Тема урока: «Человек и птицы»





Скачать 77.96 Kb.
НазваниеТема урока: «Человек и птицы»
Дата публикации16.09.2013
Размер77.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Конспект открытого урока

по окружающему миру

(2 класс)


Тема урока: «Человек и птицы».


Учитель высшей категории

Вакуленко Диана Витальевна.

Санкт-Петербург

Красносельский район

Лицей № 369

Цель: формирование у учащихся целостной картины мира.

Задачи: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека; пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы, навыки коммуникативного взаимодействия.

О б о р у д о в а н и е: картинки с изображением птиц, кормушки, карточки с групповыми заданиями, аудиозапись голосов птиц, «загадочная птица».
О ф о р м л е н и е к л а с с а: выставка книг «В семье друзей пернатых», занимательный и познавательный материал в разделе классного уголка «Уголок почемучек».

Столы расставлены по группам.
Х о д у р о к а.
1. Организационный момент.
- Послушайте.

(Звучит запись с голосами птиц)
2. Повторение пройденного материала.
- Можно ли сказать, что сегодня мы будем говорить о животных? (Да.)

- К какой группе относятся эти животные? (Птицы.)

- Задание по группам: в конверте среди очертаний животных выбрать птиц. (Звучат голоса птиц.)
Дети выносят к доске птиц, помещают на доску.
- Вы утверждаете, что это – птицы.- Что подсказало вам, что это птицы? Выберете карточки с существенными признаками птиц. (Дети выбирают «2 ноги», «крылья». «клюв».)
- Какой ещё существенный признак не назвали – его не видно по очертанию? (Оперение.)
Карточки с признаками птиц помещаются на доску.
- Назовите этих птиц. (Филин, аист, попугай, гусь, тукан.)

- Аисты бывают белые и чёрные. Чёрные очень редки . В Ленинградской области только 3 семейных пары.

- Об этих и о многих других птицах вы можете прочитать в книгах, которые стоят на выставке (назвать некоторые из них).

- Каких из этих птиц нельзя встретить в природе в нашей местности? (Попугай, тукан.)

- Почему?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Встреча птиц.»
Руки подняли и покачали (лёгкое покачивание руками, помахивание.) –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем (садятся, руки за спину, потом на парту),

Крылья сложили назад.
- Как называются птицы, которых мы будем встречать весной? Покажите табличку.
В группах показывают табличку «перелётные».
- Какие из названных птиц к ним относятся? (Аист, гусь.)

- Найдите ещё изображения перелётных птиц. (Трясогузка, журавль, скворец, лебедь, соловей и т.д.).

- Как называются птицы, которые не улетают и остаются зимовать? Покажите табличку.
В группах показывают табличку «зимующие» или «оседлые».
- Каких зимующих птиц вы видите на картинках? ( Синица, воробей, сова, филин, дятел, ворона, сорока, голубь.)
На доску помещаются таблички «перелётные», «зимующие».
3. Значение птиц для человека.
- Послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение А.Яшина ( стр. 18 ).
- К чему призывает это стихотворение? (Помогать птицам зимой, подкармливать их.)

- Сегодня мы с вами и должны выяснить, как человек влияет на жизнь птиц, и как птицы помогают человеку.




На доске запись: ЧЕЛОВЕК ПТИЦЫ
. Откройте учебник на странице 18 и прочитайте тему урока.

- Зимующим или перелётным птицам больше всего нужна помощь человека?

- Для чего нужно помогать птицам? (Птицы уничтожают вредителей и т. п.)

- Птицы помогают и человеку, и растениям. А чем, вы ответите, выполнив задание №2.

- Но иногда птицы всё-таки мешают человеку. Например, стаи птиц мешают взлетать самолётам в аэропорту. Значит ли это, что их надо уничтожить? (Нет.) Человек научился справляться с этой проблемой: на магнитофонную плёнку записали голос хищных птиц и включают его через громкоговоритель. Это отпугивает птиц. А вот в Кремле хищных птиц (соколов) поставили на довольствие. Зачем?.. Они отпугивают голубей, которые помётом портят архитектурные памятники.

А в Китае однажды решили избавиться от воробьёв. Почему?.. Китайцы решили, что воробьи съедают слишком большую часть урожая зерновых культур. Потом пришлось ввозить воробьёв из-за границы. Как думаете, почему? (Представьте, что скворца из №2 нет, что произойдёт?)

- Вот поэтому мы и должны подкармливать птиц зимой в птичьих столовых – так называют кормушки.

- Кто видел кормушки на улице?

- Из чего они сделаны?
Учитель показывает разные варианты кормушек.
- Зимняя подкормка в первую очередь необходима синицам. Они – самые полезные птицы наших лесов, садов и городских парков. Большая синица за один летний день съедает до 20 г различных насекомых и их личинок, столько же, сколько весит сама.

Чтобы ваш корм попал синицам, поползням и другим полезным птицам и не был растаскан прожорливыми воробьями и голубями, кормушки должны быть особыми. Корм должен быть закрыт со всех сторон, а вход в кормушку – сбоку, через отверстие диаметром около 3 см. Подвешивать её нужно высоко, чтобы голуби снизу к нему не могли дотянуться.

- Чем подкармливать птиц?

- Зимой птицы практически целиком переходят на растительный рацион. Лучше всего для подкормки подходят нежареные семена подсолнуха. Их любят почти все пернатые, которые могут появиться у вашей кормушки. Голуби глотают семечки целиком, вместе со скорлупой. Воробьи, перебирая семечко в клюве, ловко освобождает его от скорлупы. Съедают ядро, роняя шелуху в кормушку. Синицы и поползни, схватив семечко, уносят его на ближайшее дерево, и зажав в лапах или загнав в трещину древесной коры, пробивают в скорлупе отверстие и достают по кусочкам вкусное ядро.

Идеальным кормом для птиц считаются семена конопли и кедровые орехи.

Есть ещё один хороший корм: дынные и арбузные семена, семена тыквы и кабачков. Заготовить их просто. Хорошо промытые и просушенные зёрна долго сохраняются. Для синиц или других насекомоядных птиц можно подвешивать кусочки несолёного сала или мяса.

И наконец, можно насыпать крошек белого хлеба, выложить корочки сыра и другие крохи от обеда. Кроме этого можно побаловать птиц любой крупой.
Каждая группа получает тарелочку с разными видами корма, дети рассматривают, называют, какой вид корма узнали.
- Сегодня мы повесим эти кормушки и будем наблюдать за птицами.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а . Игра «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети топают.

- Что неправильно? (Мухи.)

- А мухи – это кто?(Насекомые.)

- Вы правы. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети топают.

- Начинаем снова. Прилетели птицы: голуби, куницы…

Если дети не обращают внимания на куниц, нужно остановиться и с шуткой привлечь у этому их внимание.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети топают.

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!
- Закройте глаза и представьте самую необыкновенную птицу, которая может прилететь к вам в кормушку. Какие у неё перья, клюв?.. Сильно зажмурьте глаза… Откройте!

- Быть может, к нам прилетит и такая птица. (Вывешивается «загадочная» птица.) Она особенная: на пёрышках она принесла загадки о своих собратьях. Но пока у неё нет названия. Может, вы придумаете и станете участниками конкурса на самое оригинальное название.

4. Работа в группах. Характеристика птицы.
- Отгадайте, о каких птицах говорится в стихотворении.

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –

И глазам не верится!

Стайка алых … (снегирей)

Облепила деревце.

На доске – изображение снегирей.
- Эта птица – кочующая. Она далеко не улетает в холода. Маленькими стайками снегири перелетают к югу, по дороге выискивая места, где мало снега и много корма.
На доске вывешивается табличка «кочующие».
- У каждой группы вопросы об этой птице. Прочитайте и приготовьтесь дать ответ.
Дети отвечают на вопросы.
- Вместе вы составили рассказ о птице. Теперь вам будет легко выполнить домашнее задание: составить небольшой рассказ о любой понравившейся птице. А поможет в этом план на странице 19.
5. Игра «Давай поспорим».
- Если птица живёт в лесу, как она называется? (Лесная.)

- Если птица живёт на воде, как она называется? (Водоплавающая.)

- Если птица живёт в городе? (Городская.)

- Какие птицы живут с человеком в городе? (Воробьи, голуби, вороны, сороки, чайки.)

- Значит ли это, что их можно назвать домашними птицами? Давайте поспорим.
Вызываются 2 группы спорщиков.
- Вспомните правила спора. ( Высказался сам – выслушай товарища; не перебивай; не кричи; уважай всех участников спора.)
Дети приходят к выводу: городские птицы – это не домашние птицы, так как человек лишь изредка заботится о них, не строит им жилища, не помогает выхаживать потомство. Но голуби могут быть и домашними.
6. Итог урока.
- К какому же главному выводу мы пришли? (Зимой птицы, не улетевшие на юг, нуждаются в помощи человека. Он должен подкармливать их, так как они приносят большую пользу и людям, и растениям.)

- Зачем нам важно многое знать о птицах? (Чтобы уметь их различать, знать, как им помочь.)

- Справились ли мы стой задачей, которую поставили в начале урока?

- Есть люди, чьей профессией является изучение птиц. Это орнитологи.
На доску вывешивается табличка «орнитолог».
- Слово «орнитолог» образовалось от двух греческих слов: «ornis» - птица и «logos» - учение.
- Орнитологи выяснили, что одна из самых умных птиц – ворона. Она научилась использовать городские условия в своих целях. Так чтобы разбить орех, она бросает его на дорогу и ждёт, когда машина проедет по нему. Были замечены вороны, которые использовали для этого пешеходный переход: бросали орех, когда для машин был зелёный сигнал светофора, а забирали его, когда машины останавливались на красный свет. Кто из вас может похвастаться таким знанием правил перехода улицы?
Дополнительное задание «Конкурс орнитологов».

Дети выбирают по желанию кроссворды, головоломки, игры, загадки о птицах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Человек и птицы» iconТема урока Тип урока
...
Тема урока: «Человек и птицы» iconКонспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа...
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема : «Кто такие птицы»
Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием птиц, выделять существенные и отличительные птицы
Тема урока: «Человек и птицы» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Тема урока: «Человек и птицы» iconПлан урока производственного обучения. Тема: Механическая кулинарная...
Тема урок: Приготовление крупнокусковых п/ф из говядины : мясо отварное, шпигованное, ростбиф
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема: «Кто такие птицы?» Цели
Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема: «Октябрь уж наступил…»
Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт о наступлении осени; устанавливать зависимость между...
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема: Детские пристрастия
Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,...
Тема урока: «Человек и птицы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить выделять признаки осени, ввести понятия «перелетные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы»
Тема урока: «Человек и птицы» iconУрок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы»
...
Тема урока: «Человек и птицы» iconКарта урока «Птицы разные нужны, птицы разные важны!» Цели и задачи
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Тема урока: «Человек и птицы» iconУрок по теме: «Тайна птицы Сирин»
Целью нашего урока является знакомство с образом птицы Сирин в русских народных промыслах и продолжение работы над изучением пермогорской...
Тема урока: «Человек и птицы» iconУрока: «Обобщение по теме Птицы»
...
Тема урока: «Человек и птицы» icon«Кто же такие птицы?»
«Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?...
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема: Сложение и вычитание двузначных чисел. Вид урока
Оборудование: интерактивная доска; карточки с буквами М,О,Л,О,Д,Е,Ц,!(каждой группе из 2 человек); конверты с кружочками (на каждую...
Тема урока: «Человек и птицы» iconТема урока : «Озеро Байкал»
Оснащение урока: физическая карта России; видеофильм «Байкал»; тсо, картины о Байкале; наборы открыток: «Птицы Байкала», «Флора Байкала»;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск