Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту»





Скачать 183.48 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту»
Дата публикации19.05.2015
Размер183.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Политехнический колледж

Утверждаю

Директор политехнического колледжа
___________________ Х.И. Борс

«_____» ________________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ

Майкоп


2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
111801 Ветеринария


Организация: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Разработчик: Шашева Р.К., преподаватель первой категории
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин и ОБЖ
Председатель ПЦК __________________________Костанова Ф.А.
№ _____ от ___ _____________ 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


  1. Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины 4
2. Структура и примерное содержание учебной

дисциплины 6
3. Условия реализации учебной дисциплины 12


  1. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины 13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 111801 Ветеринария.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке служащих в области ветеринарии.
1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ-ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

УМЕТЬ:

- объяснять роль биологии в формировании мировоззрения; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия вида;

- решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ЗНАТЬ:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.
1.4.РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 224 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 149 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 75 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка, всего

224

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, всего

149

В том числе:

лабораторные работы


16

Самостоятельная работа обучающегося, всего

75

В том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа;

рефераты по заданной тематике:


33

42

Тема 1.

- био-, макроэлементы и их роль в жизни растений;

- повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

4

Тема 2.

- биологическое значение митоза и мейоза;

- партеогенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение;

- влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

6

Тема 3.

- драматические страницы в истории развития генетики;

- успехи современной генетики в медицине;

- значение изучения предковых форм для современной селекции;

- центры происхождения домашних животных.

8

Тема 4.

- современные представления о механизмах и закономерностях эволюции;

- ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных;

- современные представления о зарождении жизни.

8

Тема 5.

- эволюция приматов и этапы эволюции человека;

- человеческие расы. Опасность расизма;

- воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

6

Тема 6.

- экологические кризисы и экологические катастрофы;

- озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение;

- устойчивое развитие природы и общества.

6

Тема 7.

- аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике;

- примеры использования в хозяйственной деятельности людей функциональных черт организаций растений и животных.

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.





Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1
2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

4

1

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.

Самостоятельная работа. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

2


Тема 1.

Учение о клетке.


Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

22

1

Лабораторная работа. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

4

2

Самостоятельная работа. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

4

2

Реферат.

4

2


Тема 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Организм – единое целое. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

22

1

Лабораторная работа. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

2

Самостоятельная работа. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

4

2

Реферат.

6

2


Тема 3.

Основы генетики и селекции.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

28

1

Лабораторная работа. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.

4

2

Самостоятельная работа. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

4

2

Реферат.

8

2


Тема 4.

Эволюционное учение.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

20

1

Самостоятельная работа. Синтетическая теория эволюции. Причины вымирания видов.

5

2

Реферат.

8

2


Тема 5.

История развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.


14


1

Лабораторная работа. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

4

2

Самостоятельная работа. Краткая история развития органического мира. Современные гипотезы о происхождении человека.

4

2

Реферат.

6

2


Тема 6.

Основы экологии.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

16

1

Лабораторная работа. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

2

2

Самостоятельная работа. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

5

2

Реферат.

6

2


Тема 7.

Бионика.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

7

1

Самостоятельная работа. Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

5

2

Реферат.

4

2

Итого

224




в том числе:







обязательной аудиторной учебной нагрузки

149




самостоятельной работы обучающегося

75






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером ;

-комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Биология»;

-учебники;

-дидактический материал;

-опорные конспекты.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор;

-ноутбук;

-экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник для СПО/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: Высш. шк., 2009

  2. Константинов В.М. Общая биология: учебник для СПО/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - М.: Академия, 2006


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем процессе проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

У меть:

- объяснять роль биологии в

формировании научного мировоззрения; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия вида;

- решать элементарные биологические задачи; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей:

клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, законо- мерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности

происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.


Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний

студентов по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль:

- рубежный тестовый контроль по темам разделов. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.

Тема 1- 4 часа:

- био-макроэлементы и их роль в

жизни растений;

- повышение продуктивности фото-

синтеза в искусственных экологичес-

ких системах.

Тема 2- 6 часов:

- биологическое значение митоза и

мейоза;

- партеоногенез и гиногенез у происхождении жизни и человека, позвоночных животных и их биологическое значение;

- влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов.

Тема 3- 8 часов:

- драматические страницы в

истории развития генетики;

- успехи современной генетики в

медицине;

- значение изучения предковых форм

для современной селекции;

- центры происхождения домашних

животных.

Тема 4 - 8 часов:

- современные представления о механизмах и закономерностях эволюции;

- ароморфозы в эволюции

позвоночных и беспозвоночных

животных;

- современные представления о

зарождении жизни.

Тема 5 - 6 часов:

- эволюция приматов и этапы эволюции человека;

- человеческие расы. Опасность расизма;

- воздействие человека на природу на

различных этапах развития

человеческого общества.

Тема 6 - 6 часов:

- экологические кризисы и

экологические катастрофы;

- озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение;

- устойчивое развитие природы и

общества.

Тема 7 - 4 часа:

- аэродинамические и гидродинами- ческие устройства в живой природе

и в технике;

- примеры использования в хозяйственной деятельности людей функциональных черт организации растении и животных.
Итоговый контроль: дифференцированный зачет.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организация разработчик: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» Разработчик: Гадагатель Ж. Ю., преподаватель высшей категории
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины оп 05. «Ветеринарная фармакология»...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины оп 02. «Латинский язык в ветеринарии»...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины основы зоотехнии Для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconСреднего профессионального образования калининградской области «гусевский...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconПрограмма учебной дисциплины основы зоотехнии 2012 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и регионального учебного...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организация-разработчик: фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Геологический колледж сгу
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария Организация: политехнический колледж фгбоу впо «мгту» iconПрограмма учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности 2011 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск