Скачать 262.66 Kb.
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО НафиковаВ.Н. Зам. руководителя по УР Руководитель МБОУ»Подгорновская ООШ». МБОУ Подгорновская ООШ» _____________/__________/ Хисамутдинова Г.С._______________/ Шакирова ММ.___________/ Протокол №1 от 22.08.2014 г. «_____»_____ 2014 г. Приказ №___ от «____»________2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 7 класс МБОУ «Подгорновская основная общеобразовательная школа » Галимовой Зульфии Ханифовны, учителя первой квалификационной категории. к учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. М: -Дрофа, 2013год учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ число часов по программе: в неделю – 2, в год – 70 Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 28.08.2014 г. 2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по изучению биологии в 7-х классах общеобразовательных учреждений Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997; 5. Учебного плана МБОУ «Подгорновская ООШ» на 2014 – 2015 учебный год 6. Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой. 7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.- 174с. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 70 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента. Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы. Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов, 2 часа в неделю) Введение (3 часа) Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения, Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. Царство Прокариоты (3 часа) Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа) Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозax. Экологическая роль и медицинское значение. Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот. Царство Грибы (5 часов) Общая характеристика грибов (4 часа) Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов1. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Лабораторные и практические работы Строение плесневого гриба мукора. Лишайники (1 час)Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников. Царство Растения (18 часов) Общая характеристика растений (2 часа) Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Низшие растения {2 часа) Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водбросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов. Высшие растения (5 часа) Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в би Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников. Отдел Голосеменные растения (2 часа) Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов) Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 4 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковыхрастений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений. Лабораторные и практические работы Изучение строения покрытосеменных растений. Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые икрасные водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит. Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. Царство Животные (39 часов) Общая характеристика животных Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности Жизнедеятельности животных, отличающие их от Представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные И хордовые) животные. Подцарство Одноклеточные Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяина. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и ее роль в биоценозах. Лабораторная работа Строение инфузории туфельки. Подцарство Многоклеточные Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок. Тип Кишечнополостные Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах. Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Тип Плоские черви Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. Тип Кольчатые черви Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей. Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя. Тип Моллюски Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков. Тип Членистоногие Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек. Тип Иглокожие Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)Происхождение хордовых; подтипы бесчерепныз и позвоночных. Общая характеристика типа. Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы(.2 часа) Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное знание рыб. Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Класс Земноводные (2 часа) Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. бесхвоостые, хвостатые и безногие амфибии; среда обитания и экологические особенности. (Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль Многообразие земноводных. Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема »питания кистеперых рыб и земноводных. Класс Пресмыкающиеся (2 часа) Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий. Класс Птицы {4 часа) Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц. Лабораторная работа Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. Класс Млекопитающие (5 часа) Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные). Демонстрация Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих. Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучения и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форм тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей Приводить примеры распространенности червей характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков Приводить примеры их распространенности и роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности характеризовать роль в биоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в строении. Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами. Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями. Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями. Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями Царство Вирусы (1 час)Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. 1рофилактика заболевания гриппом. Происхождеие вирусов. Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой. Заключение (1 час) Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны: знать/понимать
уметь • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
Учебно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями Для учащихся: Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2014. Для учителя: 1.Марина А.В., Сивоглазов В.И. Ментодическое пособие к учебнику В.Б.Захарова , Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2010. 2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004. |
Рабочая программа история 8 класс мбоу «Кирельская основная общеобразовательная школа» «Кирельская основная мбоу «Кирельская основная «Кирельская основная общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразовательная... | Приказ №56 от 02. 09. 2013 рабочая программа по биологии 9 класс учителя биологии Шабаровой С. В Мбоу карпунихинская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области | ||
Рабочая программа по литературе 8 класс Мбоу «Канютинская основная общеобразовательная школа» Холм-Жирковского района Смоленской области | Рабочая программа по музыке 8 9 класс Мбоу «Канютинская основная общеобразовательная школа» Холм-Жирковского района Смоленской области | ||
Мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Режим работы мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан с татарским... | Пояснительная записка Сетка часов Программно-методическое обеспечение... Годовой календарный учебный график мбоу «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» | ||
Образовательная программа мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан | Рыжий лесной муравей – настоящий защитник леса габдуллина Гульназ... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | ||
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5... Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе мбоу «Покровская основная общеобразовательная школа»... | Рабочая программа по музыке 7 класс Рабочая программа предназначена для обучающихся 7класса (базовый вариант) мбоу «Стешинская основная общеобразовательная школа» Холм-Жирковского... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класса разработана на основании:... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нороворотаевская основная общеобразовательная школа» | Программа семинара Пленарное заседание Приветственное слово учащихся... «Использование современных образовательных технологий» на базе мбоу «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» в рамках... | ||
Рабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального... | Рабочая программа по информатике 9 класс мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | ||
Рабочая программа по информатике 8 класс мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | Контрольный тест по биологии 8 класс «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан |