1
| Организационный момент
Сегодня мы отправимся в путешествие на далёкий материк. Мы пересечём Европу на ЮЗ, перелетим через Атлантический океан в том же направлении.
- На какой материк мы попадём? (Южная Америка)
- Какая самая большая река? (Амазонка)
- В пойме реки Амазонки и пройдёт наш сегодняшний урок.
- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь. (Слайд-шоу с фотографиями перелёта)
| Слайд 2
Слайд 3
| 2
| Актуализация знаний
А теперь, друзья, все вместе В лес войдем, там интересно.
Лес как дом многоэтажный, Каждый ярус очень важный. Сверху – ветер, солнце, дождь, Снизу – сыро, не пройдешь. Великаны все вокруг Друг за другом встали в круг.
- Куда мы попали? Место кажется уже знакомым.
- Сейчас некоторым ребятам придётся пройти опрос. Это условие местных жителей. Эту ответственную работу мы поручим … . (Ребята работают с индивидуальным письменным заданием) (приложение 1)
- А пока они убеждают жителей в том, что хорошо знают растительность этого места, мы тоже вспомним, что нам известно.
- А где расположены экваториальные леса?
- Какую одежду вы взяли в путешествие?
- А какой предмет нельзя забыть ни в коем случае? Почему? - Растения экваториального леса приветствуют вас и просят угадать, кто они. (Звуковые приветы от растений, дети отгадывают, что это за растение)
- Ребята, а как растения приспособились к жизни в таких непростых условиях?
- Почему многие растения плодоносят несколько раз в год?
- Один путешественник писал своим родным:
«Я нахожусь очень далеко от Родины. Сейчас я путешествую по экваториальным лесам. Погода здесь замечательная. Каждое утро идёт грибной дождик, но он быстро заканчивается. А какая тут красота! Тут растут пальмы, каучуковое дерево, шоколадное и кофейное дерево, красавицы ели и берёзы. По вечерам я собираю землянику. Но, к сожалению, скоро наступит зима и тут выпадет снег, поэтому мне пора собираться в путь. До скорой встречи!»
- Всё ли правильно написал путешественник?
| Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
| 3
| Целеполагание
-Что неизведанного осталось у нас в этих лесах?
- Что вы хотите о них узнать?
- Сегодня вместе с вами мы попробуем это сделать.
|
| 4
| Изучение нового материала
- Вы любите разгадывать кроссворд?
- Предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет нам узнать, кто же обитает в лесах Амазонии. Чтобы его разгадать, нужно внимательно прочитать текст учебного пособия «Животный мир экваториальных лесов».
Работа в группах
Вначале дети читают задания кроссворда (приложение 2), а затем текст. Кто-то читает, остальные внимательно слушают и, если речь в тексте идёт о каком-то животном, смотрят, не подходит ли описание его под задание в кроссворде.
- О каких животных экваториального леса вы узнали из статьи?
Взаимопроверка кроссворда.
Устная страничка «А знаете ли вы …»
Большинство животных тропического леса живёт в кронах деревьев и питается плодами. Это различные обезьяны, летучие мыши, а из птиц – туканы, попугаи и многие другие.
Ревуны - одни из самых крупных обезьян, размером с большую собаку. Ревуны получили своё название из-за громкого рёва, который издают самцы. Их голоса слышны на расстоянии 3 км. Этим рёвом животные предупреждают других обезьян, чтобы те не вторгались на их территорию. Это древесные животные. Они могут висеть на хвосте, который обвивается вокруг ветки, а передними лапами подносить ко рту пищу.
У самца чёртовой обезьяны (саки-монаха) вокруг лица и на плечах растут лохматые волосы, наподобие монашеского капюшона, сзади – толстый и пушистый хвост. Пугливые и осторожные, эти обезьяны живут высоко на деревьях и никогда не спускаются на землю.
Паукообразные обезьяны висят на ветвях, цепляясь хвостом и длинными передними конечностями. Некоторые могут делать прыжки, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Цепким хвостом эти обезьяны могут схватывать небольшие порции пищи и подносить ко рту. Питаются побегами растений, фруктами, насекомыми, птенцами и птичьими яйцами.
Туканы, обитатели экваториальных лесов, примечательны своими огромными клювами, размеры которых часто сравнимы с размерами их тела (сами птицы размером с ворону). Однако массивный на вид клюв на самом деле очень легкий, так как имеет тонкие стенки с воздушными полостями, а иначе тукан попросту не смог бы летать. Края клюва зазубрены, как пила, что помогает птице удерживать плоды, которыми тукан питается. Тело этих птиц в основном черное, горло обычно белое или желтое, а клюв может быть красным, желтым или черным. У всех туканов вокруг глаз имеется участок голой кожи. По характеру туканы любопытны, охотно контактируют с человеком. Пары у туканов образуются на всю жизнь.
