивного поведения (В.П. Казначеев).

    4. Специфическая и неспецифическая адаптация, механизмы. Срочные и долговременные адаптивные реакции.

    5. Стресс-реакция, ее стадии. Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения.

    6. Методы снятия психо-эмоционального напряжения.

    7. Адаптация организма к условиям гипоксической гипоксии. Острая и хроническая гипоксия. Физиологические изменения в организме.

    8. Адаптация организма в условиях высоких широт. Фазы адаптации.

    9. Физиологические изменения в организме при адаптации к условиям высоких широт. Особенности питания. Работоспособность.

  1. 10 .Адаптация организма к жаркой среде обитания. Значение. Фазы адаптации. Работоспособность в условиях высоких температур и влажности воздуха.

    1. Физиологические механизмы закаливания.

    2. Физиологическая характеристика функционального состояния человека в процессе монотонного умственного труда.

    3. Умственное утомление. Переутомление. Профилактика утомления и переутомления.

    4. Роль движений в жизнедеятельности организма. Адаптивные реакции к повышенной двигательной активности.

    5. Гипокинезия. Гиподинамия. Виды гипокинезии. Особенности приспособления к недостаточной двигательной активности.

    6. Изменения в деятельности различных системах органов при гипокинезии.

    7. Временная организация биологических систем.

    8. Роль природных факторов в формировании биоритмов.

    9. Классификация биоритмов по длительности циклов.

    10. Рассогласование биологических ритмов (десинхронозы): причины, характеристика, устранение.

    11. Адаптация и конституция человека.

    12. Конституция и здоровье человека.

    13. Понятия здоровья (общебиологическое, популяционное, индивидуальное теоретическое, индивидуальное практическое). Показатели популяционного здоровья. Показатели индивидуального здоровья. Признаки, определяющие здоровье.

    14. Группы здоровья.

    15. Экологические факторы и состояние здоровья человека. Виды загрязнения окружающей среды.

    16. Факторы загрязнения среды антропогенного происхождения.

    17. Изменения показателей здоровья в современной экологической обстановке.

    18. Техногенно измененная среда городов – фактор развития заболеваний.

    19. Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека.

    20. Качество воды и его роль в заболеваемости населения.

    21. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды. Критерии безопасности питьевой воды.

    22. Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека.

    23. Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды.

    24. Инфразвук. Вибрация. Электромагнитные, магнитные и электрические поля.

    25. Шум. Влияние шума на здоровье человека.

    26. Роль алиментарной чужеродной нагрузки в формировании заболеваемости населения.

    27. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов.

    28. Качество продуктов питания. Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем.

    29. Пищевые отравления.

    30. Экологически безопасное питание.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

    1. Физиология человека: Учебник для вузов /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.

    2. Прохоров Б.Б. Экология человека. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 317 с


б) дополнительная литература:

    1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001.- 526 с.

    2. Медицинская экология /Под ред. А.А. Королева. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

    3. Физиология человека: Учебник для вузов в 2 томах. /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001.

    4. Физиология человека /Под ред. В.М. Смирнова. – М., 2001.

    5. Физиология человека. В 3 томах. /Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М.: Мир, 1996.

    6. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. /Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая школа, 1991.

    7. Рыбаков В.П. Биоритмы и здоровье. – М.: Советский спорт, 2001.

    8. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А Основы индивидуального здоровья человека. – М.: ВЛАДОС, 2000.

    9. Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: ВЛАДОС, 2000.

    10. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. – М.: Высшая школа, 1987.

    11. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

    12. Келлер А.А., Кувашин В.И. Медицинская экология. – СПб., 1998.- 254 с.

    13. Физиологические основы здоровья человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Изд. центр Северного государственного мед. ун-та, 2001.

    14. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.

При проведении практических занятий используется следующее оборудование: тонометры, фонендоскопы, термометры, динамометры, спирометры, секундомеры, сантиметровые ленты, опросники и тесты для изучения уровня тревожности, стрессоустойчивости, хронотипов, особенностей питания человека.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология.
Автор

Доцент кафедры физиологии

человека и животных, к.б.н. __________________ Е.Ю. Лыкова

Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19.
Подписи:
Зав. кафедрой физиологии человека

и животных д.б.н., профессор ___________________ Т.Г. Анищенко

Декан биологического факультета

д.б.н., профессор ___________________ Г.В. Шляхтин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия...
«Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Биология клетки»
Составители: Хрусталева Л. И., д б н., профессор, Халилуев М. Р., к б н., ст преподаватель
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400....
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс....
Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология...
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Основы нейрохимии Направление...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет...
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с треб
«Биология»,специализация «Физиология человека и животных»,форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск