Скачать 208.51 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова» Факультет товароведения и торговли Кафедра товароведения и товарной экспертизы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 351100 (080401) по специальности «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)» Москва, 2008 Составитель: к.б.н., доцент, Горожанин П. П. Рецензент: к. с./х. н., доцент Агапкин А. М. (РЭА им. Г. В. Плеханова, кафедра товароведения и товарной экспертизы). В программе представлены цели и задачи дисциплины, методы преподавания и формы контроля, сформулированы требования к уровню ее усвоения, дано краткое содержание тем, приведен список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, предложены вопросы для самопроверки и самостоятельной работы, примерные темы рефератов, вопросы для итогового контроля знаний Рабочая программа составлена на основании Типовой программы дисциплины «Анатомия пищевого сырья» (федеральный компонент, цикл ОПД) по плану подготовки специалиста по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы, протокол № 12 от «11» марта 2008 г. Заведующий кафедрой ______ _________ Л.Г.Елисеева (подпись) (Ф.И.О.) Одобрено советом (методической комиссией) факультета Товароведения и торговли, протокол № 7 от «25» марта 2008 г. Председатель совета _______ _________ В.И.Самарин ( (Ф.И.О.) Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы, протокол № 11 от «17» января 2013 г. Заведующий кафедрой _____________ Л.Г.Елисеева (подпись) (Ф.И.О.) Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения, протокол № 5 от «22» января 2013 г. Председатель совета _____________________ И.В.Денисов (Ф.И.О.) Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы, протокол № ___ от «___» _________________201___ г. Заведующий кафедрой ________________ Л.Г.Елисеева (подпись) (Ф.И.О.) Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения, протокол № ___ от «____» ________________20_____ г. Председатель совета ____________________ И.В.Денисов (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы, протокол № ___ от «___» _________________201___ г. Заведующий кафедрой ________________ Л.Г.Елисеева (подпись) (Ф.И.О.) Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения, протокол № ___ от «____» ________________20_____ г. Председатель совета ____________________ И.В.Денисов (подпись) (Ф.И.О.) ОглавлениеОглавление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 3 1.Организационно-методический раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Цель дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Учебные задачи дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Методы преподавания дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Место курса среди других дисциплин учебного плана. . . . . . . . . . . . 4 Требования к уровню усвоения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 2.Содержание программы учебной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Тема 1. Введение. Клетка растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Цель, задачи, примерный объём темы. . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Содержание темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Методы, литература, вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . 6 Вопросы и задания для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . 7 Рефераты и доклады по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Тема 2. Ткани растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Цель, задачи, примерный объём темы. . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Содержание темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Методы, литература, вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . 8 Вопросы и задания для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . 9 Рефераты и доклады по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Тема 3. Вегетативные органы растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Цель, задачи, примерный объём темы. . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Содержание темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Методы, литература, вопросы для самопроверки. . . . . . . . 10 Вопросы и задания для самостоятельной работы. . . . . . . . . . .10 Рефераты и доклады по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Тема 4. Органы размножения растений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Цель, задачи, примерный объём темы. . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Содержание темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Методы, литература, вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . 11 Вопросы и задания для самостоятельной работы. . . . . . . . . . 12 Рефераты и доклады по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Тема 5. Клетка и ткани животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Цель, задачи, примерный объём темы. . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Содержание темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Методы, литература, вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . 13 Вопросы и задания для самостоятельной работы. . . . . . . . . . . 13 Рефераты и доклады по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . 14 Основная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 4. Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины. Вопросы к зачёту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 5. Тематический план изучения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 6. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами учебного плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1. Организационно-методический раздел Цель дисциплины Создание твёрдой теоретической базы для изучения частных разделов товароведения и экспертизы продовольственных товаров. Учебные задачи дисциплины Знакомство в общих чертах с анатомо-морфологическим строением продовольственного сырья; уяснение биологической классификации и характеристики сырья и продовольственных товаров; оценка их природы и качества; глубокое понимание изменений и превращений, происходящих при переработке сырья и в процессе хранения товаров. Методы преподавания дисциплины
Место курса среди других дисциплин учебного плана Программа предназначена для студентов 3-го курса факультета товароведения и торговли, обучающихся по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)»; дисциплина стоит в одном ряду с основополагающими дисциплинами («Микробиологией продовольственных товаров, санитарией и гигиеной», «Биохимией», «Сенсорным анализом »), подготавливающими студентов к изучению товароведения и экспертизы отдельных групп продовольственных товаров. Требования к уровню освоения содержания Студенты должны твёрдо усвоить основные понятия и термины анатомии, морфологии и гистологии высших растений и животных, имеющих пищевое значение; освоить основные приёмы микроскопической техники и проведения микрохимических реакций, позволяющих установить химическую природу и локализацию отдельных пищевых веществ. Формы контроля: Текущий контроль – подготовка докладов, рефератов, выступлений; промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины. Итоговый контроль – зачёт в форме собеседования, в форме тестирования или в комбинированной форме. Формирование итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента в семестре производится в соответствии с нижеследующей таблицей.
2. Содержание программы учебной дисциплины Тема 1. Введение. Клетка растений Цель – ознакомление студентов со строением клетки растений и особенностями локализации в ней питательных веществ. Задачи:
Примерный объём темы – 10 часов. Содержание темы Характеристика дисциплины “Анатомия пищевого сырья”, её задачи и значение для специальности “Товароведение продовольственных товаров”. Биогенное происхождение пищевого сырья и продовольственных товаров. Значение изучения анатомических и морфологических признаков для классификации и товарной характеристики продовольственных товаров, для диагностики их природы, экспертизы их качества и понимания тех изменений, которые происходят в процессах переработки пищевого сырья и при хранении сырья и продовольственных товаров. Значение микроскопического и микрохимического исследования пищевого сырья и продовольственных товаров. Клетка – структурная и функциональная единица целостного, сложного растительного организма. Размеры, форма и общий план строения растительных клеток. Оболочка (клеточная стенка), её химический состав и функции. Процессы утолщения, кутинизации, суберинизации (опробковения), лигнификации (одревеснения) и минерализации клеточной оболочки. Физико-химические свойства кутинизированной, опробковевшей, одревесневшей и минерализованной оболочки. Значение, физико-химические свойства и химический состав цитоплазмы. Строение и функции цитоплазматической мембраны и других мембранных структур. Химический состав, структура и функции клеточного ядра. Структура и роль митохондрий. Химический состав и значение рибосом. Разнообразие пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Структура, химический состав и функции пластид. Взаимные превращения пластид. Структура и значение вакуолей с клеточным соком. Химический состав и пищевая ценность клеточного сока. Резервирование питательных веществ в нерастворимой форме. Форма, размеры и структура крахмальных зерен. Простые и сложные зерна. Возможность экспертизы природы и качества муки и крахмала по строению крахмальных зерен. Белковые кристаллы, алейроновые зерна, капли жирных масел. Конечные продукты обмена веществ растительной клетки. Кристаллы (друзы, рафиды) щавелевокислого кальция, их значение при экспертизе пищевого сырья. Химический состав, значение и пищевая ценность эфирных масел, их влияние на сохранность пищевых продуктов. Явления тургора, плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки. Факторы, обусловливающие эти явления. Их значение в процессе хранения и переработки растительного пищевого сырья. Методы:
Литература: [ 1], стр. 4 - 12. Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Покровные структуры в клетках растений. 2. Сравнение состава клеточного сока у разных пищевых растений. 3. Особенности накопления нерастворимых питательных веществ у разных пищевых растений. 4. Состав и свойства полисахаридов растительной клетки. 5. Растительные пигменты. Рефераты и доклады по теме:
Тема 2. Ткани растений Цель: ознакомление студентов с особенностями структуры и функции основных растительных тканей. Задачи:
Примерный объём темы – 16 часов. Содержание темы Определение понятия “ткань”. Объединение клеток в ткани. Межклеточное вещество. Межклетники. Образовательные (меристематические) и постоянные (первичные и вторичные). Строение, расположение и значение образовательных тканей. Типы постоянных тканей. Классификация и функции покровных тканей. Их виды, встречающиеся в пищевом сырье и продовольственных товарах. Строение и свойства эпидермиса. Роль кутикулы и воскового налета в сохраняемости плодов и овощей. Строение трихом и их значение для товароведной экспертизы растительного сырья. Строение и свойства пробковой ткани. Раневая пробка, её образование и значение. Роль целостности покровных тканей в сохраняемости свежих плодов и овощей. Строение и функции основных тканей – запасающей и ассимиляционной. Пищевая ценность запасающей ткани. Мацерация запасающей ткани и её влияние на вкусовые качества и сохраняемость плодов и овощей. Строение и функции механических тканей. Разнообразие клеток: паренхимные и прозенхимные, живые и мертвые. Механические волокна и каменистые клетки. Влияние большого числа клеток механических тканей на пищевую ценность растительного сырья и вкусовые качества плодов и овощей. Диагностическая роль характера каменистых клеток в экспертизе пищевого сырья. Строение и функции проводящих тканей – сосудов и ситовидных трубок. Понятие о проводящих, или сосудисто-волокнистых пучках (СВП). Тканевые комплексы пучков – луб (флоэма) и древесина (ксилема). Открытые и закрытые сосудисто-волокнистые пучки. Строение коллатеральных, биколлатеральных и радиальных сосудисто-волокнистых пучков. Распространенность этих типов СВП в органах растений. Влияние большого числа проводящих пучков на качество растительного сырья. Методы:
Литература: [ 1], стр. 12 - 21. Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Разнообразие покровных тканей растений. 2. Сравнение строения покровных тканей растений. 3. Особенности механических структур у разных пищевых растений. 4. Поступление воды и минеральных солей в корневую систему. 5. В чём состоят особенности луба и древесины? Рефераты и доклады по теме: 1. История развития учения о тканях. 2. Методы исследования структуры тканей. 3. Покровные ткани различных пищевых растений. 4. Особенности процессов транспорта веществ в организме растений. 5. Эволюция сосудисто-волокнистых структур. 6. Сравнение тканей растений и животных по строению и функциям. Тема 3. Вегетативные органы растений Цель – изучение принципов деления организма растения на органы; понимание особенностей преобразования органов растения в резервные структуры. Задачи:
Примерный объём темы – 13 часов. Содержание темы Понятие об органах растения. Вегетативные и генеративные органы (органы размножения) растения. Функции, морфологические признаки и анатомическое строение листа. Лист как орган запасания питательных веществ. Листовые зеленные и пряные овощи. Влияние особенностей строения на сохраняемость этих овощей. Функции, морфологические признаки и анатомическое строение стебля. Побег как комплексный орган растения. Виды побегов. Вторичные изменения побегов при превращении их в резервные органы. Анатомическое строение клубня картофеля, корневища хрена, луковиц репчатого лука и чеснока, кочаны капусты. Функции, морфологические признаки и анатомическое строение корня. Превращение корней в резервные органы – клубни и корнеплоды. Морфология и анатомическое строение различных типов корнеплодов. Методы:
Литература: [ 1], стр. 22 - 27. Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Рефераты и доклады по теме:
Тема 4. Органы размножения растений Цель – изучение строения органов размножения растений как пищевых объектов. Задачи:
Примерный объём темы – 15 часов. Содержание темы Понятие о цветке. Строение и классификация цветков, функции отдельных частей цветка. Диагностическое значение характера пыльцевых зерен в экспертизе происхождения и качества меда. Значение соцветий, их типы. Продовольственные товары - производные цветков или их частей. Процесс формирования семян и плодов. Строение семян однодольных и двудольных растений. Отложение запасных питательных веществ в различных частях семени. Строение и классификация плодов: сухие и сочные, односеменные (невскрывающиеся) и многосеменные (вскрывающиеся). Настоящие и ложные плоды. Простые и сложные (сборные) плоды. Понятие о соплодии. Основные типы сухих плодов: зерновка, семянка, орех (односеменные); боб, стручок, коробочка (многосеменные). Их анатомическое строение и сравнительная характеристика. Пищевая ценность семян сухих плодов. Основные типы сочных плодов: костянка и ягода. Их анатомическое строение. Понятие о внеплоднике, межплоднике и внутриплоднике. Пищевая ценность отдельных частей околоплодника косточковых плодов (костянок) и настоящих ягод. Пищевое значение семян некоторых костянок (грецкий орех, миндаль, фисташка). Сложные костянки (малина, ежевика, костяника, морошка). Ягодообразные плоды – яблоко, тыквина, померанец, земляничина; их анатомическое строение и пищевое значение отдельных частей. Методы:
Литература: [ 1], стр. 28 - 36. Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Рефераты и доклады по теме:
Тема 5. Клетка и ткани животных Цель – изучение строения клеток и тканей животных как пищевых объектов. Задачи:
Примерный объём темы – 18 часов. Содержание темы Особенности строения клетки животных. Объединение клеток в ткани. Классификация тканей животных. Функции, характерные особенности строения и типы эпителиальных тканей. Железистые и покровные эпителии. Характерные черты строения и функции соединительных тканей. Межклеточное вещество – основное (аморфное) и волокнистое. Типы и физико-химические свойства различных волокон. Классификация соединительных тканей в зависимости от характера межклеточного вещества: мягкие, твердые и жидкие. Строение мягких тканей: рыхлой, плотной, жировой, ретикулярной. Расположение этих тканей в организме животных, их физико-химические свойства и пищевая ценность. Строение твердых соединительных тканей: хрящевой и костной. Расположение этих тканей в организме животных, их физико-химические свойства и пищевая ценность. Строение и функции жидких тканей: крови и лимфы. Пищевое значение крови убойных животных. Характерные черты строения и функции мышечных тканей. Типы мышечных тканей: поперечно-полосатая, сердечная, гладкая. Расположение отдельных типов мышечных тканей в организме животного. Строение поперечно-полосатой мышечной ткани как основы скелетных мускулов животных. Особенности строения сердечной и гладкой мышечных тканей. Разнообразие тканей в мясе убойных животных, птицы и рыбы, их пищевое значение. Методы:
Литература: [ 1], стр. 36 – 52. Вопросы для самопроверки:
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Рефераты и доклады по теме:
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература по дисциплине
Дополнительная литература
Вопросы к зачёту
6. Протокол согласования рабочей программы с последующими дисциплинами учебного плана |
Учебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной... Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия и биоресурсы пищевого сырья» разработан для студентов 4 курса по специальности... | Рабочая программа по дисциплине опл. Ф. 09. 09. «Анатомия пищевого сырья» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения и экспертизы товаров | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы фармакогностического... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 1 студентам дневной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая... Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122 | ||
Рабочая программа по дисциплине в 1 Безопасность пищевого сырья и... Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110900. 62 Технология производства... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы технологии переработки... Познакомить с основными процессами, происходящими при обогащении и переработке руд минерального сырья, конструкциям и особенностям... | Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия» | ||
Рабочая программа специальной дисциплины «Патологическая анатомия» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | ||
Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | ||
Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа дисциплины «природа техногенного сырья и проблемы его использования» Задача курса – ознакомить будущих магистров с основными крупномасштабными источниками твердых отходов при переработке минерального... | ||
Учебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное... Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин | Рабочая программа учебной дисциплины технохимический контроль сельскохозяйственного... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 9 студентам очной формы обучения |