Даже крысы там лазают по деревьям и питаются фруктами.
Уже известные вам ленивцы всю жизнь висят на ветках вниз головой: так удобнее есть листья. А знаете ли вы, почему серо-коричневая шерсть ленивца со временем приобретает зеленоватый оттенок?
Это происходит потому, что на волосках шерсти ленивца поселяются микроскопические водоросли. о этого шерсть животного и приобретает зеленоватый оттенок, имеющий защитное значение. Такой цвет зверька в дождевом тропическом лесу делает его совершенно не заметным для хищников.
Хищники – такие как пантера и другие крупные кошки – не уступают по ловкости своим жертвам.
А почему ягуар, охотясь, старается незаметно как можно ближе подобраться к своей добыче?
Ягуары – самые крупные представители кошачьих Южной Америки. Они не способны долго и быстро бежать, поэтому всегда стараются как можно ближе подобраться к своей добыче. Ягуар хороший пловец.
Кроме зверей и птиц на деревьях живут лягушки, ящерицы и змеи. Ящерицы имеют цепкие присоски на пальцах для лазанья. Древесные лягушки приспособились откладывать икру в воду, скапливающуюся после дождя у основания крупных листьев.
Среди обитателей экваториального леса много ночных животных. Днём они прячутся в густых кронах от жары, дождя, хищников, поэтому их окраска обычно неяркая. Наоборот, некоторые птицы и особенно бабочки, порхающие днём по освещённым верхушкам деревьев, окрашены в фантастические цвета.
В воздухе колибри демонстрируют фигуры высшего пилотажа - они могут летать вперед, назад, вверх-вниз, в стороны, способны неподвижно зависать в воздухе, а также взлетать и приземляться вертикально. Когда колибри зависает, её крылья описывают в воздухе восьмёрку. Такая траектория важна для того, чтобы оставаться в воздухе неподвижной, и для поддержания равновесия тела колибри в вертикальном положении (а не плашмя, как это делает большинство птиц).
Чтобы зависать в воздухе, колибри должны двигать крыльями с огромной скоростью - 50-80 взмахов в секунду! Колибри достигают максимальной скорости почти мгновенно после вылета из гнезда, и останавливаются также почти мгновенно, мягко приземляясь на тонкую веточку.
Для поддержания активной жизни, колибри нуждается в чрезвычайно эффективном "топливе", которое она получает в виде нектара из цветов. Она подлетает к цветку, чтобы проникнуть в него клювом, неподвижно зависает в воздухе, пока не соберёт достаточно нектара, а затем отлетает назад.
В течение дня колибри съедает количество пищи, которое в два раза превышает массу её собственного тела! Только представьте, если бы человек съедал 100-200 кг еды в день.
Колибри имеет уникальный, длинный клюв, напоминающий иглу.
С его помощью она глубоко проникает в цветок и достает из него нектар.
Колибри нуждается в нектаре с высоким содержанием сахара и должна питаться каждые 10 минут.
Тропический лес – вечнозелёный, но листья на деревьях не вечны, они постепенно заменяются. Отмирающие части растений, не съеденные в кронах, падают на землю. Здесь над ними трудятся муравьи, термиты, грибы и микроорганизмы. Через неделю от отмершего листа не остаётся и следа.
Термиты - это маленькие существа, похожие на муравьев. Они живут большими колониями и строят удивительные гнезда. Каждое из этих гнезд, построенных в форме башен, - архитектурное чудо. И самое интересное, что необходимо отметить: термиты-рабочие, которые строят такие большие дома, - слепые.
Главные враги колонии термитов - муравьи и те, кто питается муравьями. Во время таких нападений колония отправляет в бой группу смертников. Ширина входа в гнездо такая, чтобы пройти мог только один термит. Чтобы войти, требуется особое разрешение. Стражники-термиты, охраняющие вход, по запаху определяют, из их ли колонии тот термит, который пытается войти. Эти термиты выполняют функции некоей пробки, затыкающей вход, поскольку ширина их головы и ширина входа одинакова. Если на колонию кто-нибудь нападает, они выстраиваются друг за другом в узком проходе, прижимаются друг к другу и своими головами закрывают вход в гнездо.
Главный враг термитов – муравьед.
Где много дождей, там и рек много. В зоне экваториального леса находится крупная река Амазонка. Под сомкнутым пологом деревьев протекают их небольшие притоки. В них водятся прожорливые хищные рыбы пираньи и разноцветные крошечные гуппи.
Анаконда, или водяной удав — крупнейшая змея тропической Америки. Длина пойманных экземпляров достигала 11,4 м. Большую часть времени анаконда проводит в воде, причем она может долгое время находиться под водой. Охотится главным образом в воде и ночью, на берег же выбирается, чтобы съесть добычу и погреться. Питается анаконда в основном птицами и млекопитающими. Несмотря на многочисленные легенды, для человека она не опасна.
В тихой заводи неподвижно лежит крокодил, затаившийся в ожидании добычи.
|
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
*
Слайд 14
*
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20 Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
| 5
| Закрепление изучаемого материала
Игра «Рассели животных»
Детям предлагаются карточки с названиями животных экваториальных и смешанных лесов. Они должны «расселить» их в место обитания. (Приложение 3)
Игра «Зоопарк»
Учащиеся представляют, что они на экскурсии в зоопарке. На доске прикреплены обратной стороной карточки с изображением животных, обитателей зоопарка. Ученик выполняет роль экскурсовода. Он предлагает экскурсантам подойти к воображаемой клетке с животным. Экскурсовод рассказывает о животном, не называя его. Дети должны по рассказу узнать животное и назвать его.
Игра «Почта»
Ребятам читается письмо, которое пришло от животного экваториального леса с просьбой помочь. Они должны угадать, кто это и предложить варианты помощи этому животному.
| Слайд 24
| 6
| Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие обитатели экваториального леса вам запомнились?
- С каким ярусом особенно тесно связана жизнь животных? Почему?
- Почему в экваториальном лесу много обезьян?
Домашнее задание
Игра «Собери мозаику» (Дети собирают мозаику. На получившемся поле записано домашнее задание) (Приложение 4)
К сожалению, урок подходит к концу, а ещё много интересного осталось неизвестным. Я предлагаю сделать привал на островах расположенных вокруг Южной Америки. Выберите тот, на котором вам хочется остановиться именно сейчас.
|
Слайд 25
|
Приложение 2
1
| 2
|
| 4
|
|
| 7
|
| м
|
| 3
| о
|
| 6
| к
|
|
|
| а
|
| 5
| л
|
|
|
|
|
|
| п
|
|
| 8
|
| м
|
|
|
|
|
| я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания к кроссворду
Животное, у которого трудно определить, где голова, а где хвост, любитель термитов и муравьёв.
Насекомое, по виду напоминающее муравья, питается остатками растений.
Одна из самых длинных змей, убивает жертву, обвивая своим телом и сжимая, встречается в реке Амазонка.
Эти животные ведут древесный образ жизни. Цепкие хвосты используют в качестве дополнительной конечности. С помощью длинных конечностей и цепкого хвоста ловко передвигаются по деревьям, раскачиваясь на ветках.
Яркоокрашенные птицы. Среди них самый большой – ара.
Животное, получившее своё название из-за крайней медлительности и за то, что большую часть своей жизни проводит во сне.
Самые маленькие птички на земле, питающиеся нектаром растений.
Хищная кошка, живущая в лесах Амазонии.
Приложение 1
Укажи правильный ответ.
Экваториальные леса расположены там, где:
а) много тепла и влаги летом;
б) много тепла и влаги круглый год.
Подчеркни признаки экваториального леса:
деревья вечнозелёные, листопадные; плодоносят в течение года несколько раз; огромное разнообразие деревьев, кустарников, много ягодных кустарничков.
Закончи предложение.
Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли известные тебе растения экваториального леса:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи правильный ответ.
Экваториальные леса расположены там, где:
а) много тепла и влаги летом;
б) много тепла и влаги круглый год.
Подчеркни признаки экваториального леса:
деревья вечнозелёные, листопадные; плодоносят в течение года несколько раз; огромное разнообразие деревьев, кустарников, много ягодных кустарничков.
Закончи предложение.
Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли известные тебе растения экваториального леса:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
ара
| ленивец
| анаконда
| термиты
| медведь белый
| ворона
| обезьяна
| колибри
| ягуар
| муравьед
| ёж
| жаворонок
|
ара
| ленивец
| анаконда
| термиты
| медведь белый
| ворона
| обезьяна
| колибри
| ягуар
| муравьед
| ёж
| жаворонок
|
ара
| ленивец
| анаконда
| термиты
| медведь белый
| ворона
| обезьяна
| колибри
| ягуар
| муравьед
| ёж
| жаворонок
|
Здравствуйте, ребята. Я живу в экваториальном лесу. У нас очень красиво и чудесный чистый воздух.
Я веду малоподвижный образ жизни. Постоянно нахожусь в положении головой вниз. Мне так очень удобно. Питаюсь я листьями эвкалипта. Все говорят, что я медлителен, но я этого не замечаю. В последнее время человек очень сильно стал хозяйничать в нашем лесу. Если и дальше ничего не изменится, то я пропаду.
Ребята, мне грозит опасность. Помогите мне. |