МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж
Утверждаю
Директор политехнического колледжа ___________________ Х.И. Борс
«_____» ________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
БИОЛОГИЯ
Майкоп 2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария
Организация: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»
Разработчик: Шашева Р.К., преподаватель первой категории Рекомендована предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин и ОБЖ Председатель ПЦК __________________________Костанова Ф.А. № _____ от ___ _____________ 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины 4 2. Структура и примерное содержание учебной
дисциплины 6 3. Условия реализации учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 111801 Ветеринария.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке служащих в области ветеринарии. 1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ-ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УМЕТЬ:
- объяснять роль биологии в формировании мировоззрения; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия вида;
- решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ЗНАТЬ:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику. 1.4.РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 224 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 149 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 75 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка, всего
| 224
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка, всего
| 149
| В том числе:
лабораторные работы
|
16
| Самостоятельная работа обучающегося, всего
| 75
| В том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа;
рефераты по заданной тематике:
|
33
42
| Тема 1.
- био-, макроэлементы и их роль в жизни растений;
- повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
| 4
| Тема 2.
- биологическое значение митоза и мейоза;
- партеогенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение;
- влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
| 6
| Тема 3.
- драматические страницы в истории развития генетики;
- успехи современной генетики в медицине;
- значение изучения предковых форм для современной селекции;
- центры происхождения домашних животных.
| 8
| Тема 4.
- современные представления о механизмах и закономерностях эволюции;
- ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных;
- современные представления о зарождении жизни.
| 8
| Тема 5.
- эволюция приматов и этапы эволюции человека;
- человеческие расы. Опасность расизма;
- воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
| 6
| Тема 6.
- экологические кризисы и экологические катастрофы;
- озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение;
- устойчивое развитие природы и общества.
| 6
| Тема 7.
- аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике;
- примеры использования в хозяйственной деятельности людей функциональных черт организаций растений и животных.
| 4
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2 | 3
| 4
| Введение
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.
| Самостоятельная работа. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
| 2
| 2
|
Тема 1.
Учение о клетке.
| Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
| 22
| 1
| Лабораторная работа. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
| 4
| 2
| Реферат.
| 4
| 2
|
Тема 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
| Организм – единое целое. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
| 22
| 1
| Лабораторная работа. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
| 4
| 2
| Реферат.
| 6
| 2
|
Тема 3.
Основы генетики и селекции.
| Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
| 28
| 1
| Лабораторная работа. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.
| 4
| 2
| Реферат.
| 8
| 2
|
Тема 4.
Эволюционное учение.
| История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
| 20
| 1
| Самостоятельная работа. Синтетическая теория эволюции. Причины вымирания видов.
| 5
| 2
| Реферат.
| 8
| 2
|
Тема 5.
История развития жизни на Земле.
| Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
|
14
|
1
| Лабораторная работа. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
| 4
| 2
| Самостоятельная работа. Краткая история развития органического мира. Современные гипотезы о происхождении человека.
| 4
| 2
| Реферат.
| 6
| 2
|
Тема 6.
Основы экологии.
| Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
| 16
| 1
| Лабораторная работа. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
| 2
| 2
| Самостоятельная работа. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.
| 5
| 2
| Реферат.
| 6
| 2
|
Тема 7.
Бионика.
| Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
| 7
| 1
| Самостоятельная работа. Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
| 5
| 2
| Реферат.
| 4
| 2
| Итого
| 224
|
| в том числе:
|
|
| обязательной аудиторной учебной нагрузки
| 149
|
| самостоятельной работы обучающегося
| 75
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии. Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером ;
-комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Биология»;
-учебники;
-дидактический материал;
-опорные конспекты. Технические средства обучения: -мультимедийный проектор;
-ноутбук;
-экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы Основные источники:
Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник для СПО/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: Высш. шк., 2009
Константинов В.М. Общая биология: учебник для СПО/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - М.: Академия, 2006
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем процессе проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| У меть:
- объяснять роль биологии в
формировании научного мировоззрения; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия вида;
- решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей:
клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, законо- мерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
| Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний
студентов по дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
- рубежный тестовый контроль по темам разделов. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Тема 1- 4 часа:
- био-макроэлементы и их роль в
жизни растений;
- повышение продуктивности фото-
синтеза в искусственных экологичес-
ких системах.
Тема 2- 6 часов:
- биологическое значение митоза и
мейоза;
- партеоногенез и гиногенез у происхождении жизни и человека, позвоночных животных и их биологическое значение;
- влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов.
Тема 3- 8 часов:
- драматические страницы в
истории развития генетики;
- успехи современной генетики в
медицине;
- значение изучения предковых форм
для современной селекции;
- центры происхождения домашних
животных.
Тема 4 - 8 часов:
- современные представления о механизмах и закономерностях эволюции;
- ароморфозы в эволюции
позвоночных и беспозвоночных
животных;
- современные представления о
зарождении жизни.
Тема 5 - 6 часов:
- эволюция приматов и этапы эволюции человека;
- человеческие расы. Опасность расизма;
- воздействие человека на природу на
различных этапах развития
человеческого общества.
Тема 6 - 6 часов:
- экологические кризисы и
экологические катастрофы;
- озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение;
- устойчивое развитие природы и
общества.
Тема 7 - 4 часа:
- аэродинамические и гидродинами- ческие устройства в живой природе
и в технике;
- примеры использования в хозяйственной деятельности людей функциональных черт организации растении и животных. Итоговый контроль: дифференцированный зачет.
| |