Урок окружающего мира в 1 классе
подготовила и провела
учитель начальных классов
Лазарева О.И.
Тема: «Что мы знаем о птицах»
Цели:
Познакомить учащихся с зимующими и перелетными птицами, причинами сезонных перелетов птиц, расширить и систематизировать знания по теме “Птицы”, учить детей устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц.
Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
Учебник Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 1 класс.
Фотографии и рисунки птиц.
Мультимедийный проектор.
Презентация “Что мы знаем о птицах”.
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Прочитайте слова: ворона, синица, пингвин, страус. – Назовите одним словом? (Птицы.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (узнаем, какие бывают птицы, почему улетают на юг) – А птицы – это кто? (Это животные, тело которых покрыто перьями, они откладывают яйца, летают (большинство)). 3. Основная часть.
Объяснение нового материала.
– Наступила зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Для них наступила суровая пора. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны. А вот птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
– А где же зимуют птицы?
Работа по учебнику на стр. 72.
– Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг? – Как называются такие птицы? (Перелетные.) А еще какие птицы улетают? – Как вы думаете, почему птицы покидают родные края?
(Ответы детей.)
– С наступлением осени и зимы солнце всходит позже, поднимаясь низко над землей. Земля получает мало тепла и света.Осенний перелет большинства птиц связан с исчезновением корма (понижение температуры осенью вызывает исчезновение насекомых, растений, служащих пищей многим птицам).
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки – на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. Гуль-гуль-гуль.
Работа по учебнику на стр. 72.
– Ребята, а каких птиц мы не назвали? Как называются такие птицы? (Зимующие или оседлые.) Знакомство с зимующими птицами.
– Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав их, узнаете, какие птицы остаются зимовать в наших краях.
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)
Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь.)
Носит серенький жилет, Но у крыльев – черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!" (Ворона.)
Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)
- Ребята, а знаете ли вы, что существует наука, изучающая жизнь и повадки птиц - это орнитология. А люди, которые этим занимаются, - орнитологи.
Чтение стихотворения в учебнике на стр. 73.
– О каких повадках сорок говорится в стихотворении? – Какие звуки издают сороки?
– Можно ли сказать о человеке “трещит, как сорока”? О каких людях так говорят?
Игра “Кто лишний?”
– Скворец, ворона, ласточка, жаворонок, соловей. (Лишняя ворона, так как это оседлая птица, а все остальные перелетные.)
Парная работа (красным отметь перелетных птиц, синим – зимующих).
Чтение рассказа “Воробьи” в учебнике на стр. 74.
– Ребята, почему воробью понравилось в метро? А воробей – это дикая или домашняя птица? – А знаете ли вы, что воробью во многих городах мира поставлены памятники? – Самый известный и популярный конечно вСанкт – Петербурге, обитающий на Фонтанке Чижик-Пыжик. Установлен в 1994 году на реке Фонтанке. Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами. По широко распространенному мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, студентов училища прозвали “чижиками-пыжиками”. Чиж – это птица отряда воробьинообразных. Памятник является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота – 11 см, вес – около 5 кг. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.
г. Барановичи. Беларусь. Осенью 2003 года в Барановичах появился памятник воробью. Городские власти установили его, чтобы прикрыть трубу, торчащую на центральной площади. Получилось красиво.
г. Ульм. Германия. Символ города Ульма, воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города. Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства? Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек. Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен! В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города. На улицах города, на стенах его домов множество самых разных воробьев из камня и металла, порой весьма удивительных и забавных. г. Минск. Беларусь. У входа на центральный рынок Минска воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей. г. Кемерово. Россия. Эта небольшая каменная лужа с отражающимся в ней небом и стаей огромных воробьев, “слетевшихся на водопой”, находится в центре Кемерово в сквере Театра для детей и молодежи.
г. Токио Эта стайка токийских воробушков так же греют душу, как и минская тетушка с семечками. Сингапур. На берегу реки Сингапур стоит тоже памятник воробью.
Физкультминутка.
На березу галка села (присесть, руки к коленям), С дерева потом слетела (встать, помахать руками). На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку) И с кровати не встает (встать, развести руками в стороны).
Работа по учебнику на стр. 75.
– Рассмотрите рисунки, назовите птиц. Есть ли среди них домашние птицы?
Чтение рассказа “Кто обедал в птичьей столовой?” в учебнике на стр. 76.
– Какие птицы обедали в птичьей столовой? Что положили в кормушку?
Учащиеся наизусть читают стих о птицах зимой.
Е.Благинина “Морозы”
Морозы жестокие В этом году! Тревожно за яблоньки В нашем саду.
Тревожно за Жучку: В ее конуре Такой же морозище, Как на дворе.
Но больше всего Беспокойно за птиц – За наших воробышков, Галок, синиц.
У нас приготовлено Все для зимы: Рогожей укутаем Яблоньки мы.
Побольше сенца В конуру принесем, Беднягу дворнягу От стужи спасем.
Но птицы! Как холодно В воздухе им! Поможем ли мы Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода.
– Ребята, а можем ли мы помочь птицам зимой? Чем мы можем помочь им? (Нужно делать кормушки). Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Можно воспользоваться подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
– А чем же можно кормить птиц?
семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов;
просо, пшено, рябина, боярышник и зерна кукурузы;
шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши);
синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое).
- А какую пользу приносят птицы людям?
Итог урока.
– Ребята, наш урок подошел к концу. – Вы сегодня очень хорошо работали. Я хочу узнать, что полезного вы узнали. Закончите фразу: Теперь я знаю… |