1 Организационный момент





Скачать 137.32 Kb.
Название1 Организационный момент
Дата публикации18.09.2013
Размер137.32 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Биология > Вопрос

1

Организационный момент

Сегодня мы отправимся в путешествие на далёкий материк. Мы пересечём Европу на ЮЗ, перелетим через Атлантический океан в том же направлении.

- На какой материк мы попадём? (Южная Америка)

- Какая самая большая река? (Амазонка)

- В пойме реки Амазонки и пройдёт наш сегодняшний урок.

- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь. (Слайд-шоу с фотографиями перелёта)

Слайд 2

Слайд 3

2

Актуализация знаний

А теперь, друзья, все вместе
В лес войдем, там интересно.

Лес как дом многоэтажный,
Каждый ярус очень важный.
Сверху – ветер, солнце, дождь,
Снизу – сыро, не пройдешь.
Великаны все вокруг
Друг за другом встали в круг.

- Куда мы попали? Место кажется уже знакомым.

- Сейчас некоторым ребятам придётся пройти опрос. Это условие местных жителей. Эту ответственную работу мы поручим … . (Ребята работают с индивидуальным письменным заданием) (приложение 1)

- А пока они убеждают жителей в том, что хорошо знают растительность этого места, мы тоже вспомним, что нам известно.

- А где расположены экваториальные леса?

- Какую одежду вы взяли в путешествие?

- А какой предмет нельзя забыть ни в коем случае? Почему?
- Растения экваториального леса приветствуют вас и просят угадать, кто они. (Звуковые приветы от растений, дети отгадывают, что это за растение)

- Ребята, а как растения приспособились к жизни в таких непростых условиях?

- Почему многие растения плодоносят несколько раз в год?

- Один путешественник писал своим родным:

«Я нахожусь очень далеко от Родины. Сейчас я путешествую по экваториальным лесам. Погода здесь замечательная. Каждое утро идёт грибной дождик, но он быстро заканчивается. А какая тут красота! Тут растут пальмы, каучуковое дерево, шоколадное и кофейное дерево, красавицы ели и берёзы. По вечерам я собираю землянику. Но, к сожалению, скоро наступит зима и тут выпадет снег, поэтому мне пора собираться в путь. До скорой встречи!»

- Всё ли правильно написал путешественник?


Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

3

Целеполагание

-Что неизведанного осталось у нас в этих лесах?

- Что вы хотите о них узнать?

- Сегодня вместе с вами мы попробуем это сделать.




4

Изучение нового материала

- Вы любите разгадывать кроссворд?

- Предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет нам узнать, кто же обитает в лесах Амазонии. Чтобы его разгадать, нужно внимательно прочитать текст учебного пособия «Животный мир экваториальных лесов».

Работа в группах

Вначале дети читают задания кроссворда (приложение 2), а затем текст. Кто-то читает, остальные внимательно слушают и, если речь в тексте идёт о каком-то животном, смотрят, не подходит ли описание его под задание в кроссворде.

- О каких животных экваториального леса вы узнали из статьи?

Взаимопроверка кроссворда.

Устная страничка «А знаете ли вы …»

Большинство животных тропического леса живёт в кронах деревьев и питается плодами. Это различные обезьяны, летучие мыши, а из птиц – туканы, попугаи и многие другие.

Ревуны - одни из самых крупных обезьян, размером с большую собаку. Ревуны получили своё название из-за громкого рёва, который издают самцы. Их голоса слышны на расстоянии 3 км. Этим рёвом животные предупреждают других обезьян, чтобы те не вторгались на их территорию. Это древесные животные. Они могут висеть на хвосте, который обвивается вокруг ветки, а передними лапами подносить ко рту пищу.

У самца чёртовой обезьяны (саки-монаха) вокруг лица и на плечах растут лохматые волосы, наподобие монашеского капюшона, сзади – толстый и пушистый хвост. Пугливые и осторожные, эти обезьяны живут высоко на деревьях и никогда не спускаются на землю.

Паукообразные обезьяны висят на ветвях, цепляясь хвостом и длинными передними конечностями. Некоторые могут делать прыжки, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Цепким хвостом эти обезьяны могут схватывать небольшие порции пищи и подносить ко рту. Питаются побегами растений, фруктами, насекомыми, птенцами и птичьими яйцами.

Туканы, обитатели экваториальных лесов, примечательны своими огромными клювами, размеры которых часто сравнимы с размерами их тела (сами птицы размером с ворону). Однако массивный на вид клюв на самом деле очень легкий, так как имеет тонкие стенки с воздушными полостями, а иначе тукан попросту не смог бы летать. Края клюва зазубрены, как пила, что помогает птице удерживать плоды, которыми тукан питается. Тело этих птиц в основном черное, горло обычно белое или желтое, а клюв может быть красным, желтым или черным. У всех туканов вокруг глаз имеется участок голой кожи. По характеру туканы любопытны, охотно контактируют с человеком. Пары у туканов образуются на всю жизнь.

Даже крысы там лазают по деревьям и питаются фруктами.

Уже известные вам ленивцы всю жизнь висят на ветках вниз головой: так удобнее есть листья. А знаете ли вы, почему серо-коричневая шерсть ленивца со временем приобретает зеленоватый оттенок?

Это происходит потому, что на волосках шерсти ленивца поселяются микроскопические водоросли. о этого шерсть животного и приобретает зеленоватый оттенок, имеющий защитное значение. Такой цвет зверька в дождевом тропическом лесу делает его совершенно не заметным для хищников.

Хищники – такие как пантера и другие крупные кошки – не уступают по ловкости своим жертвам.

А почему ягуар, охотясь, старается незаметно как можно ближе подобраться к своей добыче?

Ягуары – самые крупные представители кошачьих Южной Америки. Они не способны долго и быстро бежать, поэтому всегда стараются как можно ближе подобраться к своей добыче. Ягуар хороший пловец.

Кроме зверей и птиц на деревьях живут лягушки, ящерицы и змеи. Ящерицы имеют цепкие присоски на пальцах для лазанья. Древесные лягушки приспособились откладывать икру в воду, скапливающуюся после дождя у основания крупных листьев.

Среди обитателей экваториального леса много ночных животных. Днём они прячутся в густых кронах от жары, дождя, хищников, поэтому их окраска обычно неяркая. Наоборот, некоторые птицы и особенно бабочки, порхающие днём по освещённым верхушкам деревьев, окрашены в фантастические цвета.

В воздухе колибри демонстрируют фигуры высшего пилотажа - они могут летать вперед, назад, вверх-вниз, в стороны, способны неподвижно зависать в воздухе, а также взлетать и приземляться вертикально. Когда колибри зависает, её крылья описывают в воздухе восьмёрку. Такая траектория важна для того, чтобы оставаться в воздухе неподвижной, и для поддержания равновесия тела колибри в вертикальном положении (а не плашмя, как это делает большинство птиц).

Чтобы зависать в воздухе, колибри должны двигать крыльями с огромной скоростью - 50-80 взмахов в секунду! Колибри достигают максимальной скорости почти мгновенно после вылета из гнезда, и останавливаются также почти мгновенно, мягко приземляясь на тонкую веточку.

Для поддержания активной жизни, колибри нуждается в чрезвычайно эффективном "топливе", которое она получает в виде нектара из цветов. Она подлетает к цветку, чтобы проникнуть в него клювом, неподвижно зависает в воздухе, пока не соберёт достаточно нектара, а затем отлетает назад.

В течение дня колибри съедает количество пищи, которое в два раза превышает массу её собственного тела! Только представьте, если бы человек съедал 100-200 кг еды в день.

Колибри имеет уникальный, длинный клюв, напоминающий иглу.

С его помощью она глубоко проникает в цветок и достает из него нектар.

Колибри нуждается в нектаре с высоким содержанием сахара и должна питаться каждые 10 минут.

Тропический лес – вечнозелёный, но листья на деревьях не вечны, они постепенно заменяются. Отмирающие части растений, не съеденные в кронах, падают на землю. Здесь над ними трудятся муравьи, термиты, грибы и микроорганизмы. Через неделю от отмершего листа не остаётся и следа.

Термиты - это маленькие существа, похожие на муравьев. Они живут большими колониями и строят удивительные гнезда. Каждое из этих гнезд, построенных в форме башен, - архитектурное чудо. И самое интересное, что необходимо отметить: термиты-рабочие, которые строят такие большие дома, - слепые.

Главные враги колонии термитов - муравьи и те, кто питается муравьями. Во время таких нападений колония отправляет в бой группу смертников. Ширина входа в гнездо такая, чтобы пройти мог только один термит. Чтобы войти, требуется особое разрешение. Стражники-термиты, охраняющие вход, по запаху определяют, из их ли колонии тот термит, который пытается войти. Эти термиты выполняют функции некоей пробки, затыкающей вход, поскольку ширина их головы и ширина входа одинакова. Если на колонию кто-нибудь нападает, они выстраиваются друг за другом в узком проходе, прижимаются друг к другу и своими головами закрывают вход в гнездо.

Главный враг термитов – муравьед.

Где много дождей, там и рек много. В зоне экваториального леса находится крупная река Амазонка. Под сомкнутым пологом деревьев протекают их небольшие притоки. В них водятся прожорливые хищные рыбы пираньи и разноцветные крошечные гуппи.

Анаконда, или водяной удав — крупнейшая змея тропической Америки. Длина пойманных экземпляров достигала 11,4 м. Большую часть времени анаконда проводит в воде, причем она может долгое время находиться под водой. Охотится главным образом в воде и ночью, на берег же выбирается, чтобы съесть добычу и погреться. Питается анаконда в основном птицами и млекопитающими. Несмотря на многочисленные легенды, для человека она не опасна.

В тихой заводи неподвижно лежит крокодил, затаившийся в ожидании добычи.


Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

*

Слайд 14

*

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20 Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23


5

Закрепление изучаемого материала

  1. Игра «Рассели животных»

Детям предлагаются карточки с названиями животных экваториальных и смешанных лесов. Они должны «расселить» их в место обитания. (Приложение 3)

  1. Игра «Зоопарк»

Учащиеся представляют, что они на экскурсии в зоопарке. На доске прикреплены обратной стороной карточки с изображением животных, обитателей зоопарка. Ученик выполняет роль экскурсовода. Он предлагает экскурсантам подойти к воображаемой клетке с животным. Экскурсовод рассказывает о животном, не называя его. Дети должны по рассказу узнать животное и назвать его.

  1. Игра «Почта»

Ребятам читается письмо, которое пришло от животного экваториального леса с просьбой помочь. Они должны угадать, кто это и предложить варианты помощи этому животному.


Слайд 24

6

Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие обитатели экваториального леса вам запомнились?

- С каким ярусом особенно тесно связана жизнь животных? Почему?

- Почему в экваториальном лесу много обезьян?

Домашнее задание

Игра «Собери мозаику» (Дети собирают мозаику. На получившемся поле записано домашнее задание) (Приложение 4)

К сожалению, урок подходит к концу, а ещё много интересного осталось неизвестным. Я предлагаю сделать привал на островах расположенных вокруг Южной Америки. Выберите тот, на котором вам хочется остановиться именно сейчас.


Слайд 25


Приложение 2

1

2




4







7




м




3

о




6

к










а




5

л



















п







8




м
















я











































































































Задания к кроссворду


  1. Животное, у которого трудно определить, где голова, а где хвост, любитель термитов и муравьёв.




  1. Насекомое, по виду напоминающее муравья, питается остатками растений.



  1. Одна из самых длинных змей, убивает жертву, обвивая своим телом и сжимая, встречается в реке Амазонка.



  1. Эти животные ведут древесный образ жизни. Цепкие хвосты используют в качестве дополнительной конечности. С помощью длинных конечностей и цепкого хвоста ловко передвигаются по деревьям, раскачиваясь на ветках.



  1. Яркоокрашенные птицы. Среди них самый большой – ара.



  1. Животное, получившее своё название из-за крайней медлительности и за то, что большую часть своей жизни проводит во сне.



  1. Самые маленькие птички на земле, питающиеся нектаром растений.



  1. Хищная кошка, живущая в лесах Амазонии.


Приложение 1


  1. Укажи правильный ответ.

Экваториальные леса расположены там, где:

а) много тепла и влаги летом;

б) много тепла и влаги круглый год.


  1. Подчеркни признаки экваториального леса:

деревья вечнозелёные, листопадные; плодоносят в течение года несколько раз; огромное разнообразие деревьев, кустарников, много ягодных кустарничков.


  1. Закончи предложение.

Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья _______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечисли известные тебе растения экваториального леса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Укажи правильный ответ.

Экваториальные леса расположены там, где:

а) много тепла и влаги летом;

б) много тепла и влаги круглый год.


  1. Подчеркни признаки экваториального леса:

деревья вечнозелёные, листопадные; плодоносят в течение года несколько раз; огромное разнообразие деревьев, кустарников, много ягодных кустарничков.


  1. Закончи предложение.

Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Перечисли известные тебе растения экваториального леса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3
d:\работа\учебные предметы\чел. и мир\урок тропики\s45575.jpg

ара

ленивец

анаконда

термиты

медведь белый

ворона

обезьяна

колибри

ягуар

муравьед

ёж

жаворонок



ара

ленивец

анаконда

термиты

медведь белый

ворона

обезьяна

колибри

ягуар

муравьед

ёж

жаворонок



ара

ленивец

анаконда

термиты

медведь белый

ворона

обезьяна

колибри

ягуар

муравьед

ёж

жаворонок


d:\работа\учебные предметы\чел. и мир\урок тропики\parrot001-web.jpg

Здравствуйте, ребята. Я живу в экваториальном лесу. У нас очень красиво и чудесный чистый воздух.

Я веду малоподвижный образ жизни. Постоянно нахожусь в положении головой вниз. Мне так очень удобно. Питаюсь я листьями эвкалипта. Все говорят, что я медлителен, но я этого не замечаю. В последнее время человек очень сильно стал хозяйничать в нашем лесу. Если и дальше ничего не изменится, то я пропаду.

Ребята, мне грозит опасность. Помогите мне.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
1 Организационный момент iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
1 Организационный момент iconПлан лекции Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
1 Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
1 Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
1 Организационный момент iconУчитель Желубенкова Н. А
Организационный момент: настроить учащихся на урок, объяснить цель и задачи урока
1 Организационный момент iconТематическое планирование
Организационный момент. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их
1 Организационный момент iconСтроители, хранители слова
Организационный момент: приветственное обращение учителя к ученикам; сообщение цели мероприятия
1 Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
1 Организационный момент iconУрока Организационный момент
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании
1 Организационный момент iconУроки православной куьтуры
Организационный момент(приветствие, запись и озвучание темы урока, фиксация отсутствующих)
1 Организационный момент iconОрганизационный момент
Отработка чтение, произношения и перевод скороговорки на противопоставление согласных s и sh, а так же на различия в тонах
1 Организационный момент iconУрок 34, стр. 98, правило, №1,3,5,7
Организационный момент. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их
1 Организационный момент iconКонспект урока. Организационный момент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
1 Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
1 Организационный момент iconХод урока организационный момент
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск