СОДЕРЖАНИЕ
| Стр.
| Цели и задачи освоения учебной дисциплины
| 4
| 2. Место дисциплины в структуре ООП
| 4
| 3. Требования к результатам освоения дисциплины
| 5
| 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
| 6
| 5. Содержание дисциплины
| 7
| 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
| 7
| 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|
10
| 5.3. Разделы, темы дисциплины и виды занятий
| 11
| 6. Перечень лабораторных работ
| 12
| 7. Примерная тематика курсовых работ
| 13
| 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
|
13
| 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 14
| 10. Образовательные технологии
| 14
| 11. Оценочные средства (ОС)
| 15
| 11.1. Примеры тестовых заданий для контроля знаний
| 15
| 11.2. Примерные вопросы для текущего контроля знаний
и блиц-опросов
|
17
| 11.3. Примерные вопросы для самостоятельной работы студентов
| 18
| 11.4. Примерные темы докладов или рефератов
| 20
| 11.5. Примерные вопросы к зачету
| 21
|
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
Целями учебной дисциплины являются усвоение понятий, теоретических вопросов в области микробиологии, санитарии и гигиены, приобретение умений их использования при осуществлении профессиональной деятельности, обеспечение достижения результатов освоения дисциплины.
В задачи дисциплины входят:
- усвоение основных понятий, применяемых в микробиологии, санитарии и гигиене;
- ознакомление с основными нормативными и техническими документами, учебной и специальной литературой в области определения и контроля безопасности товаров по микробиологическим критериям;
- изучение основ общей микробиологии, санитарии и гигиены;
- изучение влияния факторов окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов с целью обеспечения безопасности товаров по микробиологическим критериям;
- изучение принципов и овладение методами контроля качества товаров по микробиологическим критериям и санитарно-гигиенической оценки состояния объектов окружающей среды;
- изучение микробиологии сырья и отдельных групп товаров;
- усвоение санитарно-гигиенических требований к персоналу, оборудованию и организации торговых предприятий;
- формирование необходимых компетенций. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Входит в перечень дисциплин профессионального цикла ФГОС ВПО (Б.3), вариативная часть. Дисциплина имеет предшествующие логические и содержательно-методические взаимосвязи с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла (Б.2) – Химия, Физика, а также с дисциплинами профессионального цикла (Б.3) – Теоретические основы товароведения, Безопасность жизнедеятельности.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов
Студент должен:
Знать: основы физических, химических и биологических явлений современного мира, физические, химические, физико-химические, биохимические, физико-механические и др. методы исследования.
Уметь: применять перечисленные знания предшествующих дисциплин при изучении данной дисциплины.
Готов: использовать указанные знания и умения в профессиональной деятельности. Дисциплина имеет сопутствующие связи с дисциплинами вариативной части профессионального цикла (Б.3) - Товароведение и экспертиза молочных и жировых товаров, Товароведение и экспертиза мясных и рыбных товаров, Товароведение и экспертиза кондитерских и вкусовых товаров, Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров, Товароведение и экспертиза кожевенно-обувных и пушно-меховых товаров. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных:
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
общепрофессиональных:
- способность распознавать и оценивать опасности разных видов с учетом общепринятых критериев (ПК-9). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия в области общей микробиологии; основы систематики, морфологии и физиологии микроорганизмов; влияние условий окружающей среды на жизнедеятельность микроорганизмов; биохимические процессы, вызываемые микроорганизмами; основных представителей патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, их влияние на безопасность товаров и здоровье потребителей; основные санитарно-показательные микроорганизмы и способы их обнаружения в окружающей среде и товарах; основы микробиологии отдельных групп товаров; требования нормативной, технической и правовой документации в области оценки качества сырья и товаров по микробиологическим критериям; микробиологические показатели качества сырья и товаров, средства и методы определения состояния объектов окружающей среды и безопасности сырья и товаров по микробиологическим критериям; основы обеспечения санитарно-гигиенических требований безопасности товаров в процессе их полного жизненного цикла; санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к персоналу, оборудованию, организации и функционированию торговых предприятий.
Уметь: работать с нормативной документацией в области оценки качества сырья и товаров по микробиологическим критериям; проводить выделение микроорганизмов из объектов окружающей среды; проводить первичную идентификацию микроорганизмов по культуральным и морфологическим признакам; определять безопасность сырья и товаров по микробиологическим критериям на соответствие требованиям нормативной документации; применять знания в области санитарии и гигиены при организации торгово-технологических процессов и обеспечении безопасности товаров в процессе их полного жизненного цикла.
Владеть: терминологией в области общей микробиологии, санитарии и гигиены; методами и средствами определения санитарно-гигиенического состояния объектов окружающей среды и безопасности сырья и товаров по микробиологическим критериям; навыками выделения и первичной идентификации микроорганизмов из объектов окружающей среды; навыками определения безопасности сырья и товаров по микробиологическим критериям и установления соответствия требованиям нормативной документации; умением применять полученные знания в практической товароведной деятельности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов /
зачетных единиц
| Семестр
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 20
| 20
| Лабораторные работы (ЛР)
| 34
| 34
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
| -
| -
| Работа с учебной, специальной научной литературой и Интернет-ресурсами
| 29
| 29
| Интерактив
| 12
| 12
| Доклад или реферат по актуальным проблемам
| 15
| 15
| Тестирование для проверки усвоения знаний
| 10
| 10
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
| -
| -
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
| 108
| 3
| 3
|
4.2 . Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов /
зачетных единиц
| Семестр
| 3
| Аудиторные занятия (всего)
| 14
| 14
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
| 8
| 8
| Самостоятельная работа (всего)
| 94
| 94
| В том числе:
| -
| -
| Работа с учебной, специальной научной литературой и Интернет-ресурсами
| 94
| 94
| Доклад или реферат по актуальным проблемам
| -
| -
| Тестирование для проверки усвоения знаний
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
| -
| -
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 108
| 108
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. Общая микробиология
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины.
Предмет, задачи и цели микробиологии. Общая характеристика микроорганизмов, их место и роль в природе. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе и практической деятельности человека. История развития микробиологии как науки, ее современное состояние. Место микробиологии среди смежных дисциплин. Тема 2. Морфология микроорганизмов.
Общая характеристика микроорганизмов. Основные группы микроорганизмов. Прокариоты и эукариоты.
Морфология бактерий, размеры, форма, строение, подвижность, рост и способы размножения, спорообразование. Основы систематики. Краткая характеристика бактерий.
Морфология вирусов и фагов, значение, размеры, форма, строение.
Морфология грибов, строение, способы размножения. Высшие и низшие грибы. Основы систематики. Краткая характеристика основных классов грибов. Значение грибов в природе и практической деятельности человека.
Морфология дрожжей, размеры, форма, строение, способы размножения. Основы систематики. Характеристика основных представителей дрожжей. Использование дрожжей в практической деятельности человека.
(ПК-9) Тема 3. Физиология микроорганизмов.
Понятие об обмене веществ. Химический состав микроорганизмов. Ферменты микроорганизмов и их использование в пищевой промышленности. Обмен веществ микроорганизмов.
Конструктивный обмен веществ. Поступление питательных веществ в клетку. Роль цитоплазматической мембраны в питании клетки. Типы питания микроорганизмов. Потребности микроорганизмов в отношении источников углерода, азота и витаминов.
Энергетический обмен веществ. Способы получения энергии микроорганизмами. Аэробное дыхание микроорганизмов. Процесс брожения у анаэробных микроорганизмов. Роль АТФ в энергетическом обмене веществ. Использование энергии микроорганизмами.
(ПК-9) Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы.
Рост микроорганизмов. Условия и физиология роста микроорганизмов. Кривая роста бактериальной культуры. Типы питательных сред для микроорганизмов.
Влияние физических факторов (влажности среды, температуры, лучистой энергии, радиоволн, ультразвука). Термоустойчивость вегетативных клеток и спор микроорганизмов. Использование влияния высокой и низкой температуры на микроорганизмы в пищевой промышленности.
Химические факторы (рН, окислительно-восстановительные условия среды).
Физико-химические факторы (влияние осмотического давления). Тургор, плазмолиз и пламоптис клетки.
Биологические факторы. Взаимоотношения микроорганизмов между собой (метабиоз, симбиоз, комменсализм, паразитизм, антагонизм).
Подавление роста микроорганизмов под действием различных химических агентов. Вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Антисептики, антибиотики, фитонциды: механизм действия, использование в пищевой промышленности).
(ОК-13, ПК-9)
|