Скачать 245.3 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»Кафедра биологии
рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»Направление подготовки 020400.62 БиологияПрофиль подготовки Биоэкология Квалификация выпускника бакалавр Форма обучения очная Бузулук 2011 Рецензент кандидат биологических наук Малахова М.С. Рабочая программа дисциплины «Экологическая физиология» /сост. Н.Н.Садыкова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 3 семестре полного срока обучения, дисциплины у сокращенного срока обучения не предусмотрено учебным планом. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров подготовки 020400.62 «Биология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "4" февраля 2010 г. № 101. Составитель ___________________Н.Н.Садыкова (подпись)
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: - изучение процессов жизнедеятельности органов, систем органов и целостного организма во взаимосвязи его с окружающей средой. Задачи: - дать цельное представление о функционировании растительного организма в условиях действия внешних факторов; - понять функционирования растительного организма в изменяющихся условиях среды; - рассмотреть адаптивные и акклимационные способности различных типов растений; - ознакомиться с основными методами оценки устойчивости растений и клеток к абиотическим и биотическим стрессорам; -ознакомиться с путями повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды;
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Экологическая физиология» относится к факультативным дисциплинам Б.7.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 020400 «Биология» (квалификация - «бакалавр»). Дисциплина «Экологическая физиология» базируется на следующих дисциплинах: - общая биология; - систематика высших растений; - зоология позвоночных. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Экология популяций и сообществ», «Экология животных», «Экология растений», «Прикладная экология». 3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности) 020400.62 «Биология»: а) общекультурных (ОК): - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8). б) профессиональных (ПК): - демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); - демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК- 4); - имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК - 8). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - изменения физиологических процессов в растительном организме в различных условиях среды, вызванных как абиотическими, так и биотическими воздействиями; - адаптивныех и акклимационные способности различных типов растений; - пути повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды;
Уметь: - оценивать устойчивости растений и клеток к абиотическим и биотическим стрессорам; - воздействовать на растительные объекты с целью повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды. Владеть: - навыками поиска, обработки и анализа информации для выполнения своих функциональных обязанностей с учетом требований экологической безопасности в области физиологии. Приобрести опыт деятельности:
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.
Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре
4.3 Практические занятия Не предусмотрено учебным планом. 4.4 Лабораторные занятия Не предусмотрено учебным планом. 4.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
5 Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий могут быть использованы следующие методы образовательных технологий: проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-беседы и дискуссии. 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний. Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса. Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний:
а) стабильные факторы, т.е. такие факторы, которые не изменяются в течение длительных периодов (сила тяготения, состав атмосферы, рельеф, солнечная постоянная); б) факторы, изменяющиеся закономерно (межсезонные колебания температуры, приливы и отливы моря и т.п.), а также факторы, изменяющиеся без строгой периодичности (ветер, осадки, сезонные колебания температуры). 2. Основным фактором сезонной активности членистоногих является: а) температурный режим; б) фотопериодизм; в) состояние пищевых ресурсов. 3. К фотопериодическим реакциям высших позвоночных относятся: а) развитие волосяного покрова; б) цикличность размножения; в) интенсивность дыхания. 4. Динамика численности популяции обусловливается: а) емкостью экологической ниши, кормовой базой, конкурентами и врагами; б) рождаемостью, смертностью, эмиграцией и иммиграцией; в) продолжительностью жизни и плодовитостью. 5. При построении кривых выживания по осям графика откладываются следующие показатели: а) по оси ординат - возраст, а по оси абсцисс - логарифм числа доживших до этого возраста особей; б) по оси ординат - логарифм числа доживших особей, а по оси абсцисс - возраст; в) по оси ординат - смертность и эмиграция, по оси абсцисс - рождаемость и иммиграция; г) по оси ординат - плодовитость, по оси абсцисс - возраст; 6. Типы кривых выживания зависят от следующих показателей: а) климатические условия, забота о потомстве, продолжительность жизни. б) повозрастная смертность; в) изменчивость биотических и абиотических факторов среды обитания; г) плотность популяции, время генерации, плодовитость, удельная скорость популяционного роста. 7. Внутривидовая конкуренция обязательно наблюдается при следующих обстоятельствах: а) повышение скорости популяционного роста в условиях уже сложившейся территориальности; б) ограниченность какого-либо ресурса; в) взаимодействие между особями оседлых популяций, г) взаимодействие между особями, имеющими сходные потребности; д) устойчивый темп размножения; е) ограниченность пространства и пищи. 8.Зависимости, которые выявляются аутэкологическими методами, предполагают, что а) особи одного вида, находящиеся в идентичном физиологическом состоянии, аналогично реагируют на факторы внешней среды; б) механизмы популяционного гомеостазиса направлены на максимальное выживание каждой отдельной особи. 9.Предельная плотность популяции, на графике, отражающем временную динамику плотности, а) асимптотически приближается к прямой, которая достигается при использовании всех пищевых и пространственных ресурсов; в) осциллирует вокруг средних показателей, полученных за многолетний период; г) поддерживается на одном уровне внутрипопуляционными регулирующими механизмами в условиях изменения как биотических, так и абиотических факторов. 10.Видовые константы размножения (по С.А. Северцову) - это а) моноцикличность или полицикличность размножения, характеризующая вид; б) первичный половой состав популяции; в) плодовитость, скорость полового созревания, величина приплода, количество выводков, соотношение в популяции самцов и самок. Темы рефератов:
Перечень вопросов для зачета:
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
2.Денисов, В.В. Экология города./ В.В.Денисов, А.С.Курбатова. И.А.Денисова, В.Л.Бондаренко, В.А.Грачев, В.В.Гутенев, Б.А. Нагнибеда. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008.- 832 с. – ISBN- 978-5-241-00900-5.
7.3 Периодические издания
7.4 Интернет-ресурсы Фундаментальная научная библиотека «флора и фауна». – Режим доступа: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm Электронная библиотека по биологии. - Режим доступа: http://scilib.narod.ru/biology.html Электронная энциклопедия «Живые существа» - Режим доступа: http://livt.net/ 7.5 Методические указания к лабораторным занятиям Не предусмотрено учебным планом. 7.6 Методические указания к практическим занятиям Не предусмотрено учебным планом. 7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. Не предусмотрено учебным планом. 7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
8 Материально - техническое обеспечение дисциплины. Материально - техническое обеспечение дисциплины включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. Использование электронных учебников в процессе обучения должно обеспечиваться наличием во время самостоятельной подготовки рабочего места для каждого обучающегося в компьютерном классе, имеющего выход в Интернет, в соответствии с объёмом изучаемой дисциплины. ЛИСТ согласования рабочей программы Направление подготовки: 020400.62 Биология ___________________ код и наименование Дисциплина:________________Экологическая физиология Форма обучения: ________очная______________________________________________ (очная, очно-заочная, заочная) Учебный год ___2011-2012_________ РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ______биологии____________________ наименование кафедры протокол № ________от "___" __________ 20__г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой ___________биологии ______________________________Малахова М.С ____________ наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата Исполнители: ____________преподаватель________ ___________ ______Садыкова Н.Н. _________ должность подпись расшифровка подписи дата ____________________________ ___________ ___________________ _________ должность подпись расшифровка подписи дата
Специалист научно – методического отдела ______________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/20__ уч.г.
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________________________________________________________ (дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой). СОГЛАСОВАНО: Специалист научно – методического отдела ______________________________ личная подпись расшифровка подписи дата 1 |
Экологическая физиология учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | Рабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами... Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «мониторинг и экологическая экспертиза» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;... | Рабочая программа учебной дисциплины «физиология человека» Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая безопасность» Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх | Рабочая программа учебной дисциплины «физиология растений» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | 1 Предмет учебной дисциплины ... | ||
1 Предмет учебной дисциплины ... | Рабочая программа учебной дисциплины физиология крупного рогатого... Проректор по учебной работе, заместитель председателя умо по агрономическому образованию д т н | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... |