Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в.





Скачать 388.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в.
страница1/2
Дата публикации06.05.2015
Размер388.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
      Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника формируется биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
      При изучении общей биологии обращается особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи сопровождатся и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
      Проводится сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом учащиеся понимают то, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом четко понимается, что предметом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Уделяется внимание роли гипотезы в развитии биологии. Обращаетсяь внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
      Из приводимых тем лабораторных работ проводятся те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ предлагается учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет.
      Часть демонстраций проводится в форме экскурсий.
      Во время изучения курса применяются такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвященных научным проблемам и фактам, проводятся доклады в виде конференции..
      Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 207 ч, в том числе в 10 классе — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 102 ч (3 ч в неделю).

Учебно-тематический план по биологии (профильный уровень).

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 часа

Лабораторных работ-8;

Обобщающих контрольных уроков - 9

Планирование составлено на основе программы, разработанной на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 207 ч, в том числе в 10 классе — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 102 ч (3 ч в неделю).

Учебник « Общая биология.10 -11 классы».Профильный уровень. Авторы: П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц,А.О. Рувинский, О.В.Саблина. Издательство « Просвещение», 2008 год.

Учебно-тематическое планирование.

1.Введение.-2 часа

2.Эволюция органического мира -64 часа

- Возникновение и развитие эволюционной биологии -10 часов

- Механизмы эволюции -26 ч

- Возникновение и развитие жизни на Земле -10 часов

-.Возникновение и развитие человека — антропогенез- 10 часов

- Селекция и биотехнология- 8 часов

2. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ- 31ч

- . Организмы и окружающая среда -10 часов

-. Сообщества и экосистемы -12 часов

-Биологические основы охраны природы -3 часа

-Биосфера -6 часов

3.Повторение материала, изученного за курс – 4 часа

Список лабораторных работ

1. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.

2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).

3. Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

4. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

5. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

7. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

8. Ароморфозы у растений и идиодаптации у животных.

Краткое содержание тем курса.

Введение.
      Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Возникновение и развитие эволюционной биологии .  Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.

Механизмы эволюции .      Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
      Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
      Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.

. Возникновение и развитие жизни на Земле. Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
      Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
      Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение и развитие человека — антропогенез  Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
      Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
      Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
      Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Селекция и биотехнология.      Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
      Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
      Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
      Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
      Крупномасштабная селекция животных.
      Успехи селекции.
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.
Организмы и окружающая среда Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
      Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Биосфера.      Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Биологические основы охраны природы.      Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны

   знать:основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.

  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.


Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.

  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004-2012.

  4. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

  6. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.


Темы рефератов и докладов

1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).

2. Что такое прионы.

3. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.

4. Существует ли внеземная жизнь?

5. Роль симбиоза в эволюции.

6. Что такое геномика.

7. Глобальные катастрофы в истории Земли.

8. Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?

9. Животный мир вендского периода.

10. Первопроходцы суши.

11. Первые завоеватели воздуха.

12. Живые ископаемые.

13. Археоптерикс.

14. Молекулярная палеонтология.

15. Чем обезьяна отличается от человека.

16. «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.

17. Как жил неандертальский человек.

18. Маугли — сказка и реальность.

19. Культурные растения и их дикие предки.

20. «Зеленая революция».

21. Почему надо сохранять биоразнообразие.

22. Животные, уничтоженные человеком.

Темы докладов на исторические темы

1. «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.

2. Эволюция эволюционных идей.

3. Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка.

4. Жизнь и творчество Л. Пастера.

5. Жизнь и творчество Г. Менделя.

6. Жизнь и творчество Ч. Дарвина.

7. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

8. Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.

№ п/п

Содержание

(разделы,темы)

Кол- во часов

Контроль

Дата проведения

По плану

фактически




Введение.

2










1

Общая биология – учебный предмет об общих и основных закономерностях живой природы

1

Беседа по вопросам.







2.

Повторение. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

1

Фронтальный опрос.










Раздел 3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА


64













Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии

10










3

1)История возникновения и развития эволюционной биологии. Введение. Зарождение представлений о возникновении и развитии органического мира.

1

Фронтальный опрос.







4

2)Первые эволюционные концепции. Эволюционная теория Ламарка.

1

Защита реферата.







5

3)Жизнь и труды Ч. Дарвина

1

Защита реферата.







6

4) Основные принципы эволюционной теории Дарвина.

1










7

5)Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена




Защита реферата.







8

6)Палеонтологические свидетельства эволюции.

1

Индивидуальный опрос.







9

7)Биогеографические свидетельства эволюции.

1

Работа по карточкам.







10

8)Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции.

1

Дисскусия.







11

9)Молекулярные свидетельства эволюции.


1

Фронтальный опрос.







12

10) «Возникновение и развитие эволюционной биологии».


1

Тестирование










Тема 11. Механизмы эволюции


26










14

1)Популяция – элементарная единица эволюции.

ЛР:Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т.п.)

1

Лабораторная работа № 1.







15

2)Внутривидовая изменчивость.


1

Индивидуальный опрос.







16

3) Генетическая структура популяции. Уравнение и закон Харди-Вайнберга.

1

Фронтальный опрос.







17

4)Мутации как источник генетической изменчивости популяций.

ЛР:Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.

1

Лабораторная работа № 2.







18

5)Случайные процессы в популяциях.


1

Беседа по вопросам.







19

6)Дрейф генов. Популяционные волны.


1

Индивидуальный опрос.







20

7)Борьба за существование

1

Фронтальный опрос.







21

8)Естественный отбор как направляющий фактор эволюции

1

Индивидуальный опрос.







22

9)Основные формы естественного отбора.

1

Фронтальный опрос.







23

10)Половой отбор.

1

Индивидуальный опрос.







24

11)Адаптация организмов как результат действия естественного отбора.

ЛР:Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

1

Лабораторная работа № 3.







25

12)Миграции как фактор эволюции.

1

Фронтальный опрос.







26

13)Вид. Критерии и структура вида.

ЛР:Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).

1

Лабораторная работа № 4.







27

14)Видообразование-результат микроэволюции.

Изоляция как пусковой механизм видообразования.


1

Индивидуальный опрос.







28

15)Аллопатрическое видообразование.

1

Фронтальный опрос.







29

16) Симпатрическое видообразование.

1

Индивидуальный опрос.







30

 17) Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции.

1

Беседа по вопросам.

























31

18)Направления макроэволюции. Дивергенция, конвергенция и параллелизм

1

Дисскусия.







32

19)Параллелизм.

1

Индивидуальный опрос.







33

20) Биологический прогресс и регресс.

1

Фронтальный опрос.







34

21)Ароморфоз.

ЛР:Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных.

1

Лабораторная работа №5.







35

22) Идиоадаптация.

Общая дегенерация.

1

Индивидуальный опрос.







36

23) Единое древо жизни – результат эволюции.

1

Фронтальный опрос.







37

24) Обобщающий урок .

по теме: « Механизмы эволюции».

1

Беседа по вопросам.







38

25) Механизмы эволюции

1

Тестирование по теме:







39

26) «Механизмы эволюции»


1

Решение заданий части С по теме:










Тема 12.Возникновение и развитие жизни на Земле.

10










40

1)Сущность жизни. Определение живого. Представления возникновения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни

1

Защита рефератов.







41

2)Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров

1

Индивидуальный опрос.







42

3)Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.




Фронтальный опрос.







43

4) Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии


1

Индивидуальный опрос.







44

5) Геохронологическая летопись Земли. Развитие жизни на Земле в криптозое. Катархей, архей, протерозой.

1

Беседа по вопросам.







45

6) Развитие жизни на Земле в фанерозое. Палеозой

1

Работа по карточкам.







46

7) Мезозой.

1

Работа по карточкам.






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconТема: «Нарастание общественных движений в Беларуси: революционные...

Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПояснительная записка Изучение курса «Биология»
Программа поможет дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Выберите положения, которые характеризуют внешнеполитические изменения, произошедшие в 1990-х годах
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПрограмма по биологии 9 класс. Пояснительная записка
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. icon«Ядерное оружие. Ядерная энергия»
Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. icon«Ядерное оружие. Ядерная энергия»
Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconСовременные средства мультимедиа реферат по курсу: «Основы информатики и программирования»
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг,...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconКонспект урока по биологии в 11 классе “Развитие жизни в мезозое
Цель урока. Рассмотреть геологические, климатические причины изменения органического мира в мезозой скую эру, ароморфозы, произошедшие...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconПояснительная записка реферат «Удивительная жизнь растений»
«Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», в курсе «Общая биология. 10 – 11 класс» при изучении тем «Движущие силы эволюции»,...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconКакие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков,...
Ссср в 1953-м — середине 60-х гг. XX в. § 39. Изменения политической системы
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconСроки реализации Учитель- разработчик сидорова татьяна владимировна пояснительная записка
Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах ««Биология. Бактерии, грибы, растения»...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Пояснительная записка сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в. iconРусский язык пояснительная записка
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск