Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология»





Скачать 245.3 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология»
Дата публикации01.03.2015
Размер245.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»



Кафедра биологии






Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета

Мясников Ю.А.______________________

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г



рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»




Направление подготовки

020400.62 Биология



Профиль подготовки

Биоэкология


Квалификация выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная

Бузулук 2011
Рецензент

кандидат биологических наук Малахова М.С.

Рабочая программа дисциплины «Экологическая физиология» /сост. Н.Н.Садыкова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 3 семестре полного срока обучения, дисциплины у сокращенного срока обучения не предусмотрено учебным планом.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров подготовки 020400.62 «Биология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "4" февраля 2010 г. № 101.

Составитель ___________________Н.Н.Садыкова

(подпись)






 Садыкова Н.Н.,2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.........

5

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………….

6

4.2

Структура дисциплины…………………………………………….

8

4.3

4.4

Практические занятия (семинары)……………………………….

Лабораторные занятия…………………………………………….

8

8

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………….

9

5

Образовательные технологии……………………………………..

9

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………..


9

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………………


9

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………

15

7.1

Основная литература……………………………………………….

15

7.2

Дополнительная литература………………………………………

15

7.3

Периодические издания……………………………………………

15

7.4

Интернет – ресурсы…………………………………………………

15

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям……………..

15

7.6

Методические указания к практическим занятиям…………………

15

7.7

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы………………………………….

15

7.8

Программное обеспечение современных информационно - коммуникативных технологий……………………………………

16

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………

16




Лист согласования рабочей программы ……………………………

17




Дополнения и изменения в рабочей программе………………….

18


1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:
- изучение процессов жизнедеятельности органов, систем органов и целостного организма во взаимосвязи его с окружающей средой.
Задачи:

- дать цельное представление о функционировании растительного организма в условиях действия внешних факторов;

- понять функционирования растительного организма в изменяющихся условиях среды;

- рассмотреть адаптивные и акклимационные способности различных типов растений;

- ознакомиться с основными методами оценки устойчивости растений и клеток к абиотическим и биотическим стрессорам;

-ознакомиться с путями повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды;

  • ознакомить с общими принципами сравнительной физиологии с экологических позиций;

  • создать у студентов целостное представление о координации и интеграции всех систем организма, согласующееся с современными данными физики и химии и с концепциями относительно потребностей организма, живущего в определенных условиях среды.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Экологическая физиология» относится к факультативным дисциплинам Б.7.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 020400 «Биология» (квалификация - «бакалавр»).

Дисциплина «Экологическая физиология» базируется на следующих дисциплинах:

- общая биология;

- систематика высших растений;

- зоология позвоночных.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Экология популяций и сообществ», «Экология животных», «Экология растений», «Прикладная экология».


3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) 020400.62 «Биология»:

а) общекультурных (ОК):

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).
б) профессиональных (ПК):

- демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

- демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК- 4);

- имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК - 8).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- изменения физиологических процессов в растительном организме в различных условиях среды, вызванных как абиотическими, так и биотическими воздействиями;

- адаптивныех и акклимационные способности различных типов растений;

- пути повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды;

  • теоретические основы физиологии животных, рассматриваемые в экологическом аспекте;

  • закономерности различных функций живого организма и качественные различия их у животных разных видов;

  • процессы, протекающие в организме животного и реакцию организма на воздействия внешней среды.



Уметь:

- оценивать устойчивости растений и клеток к абиотическим и биотическим стрессорам;

- воздействовать на растительные объекты с целью повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды.
Владеть:

- навыками поиска, обработки и анализа информации для выполнения своих

функциональных обязанностей с учетом требований экологической безопасности в области физиологии.
Приобрести опыт деятельности:

    • исследовательской и аналитической работы по изучению экологической физиологии.



4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Модуль №1

Экологическая физиология растений.

Классификация экологических факторов среды. Абиотические факторы: климатические, эдафические, орографические, химические. Биотические факторы: аллелопатия, зоогенные, патогенные. Антропогенные факторы. Биологический оптимум. Экологическая пластичность организма. Стенобионты и эврибионты. Связь формы и физиологии растений со средой обитания. Экотипы. Приспособление и среда. Гомеостатические реакции организма. Акклимация. Стресс у растений. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Закон толерантности Шелфорда. Влияние низких отрицательных температур на растения. Морозоустойчивость. История исследования морозоустойчивости. Работы Н.А. Максимова, И.И. Туманова, Дж. Левитта. Обезвоживание клеток под действием отрицательных температур. Роль белков в устойчивости. Образование внутриклеточного льда при действии низких температур. Роль мембран в устойчивости клетки и организма в целом. Свойства липидного компонента мембран. Биохимические изменения в клетках под действием низких температур. Роль ростовых процессов. Покой в проблеме морозоустойчивости. Обособление цитоплазмы. Процесс закаливания. Оценка устойчивости растений и их клеток к действию низких отрицательных температур. Повышение морозоустойчивости.



Т

2

Модуль №2

Экологическая физиология животных.

Вводная часть о предмете экологической физиологии. Кислород. Дыхание в воде. Газы в воздухе и воде. Состав сухого атмосферного воздуха. Водяные пары в воздухе. Высота и атмосферное дыхание. Растворимость газов в воде. Влияние давления и температуры. Парциальное давление и напряжение. Водное дыхание. Животные, не имеющие специальных органов дыхания. Животные, обладающие органами дыхания. Наиболее важные функции крови. Перенос кислорода кровью. Пища, топливо и энергия. Способы питания е пигменты. Интенсивность метаболизма. Влияние температуры.


Т,Р


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.


Вид работы

Трудоемкость, часов

3 семестр

Всего

Общая трудоемкость

36

36

Аудиторная работа

18

18

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

18

-

-

18

-

-

Самостоятельная работа

18

18

Самостоятельное изучение разделов

6

6

Проработка и повторение лекционного материала

6


6

Проработка материала учебников и учебных пособий

6

6

Подготовка и сдача зачета

-

-

Вид итогового контроля



зачет


-


Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре




раз-

дела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Экологическая физиология растений.

16

8

-

-

8

2

Экологическая физиология животных.

20

10

-

-

10

Итого:

36

18

-

-

18


4.3 Практические занятия

Не предусмотрено учебным планом.

4.4 Лабораторные занятия

Не предусмотрено учебным планом.
4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины




раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Влияние воздушной среды на физиологические процессы в растениях


3

2

Терморегуляция животных.





3




Итого:

6


5 Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий могут быть использованы следующие методы образовательных технологий: проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-беседы и дискуссии.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Вид занятия

(Л, ПЗ)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

1

2

3

ПР


Учебная игра «Растения и животные»

4

ПР


Учебная дискуссия: «Влияние абиотических факторов на организм растений»

4




Итого:

8


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний:


  1. Экологические факторы различаются по интенсивности воздействия на живые организмы. Особенно глубокое влияние на животных оказывают:

а) стабильные факторы, т.е. такие факторы, которые не изменяются в течение длительных периодов (сила тяготения, состав атмосферы, рельеф, солнечная постоянная);

б) факторы, изменяющиеся закономерно (межсезонные колебания температуры, приливы и отливы моря и т.п.), а также факторы, изменяющиеся без строгой периодичности (ветер, осадки, сезонные колебания температуры).

2. Основным фактором сезонной активности членистоногих является:

а) температурный режим;

б) фотопериодизм;

в) состояние пищевых ресурсов.

3. К фотопериодическим реакциям высших позвоночных относятся:

а) развитие волосяного покрова;

б) цикличность размножения;

в) интенсивность дыхания.

4. Динамика численности популяции обусловливается:

а) емкостью экологической ниши, кормовой базой, конкурентами и врагами;

б) рождаемостью, смертностью, эмиграцией и иммиграцией;

в) продолжительностью жизни и плодовитостью.

5. При построении кривых выживания по осям графика откладываются следующие показатели:

а) по оси ординат - возраст, а по оси абсцисс - логарифм числа доживших до этого возраста особей;

б) по оси ординат - логарифм числа доживших особей, а по оси абсцисс - возраст;

в) по оси ординат - смертность и эмиграция, по оси абсцисс - рождаемость и иммиграция;

г) по оси ординат - плодовитость, по оси абсцисс - возраст;

6. Типы кривых выживания зависят от следующих показателей:

а) климатические условия, забота о потомстве, продолжительность жизни.

б) повозрастная смертность;

в) изменчивость биотических и абиотических факторов среды обитания;

г) плотность популяции, время генерации, плодовитость, удельная скорость популяционного роста.

7. Внутривидовая конкуренция обязательно наблюдается при следующих обстоятельствах:

а) повышение скорости популяционного роста в условиях уже сложившейся территориальности;

б) ограниченность какого-либо ресурса;

в) взаимодействие между особями оседлых популяций,

г) взаимодействие между особями, имеющими сходные потребности;

д) устойчивый темп размножения;

е) ограниченность пространства и пищи.

8.Зависимости, которые выявляются аутэкологическими методами, предполагают, что

а) особи одного вида, находящиеся в идентичном физиологическом состоянии, аналогично реагируют на факторы внешней среды;

б) механизмы популяционного гомеостазиса направлены на максимальное выживание каждой отдельной особи.

9.Предельная плотность популяции, на графике, отражающем временную динамику плотности,

а) асимптотически приближается к прямой, которая достигается при использовании всех пищевых и пространственных ресурсов;

в) осциллирует вокруг средних показателей, полученных за многолетний период;

г) поддерживается на одном уровне внутрипопуляционными регулирующими механизмами в условиях изменения как биотических, так и абиотических факторов.

10.Видовые константы размножения (по С.А. Северцову) - это

а) моноцикличность или полицикличность размножения, характеризующая вид;

б) первичный половой состав популяции;

в) плодовитость, скорость полового созревания, величина приплода, количество выводков, соотношение в популяции самцов и самок.
Темы рефератов:

  1. Вентиляция жабр (крупная водная амфибия Necturus, мидии, двустворчатые моллюски, губки, рыбы и крабы, кальмары и осьминоги – дыхание в воде).

  2. Строение жабры у рыб. Газообмен и ток воды.

  3. Рыбы, способные дышать воздухом (Обыкновенный угорь. Электрический угорь. Панцирная щука. Двоякодышащие рыбы).

  4. Два типа легких: диффузионные и вентиляционные (Легочные улитки. Скорпионы. Равноногие раки).

  5. Роль кожи в дыхании (Амфибии. Саламандры семейства Plethodontidae. Морские змеи. Летучие мыши).

  6. Дыхание насекомых. Дыхание у водных насекомых. Прерывистое или циклическое дыхание.




  1. Форменные элементы крови.

  2. Свертывание крови и гемостаз.

  3. Кровообращение миксин.

  4. Кровообращение у рыб.

  5. Кровообращение у двоякодышащих рыб.

  6. Кровообращение у амфибий и рептилий.

  7. Кровообращение у птиц и млекопитающих.

  8. Циркуляция жидкостей у беспозвоночных (Кольчатые черви (Аннелиды). Иглокожие: морские звезды, морские ежи и голотурии. Моллюски. Осьминоги. Кальмары.)

  9. Переваривание белков. Переваривание жиров. Переваривание углеводов.

  10. Ферметативное переваривание пищи.

  11. Переваривание целлюлозы позвоночными (Жвачные животные. Нежвачные животные).

  12. Копрофагия (Грызуны. Зайцы. Кролики).

  13. Какие химические элементы необходимы для жизни?

  14. Минеральные компоненты скелета.

  15. Микроэлементы, необходимые для организма.

  16. Алкалоиды, их действие на организм.

  17. Масла и смолы (физиологические эффекты).

  18. Ингибиторы ферментов. Их вредное действие.

  19. Кессонная болезнь у водолазов, антарктического тюленя, кашалота.

  20. Токсичность кислорода в связи с водолазным делом.

  21. Наркотическое действие биологически инертных газов.

  22. Ныряние у млекопитающих и птиц (запасание кислорода).

  23. Кожное и ректальное дыхание (Ныряющие рептилии – водные черепахи, зеленые черепахи. Морские змеи).

  24. Влияние больших высот во время полета.

  25. Физиологическая адаптация к перемене температуры.

  26. Летальная температура и причины гибели при перегреве (Морские животные. Брюхоногие моллюски. Рыбы-карпозубики).

  27. Скорость акклимации к высоким и низким температурам в воде.

  28. Температура тела животных, обитающих в холодном климате (Птицы и млекопитающие арктики).

  29. Лихорадка – полезно это или вредно?

  30. Терморегуляция в условиях холода.

  31. Физиологические особенности терморегуляции у императорских пингвинов (Aptenodytes forsteri) в период разможения.

  32. Терморегуляция в периоды зимней спячки и оцепенения (млекопитающие, птицы).

  33. Органы выделения у рыб.

  34. Органы выделения у амфибий.

  35. Органы выделения у рептилий.

  36. Эхо-локация (биосонар) у летучих мышей, китов, дельфинов, землероек и некоторых птиц.

  37. Вкус и обоняние у насекомых.

  38. Эндокринология насекомых.

  39. Нейросекреция.

  40. Система гипоталамической регуляции.

  41. Эндокринные железы, не находящиеся под прямым контролем гипоталамуса.


Перечень вопросов для зачета:

  1. Классификация экологических факторов среды.

  2. Абиотические факторы: климатические, эдафические, орографические, химические. Биотические факторы: аллелопатия, зоогенные, патогенные.

  3. Антропогенные факторы.

  4. Эколого-физиологические и физиолого-биохимические аспекты устойчивости.

  5. Стресс у растений

  6. Циркадные ритмы

  7. Физиологическое действие ультрафиолетовой радиации на растения

  8. Классификация растений по отношению к температурному фактору

  9. История исследования морозоустойчивости

  10. Характеристика заморозков и их действие на растения

  11. Диагностика холодового повреждения

  12. Белки теплового шока

  13. Молекулярные основы засухоустойчивости

  14. Действие анаэробиоза на растения

  15. Влияние избытка и недостатка СО2 на функции растения

  16. Приспособление галофитных и гликофитных форм растений к засолению

  17. Эволюционные взаимосвязи растений и грибов

  18. Формы приспособления растений к определенным группам животных

  19. Устойчивость растительного организма как норма реагирования на инфекцию

  20. Способы обезвреживания токсических продуктов растением

  21. Зависимость развития растений от дозы ионизирующей радиации

  22. Растения-индикаторы загрязнений воздуха

  23. Дыхание в воздухе. Органы дыхания. Дыхательные движения.

  24. Функции крови.

  25. Кровообращение у позвоночных. Распределение воды в организме и объем крови.

  26. Пища, топливо и энергия. Способы питания.

  27. Массивная пища. Жидкости. Растворенный органический материал.

  28. Пищеварение. Внутриклеточное и внеклеточное пищеварение. Питание. Снабжение энергией; топливо.

  29. Ядовитые вещества и химическая защита. Растительные яды. Использование растительных ядов животными.

  30. Интенсивность метаболизма.

  31. Запасание энергией: жир и гликоген.

  32. Влияние концентрации кислорода на интенсивность метаболизма.

  33. Акклиматизация к низкому уровню О2. Слои воды с минимальным содержанием кислорода.

  34. Проблемы, связанные с нырянием млекопитающих и птиц. Токсичность кислорода. Наркотическое действие биологически инертных газов. Обеспечение кислородом во время ныряния.

  35. Влияние изменений температуры на физиологические параметры.

  36. Экстремальные температуры. Температурные пределы для жизни.

  37. Толерантность к высокой температуре. Устойчивость к низким температурам.

  38. Температура тела у птиц и млекопитающих.

  39. Водная среда.

  40. Животные в пресной и в солоноватой воде.

  41. Испарение.

  42. Животные с влажной кожей.

  43. Органы выделения.

  44. Сенсорная информация – возможности и ограничения.

  45. Свет и зрение.

  46. Звук и слух.

  47. Регуляция и теория управления.

  48. Системы нервной регуляции.

  49. Важнейшие гормоны позвоночных.

  50. Основные категории физиологических функций, регулируемых гормонами (и соответствующие гормоны, наиболее известные).

  51. Химическая природа гормонов позвоночных.

  52. Классификация гормонов позвоночных по их структуре и химической природе.

  53. Механизм действия гормона на уровне клетки.

  54. Интеграция эндокринного и нервного контроля.

  55. Система гипоталамической регуляции.

  56. Эндокринные железы, не находящиеся по прямым контролем гипоталамуса.

  57. Температура, тепло и перенос тепла.

  58. Физика переноса тепла.

  59. Тепловой баланс.

  60. Плавание и полет.

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

  1. . Степановских, А.С. Экология: Учебник для вузов. / А.С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с. - ISBN 5-238-00284-Х.

2.Денисов, В.В. Экология города./ В.В.Денисов, А.С.Курбатова. И.А.Денисова, В.Л.Бондаренко, В.А.Грачев, В.В.Гутенев, Б.А. Нагнибеда. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008.- 832 с. – ISBN- 978-5-241-00900-5.


    1. Дополнительная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. / под ред. М.С.Гилярова. –М.: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.

  2. Кузнецов, Б.А. Курс зоологии/ Б.А.Кузнецов, А.З. Чернов, Л.Н.Катанова. – М.: Агропромиздат, 1989. – 399 с. – ISBN 5-10- 000460- 6.


7.3 Периодические издания

  • Журнал общей биологии;

  • Успехи современной биологии;

  • Биология. Общие проблемы биологии. Реферативный журнал.


7.4 Интернет-ресурсы

Фундаментальная научная библиотека «флора и фауна». – Режим доступа:

http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm

Электронная библиотека по биологии. - Режим доступа:

http://scilib.narod.ru/biology.html

Электронная энциклопедия «Живые существа» - Режим доступа:

http://livt.net/

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям

Не предусмотрено учебным планом.
7.6 Методические указания к практическим занятиям

Не предусмотрено учебным планом.
7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.
Не предусмотрено учебным планом.
7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

    • Электронный учебник «Открытая биология», версия 2.5, 2003.


8 Материально - техническое обеспечение дисциплины.




Материально - техническое обеспечение дисциплины включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

Использование электронных учебников в процессе обучения должно обеспечиваться наличием во время самостоятельной подготовки рабочего места для каждого обучающегося в компьютерном классе, имеющего выход в Интернет, в соответствии с объёмом изучаемой дисциплины.

ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 020400.62 Биология ___________________

код и наименование

Дисциплина:________________Экологическая физиология
Форма обучения: ________очная______________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ___2011-2012_________
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ______биологии____________________

наименование кафедры

протокол № ________от "___" __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

___________биологии ______________________________Малахова М.С ____________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

____________преподаватель________ ___________ ______Садыкова Н.Н. _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой1 _____________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ______________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)

__________________________________________________________________________________

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий библиотекой

__________________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Специалист научно – методического отдела ______________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/20__ уч.г.






Внесенные изменения на 20__/20__ учебный год
Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.



(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20… г



В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. …………………………………..;

  2. …………………………………..;

  3. ……………………………………

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________________________________________________________ (дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

СОГЛАСОВАНО:


Специалист научно – методического отдела ______________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

1



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «мониторинг и экологическая экспертиза»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»
Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность»
Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология растений»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» icon1 Предмет учебной дисциплины
...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» icon1 Предмет учебной дисциплины
...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология крупного рогатого...
Проректор по учебной работе, заместитель председателя умо по агрономическому образованию д т н
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск